ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов принимающие родители 10
1.1 Процесс формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов
в принимающие родители 10
1.1.1 Анализ нормативно-правовой литературы 13
1.1.2 Психологическая готовность субъектов к процедуре приема 17
1.1.3 Психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи
у детей-сирот 20
1.1.4 Психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи
у кандидатов в принимающие родители 23
1.2 Образ приемной семьи как предмет психолого-педагогических
исследований 31
1.3 Психолого-педагогические условия сопровождения формирования образа
приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители 45
Выводы по 1 главе 52 2 Исследование психолого-педагогических условий формирования образа
приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители 53
2.1 Организация и методы исследования 53
2.2 Апробация модели психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители57
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 70
2.3.1 Диагностика образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в
принимающие родители 70
2.3.2 Анализ реализации модели психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в
принимающие родители 92
Выводы по 2 главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов принимающие родители 10
1.1 Процесс формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов
в принимающие родители 10
1.1.1 Анализ нормативно-правовой литературы 13
1.1.2 Психологическая готовность субъектов к процедуре приема 17
1.1.3 Психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи
у детей-сирот 20
1.1.4 Психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи
у кандидатов в принимающие родители 23
1.2 Образ приемной семьи как предмет психолого-педагогических
исследований 31
1.3 Психолого-педагогические условия сопровождения формирования образа
приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители 45
Выводы по 1 главе 52 2 Исследование психолого-педагогических условий формирования образа
приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители 53
2.1 Организация и методы исследования 53
2.2 Апробация модели психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители57
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 70
2.3.1 Диагностика образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в
принимающие родители 70
2.3.2 Анализ реализации модели психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в
принимающие родители 92
Выводы по 2 главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социальная «ситуация развития» для детей-сирот - «ситуация невозможности». Длительная разлука с семьей и воспитание в условиях девиантной заботы негативно влияют на психическое и физическое развитие детей [52, с. 15, с. 24]. Попытка государства нивелировать данную ситуацию воплощается в реализации ключевого принципа «Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 гг.» - «Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье» [49].
Деятельность интернатных организаций в отношении семейного устройства детей-сирот закреплена на федеральном (Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481) [48] и региональном (Проект Концепции постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в Красноярском крае от 11.05.2016) уровнях [33], что определяет актуальность исследования.
Согласно данным официального интернет-портала министерства образования и науки РФ «Усыновление в России» в Сибирском федеральном округе на декабрь 2015 г. передано на различные формы семейного устройства 13575 детей [68]. В центральном округе Красноярского края по данным на 01.01.2017г. передано 173 ребенка, что на 9 % выше, чем на 01.01.2016г. [1]. Основной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека по договору о приемной семье.
Практика работы по семейному устройству и сопровождению приемных семей показывает, что недостаточное внимание уделяется подготовке семьи и ребенка к процедуре приема (далее создание приемной семьи). Дефицитарной областью исследований является формирование представлений субъектов - детей-сирот и кандидатов в принимающие родители о совместной жизни в будущей приемной семье. Образ приемной семьи является условием психологической готовности субъектов к процедуре приема (В.Н. Ослон (2006), Ю.Б. Евдокимова (2004), А.С. Шубина (2009), Е.И. Николаева, О.Г. Япарова (2010), О.А. Карабанова. (2010), М.Ю. Лобанова, (2011), Ю.В. Евстратова, (2014), И.В. Тихонова, (2015)).
С нормативно-правовой точки зрения процедура создания приемной семьи предполагает формирование представлений субъектов о будущей совместной жизни на основе тех сведений, которые они получают в органах опеки и попечительства, в интернатном учреждении. На этапе знакомства субъекты стремятся, понравиться друг другу, а специалисты организуют все условия для появления аттракции. Здесь отметим, что создание положительного имиджа воспитанников является одним из важнейших направлений в развитии семейных форм устройства. Однако он скорее предназначен для массового сознания с целью формирования лояльного общественного отношения к детям-сиротам и приемным семьям.
