Введение 3
Глава I. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы. 5
§1. Противодействие коррупции на государственной гражданской службе: понятие, основные этапы правового регулирования 5
§2. Правовое регулирование противодействию коррупции государственных гражданских служащих. 10
§3. Виды коррупционных правонарушений государственных гражданских служащих 15
§4. Ответственность государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения 21
Глава II. Меры по предупреждению коррупции государственных гражданских служащих 29
§1 Предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими 29
§2. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на государственных гражданских служащих. 37
§3. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов государственных гражданских служащих. 45
Заключение. 56
Список использованных источников 58
Коррупция была, есть и, к сожалению, будет всегда, от неё невозможно избавиться полностью, но можно ослабить до такого состояния, когда коррупция не подрывает основы государственности, не мешает нормальному функционированию и развитию общества и, следовательно, не представляет серьезной опасности. К сожалению, в России коррупция распространена на все сферы и уровни жизнедеятельности современного российского общества и фактически становится его атрибутом. Лишь в последнее время стал замечаться положительный сдвиг в этой ситуации, наконец-то в новостях, из газет, в Интернете стали появляться сообщения о разоблачении и привлечении к ответственности крупных коррупционеров. Несомненно, это происходит не только благодаря общему улучшению правосознания всего государства и отдельного человека, но и благодаря мерам по противодействию коррупции закрепленным в правовых актах. В данной работе я буду рассматривать эти меры на примере государственной гражданской службы, как наиболее многочисленной и, на мой взгляд, наиболее коррумпированной сфере государственной службы.
Всё вышесказанное обосновывает мой интерес к этой работе и её актуальность.
Объектом исследования являются меры по противодействию коррупции в государственной гражданской службе. Предметом исследования являются сущность, структура, функции, основные элементы и принципы данных мер.
Целью исследования является изучение конкретных мер по противодействию коррупции, то как они действуют на практике для нахождения возможных пробелов, несовершенств законодательства, его применения в реалиях государственной гражданской службы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ законодательства о регулировании коррупции в государственной гражданской службе.
2. Рассмотрение и раскрытие понятия коррупции в государственной гражданской службе.
3. Определение видов коррупционных правонарушений и ответственности за неё в государственной гражданской службе.
4. Рассмотрение конкретных мер по противодействию коррупции государственных гражданских служащих.
Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав разделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Коррупция - явление явно негативное и она неотъемлемая часть государства, но это не значит, что надо опускать руки, надо с ней бороться, именно для этого создано столько нормативно-правовых актов на государственном и международном уровне, которые направлены на регулирование и противодействие коррупции прямо или косвенно.
Из этого исходит одна из проблем, а именно при огромном количествое правовых актов, устанавливающих меры по противодействю коррупции, отсутствии, зачастую, системного решения в них одного и того же вопроса, приводит к отсутствию единообразия в правоприменительной практики. Представляется необходимым осуществление, в связи с этим, систематизации федерального законодательства, регулирующего стандарты антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих.
Решения требуют и некоторые технические проблемы реализации мер по противодействию коррупции сопоставление сведений о доходах текущего и предыдущих годов проводится в ручную. Это нерационально использует силы и отнимает много времени государственных служащих, что приводит к проблеме, человеческий фактор: а именно усталость, загруженность, невнимательность может привести к ошибке, которая повлияет на конечный результат сопоставления и вынесение неправильного решения о назначении или не назначении проверки. Представляется необходимым автоматизировать процесс заполнения и сопоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, путём создания по каждому учреждению государственной гражданской службы единой базы данных в электронном варианте, в которых бы хранились справки о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за предыдущие года, и была возможность их сопоставления в этой программе.
Также есть коллизии и пробелы в законодательстве, которые также нуждаются в разрешении. В связи с этим представляется целесообразным внести изменения в пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части указания на то, что обязанность передачи ценных бумаг в доверительное управление возникает, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов, а так же разработать нормативный акт в форме закона или подзаконного акта, который бы регулировал передачу в доверительное управление имущества государственных гражданских служащих.
