ВВЕДЕНИЕ 3
1 Хозяйство эвенков 10
1.1 Охота 10
1.2 Рыболовство 18
1.3 Оленеводство 24
1.4 Скотоводство и второстепенные виды хозяйственной деятельности 28
2 Материальная культура эвенков 38
2.1 Средства предвидения 38
2.2 Жилища, стойбища, хозяйственные постройки и утварь 44
2.3 Одежда 51
2.4 Пища и напитки 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы в первую очередь определяется необходимостью возрождения культуры эвенков. В дореволюционный период хотя и произошла трансформация традиционной материальной и духовной культуры, но, тем не менее, в целом эвенки сохранили традиционный уклад жизни, свою этническую самобытность. Каждый народ богат своим культурным наследием. Их традиции, верования, фольклор - огромное достояние мирового значения, т.е. каждая культура, есть зона оригинального культурного творчества, придающая всемирной истории неповторимый облик.
На сегодня при кажущемся обилии работ, область материальной культуры эвенкийского этноса еще не получила целостного освещения. Изучение данной проблемы в исторической науке преимущественно шло по отдельным ее областям. А ведь исследование предметов материальной культуры позволяет выяснить происхождение народа, истоки его культуры, роли народа в истории мировой культуры. Вопросы материальной культуры являются неотъемлемой частью этнической истории любого народа, она отражает уровень и характер развития общества, его духовную жизнь.
Основой исследования в дипломной работе явились труды советских этнографов, исследователи периода Российской империи, а так же записки иностранцев, которые вели торговлю на территории Российской империи, все они внесли большой вклад в исследования культуры эвенков.
Эверт Избрант Идес выходец из Глюкштадта в Голштинии. Торговал в России с 1677 г, с 1687 г. поселился постоянно, войдя в группу иностранных купцов, глубоко укоренившихся в России - так называемых «московских торговых иноземцев» . Царями Иваном Алексеевичем и ПетромАлексеевичем был послан в Пекин к богдыхану во главе посольства 1692 - 1695 гг. Эверт Избрант Идес является одним из исследователей народов Сибири. В своей книге «Записки о русском посольстве в Китай 1692 - 1695» он посвятил не только истории своего путешествия, но и записал ценные сведения, касающиеся эвенков. В своих отрывках об эвенках он дает информацию об их одежде, способах охоты, строительства жилищ, погребальные обряды их зимние и летние занятия и многое другое.
Доктор Д. Г. Мессершмидт, приглашённый Петром I для естественно исторического изучения Сибири и сбора лекарственных трав, был в путешествии по Сибири 5 лет (выехал из Тобольска в марте 1721 г. и вернулся туда в феврале 1726 г.). Из них почти три года он проездил по местам кочеваний тунгусов (эвенков). На протяжении 5-ти лет вел дневник, в котором сохранились записи о малочисленном народе Сибири эвенки. В его дневнике можно встретить информацию расселении эвенков, численности и роде их деятельности. Как отмечала Василевич дневники Д. Г. Мессершмидт, являются важным источником для изучения жизни эвенков.
Матвей Матвеевич Геденштром надворный советник, исследователь севера Сибири . В своих работах по изучению Сибири Геденштром понимал, что Сибирь это важнейшая часть Российской Империи особенно для будущих времен - остается еще во всех отношениях краем малоизвестным или худо понимаемым. И поэтому в его записях сохранилось достаточно информации не только нахождение рек и озер, но и народностях, которые заселяли эту дикую территорию.
Большой вклад в изучении материальной культуры народов Сибири внесла крупнейший специалист в области тунгусоведения Василевич. Глафира Макарьевна . Большую научную значимость представляет ее работа «Эвенки», где на основе литературных, музейных и архивных источников собран обширный материал, освещающий вопросы хозяйства, культуры эвенков, народа родственных эвенам. Поистине уникальную ценность составляют её сводные статьи, напечатанные в сборниках Музея археологии и этнографии: «Типы обуви у народов Сибири»; «Тунгусский нагрудник»; «Тунгусский кафтан»; «Тунгусская колыбель». Для работ Г.М. Василевич характерны стремление к объяснению происхождения тех или иных объектов традиционной материальной культуры эвенов и эвенков.
