Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

Работа №24821

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
901
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов принимающие родители 10
1.1 Процесс формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов
в принимающие родители 10
1.1.1 Анализ нормативно-правовой литературы 13
1.1.2 Психологическая готовность субъектов к процедуре приема 17
1.1.3 Психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи
у детей-сирот 20
1.1.4 Психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи
у кандидатов в принимающие родители 23
1.2 Образ приемной семьи как предмет психолого-педагогических
исследований 31
1.3 Психолого-педагогические условия сопровождения формирования образа
приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители 45
Выводы по 1 главе 52 2 Исследование психолого-педагогических условий формирования образа
приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители 53
2.1 Организация и методы исследования 53
2.2 Апробация модели психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители57
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 70
2.3.1 Диагностика образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в
принимающие родители 70
2.3.2 Анализ реализации модели психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в
принимающие родители 92
Выводы по 2 главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ

Социальная «ситуация развития» для детей-сирот - «ситуация невозможности». Длительная разлука с семьей и воспитание в условиях девиантной заботы негативно влияют на психическое и физическое развитие детей [52, с. 15, с. 24]. Попытка государства нивелировать данную ситуацию воплощается в реализации ключевого принципа «Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 гг.» - «Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье» [49].
Деятельность интернатных организаций в отношении семейного устройства детей-сирот закреплена на федеральном (Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481) [48] и региональном (Проект Концепции постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в Красноярском крае от 11.05.2016) уровнях [33], что определяет актуальность исследования.
Согласно данным официального интернет-портала министерства образования и науки РФ «Усыновление в России» в Сибирском федеральном округе на декабрь 2015 г. передано на различные формы семейного устройства 13575 детей [68]. В центральном округе Красноярского края по данным на 01.01.2017г. передано 173 ребенка, что на 9 % выше, чем на 01.01.2016г. [1]. Основной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека по договору о приемной семье.
Практика работы по семейному устройству и сопровождению приемных семей показывает, что недостаточное внимание уделяется подготовке семьи и ребенка к процедуре приема (далее создание приемной семьи). Дефицитарной областью исследований является формирование представлений субъектов - детей-сирот и кандидатов в принимающие родители о совместной жизни в будущей приемной семье. Образ приемной семьи является условием психологической готовности субъектов к процедуре приема (В.Н. Ослон (2006), Ю.Б. Евдокимова (2004), А.С. Шубина (2009), Е.И. Николаева, О.Г. Япарова (2010), О.А. Карабанова. (2010), М.Ю. Лобанова, (2011), Ю.В. Евстратова, (2014), И.В. Тихонова, (2015)).
С нормативно-правовой точки зрения процедура создания приемной семьи предполагает формирование представлений субъектов о будущей совместной жизни на основе тех сведений, которые они получают в органах опеки и попечительства, в интернатном учреждении. На этапе знакомства субъекты стремятся, понравиться друг другу, а специалисты организуют все условия для появления аттракции. Здесь отметим, что создание положительного имиджа воспитанников является одним из важнейших направлений в развитии семейных форм устройства. Однако он скорее предназначен для массового сознания с целью формирования лояльного общественного отношения к детям-сиротам и приемным семьям.
Описанная выше ситуация создает условия для появления риска возврата приемного ребенка в детский дом, серьезным проблемам в супружеских отношениях. Связано это с тем, что при наличии симпатии, подкрепленной ожиданиями относительно приемной семьи, у субъектов формируются идеализированные представления о будущей совместной жизни. На этапе адаптации приемной семьи идеальный образ сталкивается с реальностью и как показывает практика работы по семейному устройству, имеет рассогласованный характер.
Проблема, решению которой посвящено исследование, заключается в том, что у субъектов, несмотря на информацию о жизни друг друга и взаимодействие при подготовке к приему формируется идеализированные рассогласованные представления о будущей приемной семье. Теоретико-методологический анализ научной литературы, показал, что существенное влияние на формирование образа приемной семьи оказывает жизненный опыт и его интерпретация субъектами, а также ожидания относительно приемной семьи.
Цель исследования: исследование психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Объект исследования: образ приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Гипотеза: психолого-педагогическими условиями формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители являются:
1. Реалистичные ожидания субъектов о приемной семье.
2. Наличие у субъектов способности выражать свои ожидания друг другу.
3. Наличие у субъектов способности к согласованию действий на основе этих ожиданий.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические проблемы формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
2. Проанализировать психолого-педагогические условия
формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
3. Проанализировать модели сопровождения приемных семей.
4. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения направленную на формирование образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
5. Экспериментально апробировать модель психолого-педагогического сопровождения направленную на формирование образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных ученых: приемная семья как социально-психологический феномен рассмотрен В.Н. Ослон (2001, 2006, 2010, 2015), А.Б. Холмогоровой (2001), Ю.Б. Евдокимовой (2004), О.А. Карабановой (2005), Ж.А. Захаровой (2008), А.С. Шубиной (2009), Е.И. Николаевой, О.Г. Япаровой (2010), Г.В. Семьей (2016); образ семьи и представление о семье как компоненте картины мира представлено в работах Т.М. Мишиной (1983), Т.В. Кузнецовой (1998), Н.И. Демидовой (2003), Ю.Б. Евдокимовой (2004), Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (2008), А.В. Рыжковой (2009), А.Б. Холмогоровой (2011), В.В. Докучаева, Л.Н. Докучаевой (2014), А.А. Шутценбергер (2009, 2016), Т.В. Загвоздкиной (2016); образ приемной семьи как условие психологической готовности к процедуре приема проанализировано в работах В.Н. Ослон (2006), Ю.Б. Евдокимовой (2004), А.С. Шубиной (2009), Е.И. Николаевой, О.Г. Япаровой(2010), О.А. Карабановой. (2010), Р.А. Яббаровой (2011), М.Ю. Лобановой, (2011), Н.Н. Биктиной (2013), Е.А. Лесиной (2014), Ю.В. Евстратовой, (2014), И.В. Тихоновой, (2015); понятие реалистичности и согласованности в детско-родительских отношениях рассмотрено в работе А.Н. Елизарова (2010); проблемы сопровождения приемной семьи представлены в работах В.Н. Ослон (2001, 2006, 2010, 2015), А.Б. Холмогоровой (2001), Н.А. Хрустальковой (2006), Ж.А. Захаровой (2008, 2015), Е.В. Герасимовой, (2009), В.Н. Карташова (2012), В.В. Кольтиновой (2013), Т.С. Бобковой, С.А. Кожевниковой (2015), Г.В. Семьи (2016), С.А. Поляковой (2016), А.С. Воробьёвой, Е.В. Малыхиной (2017).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, проектирование.
Эмпирические методы:
1. Диагностические методы: контент-анализ, методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), тест неоконченных предложений для детей, подготавливаемых к переходу в семью (О.Г. Япарова), тест неоконченных предложений для принимающих родителей (О.Г. Япарова), методика структурированного наблюдения за взаимодействием субъектов (Р. Бейлз), «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
2. Методы педагогического проектирования: педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом», центр психолого-педагогического сопровождения учреждений КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей центральной территории Красноярского края (далее Центр ППС).
Воспитанники КГКУ «Сосновоборский детский дом»: 17 чел., из них 8 чел. - сиблинги. Возраст детей 6 - 12 лет. Институциональный стаж: у 3 чел. от 5 до 12 лет; у 14 чел. до 2 лет.
Кандидаты в принимающие родители: 11 принимающих матерей в возрасте от 35 до 52 лет; 3 чел не замужем; 2 чел. не имеют собственных детей; 3 чел. имеют опыт воспитания детей-сирот. Семьи со средним и высоким уровнем дохода; 6 чел. проживают в сельской местности, 5 чел. в городской местности. В исследовании приняли участие 11 принимающих семей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образ семьи - значимый компонент картины мира личности. Образ приемной семьи - это представление о приемной семье, которое опосредует отношение субъекта к ситуации семейного устройства. Представление детей- сирот и кандидатов в принимающие родители о приемной семье является критерием психологической готовности совместному проживанию и построению благополучных детско-родительских и супружеских отношений в приемной семье.
Существенными характеристиками образа приемной семьи являются его реалистичность и согласованность у субъектов. Данные характеристики выбраны на основании теоретико-методологического анализа научной и научно-методической литературы (А.Б. Холмогорова, 2002 [10], О.А.
Карабанова, 2008 [27], В.Н. Ослон, 2006 [52], А.Н. Елизаров, 2010 [20], Е.А. Лесина, 2014 [40], Т.Ю. Загвоздкина, 2016 [23]).
