Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использование народной сказки в нравственном воспитании дошкольников 6
1.1. Нравственное воспитание как направление дошкольной педагогики 6
1.2. Особенности развития и воспитания нравственной сферы в дошкольном возрасте 9
Глава 2. Изучение педагогических условий формирования нравственной культуры дошкольников 13
2.1. Результат констатирующего эксперимента по изучению нравственной сферы старших дошкольников 13
2.2. Условия использования сказки в нравственном развитии 24
Заключение 28
Список литературы 31
Приложения 35
Актуальность. Нравственное воспитание - это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения.
В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно усложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Существует практическая потребность в разработке программ по формирования нравственности у дошкольника.
Проблема исследования – каковы педагогические условия нравственного воспитания дошкольников.
Объект исследования нравственное воспитания дошкольников.
Предмет: формирование нравственной культуры дошкольников.
Цель: выявить педагогические условия формирования нравственной культуры дошкольников.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание дошкольников будет эффективно, если:
-осуществлены кадровые, методические и материальные составляющие обеспечения процесса нравственного воспитания дошкольников;
-определены содержание, формы и методы работы в соответствии с особенностями формирования нравственных качеств личности старших дошкольников;
-обеспечена преемственность в нравственном воспитании дошкольников, организуемом дошкольной образовательной организацией и семьей.
Задачи работы:
1) изучить нравственное воспитание как направление дошкольной педагогики;
2) рассмотреть особенности развития и воспитания нравственной сферы в дошкольном возрасте;
3) провести эмпирическое изучение педагогических условий формирования нравственной культуры дошкольников.
Теоретические основы исследования:
-исследований по изучению психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста (Запорожец А.В., Слободчиков В.И., Исаев Е.И.):
- исследования особенностей формирования нравственной сферы в старшем дошкольном возрасте (Козлова С.А., Максутова А.А., Мельникова Н.В., Сидорова А.Н. );
-исследований, раскрывающих особенности использования сказки в воспитании дошкольников (Галяутдинова Ф.Ф., Слинкова Ю.В.)
Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования:
- теоретические - анализ и систематизация научно-теоретической литературы по рассматриваемой проблеме, обобщение передового педагогического опыта, исследование народных сказок с целью выявления их влияния на нравственное воспитание дошкольников.
- эмпирические - методы сравнительного анализа, опросники (анкетирование), педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент,
- математические – количественный и качественный анализ полученных результатов и др.
Экспериментальная база исследования:
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.
Проведенное исследование доказало возможность эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании дошкольников старшего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Причины, вызвавшие необходимость проведения данного исследования, определили проблему исследования, которая формулировалась следующим образом: каковы педагогические условия эффективного использования народных сказок как средства нравственного воспитания дошкольников старшего возраста в дошкольной образовательной организации?
В ходе разработки аппарата исследования, были определены: объект исследования, как образовательный процесс в дошкольной образовательной организации и предмет исследования, как процесс нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.
Были выявлены теоретические основы использования народных сказок в нравственном воспитании дошкольников в теории отечественного образования.
Существенное влияние оказывает использование народных сказок в воспитании детей. С малых лет и до достижения дошкольниками старшего возраста формируются нравственные представления о правильном поведении и соблюдения моральных норм. А также вырабатываются навыки и привычки поведения. Важной задачей развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта, создаваемого многими поколениями.
Мы уточнили содержанием сказки, в которой показывается жизнь человека со всеми заботами и проблемами, вечной борьбой добра и зла. Где затрагиваются вопросы соотношения личного и общественного.
Были определены критерии и характеристики оценки степени сформированности нравственной воспитанности старших дошкольников. Основными показателями сформированости выделенного нами нравственных качеств (вежливость, бережливость, трудолюбие, доброжелательность, справедливость, щедрость, скромность) были: наличие у дошкольников преставлений о моральном качестве, осознание значимости и важности этого качества в жизни человека и общества, проявление его в поступках, способность замечать его в других детях.
Анализ поведения детей и результаты их ответов дают основание полагать, что у дошкольников накопился необходимый опыт, позволяющий применять сформированные нравственные качества в повседневной жизни. Уровни воспитанности начинали становиться для детей личностно значимыми.
В ходе проведённого исследования в теоретической части были выявлены общие педагогические условия использования сказки. К ним были отнесены:
-наличие научно обоснованной программы нравственного воспитания дошкольников средствами народных сказок и ее внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций;
-использование приемов и методов работы с народной сказкой, организующих деятельность дошкольников старшего возраста;
-возбуждение и поддержка интереса детей к народным сказкам;
-увеличение образовательной деятельности, самостоятельных творческих заданий;
-создание в процессе работы со сказками доброжелательной атмосферы и ситуации успеха;
-установление доверительных отношений педагога с детьми; лич-ностно-ориентированного общения;
Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы нравственного воспитания дошкольников средствами народной сказки. Наиболее интересным и перспективным представляется подход к совершенствованию и формированию нравственной воспитанности у дошкольников старшего возраста.
1. Азаматова О.В. Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/06/programma-po-formirovaniyu-psikhologicheskogo-zdorovya-doshkolnikov-s (дата обращения: 30.02.2019).
2. Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. – М.: Владос, 2011. – 234 с.
3. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Новосибирск, 2016. – 48 с.
4. Галяутдинова Ф.Ф. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf (дата обращения: 15.03.2019)
5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. – М., 2013. – 86 с.
6. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 127 с.
7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения: избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2013. - 66 с.
8. Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дипломная работа. - [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=651671#1 (дата обращения 06.02.2019).
9. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном мире: учебное пособие для студентов. — М.: Изд-во Библиополис, 2011.— 98 с.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2018. – 29 с. – (Стандарты второго поколения).
11. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска: Метод.реком. для педагогической и психокоррекционной работы. – М., 2011. – 124 с.
12. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018.
13. Максутова А.А. Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 7. – Вып. 3.
14. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Казань: КГУ, 2018. – 40 с.
15. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Е.Н. Волкова, О.В. Суворова, Н.И. Дунаева, Л.А. Бирюкова, А.В. Гришина, М.А. Пыжьянова, Е.А. Косых, Л.Н. Кузьминых, А.Б. Потапова /Мининский университет. – Нижний Новгород, 2012. – 134 с.
16. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2018. – 237 с.
17. Рыжова Н.А. Коллекция увлечений. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 345 с.
18. Селиванов В.В. Онтогенез психического как развитие субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 608 с. – С.73-76.
19. Сидорова А.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2018. – 215 с.
20. Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html (дата обращения 06.02.2019).
21. Слинкова Ю.В. Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Дипломная работа. – 29.10.2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bd68a5c53b88421306d26_... (дата обращения 06.02.2019).
22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 416 с.
23. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 5–13.
24. Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 1018. – 23 с.
25. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О.В. Суворова. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
26. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: автореферат дис. … д-ра психол. наук / Нижегородский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012. – 32 с.
27. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Нижегородский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012. – 243 с.
28. Суворова О.В. Семейная среда как фактор развития субъектности старшего дошкольника: теоретико-концептуальные аспекты. Монография / О.В. Суворова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования «Нижегородский гос. пед. ун-т». – Нижний Новгород, 2011. – 230 с.
29. Суворова О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико- биологические науки. – 2011. – Т. 13. – № 2-6. – С. 1416-1421.
30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2018. – 672 с.
31. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1018. – 145 с.
32. Филонова К. В. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки [Электронный ресурс] / К. В. Филонова // Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/115523/discussion_platform (дата обращения: 14.03.2019).
33. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 2018. – 318 с.
34. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М., 2018. – 248 с.