Выдающимся этнографом в области изучения культуры эвенков это Владилен Александрович Туголуков (1926 - 1989 гг.) этнограф-сибиревед, специалист по истории и этнографии тунгусоязычных народов, который написал так же множество работ по эвенкам . В большинстве его работ редко можно встретить описания культуры эвенков. Тоголуков в своих работах большой акцент делает на этногенез эвенков. В своих работах он рассматривает расселение и численность сибирских эвенков по отдельным регионам за период XVII - начала ХХ вв., а так же этносоциальную структуру и взаимодействие эвенков с якутами, русскими, долганов и других этносов.
Уварова Татьяна Борисовна, в своих работах анализируются процессы этнодемографического, этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития эвенков в составе Российского государства.
Следующим этнографом в области изучения эвенков будет являться Туров Михаил Григорьевич . Его работы посвящены анализу хозяйств одного из малочисленных народов Сибири - эвенков в конце XIX - начале XX вв. В них дается развернутая характеристика различных видов производственной деятельности, места последних в общей системе хозяйства, выясняются главные принципы освоения среды. В работах содержится богатый материал о конкретных способах адаптации, рациональных знаниях эвенков, о таких элементах жизнеобеспечения, как поселения, жилище, пища.
Ермолова Надежда Всеволодовна кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии Сибири, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого . Всего проведено 10 полевых сезонов среди эвенков Амурской области, Хабаровского края, Сахалина, Якутии и Эвенкийского автономного округа. Предлагаемые работы посвящены формированию эвенков, занимающих в настоящее время территорию Приамурья, Сахалина, Якутии, где Ермолова пытается показать закономерности, по которым происходило взаимодействие между эвенками живущих на разных территориях. Так же в своей диссертации она приводит примеры и доводы, по какому признаку происходило сходство культур разных этносов.
Кривошапкин Михаил Фомич русский врач, этнограф фольклорист . В своей работе «Записки Сибирского отдела» подробно описал тунгусов, но данное описание получило форму отрывочных заметок, но все равно данные, которые были получены, являются ценными для изучения традиционной культуры эвенков.
Попов Николай Александрович русский этнограф, который в 1925 - 26 гг. побывал у Туруханских тунгусов в качестве участника экспедиции Комитета Севера. Проведя год в экспедиции, он написал работу, посвященную пищи тунгусского населения, в которой проводил аналогии культурных этносов по вопросу их питания. В своей работе он представил описания традиционной тунгусской (эвенкийской) пищи и способов её приготовления.
Цель работы - является систематизированное историко-этнографическое описание и изучение хозяйственной и традиционной материальной культуры эвенков до начала ХХ в.
Задачи работы будут следующие:
1. Характеристика основных компонентов материальной культуры эвенков изучаемого периода в тесной связи с хозяйственной деятельностью и природно - климатическими условиями.
2. Выявление как особенного, так и общего в элементах материальной культуры эвенков
3. Сопоставление данных по материальной культуре с аналогичными материалами других народов Сибири и Севера и на этой основе освещение исторических и этнокультурных связей эвенов с другими народностями Севера.
Объектом исследования в данной работе будут выступать эвенки. А предметом исследования уже выступит методы и способы применения в хозяйственной деятельности эвенков.
В настоящее время эвенки живут компактными группами в Эвенкийском автономном округе, в Катангском районе Иркутской области, в Витимско - Олекмийском районе Читинкой области, в Алданском районе Якутии и в Аянском и Чумиканском районах Хабаровского края. Во всех других областях они живут смешано с другим населением.
Хронологические рамки данного исследования будут с XVII - начало ХХ вв.
В источниковедческой базе мы можем отметить повествовательный источник Григорий Иванович Спасский русский историк, исследователь Сибири . В своих работах он описал богатейший материал по истории, археологии, этнографии. В своей работе «О сибирской оленной и собачьей езде» представлены очерки, о тунгуской езде на оленях и способах ухаживания за ним.
Так же в источниковедческой базе отметим заметки русских миссионеров, которые занимались распространением христианства среди населения с иным вероисповеданием.
Методология работы. Многоаспектность предмета исследования определила, широки спектр подходов и методов. Основой для исследования были выбраны следующие методы:
Хронологический метод позволил выявить, как развивалась культура эвенков на протяжении с XVII - начало ХХ в., что было их исконной культурой, а что позже они переняли у пришлого населения.
