Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методические подходы к изучению международного туризма…….5
1.1 Основные понятия туристской индустрии…………………………..5
1.2 Классификация видов туризма………………………………………13
Глава 2. Социально-экономические характеристики Португалии…………...18
2.1. ЭГП и общие сведения о стране…………………………………….18
2.2. Население Португалии……………………………………………….19
2.3. Экономика Португалии…………………..…………………………..21
Глава 3. Туристско-рекреационный потенциал………………………………..28
3.1. Природно-рекреационные ресурсы…………………………………28
3.2. Культурно-исторические ресурсы…………………………………..34
3.3. Туристская инфраструктура…………………………………………38
Глава 4. Современное состояние международного туризма Португалии……47
4.1. Анализ основных туристских показателей…………………………47
4.2. Виды туризма, основные курорты и туристские центры………….49
4.3. Проблемы и перспективы развития туризма Португалии…………54
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы……………………………………………………………...60
Приложение……………………………………………………………………...64
Актуальность темы: туристическая деятельность в любой стране формируется на основе причинно-следственной взаимосвязи. Изучение развития туристской индустрии на примере такой небольшой, но известной Европейской страны, как Португалия может особенно ярко показать тенденции и перспективы. В последние годы эта страна выходит на лидирующие позиции по количеству принятых туристов, а так же по количеству и качеству курортов, уровню отелей и профессионализму инструкторов. Португальские курорты известны как европейцам, так и нашим соотечественникам. Следовательно, наиболее интересным будет изучение развития туристской индустрии, там, где она создавалась десятилетиями и имеет широкий спектр предложений, разнообразие отелей, развитую сеть лечебных предприятий. Рассмотрим аспекты и предпосылки формирования туризма и его дальнейший ход развития в экономико-географических и исторических условиях.
Объект исследования: Объектом исследования данной курсовой работы является Португалия, факторы повлиявшие на ее развитие, что способствует привлекательности этого региона для туристов.
Предмет исследования: международный туризм в Португалии
Цель исследования: изучение современного состояния международного туризма в Португалии
Задачи исследования:
1) Изучить социально-экономические предпосылки развития туризма;
2) Исследовать туристско-рекреационный потенциал;
3) Проанализировать основные туристские показатели;
4) Изучить основные курорты и туристские центры Португалии.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании выполнена комплексная оценка современного состояния и перспектив развития международного туризма.
Практическая значимость работы заключается в возможном использовании результатов исследования в работе с турфирмами, занимающимися данным направлением.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам международного туризма И.В.Зорина, В.А.Квартальнова, В.С. Преображенского и т.д.
В качестве информационной базы использовались: материалы периодической печати, статистический и картографический материалы, интернет-ресурсы, научные и литературные источники, туристские журналы.
Объем и структура работы – выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 4 главы, заключение, список использованных источников, приложение. Работа содержит … страниц, 19 рисунков, 59 использованных источников.
В результате проделанного исследования необходимо сделать следующие выводы:
1. Португалия – одна из малых стран капиталистической Европы. Она расположена в её юго-западной части, на Пиренейском полуострове, а также на островах Азорских и Мадейра в Атлантическом океане.
2. Население страны мононациональное, 99% составляют португальцы, с 1990 года открылся поток иммигрантов из Восточной Европы. Темнокожее население составляет менее 100 000 человек.
3. На экономику Португалии повлияли два события – свержение режима Салазара – Каэтану в 1974 и вступление в ЕС в 1986.
Участие в ЕС (с 1986) потребовало отмены протекционистской политики. В 1991 Португалия оставалась самой бедной из стран ЕС, но членство в этой организации позволило влить новый капитал в экономику страны. Суммы прямых иностранных инвестиций после 1986 ежегодно удваивались. И тем самым положение туристской сферы значительно поднялось.
