Введение
Глава 1. Региональная пресса в историко-типологическом аспекте.
1.1. Развитие региональной периодики в конце XX - начале XXI вв.
историко-типологическая характеристика
1.2. Издательские дома в системе современных СМИ
Заключение
Начавшийся около десяти лет назад процесс реформирования региональной прессы хотя и привел к заметным структурным и количественным изменениям, в целом все еще нестабилен. В значительной степени положение усугубляется высокими ценами на все виды материально-технического обеспечения и услуг. Часто появляющиеся новые издания живут непродолжительное время: многие не находят читательской аудитории, многие не выдерживают конкурентной борьбы.
Новые правовые гарантии способствуют количественному и качественному росту региональной периодики, становлению новой ее системы. Формируется учредительский корпус, утверждается множественность в направлениях региональных изданий, плюрализм их взглядов. Читательской аудитории предлагается достаточно широкий выбор непохожих друг на друга, занимающих свою информационную нишу изданий.
Интенсивное развитие региональной печатной периодики подтверждается и данными, полученными санкт-петербургскими социологами, изучающими новую российскую прессу. Доля общероссийских газет среди всей массы возникших за последнее десятилетие изданий составляет 14,7%, а региональных (краевых, республиканских) – 57,8%, городских и межрегиональных (распространяемых в нескольких соседних областях) – 11,4%, районных – 11,3%. Таким образом, «точки роста» на современном информационном поле также находятся в провинции, но преимущественно не в маленьких городах и селениях, а в областных, краевых, республиканских центрах.
Подобные тенденции можно наблюдать и в развитии различных медиа-объединений, корпораций, холдингов и издательских домов. Региональные деловые круги с начала этого десятилетия активно участвуют в формировании и видоизменении медийного пространства. Это можно объяснить двумя причинами.
Первая связана с выработкой новых стратегий организации своего бизнеса и использованием новых средств информационной политики. Образование при каком-либо предприятии медиа-объединения решает ряд проблем, связанных с продвижением услуг данного предприятия и играет важную роль в конкурентной борьбе.
Ну, а вторая причина напрашивается сама собой: при грамотной организации медийного бизнеса это может принести неплохой доход.
Идея образования издательских домов не нова.
Более ста лет назад в 70-е и 90-е годы XIX века в России появляются такие значительные общенациональные газеты, как «Русское слово» и «Новое время». Газеты обзаводятся приложениями, практикуются вторые (дневные) выпуски газет. Растут тиражи, улучшается информационное обеспечение газет. Формируются первые издательские концерны А.С. Суворина, И.Д. Сытина и др. к числу издательских предприятий, имевших самые большие финансовые обороты, относится фирма И.Д. Сытина. К 1914 г. им выпускалось около четверти всей книжной продукции России. Сытинская газета «Русское слово», издававшаяся в Москве, была одной из самых популярных - ее тираж в 1914 г. превышал 500 тыс. экз. Свой авторитет среди читателей «Русское слово» завоевало прежде всего благодаря хорошо поставленному отделу информации. Редакция имела не только большой штат собственных корреспондентов в стране и за рубежом, но и соглашения с крупнейшими газетами Европы об обмене информацией.
Огромные доходы, получаемые Сытиным от рекламы в «Русском слове» (в 1908 г. - около 1 млн. руб.), позволили ему выпускать целый ряд специализированных изданий - «Вестник школы», «Для народного учителя», «Нужды деревни» и пр., хотя почти все они были убыточными. Кроме того, издательство Сытина выпускало миллионными тиражами буквари, учебники, серию «Библиотека самообразования», красочные детские книги, лубочную литературу. Впервые здесь начали выходить многотомные энциклопедии -
Народная, Детская, Военная. Особой заслугой Сытина является выпуск массовыми тиражами недорогих книг классиков русской литературы - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, АЛ. Чехова и многих других писателей.
Издательское дело в стране стало прибыльной отраслью, привлекательной для большого капитала. В начале XX века большая часть газет и журналов стали выпускаться не отдельными лицами, а крупными акционерно-паевыми предприятиями, число которых только в Петербурге и Москве достигало двух десятков.
Вторая половина и особенно конец XX века - время огромной «плотности» потоков массовой информации, начала формирования мирового «информационного пространства» на базе технических возможностей коммуникационных «супермагистралей» - наземных и космических каналов связи, соединяющих множество серверов (компьютерных банков данных) и связанных с ними аудио-видеотерминалов - компьютеров персонального или коллективного пользования. Полное развитие глобальные системы информации получат в XXI веке.
Издательские дома появлялись не только на федеральном уровне, но, что важно, и на региональном. Благодаря им в развитии региональной прессы наступил новый этап развития: издательские дома выпускали и продолжают выпускать продукцию, соответствующую интересам различных читательских групп; благодаря деятельности издательских домов происходит эффективный процесс сбора и распространения информации, обеспечивающий и гарантирующий экономическую выгоду.
Издательское дело в стране стало прибыльной отраслью, привлекательной для большого капитала. В начале XX века большая часть газет и журналов стали выпускаться не отдельными лицами, а крупными акционерно-паевыми предприятиями, число которых только в Петербурге и Москве достигало двух десятков.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что она, исследуя исторические и типологические особенности развития и становления региональной прессы, позволяет выявить причины появления в российских регионах издательских объединений, занимающихся выпуском нескольких печатных СМИ, – издательских домов.