Метод исторического моделирования позволил нам обнаружить, что именно сохранили эвенки до ХХ - го в., а именно какими способами или орудиями труда пользуются до сих пор.
С помощью метода аналогии стало возможным выявить, откуда был заимствован тот или иной способ постройки жилищ.
Благодаря аналогии стали известны причины заимствования культуры одних эвенков у других этнических групп.
Анализ позволил выделить определенные признаки того или иного способа охоты на оленя, ловли рыбы, введения скотоводства.
Синтез позволил выявить полюсы и минусы изучаемого предмета, так же дал возможность выделить недостатки данного предмета.
Научная новизна. Новизна работы, прежде всего, заключается в том, что автор делает попытку обобщения и систематизации, накопленных этнографической наукой данных по вопросам материальной культуры, тем самым создает целостную картину материальной культуры эвенков XVII - начала ХХ вв.
Практическая ценность заключается в том, что собранный материал работы может быть использован в дальнейших исследованиях в области материальной, духовной и социальной культуры эвенов, а также других народов Сибири для сравнительно-сопоставительного анализа. Полученные результаты могут быть применены в лекционных курсах по этнографии, а также при подготовке специального учебного курса по национальной культуре народов Сибири. Работа представит интерес для историков, этнографов, музееведов, преподавателей общеобразовательных школ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Анализ традиционной культуры эвенов позволяет сделать ряд обобщений, касающихся материальной культуры, этнической истории и этнических взаимодействий с другими народами Сибири.
Материальная культура эвенков, начиная с охоты и кончая пищей, соответствовала их жизненному укладу. Кочевой образ жизни повлиял на тип жилищ. Как правило, у кочевого этноса жилище носили временный характер в отличие оседлого. В разных территориальных группах эвенков жилища имели свои особенности. Если на севере жилища представляли собой более утепленные и количество шкур покрывающие жилище было больше, то эвенки, жившие на юге, затрачивали материала меньше. Свои особенности имели также жилища оседлых эвенков, в отличие от кочевых.
Способы и средства передвижения эвенов также были приспособлены к постоянным перекочевкам в течение всего года. В изучаемый период для них были характерны вьючно-верховой и упряжный виды транспорта. Хотя постепенная трансформация жизни эвенков позволяет им отказываться от оленей и осваивать технику, которая более продуктивна и быстра, чем олень. Но и по сей день у большинства групп эвенков олень является единственным способом передвижения на большие расстояния.
Охота у венков так же подвергается изменениям. В настоящее время большинство групп эвенков уходят от традиционных способов охоты. Если в XVII в. и последующих веках эвенки использовали примитивные орудия охоты: пальму, лук, которыми охотились на оленя, кабаргу, соболей, медведей, лосей, то с появлением русского населения они получили усовершенствованное огнестрельное оружие. С появление ружья уходят на второй план и загонная, засадная охота, когда эвенки собирались группой и загоняли животное. Но традиционные способы охоты на пушного зверя у эвенков сохранились и по сей день, такие способы как выкуривание соболя из дупла дерева, охота «обметом» или охота плашками и кулемами. Данные способы ловли пушного зверя перенимали и русские, которые использую их, но на смену ловушкам пришли современные капканы. Они были более эффективны, чем ловушки, но на периоды XVII - XVIII вв. они находились в дефиците.
Анализ рыболовства эвенков приводит к выводу, что рыбалка у большинства групп эвенков стояла на втором плане поле охоты, но являлась так же необходимостью в случае нехватки мяса. Так же наблюдается наличие различных типов лодок в основном у оседлого населения, живущего по берегам рек и побережьям, основным занятием которых было рыболовство, причем лодки в большей степени были промысловыми, чем транспортными. Но, так же как и охота, способы рыбной ловли претерпели изменения, если древним охотничьими способами, сохранившиеся до сих пор, были прокол рыбы и стрельба по ней из лука, то теперь на ее смену пришло все тоже ружье из которого стреляют в рыбу. Характерным для эвенков ловля рыбы кирками, острогой, гарпуном и трезубцами ушла а второй план на данное время их заменили сети и самоловы, которые способствовали увеличению объема ловли и были менее затрате по времени.