Реалистичность образа приемной семьи, характеризует наличие в нем ресурса и дефицита (зоны развития) с точки зрения субъектов, конкретизированы отдельные аспекты жизни приемной семьи, включены кровные родственники приемного ребенка в состав социального атома и определен порядка общения с ними. Согласованность образа приемной семьи, характеризует наличием предмета согласования у субъектов, взаимной вовлеченности или вовлеченности родителя в процесс согласования ожиданий относительно совместной жизни, проявляется личностная идентичность кандидата в принимающие родители как признак принятия себя и приемного ребенка.
Процесс формирования образа приемной семьи становится более управляемым, а последующая интеграция приемного ребенка в принимающую семью протекает благополучно, если в ходе сопровождения принимающей семьи соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- формирование реалистичных ожиданий субъектов относительно приемной семьи;
- актуализация способности субъектов выражать ожидания друг другу относительно приемной семьи;
- актуализация способности субъектов к согласованию действий на основе имеющихся ожиданий в процессах реального взаимодействия - как нормативного, так и проблемного.
Исследование ожиданий субъектов относительно приемной семьи показало, что образ приемной семьи характеризуется как идеализированный рассогласованный, что порождает серьезные риски во взаимоотношениях членов принимающей семьи, результатом которых является возврат приемных детей в детский дом.
У детей-сирот предпочтительными являются ожидания, связанные с возможностью семейного устройства - потребность в наличии «своего места» и принадлежности к семье; с поддержанием связи с кровными родственниками и значимыми взрослыми (в т.ч. воспитатели семьи-группы), наличия личного пространства - состав и открытые границы приемной семьи; ожидания, что кандидаты в принимающие родители являются носителями моральных качеств и благополучного образа жизни (добрые, заботливые, с отсутствием вредных привычек) - рейтинг семейных ролей принимающих родителей хозяйка, воспитатель, организатор развлечений. У кандидатов в принимающие родители предпочтительными являются ожидания, связанные с тем, чтобы иметь большую дружную семью, но при этом с закрытыми границами и возможность реализоваться как матери создавая идеальные условия для жизни приемного ребенка.
В целях нивелирования возможных рисков во взаимоотношениях членов принимающей семьи и развития приемной семьи в благополучном векторе нами разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей- сирот и кандидатов в принимающие родители. В основе данной модели лежит мультимодальный подход к сопровождению приемных семей В.Н. Ослон (2006) [52], четырехаспектная модель анализа семейной системы А.Б. Холмогоровой (2002, 2011) [10, 42] и принцип взаимного дополнения в детско-родительских отношениях А.Н. Елизарова (2010) [20].
Апробация разработанной модели свидетельствует о том, что наиболее существенным является актуализация запроса субъектов относительной приемной семьи, развитие способности выражать ожидания другому и примеривать разные способы согласования этих ожиданий. Алгоритм работы по организации психолого-педагогического сопровождения в формировании образа приемной семьи предполагает:
- подготовку субъектов к ситуации очного знакомства и диагностику их ожиданий, выявление запроса относительно приемной семьи;
- организацию условий позволяющих субъектам
актуализировать/осознать ожидания относительно приемной семьи;
- организацию условий позволяющих взаимодействовать субъектам и согласовать их ожидания относительно приемной семьи.
Наибольшую эффективность показали методы и техники работы направленные на 1) актуализацию запроса субъектов относительно приемной семьи; 2) достижение согласования ожиданий относительно приемной семьи; 3) определении неформальной и установление обратной связи между субъектами; 4) дифференциацию собственного ресурса субъектов, при оформлении «места» субъектов в образе приемной семьи. Среди форм работы наибольшую эффективность показали: социально-психологический тренинг и консультация.



1. Анализ работы Центра психолого-педагогического сопровождения краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом» за 2016 год : работа центров / Направления реструктуризации системы краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Министерство образования Красноярского края [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://krao.ru/rb- topic_t_70.htm.
2. Андреева, Ю. Хотите усыновить ребенка? / Ю. Андреева ; гл. ред. Е. Строганова ; худож. Е. Широкова. - Москва [и др.] : Питер, 2004. - 216 с.
3. Банк данных детей-сирот : база данных / Приемным родителям // Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей «Усыновите. ру» [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/db/.
4. Биктина, Н.Н. Восприятие родителей детьми, оставшимися без их попечения / Н.Н. Биктина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11 (8). - С. 1714-1719
5. Бобкова, Т.С., Кожевникова, С.А. Направления деятельности психологической службы с замещающей семьей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей / Т.С. Бобкова, С.А. Кожевникова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - №1-5. - С.1102-1107.
6. Василюк, Ф.Е. Структура образа / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 5-19.
7. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет (соответствует ФГОС). / А.Н Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2014.-144 с.
8. Войтиц, Дж.Дж. Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения. Полный справочник ВДА / Пер. с англ. А. Лучиной. - М.: Независимая фирма «Класс», 2015. - 368с.
9. Воробьева, А.С., Малыхина, Е.В. Коррекционно-развивающая программа как структурный компонент муниципальной модели психолого-педагогического сопровождения приемной (замещающей) семьи / А.С. Воробьева, Е.В. Малыхина // Смальта Издательство: Индивидуальный предприниматель Буравцова Н.В. - Новосибирск. -2017. - № 2. - С. 16-21.
10. Гаранян, Н.Г., Холмогорова, А.Б. Очарование нарциссизма. / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2002. - № 2. - С. 102-112.
11. Гостев, А. А. «Миры образов» в интегральном образе реальности: некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты / А.А. Гостев // Психология человека в современном мире. - Т. 6. Духовно- нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / отв. ред. А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». -2009.- С. 43-50.
12. Гостев, А.А. Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Гостев Андрей Андреевич. - СПб., 2001. - 512 с.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
14. Гринберг, С.Н., Савельева, Е.В., Вараева, Н.В., Лобанова, М.Ю. Программа психологического сопровождения потенциальных замещающих родителей [Электронный ресурс] / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева,
М.Ю. Лобанова // Портал психологических изданий «PsyJournals.ru». - 2008. - № 2. Режим доступа:
http://psyjournals.ru/files/16315/ps_2008_n2_Grinberg_Saveljeva_Varaeva_Lobanov a.pdf
15. Демидова, Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников : дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01 / Демидова Наталья Игоревна. - Москва, 2003. - 182 с.
16. Докучаев, В.В. Основы родологии: монография / В.В. Докучаев,
Л.Н. Докучаева. - 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2014. - 212с.
17. Дорога к детям: лучшие практики содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Москва, 2014 - 144 с.
18. Евдокимова, Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи : дис. . канд.псих.наук: 19.00.13 / Евдокимова Юлия Борисовна. - Москва, 2004. - 142 с.
19. Евстратова, Ю.В. Современные исследования психологической готовности семьи к приему ребенка / Ю.В. Евстратова // Армия и общество. - 2014. -№ 2 (39). - С. 1-7
20. Елизаров, А.Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений / А.Н. Елизаров // Педагогика и психология образования. -2010. - № 2. - С. 31-41
21. Жуйкова, Е.Б., Печникова, Л.С. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье / Е.Б. Жуйкова, Л.С. Печникова // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. № 4. - C. 46-53.
22. Завалова, Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. - М.: Наука, 1986. - 172 с.
23. Загвоздкина, Т.Ю. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социального статуса : дис... канд.психол.наук 19.00.13 / Загвоздкина Татьяна Юрьевна. - Москва, 2016. - 277 с.
24. Захарова, Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учреждения государственного попечения / Ж.А. Захарова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - № 4(21). - С. 216-220.
25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - Москва : Логос, 2009. - 382с.
26. Как усыновить ребенка : рекомендации приемным родителям /
Приемным родителям // Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей «Усыновите. ру» [сайт] : - Режим доступа:
http://www.usynovite.ru/adoption/adoption/adoption.
27. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. А. Карабанова. - Москва : Гардарики, 2008. - 319 с.
28. Карташов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение современной приемной семьи в воспитании ребенка / В.Н. Карташов // Вестник московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. Издательство: Государственный гуманитарно¬технологический университет. - Орехово-Зуево. -2012. - № 2. - С. 19-22.
29. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей / В.В. Ковалев. М.: Медицина, 1979. - 608 с.
30. Колпакова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей как условие благополучия приемных детей / Колпакова Н.В. // Мир науки, культуры, образования. Издательство: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования». - Горно-Алтайск. - 2015. - № 3(52). - С. 260-263.
31. Кольтинова, В.В. Подготовка кадров к социально-педагогическому сопровождению и развитию детей в замещающих семьях в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» / В.В. Кольтинова // Педагогика и психология образования. Издательство: Московский педагогический государственный университет. - Москва. - 2013. - №2. С.75-80.
32. Кондратьева, Н.И. О проблеме семейных форм воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их психолого-педагогического сопровождения / Н.И. Кондратьева // СПЖ. - 2008. - №28. С.45-48.