Описанная выше ситуация создает условия для появления риска возврата приемного ребенка в детский дом, серьезным проблемам в супружеских отношениях. Связано это с тем, что при наличии симпатии, подкрепленной ожиданиями относительно приемной семьи, у субъектов формируются идеализированные представления о будущей совместной жизни. На этапе адаптации приемной семьи идеальный образ сталкивается с реальностью и как показывает практика работы по семейному устройству, имеет рассогласованный характер.
Проблема, решению которой посвящено исследование, заключается в том, что у субъектов, несмотря на информацию о жизни друг друга и взаимодействие при подготовке к приему формируется идеализированные рассогласованные представления о будущей приемной семье. Теоретико-методологический анализ научной литературы, показал, что существенное влияние на формирование образа приемной семьи оказывает жизненный опыт и его интерпретация субъектами, а также ожидания относительно приемной семьи.
Цель исследования: исследование психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Объект исследования: образ приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Гипотеза: психолого-педагогическими условиями формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители являются:
1. Реалистичные ожидания субъектов о приемной семье.
2. Наличие у субъектов способности выражать свои ожидания друг другу.
3. Наличие у субъектов способности к согласованию действий на основе этих ожиданий.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические проблемы формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
2. Проанализировать психолого-педагогические условия
формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
3. Проанализировать модели сопровождения приемных семей.
4. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения направленную на формирование образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
5. Экспериментально апробировать модель психолого-педагогического сопровождения направленную на формирование образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных ученых: приемная семья как социально-психологический феномен рассмотрен В.Н. Ослон (2001, 2006, 2010, 2015), А.Б. Холмогоровой (2001), Ю.Б. Евдокимовой (2004), О.А. Карабановой (2005), Ж.А. Захаровой (2008), А.С. Шубиной (2009), Е.И. Николаевой, О.Г. Япаровой (2010), Г.В. Семьей (2016); образ семьи и представление о семье как компоненте картины мира представлено в работах Т.М. Мишиной (1983), Т.В. Кузнецовой (1998), Н.И. Демидовой (2003), Ю.Б. Евдокимовой (2004), Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (2008), А.В. Рыжковой (2009), А.Б. Холмогоровой (2011), В.В. Докучаева, Л.Н. Докучаевой (2014), А.А. Шутценбергер (2009, 2016), Т.В. Загвоздкиной (2016); образ приемной семьи как условие психологической готовности к процедуре приема проанализировано в работах В.Н. Ослон (2006), Ю.Б. Евдокимовой (2004), А.С. Шубиной (2009), Е.И. Николаевой, О.Г. Япаровой(2010), О.А. Карабановой. (2010), Р.А. Яббаровой (2011), М.Ю. Лобановой, (2011), Н.Н. Биктиной (2013), Е.А. Лесиной (2014), Ю.В. Евстратовой, (2014), И.В. Тихоновой, (2015); понятие реалистичности и согласованности в детско-родительских отношениях рассмотрено в работе А.Н. Елизарова (2010); проблемы сопровождения приемной семьи представлены в работах В.Н. Ослон (2001, 2006, 2010, 2015), А.Б. Холмогоровой (2001), Н.А. Хрустальковой (2006), Ж.А. Захаровой (2008, 2015), Е.В. Герасимовой, (2009), В.Н. Карташова (2012), В.В. Кольтиновой (2013), Т.С. Бобковой, С.А. Кожевниковой (2015), Г.В. Семьи (2016), С.А. Поляковой (2016), А.С. Воробьёвой, Е.В. Малыхиной (2017).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, проектирование.
Эмпирические методы:
1. Диагностические методы: контент-анализ, методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), тест неоконченных предложений для детей, подготавливаемых к переходу в семью (О.Г. Япарова), тест неоконченных предложений для принимающих родителей (О.Г. Япарова), методика структурированного наблюдения за взаимодействием субъектов (Р. Бейлз), «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
2. Методы педагогического проектирования: педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом», центр психолого-педагогического сопровождения учреждений КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей центральной территории Красноярского края (далее Центр ППС).