Проведенный выше обзор традиционной одежды эвенов показал, что в ней хорошо сохранились традиции и элементы южного и северного происхождений. Традиции южного происхождения прослеживаются в фасоне и покрое распашного типа одежды. Северный компонент прослеживается в одежде закрытого типа.
Претерпела изменения и хозяйственной деятельности эвенков. Если первоначально эвенков считали оленеводами кем они и являются, то с приходом русских было перенято земледелие, что не было характерно для эвенков. Сведения о земледелии эвенков относятся к концу XVIII в., было связанно с коренной ломкой традиционного уклада - переход от кочевания к оседлости. В местах, смежных с русскими, эвенки, не ушедшие в тайгу и ставшие безоленными, строили себе деревянные дома и перенимали от соседей навыки сельского хозяйства. Они приобретали лошадь, корову, разводили огороды, а некоторые из них выкорчевывали в тайге небольшие участки и распахивали землю под посев. Но важно заметить, что земледелие было частью только некоторых групп эвенков к ним относились эвенки, оставшиеся на левых притоках Ангары и на Илиме, а именно вехнеленские, забайкальские, охранявшие государственные границы, а также безоленные, оставшиеся жить на левых притоках Амура. А что касается остальных групп эвенков, то для них было характерно вести скотоводческий образ жизни.
Что до рациона питания всех эвенков в конце XIX в. входила мясная пища, по сезонам чередовавшаяся с рыбной и растительной. Поскольку эвенки - охотники вели преимущественно бродячий образ жизни, заготовка запасов на длительные периоды для них не была характерной. Поэтому на охоте и на рыбалке выработались навыки не убивать больше того, что нужно для питания в ближайшее время. Важно отметить, что рацион питания эвенков претерпел не сильное изменения. В рацион питания у эвенков все так же входит поедание сырого и сушеного мяса, мозга и других органов дичи.
В целом, традиционная культура эвенков характеризуется во всех смыслах как культура таежных охотников и оленеводов. Она отображает восприятие таежной природы эвенками, передает уважительное и бережное отношение к природе, вписываясь в нее, как естественная и неотъемлемая часть. Многие элементы материальной культуры эвенков восходят к неолитической эпохе охотников, что показывает анализ имеющихся источников.
Традиционная материальная культура эвенков, а также и других народов Севера, представляет собой ценнейший материал для изучения его истории, роли народа в истории мировой культуры. Исследование материальной культуры эвенков, одного из тунгусских народов, может пролить свет на многие вопросы этнической и культурной истории народов Крайнего Севера и Сибири, их социальной жизни, культурно-бытовых связей на разных этапах исторического развития. В дальнейших исследованиях нужно еще глубже изучить отдельные элементы материальной культуры, их генезис и историю развития на современном этапе.
Сохранение традиционной культуры и языка - первостепенная проблема малочисленных народов Севера в настоящее время. Каждый народ должен знать свою историю, традиции своих предков и передавать эти знания из поколения в поколение. Видно, в этом логика жизни: не познав свое, не поймешь чужое.
1. Краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Красноярского края» (ГКБУ «ГАКК»)
Ф. 667 «Петропавловской, Хатангской, Богоявленской, Усть — Абаканской церквей о миссионерской деятельности» Д. 138., 1802 — 1909 гг.
2. Краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Красноярского края» (ГКБУ «ГАКК»)
Ф. 817 «Разные примечания, относящиеся до орд кочующих вверху р. Енисея очерки Спасского. Г. И.» Д. 24., 1822 — 1865 гг.
3. Краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Красноярского края» (ГКБУ «ГАКК»)
Ф. 805 «Спасский. Г. И. О сибирской оленной и собачьей езде» Д. 430., 1803 - 1853гг, Д. 430., 1803 - 1853гг.
Литература
1. Антропова В.В. Водные средства передвижения / В.В.Антропова // Издптельство Академия Наук СССР. - 1961. - 48 с.
2. Богораз В. Г. Северная охота / В. Г. Богораз. - М.: Молодая гвардия. - 1931. - 179 с.
3. Василевич Г. М. Эвенки Историко - этнографические очерки (XVIII — начало XX в.) / Г. М. Васильевич. - Л.: НАУКА. - 1969. - 305 с
4. Василевич Г.М. Ессейско — гирингдинские эвенки / Г.М.Василевич // академия наук СССР / Г.М. Василевич. - М.-Л.: Наука. - 1951. - 60 с.