33. Концепция постинтернатного сопровождения выпускников
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае : проект концепции от 11.05.2016. / Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов // Министерство образования Красноярского края [сайт] : - Режим доступа: http://www.krao.ru/rb-
topic_t_1149.htm.
34. Котова, Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Ярославль, 2011. - 27 с.
35. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования: учеб. пособие / Р. Кочюнас. - Москва: Академический проект, 2000. - 239 с.
36. Кузнецова, Т.В. Становление у старшеклассников адекватного образа семьи : . дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кузнецова Татьяна Владимировна. - Орел, 1998. - 184 с.
37. Лакосина, Н.Д., Ушаков, Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии / Н.Д. Лакостина, Г.К. Ушаков. М.: «Медицина», 1984. - 272 с.
38. Леванова, Е.А., Соболева, А.Н., Плешаков, В.А., Голышев, Г.С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера / Е.А. Леванова, А.Н. Соболева,
B. А. Плешаков, Г.С. Голышев. - СПб.: Питер, 2011. - 368с.
39. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл : AcademiA, 2005. - 346 с.
40. Лесина, Е.А. Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот / Е.А. Лесина // Социальная педагогика. - 2014. - № 4. - С. 84-88.
41. Лобанова, М.Ю. Изменение отношения приемных родителей к приемному ребенку и к его биологическим родителям: психологический аспект / М.Ю. Лобанова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2011. - № 9. - С. 278-279.
42. Методические рекомендации по организации профессионального сопровождения замещающих семей / Г.В. Ефимова, К.Н. Михайлова, О.И. Мочалова; под. ред. Н.Г. Чаниловой. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013.-52 с. С. 47
43. Мещеряков, Б.Г. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] : образ // Библиотека Гумер. Псхология. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/14.php.
44. Мишина, Т.М. Исследование семьи в клинике коррекции семейных отношений / Т.М. Мишина // Методы психодиагностики и коррекции в клинике / Под ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. Л.: Медицина, 1983. -
C. 225-281.
45. Николаева, Е.И. Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот: методическое пособие / Е.И. Николаева. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2011.- 188 с.
46. Николаева, Е.И., Япарова, О.Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. - 88 с.
47. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] : адекватный // Словари и энциклопедии. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/41/.
48. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 24.05.2014. № 481. // Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. - Режим
доступа: http: //www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/postanovleniya/11.0 2.20162/.
49. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 01.06.2012. № 761. // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/.
50. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 18.05.2009. № 423 (ред. от 10.09.2015) // Информационно-правовое обеспечение «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88016/.
51. Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства: Методическое пособие. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. - 264 с.
52. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья» / В.Н. Ослон. Монография. Библиотека «Профилактика социального сиротства». - Генезис, 2006. - 368 с.
53. Ослон, В.Н. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии / В.Н. Ослон // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2010. - № 5. - С. 148-157.
54. Ослон, В.Н. Сопровождение замещающей семьи: мишени и технологии помощи: метод. пособие / В.Н. Ослон. М.: Департамент семейной и молодежной политики, 2009. - 369 с.
55. Ослон, В.Н., Холмогорова, А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 39-52.
56. Палиева, Н.А., Савченко, В.В., Соломатина, Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью / Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина // Terra Umana. - 2011. - №1. - С. 132-137.
57. Печникова, Л.С., Жуйкова, Е.Б. Психологические особенности детско-родительских отношений в приемных семьях / Л.С. Печникова, Е.Б. Жуйкова // Семейная психология и семейная терапия. - 2014. - № 4. - С. 61-72.
58. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие / Г.Т. Базарова и др. - М.: Изд-во «Проспект», 2009. - 232 с.
59. Полный словарь синонимов русского языка [Электронный ресурс] :
адекватный // Сайт синонимов. - Режим доступа: http://xn
7sbfc3aaqnhaffdukg9p.xn--p1ai/.
60. Полякова, С.А. Клуб замещающих родителей как оптимальная форма социально-психологического сопровождения приемной семьи в ситуациях ненормативного кризиса / С.А. Полякова // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». - Уфа. - 2016. - С. 122-127.
61. Попова, Л.Г. «Детское» и «взрослое» восприятие семейной ситуации / Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 3. — Банк культурной информации: Екатеринбург. - 2002. - С. 124-135.
62. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
63. Работа с замещающими семьями : информация для замещающих семей // КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания (г. Красноярск) [сайт] : - Режим доступа: http://opeka24.ru/semyam.
64. Репринцева, Г.А. Системно-деятельностный подход: общенаучный и психолого-педагогический уровни анализа / Г.А. Репринцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 8. - С. 1-7.