Воспитанники КГКУ «Сосновоборский детский дом»: 17 чел., из них 8 чел. - сиблинги. Возраст детей 6 - 12 лет. Институциональный стаж: у 3 чел. от 5 до 12 лет; у 14 чел. до 2 лет.
Кандидаты в принимающие родители: 11 принимающих матерей в возрасте от 35 до 52 лет; 3 чел не замужем; 2 чел. не имеют собственных детей; 3 чел. имеют опыт воспитания детей-сирот. Семьи со средним и высоким уровнем дохода; 6 чел. проживают в сельской местности, 5 чел. в городской местности. В исследовании приняли участие 11 принимающих семей.
Деятельность интернатных организаций в отношении семейного устройства детей-сирот закреплена на федеральном (Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481) [48] и региональном (Проект Концепции постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в Красноярском крае от 11.05.2016) уровнях [33], что определяет актуальность исследования.
Согласно данным официального интернет-портала министерства образования и науки РФ «Усыновление в России» в Сибирском федеральном округе на декабрь 2015 г. передано на различные формы семейного устройства 13575 детей [68]. В центральном округе Красноярского края по данным на 01.01.2017г. передано 173 ребенка, что на 9 % выше, чем на 01.01.2016г. [1]. Основной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека по договору о приемной семье.
Практика работы по семейному устройству и сопровождению приемных семей показывает, что недостаточное внимание уделяется подготовке семьи и ребенка к процедуре приема (далее создание приемной семьи). Дефицитарной областью исследований является формирование представлений субъектов - детей-сирот и кандидатов в принимающие родители о совместной жизни в будущей приемной семье. Образ приемной семьи является условием психологической готовности субъектов к процедуре приема (В.Н. Ослон (2006), Ю.Б. Евдокимова (2004), А.С. Шубина (2009), Е.И. Николаева, О.Г. Япарова (2010), О.А. Карабанова. (2010), М.Ю. Лобанова, (2011), Ю.В. Евстратова, (2014), И.В. Тихонова, (2015)).
С нормативно-правовой точки зрения процедура создания приемной семьи предполагает формирование представлений субъектов о будущей совместной жизни на основе тех сведений, которые они получают в органах опеки и попечительства, в интернатном учреждении. На этапе знакомства субъекты стремятся, понравиться друг другу, а специалисты организуют все условия для появления аттракции. Здесь отметим, что создание положительного имиджа воспитанников является одним из важнейших направлений в развитии семейных форм устройства. Однако он скорее предназначен для массового сознания с целью формирования лояльного общественного отношения к детям-сиротам и приемным семьям.
Описанная выше ситуация создает условия для появления риска возврата приемного ребенка в детский дом, серьезным проблемам в супружеских отношениях. Связано это с тем, что при наличии симпатии, подкрепленной ожиданиями относительно приемной семьи, у субъектов формируются идеализированные представления о будущей совместной жизни. На этапе адаптации приемной семьи идеальный образ сталкивается с реальностью и как показывает практика работы по семейному устройству, имеет рассогласованный характер.
Проблема, решению которой посвящено исследование, заключается в том, что у субъектов, несмотря на информацию о жизни друг друга и взаимодействие при подготовке к приему формируется идеализированные рассогласованные представления о будущей приемной семье. Теоретико-методологический анализ научной литературы, показал, что существенное влияние на формирование образа приемной семьи оказывает жизненный опыт и его интерпретация субъектами, а также ожидания относительно приемной семьи.
Цель исследования: исследование психолого-педагогических условий формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Объект исследования: образ приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Гипотеза: психолого-педагогическими условиями формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители являются:
1. Реалистичные ожидания субъектов о приемной семье.
2. Наличие у субъектов способности выражать свои ожидания друг другу.
3. Наличие у субъектов способности к согласованию действий на основе этих ожиданий.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические проблемы формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
2. Проанализировать психолого-педагогические условия
формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
3. Проанализировать модели сопровождения приемных семей.
4. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения направленную на формирование образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
5. Экспериментально апробировать модель психолого-педагогического сопровождения направленную на формирование образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных ученых: приемная семья как социально-психологический феномен рассмотрен В.Н. Ослон (2001, 2006, 2010, 2015), А.Б. Холмогоровой (2001), Ю.Б. Евдокимовой (2004), О.А. Карабановой (2005), Ж.А. Захаровой (2008), А.С. Шубиной (2009), Е.И. Николаевой, О.Г. Япаровой (2010), Г.В. Семьей (2016); образ семьи и представление о семье как компоненте картины мира представлено в работах Т.М. Мишиной (1983), Т.В. Кузнецовой (1998), Н.И. Демидовой (2003), Ю.Б. Евдокимовой (2004), Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (2008), А.В. Рыжковой (2009), А.Б. Холмогоровой (2011), В.В. Докучаева, Л.Н. Докучаевой (2014), А.А. Шутценбергер (2009, 2016), Т.В. Загвоздкиной (2016); образ приемной семьи как условие психологической готовности к процедуре приема проанализировано в работах В.Н. Ослон (2006), Ю.Б. Евдокимовой (2004), А.С. Шубиной (2009), Е.И. Николаевой, О.Г. Япаровой(2010), О.А. Карабановой. (2010), Р.А. Яббаровой (2011), М.Ю. Лобановой, (2011), Н.Н. Биктиной (2013), Е.А. Лесиной (2014), Ю.В. Евстратовой, (2014), И.В. Тихоновой, (2015); понятие реалистичности и согласованности в детско-родительских отношениях рассмотрено в работе А.Н. Елизарова (2010); проблемы сопровождения приемной семьи представлены в работах В.Н. Ослон (2001, 2006, 2010, 2015), А.Б. Холмогоровой (2001), Н.А. Хрустальковой (2006), Ж.А. Захаровой (2008, 2015), Е.В. Герасимовой, (2009), В.Н. Карташова (2012), В.В. Кольтиновой (2013), Т.С. Бобковой, С.А. Кожевниковой (2015), Г.В. Семьи (2016), С.А. Поляковой (2016), А.С. Воробьёвой, Е.В. Малыхиной (2017).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, проектирование.
Эмпирические методы:
1. Диагностические методы: контент-анализ, методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), тест неоконченных предложений для детей, подготавливаемых к переходу в семью (О.Г. Япарова), тест неоконченных предложений для принимающих родителей (О.Г. Япарова), методика структурированного наблюдения за взаимодействием субъектов (Р. Бейлз), «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
2. Методы педагогического проектирования: педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом», центр психолого-педагогического сопровождения учреждений КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей центральной территории Красноярского края (далее Центр ППС).
Воспитанники КГКУ «Сосновоборский детский дом»: 17 чел., из них 8 чел. - сиблинги. Возраст детей 6 - 12 лет. Институциональный стаж: у 3 чел. от 5 до 12 лет; у 14 чел. до 2 лет.
Кандидаты в принимающие родители: 11 принимающих матерей в возрасте от 35 до 52 лет; 3 чел не замужем; 2 чел. не имеют собственных детей; 3 чел. имеют опыт воспитания детей-сирот. Семьи со средним и высоким уровнем дохода; 6 чел. проживают в сельской местности, 5 чел. в городской местности. В исследовании приняли участие 11 принимающих семей.
Образ семьи - значимый компонент картины мира личности. Образ приемной семьи - это представление о приемной семье, которое опосредует отношение субъекта к ситуации семейного устройства. Представление детей- сирот и кандидатов в принимающие родители о приемной семье является критерием психологической готовности совместному проживанию и построению благополучных детско-родительских и супружеских отношений в приемной семье.
Существенными характеристиками образа приемной семьи являются его реалистичность и согласованность у субъектов. Данные характеристики выбраны на основании теоретико-методологического анализа научной и научно-методической литературы (А.Б. Холмогорова, 2002 [10], О.А.
Карабанова, 2008 [27], В.Н. Ослон, 2006 [52], А.Н. Елизаров, 2010 [20], Е.А. Лесина, 2014 [40], Т.Ю. Загвоздкина, 2016 [23]).
