1. Введение. Постановка задачи…………………………………………...…...6
2. Обзор существующих систем учета штатного расписания...........……......10
3. Разработка архитектуры автоматизированной системы учета штатного расписания………………………………………………………………………20
3.1. Разработка структуры базы данных……………………………….....22
3.2. Программная реализация системы…………………………………...32
4. Пример работы системы...............................………………………………...41
5. Экономическая часть………………………………………………………...47
6. Безопасность и экологичность проекта…………………………………….54
7. Заключение…………………………………………………………………...70
8. Список использованных источников……………………………………….71
8. Приложение. Листинг программных модулей……………………………..73
Современную жизнь уже невозможно представить без вычислительной техники. Информационные системы прочно укрепились в обслуживании различных сфер деятельности, в системах управления хозяйственными и техническими объектами, в научных исследованиях, в процессе автоматизации проектирования производства и других областях. Компьютеры успешно заменяют человека там, где требуется большая точность и быстрота вычислений и необходимость работать, не уставая и не ошибаясь. И хотя многие аспекты производственной деятельности очень сложно автоматизировать и поручить компьютеру, все же большая ее часть содержит элементы рутинных операций, с которыми вычислительная техника прекрасно справляется с достаточной эффективностью.
В настоящее время использование информационных систем в высших образовательных учреждениях не является редкостью. Спектр их применения широк и варьируется от автоматизации отдельно взятых рабочих мест до полной автоматизации деятельности ВУЗа.
Вне зависимости от объекта автоматизации, будь то преподавательский состав или администрация университета, в образовательном учреждении такие системы внедряют, преследуя конечную цель - повышение качества образования.
ВУЗ, как и любое предприятие, непременно проходит процесс автоматизации и, несмотря на то, что понятие образовательной деятельности едино для всех образовательных учреждений, в каждом ВУЗе этот процесс проходит по-разному. Значительное влияние на процессы автоматизации оказывает как наличие денежных средств, так и готовность использования предлагаемых рынком информационных услуг программных продуктов.
Автоматизированные системы позволили облегчить обработку информации о нагрузках преподавателей и аудиторий, за считанные минуты сформировать необходимые отчеты по свободным аудиториям, персональные расписания преподавателей, хранить большие объемы информации в электронном и удобном для поиска виде, а не на бумаге, ускорить и даже сделать приятнее сложную и однообразную работу, выполняемую человеком. Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность для создания и широкого применения обработки данных подобного назначения.
Не стоят на месте и инструментальные средства конструирования сложных программных комплексов: множество разнообразных трансляторов, систем управления базами данных, - позволяют быстро и недорого создавать программные продукты для хранения и обработки информации различного назначения.
Программные продукты, которые были разработаны ранее для учета штатного расписания, в основном, используются в различных предприятиях для решения широкого спектра задач, поэтому их необходимо конфигурировать под определенную задачу в рамках работы кафедры ВУЗа. Более того, подобную систему можно внедрить на каждой кафедре, что позволит оценить нагрузку всех преподавателей и аудиторий. Поэтому создание автоматизированной системы учета штатного расписания представляет актуальную программу на сегодняшний день.
Постановка задачи
Стремительный прогресс средств вычислительной техники, изменение условий образования, изменение средств и форм обучения, расширение спектра технических средств, а так же использование больших объемов информации диктуют необходимость внедрения информационных технологий в образование.
Вопросов для чего нужна автоматизация тех или иных процессов, как правило, не возникает. Но вот вопросы - как и с чего начать автоматизацию возникают у многих. Сколько потребуется денежных средств? Что и у кого приобретать? Как внедрять? Кто будет заниматься сопровождением программного продукта? Кто будет финансировать? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают в начале автоматизации любых процессов.
Следует начать с определения понятия «автоматизация». Под автоматизацией обычно понимают применение технических и программных средств, частично или полностью освобождающих человека от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования материалов или информации. Процессу автоматизации предшествует его формализация, то есть получение полного набора однозначно трактуемых инструкций, следуя которым достигается результат реализации процесса.