65. Рыжкова, А.В. Образ семьи у детей дошкольного возраста и их родителей : дис. . канд.псих.наук: 19.00.13 / Рыжкова Алена Викторовна, Москва, 2009. - 215 с.
66. Садовская, Г.С. Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников / Г.С. Садовская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 2. - С. 1-5.
67. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психол. анализ знаково - символ. деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова ; Тул. гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула : Приок. кн. издательство, 1993. - 263 с.
68. Сведения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в разрезе по регионам : сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Статистика // Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей «Усыновите. ру» [сайт] : - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/1/.
69. Семейный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] :
федер. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ ред. от 01.05.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.
70. Семья, Г.В., Зайцев, Г.О., Зайцева, Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства / Г.В. Семья, О.Г. Зайцев, Н.Г. Зайцева // Психологическая наука и образование. - 2016. Том 21. № 1.- С. 67-82.
71. Сидельников, С.А., Дышекова, М.Р., Часыгова, М.Ю. Особенности посттравматического стрессового синдрома у детей / С.А. Сидельников, М.Р. Дышекова, М.Ю. Часыгова // Bulletin of Medical Internet Conferences. - 2013. Volume 3. Issue 2. - С.236.
72. Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: господдержка детей-сирот // Министерство образования Красноярского края [сайт] : - Режим доступа: URL: http://www.krao.ru/rb-topic.php?t=68.
73. Смертина, С.К., Родермель, Т.А. Дискурс о современных организационных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей / С.К. Смертина, Т.А. Родермиль // Научное периодическое издание «In Situ». - 2015. - № 1. - С. 118-121.
74. Тихонова И.В. Ретроспективное исследование мотивов принятия ребенка в семьях с разным уровнем эффективности замещающей заботы / И.В. Тихонова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Том 21. № 4. - С. 221-226.
75. Тоисеева, О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / О.С. Тоисеева // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 198-202.
76. Услуга «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей». В 26 кн. Книга 22 / под ред. М.С. Мартыновой. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 144 с.
77. Устройство детей в замещающую семью: методические рекомендации. - Вып. 2. - Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2013. - 116 с.
78. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.
79. Фиофанова, О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения : учебное пособие / О. А. Фиофанова ; ред.: Д. И.
Фельдштейн, С. К. Бондырева ; Моск. психолого-соц. ин-т. - Москва : Флинта : МПСИ, 2012. - 119 с.
80. Хрусталькова, Н.А. Современные подходы к организации педагогической работы с профессионально-замещающей семьей // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2006. - №3. - С.223-228.
81. Цветков, В.А. Классификация стадий и этапов создания приемной семьи / В.А. Цветков // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2010. - № 4. С. 155-161.
82. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение отчетного года : сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Статистика // Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей «Усыновите. ру» [сайт] :
- Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/1/.
83. Швецова, М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография / М.Н. Швецова. - М.: МПГУ, 2013. - 216 с.
84. Шубина, А.С. Образ семьи в картине мира, детей, оставшихся без попечения родителей / А.С. Шубина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. С. 179-183.
85. Шубина, А.С. Подготовка ребенка к устройству в замещающую
семью как необходимое условие эффективного преодоления социального сиротства / А.С. Шубина // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики,
реабилитации, сопровождения. Материалы I Международной научно-практической конференции. 14-15 ноября 2013 год. Издательство: Московский городской психолого-педагогический университет. - 2013. - 233с. С. 103-109
86. Шульга, Т.И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 21. - № 4. - С. 75-82.
87. Шутценбергер, А.А. Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. - М.: Независимая фирма «Класс», 2016. - 128 с.
88. Шутценбергер, А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / А.А. Шутценбергер. - М.: Психотерапия, 2009. - 256 с.
89. Щебанец, Е.Ю. Соотношение психологической поддержки и психологического сопровождения в процессе психологической помощи родителям и детям с отклонениями в развитии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Издательство: Адыгейский государственный университет. - Майкоп. - 2007. - №3. - С.351-354.
90. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 668 с.
91. Яббарова, Р.А. Формирование образа семьи у младших школьников в условиях школы-интерната средствами народной педагогики : дис. канд.пед.наук: 13.00.01 / Яббарова Раушания Атласовна, Киров, 2011. - 157 с.
92. Япарова, О.Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства : дис. . канд. психол.наук: 19.00.05 / Япарова Ольга Георгиевна. - М., 2009. - 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