5. Василевич Г.М. Тунгусский кафтан / Г.М. Василевич // М.-Л.: Академия наук СССР, 1958. - 122 с.
6. Василевич, Г. М. Типы обуви народов Сибири / Г.М.Василевич // академия наук СССР. - М.-Л.: Наука. - 1963. - 64 с.
7. Василевич. Г. М. Уганд - жилище эвенков Яблонового и Станового хребтов / Г.М.Василевич. - М.-Л.: Академия наук СССР. - 1963. - 53 с.
8. Василевич Г. М. Корытообразная нарта сымских эвенков / Г.М.Василевич. - М.-Л.: Академия наук СССР. - 1963. - 64 с.
9. Василевич Г. М. Енисейско-черингдинмкие эвенки / Г.М.Василевич. - М.-Л.: Академия наук СССР. - 1963. - 33 с.
10. Василевич. Г. М. Левин. М. Г. Типы оленеводства и их происхождение / Г.М.Василевич М.Г. Левин. - М.-Л.: Академия наук СССР. - 1951. - 28 с.
11. Геденштроп М. М. Отрывки о Сибири / М.М.Геденштроп. - СПБ.: Типография медицинмкого Санкт-Петербуржского департамента министерства внутренних дел, 1850. - 178 с.
1 2. Долгих Б. О. Расселение народов Сибири в XVII веке / Б.О.Долгих // академия наук СССР. - М.: Академия наук СССР. - 1952. - 12 с.
1 3. Ельницкий К. В. Тунгусы / К.В.Ельницкий. - СПб.: Издание М. М. Гутзаца, 1908. - 55 с.
14. Ермолова. Н. В. Эвенки Приамурья и Сахалина XVII - начало XX вв. / Н.В.Ермолова. - Л.: Академия Наук СССР институт Этнографии им. Н.Н.Миклухо Маклая, 1984. - 205 с.
15. Идес Э. И. Записки о Русском Посольстве в Китай (1692-1695) / Э.И.Идес // Главная редакция восточной литературы. - 1967. - 404 с.
16. Кайгородов А. М. Эвенки в Трехречье (по личным наблюдениям) / А.М. Кайгородов // Советсая этнография. - 1968. - 131 с.
17. Кривошапкин М. Ф. Записки Сибирского отдела / М.Ф.Кривошапкин. - Иркутск: Русское географическое общество, 1863. - 52 с.
18. Мессершмидт Д.Г. Дневник путешествия из Тобольска через Тару,
Томск и дальше в Сибирском государстве. 1721 - 1722. /Д.Г.Мессершмидт. И.: Б.и., 2012. - 30 с.
19. Мордвинов А. Инородцы, обитающие в Туруханском крае / А.Мордвинов // Вестник Императорского Русского географического общества. - 1860. - 64 с.
20. Попов Н. А. Пища тунгусов / Н.А.Попов // Восточно - Сибирского отдела Русского географического общества. - 1938. - 32 с.
21. Самохин А. Т. Тунгусы Бодайбинского района: Статистико-экономический очерк / А.Т.Самохин // Сибирская живая старина. - 1907. - С. 66 - 86.
22. Степанов Н. Н. Хозяйство тунгусских племен Сибири в XVII в. / Н. Н. Степанов // Ученые Записки пединститута им. А.И. Герцена. - 1961. - С.210 - 212.
23. Тоголуков В. А. Тунгусы Эвенки бассейна реки Турухан / В. А. Тоголуков. - М.: Наука, 1974. - 81 с.
24. Тоголуков В. А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири / В. А.Тоголуков. - М.: Наука, 1985. - 143 с.
25. Толстова С. П. Народы мира «Этнографические очерки» / С.П.Толстова. - Л.: Академия наук, 1956. - 1142 с.
26. Туров М. Г. Хозяйство эвенков таежной зоны Средней Сибири в конце XIX — начале XX в.: принципы освоения угодий / М. Г. Туров // Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1990. - 176 с.
27. Уварова Т. Б. Нерчинские эвенки в XVIII - XX веках / Т.Б. Уварова. - М.: Российская академия наук, 2005. - 158 с.