4. Природно-рекреационный потенциал Португалии способствует развитию туризма на данной территории. Португалия располагается в субтропическом поясе, ее средиземноморский климат заметно смягчается близостью Атлантического океана. По комплексу физико-географических условий в стране четко выделяются две основные природные области – северная, горно-лесная, и южная, преимущественно равнинная, с преобладанием средиземноморских вечнозеленых кустарников. Это является одной из важнейших причин привлекательности данного региона среди туристов.
5. В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.
6. Динамика протяженности дорожного полотна в Португалии совпадает с общей ситуацией в Европе. В течение прошлого десятилетия общая длина транспортных для Европейского союза и стран Европейской Ассоциации Свободной Торговли увеличилась для всех внутренних способов транспортировки, за исключением железнодорожного транспорта, который испытал небольшое уменьшение. Сейчас протяженность автомобильных и железных дорог практически совпадает, хотя всего лишь десятилетие назад железнодорожное полотно обгоняло автодороги по длине в два раза.
7. Сейчас в Португалии 1988 гостиниц и подобных им средств размещения. Это средний показатель по Европейскому Союзу.
Португалия опережает страны Северной Европы, но значительно уступает таким странам, как соседняя Испания и страны «большой восьмерки».
В последнее десятилетие наблюдалось непрерывное увеличение специализированных коллективных средств размещения.
8. Наиболее быстрыми темпами прибыль ресторанов и гостиниц росла в конце 1990-х годов. В 2001 году последовал спад, вновь сменившийся подъемом на следующий год. Затем чистая прибыль гостиниц и ресторанов Португалии постоянно увеличивается, за последние 8 лет она увеличилась на 1.1 млрд. евро и в 2009 году составила 3.3 млрд. евро.
Важную роль в индустрии питания Португалии играет виноделие и производство портвейна. Пользуются популярностью специализированные туры гурманов по винодельческим районам города Порту.
9. Количество прибытий (отъездов) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Прибытия (отъезды) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени. В Португалии насчитывается 35 млн прибытий (отъездов за полугодие в среднем.
Нерезиденты проводят в стране 3-4 дня, т.к идет ознакомление с достопримечательностями страны, погружение в новую обстановку, желание увидеть и почувствовать особенности страны. Резиденты в среднем посвящают отдыху в стране 2 дня
10. Территория Португалии обладает благоприятными условиями для осуществления спортивного, горнолыжного, оздоровительного видов туризма, а также просто активного отдыха.
11. Была проанализирована курортная база Португалии. Рассмотрели ведущие курорты: Лиссабон, Мадейра, Алгавре, Эшторил и др. Эти курорты подойдут активных туристов: для любителей пляжного отдыха и экскурсионных прогулок.
12. Развитие туристического рынка Португалии сегодня носит стратегический характер. Португальские туристические фирмы проявляют интерес и желание сотрудничать, а так же проявляется интерес к инвестированию в эту отрасль португальских капиталов. В Португалии иностранный туризм все более и более набирает обороты, сейчас страну посещают около 10 миллионов человек в год. Положительно сказывается, что с июня этого года, в Россию открылось новое направление португальских авиалиний «TAP Portugal». В недавнем прошлом, благодаря Чемпионату Мира по футболу, Португалию посетило множество туристов, которые приобрели в то время квартиры и дома на побережье. Но все же, пока Португалия не является массовым туристическим направлением.
. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник, М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
2. Балабанов И.Т. Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 405 с.
3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма. - СПб., 2003. - 399 с.
4. Буторова Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2002. – 520 с.
5. Воронин И.Н., Швец А.Б. Туристское страноведение. – Симферополь: «Оригинал-М», 2008. – 408 с.
6. Гостиничный и туристический бизнес. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2003. – 270 с.
7. Гуляев В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). – М.: Финансы и статистика, 2004. – 340 с.
8. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. – М., 1999. – 490 с.
9. Журнал «Вокруг света» за май, 2002 г.
10. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004., – 320 с.: ил.
11. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: Учебник. – М.: РМАТ, 2005. – 205 с.