В заключении, хотелось бы высказать пожелание на изменение правосознания российского общества в лучшую сторону, уменьшения ситуаций правового инфантилизма и нигилизма в стране, без чего невозможно нормального функционирование права и противодействия коррупции как одного из его направлений.
1) Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ // СПС "Консультант-плюс"
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС "Гарант"
3) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // [Электронный ресурс]: http://www.un.org/ru / Официальный сайт Организации
объединённых наций
4) Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // СПС "Консультант-плюс"
5) Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СПС "Гарант"
6) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // СПС "Консультант-плюс"
7) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС "Консультант-плюс"
8) Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // СПС "Гарант"
9) Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // СПС "Гарант"
10) Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов » // СПС "Гарант"
11) Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС "Консультант-плюс"
12) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС "Консультант-плюс"
Ненормативные акты
13) Приказ ФСИН от 2 мая 2017 №163 «О вынесении строгого выговора в отношении И.»
14) Аппеляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 декабря 2015 г. По делу №33-1420/2015 г. «По иску о признании незаконным приказ Инспекции Федеральной налоговой службы о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта) с работником (увольнении, освобождении от должности), восстановлении на работе в прежней должности главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок Инспекции Федеральной налоговой службы с 16 июля 2015 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, по апелляционной жалобе на решение Нальчикского городского суда КБР от 29 сентября 2015 года // [Электронный ресурс]: судебныерешения.рф / Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
Специальная литература.
15) А.М. Шилкин. Оптимизация механизмов регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Управление в современных системах №2 2014 г. 10 с.
16) Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2004. — 194 с.
17) Борзенков Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. 30-31 с.
18) Департамент государственной и гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации // Российское военное обозрение № 1 (81), январь 2011
19) Ильяков А.Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления // Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2015 г. - 178 стр.
20) Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право, 2013, вып. № 1, 6 с.
21) Комиссаров В.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. 26-30 с.
22) Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273- ФЗ "О противодействии коррупции"(постатейный) // под ред. С.Ю. Наумова,
С.Е. Чаннова / "Юстицинформ", 2009.
23) Куракин А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2008. № 4.
24) Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Под редакцией профессора Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация, 2015. - С. 361.
25) Криминология : учеб. для юрид. вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999. 510 с.
26) Крюкова Н. И. Возникновение и история развития коррупции в России // Изд. группа Юрист-М., 2013, 25-30 с.
27) Мамитова Н.В. Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в современной России // NB: Вопросы права и политики. / 2014. № 11. 1-14 с.
28) Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства.: учеб-практ. пособие-М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 65-78 с.
29) Мелешко А. О. Объект и предмет антикоррупционной экспертизы // Вестник ОмГУ. Сер. Право. 2012. № 1. С. 161.
30) Мелешко А.О. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы правовых актов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2015. — 199 с.
31) Н. Ахметова. Конфликт интересов на государственной службе // Власть №12 2013 г. 124-127 с.
32) Основы противодействия коррупции: учебник / вступ. статья Н.Д. Никандров - Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования, Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности 2012. - 302 с.
33) Практика противодействия коррупции в России и за рубежом: современные реалии и перспективы: материалы V Всероссийской молодежной научно-практической конференции, 9 декабря 2013 г.; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2014.
34) Проблемы законотворчества Российской Федерации : труды Института законодательства Российской Федерации № 53. М., 1993. 98 с.
35) Прозументов Л.М. К понятию «коррупция» в российском уголовном законодательстве // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства : материалы регион. науч.-практич. конф. / отв. ред. И.Ю. Остапович. Горно-Алтайск, 2010. 157-160 с.
36) Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции // Управление ООН по наркотикам и преступности / Вена, 2012 г. 304 с.
37) Свод законов Российской Империи // СПС "Консультант-плюс "
38) С.М. Будатаров. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Право 1 февраля 2012 г. 106¬110 с.
47 СПС Консультант-плюс