Реалистичность образа приемной семьи, характеризует наличие в нем ресурса и дефицита (зоны развития) с точки зрения субъектов, конкретизированы отдельные аспекты жизни приемной семьи, включены кровные родственники приемного ребенка в состав социального атома и определен порядка общения с ними. Согласованность образа приемной семьи, характеризует наличием предмета согласования у субъектов, взаимной вовлеченности или вовлеченности родителя в процесс согласования ожиданий относительно совместной жизни, проявляется личностная идентичность кандидата в принимающие родители как признак принятия себя и приемного ребенка.
Процесс формирования образа приемной семьи становится более управляемым, а последующая интеграция приемного ребенка в принимающую семью протекает благополучно, если в ходе сопровождения принимающей семьи соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- формирование реалистичных ожиданий субъектов относительно приемной семьи;
- актуализация способности субъектов выражать ожидания друг другу относительно приемной семьи;
- актуализация способности субъектов к согласованию действий на основе имеющихся ожиданий в процессах реального взаимодействия - как нормативного, так и проблемного.
Исследование ожиданий субъектов относительно приемной семьи показало, что образ приемной семьи характеризуется как идеализированный рассогласованный, что порождает серьезные риски во взаимоотношениях членов принимающей семьи, результатом которых является возврат приемных детей в детский дом.
У детей-сирот предпочтительными являются ожидания, связанные с возможностью семейного устройства - потребность в наличии «своего места» и принадлежности к семье; с поддержанием связи с кровными родственниками и значимыми взрослыми (в т.ч. воспитатели семьи-группы), наличия личного пространства - состав и открытые границы приемной семьи; ожидания, что кандидаты в принимающие родители являются носителями моральных качеств и благополучного образа жизни (добрые, заботливые, с отсутствием вредных привычек) - рейтинг семейных ролей принимающих родителей хозяйка, воспитатель, организатор развлечений. У кандидатов в принимающие родители предпочтительными являются ожидания, связанные с тем, чтобы иметь большую дружную семью, но при этом с закрытыми границами и возможность реализоваться как матери создавая идеальные условия для жизни приемного ребенка.
В целях нивелирования возможных рисков во взаимоотношениях членов принимающей семьи и развития приемной семьи в благополучном векторе нами разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей- сирот и кандидатов в принимающие родители. В основе данной модели лежит мультимодальный подход к сопровождению приемных семей В.Н. Ослон (2006) [52], четырехаспектная модель анализа семейной системы А.Б. Холмогоровой (2002, 2011) [10, 42] и принцип взаимного дополнения в детско-родительских отношениях А.Н. Елизарова (2010) [20].
Апробация разработанной модели свидетельствует о том, что наиболее существенным является актуализация запроса субъектов относительной приемной семьи, развитие способности выражать ожидания другому и примеривать разные способы согласования этих ожиданий. Алгоритм работы по организации психолого-педагогического сопровождения в формировании образа приемной семьи предполагает:
- подготовку субъектов к ситуации очного знакомства и диагностику их ожиданий, выявление запроса относительно приемной семьи;
- организацию условий позволяющих субъектам
актуализировать/осознать ожидания относительно приемной семьи;
- организацию условий позволяющих взаимодействовать субъектам и согласовать их ожидания относительно приемной семьи.
Наибольшую эффективность показали методы и техники работы направленные на 1) актуализацию запроса субъектов относительно приемной семьи; 2) достижение согласования ожиданий относительно приемной семьи; 3) определении неформальной и установление обратной связи между субъектами; 4) дифференциацию собственного ресурса субъектов, при оформлении «места» субъектов в образе приемной семьи. Среди форм работы наибольшую эффективность показали: социально-психологический тренинг и консультация.
Существенными характеристиками образа приемной семьи являются его реалистичность и согласованность у субъектов. Данные характеристики выбраны на основании теоретико-методологического анализа научной и научно-методической литературы (А.Б. Холмогорова, 2002 [10], О.А.