Преимущества автоматизации очевидны - это ускорение выполнения операций и снижение ошибок при их выполнении, снижение издержек на реализацию операций и повышение качества. Успешной может считаться автоматизация, в результате внедрения и использования которой удалось возвратить инвестированные в нее средства.
Прежде чем начать автоматизацию необходимо ясно и четко сформулировать свои требования к ней. Требуется определить, какие именно функции необходимо автоматизировать. Следует учитывать, что зачастую внедрение автоматизированных систем снижает степень влияния человеческого фактора на выполнение тех или иных операций.
В рамках данного дипломного проекта процессу автоматизации подвергается штатное расписание преподавателей кафедры университета. При разработке программного продукта следует особое внимание уделить формированию отчетности. Важно решить – кому будут адресованы отчеты, и для каких целей, что позволит определить содержание и вид отчетов.
Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день актуально создание программы со следующими функциями:
- получение общего расписания кафедры;
- формирование персонального расписания преподавателей на кафедре;
- наглядность нагрузки аудиторий кафедры (т.е. расписание занятий в аудиториях);
- поиск по преподавателю, дню недели, аудитории, времени занятия и четности недели;
- возможность печати созданных отчетов.
В рамках данного дипломного проекта была разработана автоматизированная система учета штатного расписания преподавателей кафедры.
Предложенный программный продукт позволит значительно сократить время на составление расписания кафедры, персональное расписание преподавателей и аудиторий. Также предусмотрен вывод на печать созданных отчетов. Кроме того, для проведения дополнительных занятий на кафедре, например, можно осуществить быстрый поиск свободных аудиторий.
Подробная инструкция по работе с приложением описана в разделе «Пример работы системы».
В разделе безопасности и экологичности проекта описаны вредные факторы при работе с ПК и более подробна рассмотрена нормализация нервно-психических нагрузок на оператора при реализации информационных технологий. Кроме того был произведен расчет технико-экономических показателей, составлена смета затрат и рассмотрен экономический эффект о внедрении разработки, который подтвердил необходимость создания данного приложения.
По окончании работ спроектированная система была внедрена на кафедре АИТУ.
Сайт Ставропольского регионального центра информатизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rci.stavsu.ru/, свободный.
2. Сайт Барнаульского юридического института МВД России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buimvd.ru/test/home/arm/arm.htm, свободный.
3. Сайт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vvsu.ru/, свободный.
4. Сайт центра «Компьютерные технологии в образовании» при Тверском государственном техническом университете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ckto.narod.ru/umo.htm, свободный.
5. Сайт Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eltech.ru/selfcontrol/prilogenie_4_2_1.htm, свободный.
6. Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 5 – 2-е изд., переработ. и дополн. – М.: ЗАО “Издательство БИНОМ”, 2000 г. – 1072 c.: ил.
7. Гофман В. Э., Хомоненко А.Д. Delphi 6. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 1152 c.: ил.
8. Вирджиния Андерсен. Microsoft Office Access 2003 – Издательство “АСТ”, 2007 г. – 572 с.
9. Борис Карпов. Microsoft Access 2000. Справочник – Издательство "Питер", – 2000 г., 416 с.
10. Мисник Е.В., Прудников Ю.М. Экономические вопросы проектирования. Расчёты экономической эффективности в дипломных проектах: Методические указания по дипломному проектированию, Рязань, РГРТА, 2000.
11. ГОСТ 12.003-74*. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
12. СанПин 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
13. ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования безопасности.
14. ГОСТ 12.1.038-82*. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов.
15. ГОСТ 12.2.006-87*. Безопасность аппаратуры электронной сетевой и сходных с ней устройств, предназначенных для бытового и аналогичного общего применения. Общие требования и методы испытаний.
16. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
17. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная опасность. Общие положения.
18. Керри Н. Праг, Майкл Р. Ирвин. Access 2002. Библия пользователя – Издательство "Диалектика", 2003 г. – 1216 с.
19. Базы данных: Учебник для вузов/ Под ред. Хоменко А.Д., СПб.: Корона принт, 2000 г. 416с.