Цель дипломного исследования – определить условия и факторы развития региональной прессы, типологической модификации периодики, концентрации СМИ, возникновения издательских домов, изучение их характера, специфики, особенностей развития, и особенностей журналистской политики.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки типологического реформирования региональных СМИ;
- определить специфику деятельности региональных издательских домов, их преимущества на рынке прессы;
- изучить проблемы, характерные для современной региональной прессы, и рассмотреть варианты их решения на примере деятельности издательских домов;
- установить механизм изданий, выпускаемых издательским домом (на примере ИД «Крестьянин») и их соответствие информационным интересам местной аудитории.
Объект исследования – региональная пресса в условиях, развития российского общества, региональные журналистско-издательские объединения - издательские дома.
Эмпирическая база исследования – пресса «Издательского дома «Гранд»»: издания «Футбольный курьер», «Сад Огород Кулинария», «Твоя подруга», «Календарь садовода-огородника», «Агропресса», вышедшие в период с февраля 1998 по декабрь 2006 г.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.
Система журналистики складывается таким образом, что оказываются занятыми практически все информационные «ниши» (по тематике, позициям, формам представления информации) и между различными органами журналистики возникают сложные отношения взаимодействия - от взаимодополнения до информационной борьбы. В ходе и в результате этих взаимоотношений одни издания и программы возникают, другие преобразовываются, третьи ликвидируются.
Рост количества региональных изданий и увеличение их тиражей свидетельствовали в пользу актуальности и эффективности местных СМИ - читатели выбирали издания, темы которых были связаны с особенностями и спецификой развития их региона, с вопросами региональной политики, экономики, культуры.
В последние годы произошли изменения тематического аспекта региональных СМИ: аудиторию в печатных изданиях привлекают материалы развлекательного и практического характера, что объясняет тенденцию снижения числа общественно-политических изданий и увеличения числа развлекательных или прикладных (о здоровье, кулинарии и т.д.) и рекламных газет.
Увеличение количества региональных газет и журналов привело к концентрации периодики, к появлению издательских домов, занимающихся выпуском нескольких печатных СМИ. Практика показывает: руководителям издательского дома легче обеспечивать проведение всеми его изданиями единой информационной политики, осуществлять развитие в процессе конкурентной борьбы, увеличивать размеры ИД, включая в него экономически слабые редакции СМИ или доводя их до банкротства.
В течение 90-гг. в развитии региональной прессы обозначился процесс формирования местных издательских домов, которые в настоящее время играют серьезную роль на рынке региональной периодики. Стремление местных издателей к концентрации бизнеса и расширению типологических рамок собственных изданий можно отнести к одной из ключевых тенденций развития местной постсоветской печати.
Практика показывает: руководителям издательского дома легче обеспечивать проведение всеми его изданиями единой информационной политики, осуществлять развитие в процессе конкурентной борьбы, увеличивать размеры ИД, включая в него экономически слабые редакции СМИ или доводя их до банкротства.
Руководители издательских домов сталкиваются с проблемами, характерными для современного рынка региональных СМИ «непростые» взаимоотношения с местными струюурами власти, финансирование собственных изданий, стабилизация тиражей собственной газетно-журнальной продукции.
Падение тиражей региональных издание- явление, характерное не только для ростовской прессы. Жесткие конкурентные условия (количество СМИ в регионах по сравнению с началом 90-х гг увеличилось почти в 3 раза) усугубляются экспансией столичной периодики в провинцию. Кроме того, в последнее время увеличилась популярность телевидения, большую часть информации, которого получает население, предоставляется региональными и федеральными телекомпаниями.
Холдинговая система обладает достоинствами, которые позволяют владельцам крупных капиталов добиваться успеха на медиа-рынке. Это, прежде всего, возможность в процессе конкурентной борьбы увеличивать размеры холдинга, включая в него экономически слабые редакции СМИ или доводя их до банкротства. Это ускоряет процесс концентрации СМИ в зоне действия холдинга. С другой стороны, холдинг позволяет его владельцу экономить средства, обеспечивающие управление всеми элементами холдинговой системы.
Медиа-холдинг позволяет владельцу создавать в его структуре СМИ, резко различающиеся по своему типу. Стремясь охватить возможно более широкую аудиторию, он может одновременно издавать качественные газеты и деловые журналы, бульварные еженедельники, журналы для женщин и для мужчин, выпускать в эфир новостные, научно-популярные и развлекательные телепрограммы. Для него дозволено все, что позволяют его средства и что дает прибыль.
Основным источником дохода издательского дома является прибыль, получаемая от рекламы, что позволяет осуществлять как платное, так и бесплатное распространение. Так же практикуется использование общего для всех изданий капитала и это, в свою очередь, позволяет поддерживать менее удачные в коммерческом плане издания за счёт более успешных.
Основные источники доходов «Издательского дома «Гранд»» - подписка на издания и прибыль, получаемая от рекламы. Тираж изданий газет данного ИД неоднократно снижался. Причины рассматриваемого негативного явления можно охарактеризовать следующим образом: растущие цены на издательскую продукцию, и снижение покупательской способности населения, снижение интереса аудитории к печатной прессе на фоне всевозрастающей роли телевизионных СМИ.
Успешное функционирование издательского дома только в своём регионе не является конечным результатом деятельности и не удовлетворяет амбиции руководства ИД «Гранд». В планах распространение своей деятельности на соседние регионы: Краснодарский и Ставропольский края, и выпуск новых газет, способных охватывать всю Россию.