Карабанова, 2008 [27], В.Н. Ослон, 2006 [52], А.Н. Елизаров, 2010 [20], Е.А. Лесина, 2014 [40], Т.Ю. Загвоздкина, 2016 [23]).
Реалистичность образа приемной семьи, характеризует наличие в нем ресурса и дефицита (зоны развития) с точки зрения субъектов, конкретизированы отдельные аспекты жизни приемной семьи, включены кровные родственники приемного ребенка в состав социального атома и определен порядка общения с ними. Согласованность образа приемной семьи, характеризует наличием предмета согласования у субъектов, взаимной вовлеченности или вовлеченности родителя в процесс согласования ожиданий относительно совместной жизни, проявляется личностная идентичность кандидата в принимающие родители как признак принятия себя и приемного ребенка.
Процесс формирования образа приемной семьи становится более управляемым, а последующая интеграция приемного ребенка в принимающую семью протекает благополучно, если в ходе сопровождения принимающей семьи соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- формирование реалистичных ожиданий субъектов относительно приемной семьи;
- актуализация способности субъектов выражать ожидания друг другу относительно приемной семьи;
- актуализация способности субъектов к согласованию действий на основе имеющихся ожиданий в процессах реального взаимодействия - как нормативного, так и проблемного.
Исследование ожиданий субъектов относительно приемной семьи показало, что образ приемной семьи характеризуется как идеализированный рассогласованный, что порождает серьезные риски во взаимоотношениях членов принимающей семьи, результатом которых является возврат приемных детей в детский дом.
У детей-сирот предпочтительными являются ожидания, связанные с возможностью семейного устройства - потребность в наличии «своего места» и принадлежности к семье; с поддержанием связи с кровными родственниками и значимыми взрослыми (в т.ч. воспитатели семьи-группы), наличия личного пространства - состав и открытые границы приемной семьи; ожидания, что кандидаты в принимающие родители являются носителями моральных качеств и благополучного образа жизни (добрые, заботливые, с отсутствием вредных привычек) - рейтинг семейных ролей принимающих родителей хозяйка, воспитатель, организатор развлечений. У кандидатов в принимающие родители предпочтительными являются ожидания, связанные с тем, чтобы иметь большую дружную семью, но при этом с закрытыми границами и возможность реализоваться как матери создавая идеальные условия для жизни приемного ребенка.
В целях нивелирования возможных рисков во взаимоотношениях членов принимающей семьи и развития приемной семьи в благополучном векторе нами разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей- сирот и кандидатов в принимающие родители. В основе данной модели лежит мультимодальный подход к сопровождению приемных семей В.Н. Ослон (2006) [52], четырехаспектная модель анализа семейной системы А.Б. Холмогоровой (2002, 2011) [10, 42] и принцип взаимного дополнения в детско-родительских отношениях А.Н. Елизарова (2010) [20].
Апробация разработанной модели свидетельствует о том, что наиболее существенным является актуализация запроса субъектов относительной приемной семьи, развитие способности выражать ожидания другому и примеривать разные способы согласования этих ожиданий. Алгоритм работы по организации психолого-педагогического сопровождения в формировании образа приемной семьи предполагает:
- подготовку субъектов к ситуации очного знакомства и диагностику их ожиданий, выявление запроса относительно приемной семьи;
- организацию условий позволяющих субъектам
актуализировать/осознать ожидания относительно приемной семьи;
- организацию условий позволяющих взаимодействовать субъектам и согласовать их ожидания относительно приемной семьи.
Наибольшую эффективность показали методы и техники работы направленные на 1) актуализацию запроса субъектов относительно приемной семьи; 2) достижение согласования ожиданий относительно приемной семьи; 3) определении неформальной и установление обратной связи между субъектами; 4) дифференциацию собственного ресурса субъектов, при оформлении «места» субъектов в образе приемной семьи. Среди форм работы наибольшую эффективность показали: социально-психологический тренинг и консультация.
Подобные работы
- СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В УСПЕШНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ
В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Инновационные технологии сопровождения замещающих семей в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