12. Ильина Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Учебник для туристских колледжей и вузов. – М.: РМАТ, 2003. – 140 с.
13. История португальской этнологии: М. Е. Кабицкий — Москва, Издательство МГУ, 2003 г.- 176 с.
14. Карпова Г.А., Водовода А.В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997. – 400 с.
15. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 420 с.
16. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. - М.: Финансы и статистика, 2004. -230 с.
17. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 301 с.
18. Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 3-го тысячелетия: прогнозы и реальность. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 500 с.
19. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2003. – 207 с.
20. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 207 с.
21. Козырев В.М. Туристская рента: Метод, рекомендации. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 310 с.
22. Колесник Н.В. Введение в специализацию: Ч. II. Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрорфа, 2002. – 270 с.
23. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. – М., 1999. – 135 с.
24. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. – М.: РМАТ, 2004. – 290 с.
25. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 2003. – 340 с.
26. Котляров Е.А. География туризма и отдыха // Москва.: Мысль, 1978. - 238 с.
27. Кузик С.П. Экономика и социальная география мира: учебное пособие. – Львов: Світ, 2001. – 672 c.
28. Кузнецова С.И., Янкович Л.В. Авиатуризм и рынок туристских авиаперевозок: Метод, рекомендации. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 230 с.
29. Муллер П., Шаблий О. География мира. Регионы. – К.: Либідь, 2004. – 740 с.
30. Португалия. Путеводитель по обычаям и этикету. Под ред. Санди Гедеш Ди Кейрош — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2008.- 160 с.
31. Португалия. Под.ред. Н. В. Кривцова — Москва, Вече, 2008.- 336 с.
32. Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М.: Советский спорт, 1986. – 386 с.
33. Самойленко А. А. География туризма: Учебное пособие // Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 368 с.: ил.
34. Словарь современных географических названий / В. М. Котляков. // Екатеринбург.: У-Фактория, 2006. – 340 с.
35. Туризм в цифрах. 2009: — Москва, Статистика России, 2009 г.- 40 с.
36. Туризм для декадентов: Медлар Лукан , Дуриан Грэй — Москва, Новое литературное обозрение, 2006 г.- 184 с.
37. Туристское страноведение. Европа и Азия: Учебно-практическое пособие – 2-е издание // Москва.: Кнорус, 2006. – 84 с.
38. Хорошев О.А. Страны Мира. Справочник-путеводитель // Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – 256 с.
39. Церкви и монастыри Европы: Ульрика Шебер — Санкт-Петербург, БММ, 2004 г.- 392 с.
40. Чеглазова М.Е. Мировые туристические центры: обзор туров. – Симферополь: СОНАТ, 2007. – 126 с.
41. Экономика гостиниц и ресторанов. Под. ред. О. П. Ефимова — Москва, Новое знание, 2008 г.- 392 с.
42. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева — Санкт-Петербург, Юнити-Дана, 2009 г.- 400 с.
43. Португалия: что сезон грядущий готовит туристическому рынку? [Электронный ресурс] // Travel [сайт]. URL: www.travel.rin.ru/cgi-bin/news.pl?n=5474&data=9.05.2011
44. Статистика туризма в Европе [Электронный ресурс] // Tourest [сайт]. URL: www.tourest.ru/publ/statistika_turizma_v_evrope_v_1_polugodii_2010_god
45. Лиссабон и Лиссабонская Ривьера [Электронный ресурс] // Квинта тур [сайт]. URL: www.deotravel.ru/portugal/goroda/Lissabon
46. Экстра М [Электронный ресурс] // Экстра М [сайт].
URL: www.extra-m-travel.ru/country.asp?id=55
47. Даугавпилсский информационно-новостной портал [сайт].
URL: www.gorod.lv/turizm/portugalija
48. Гринда [сайт]. URL: www.grinda.navy.ru
49. Португалия [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет [сайт]. URL: www.krugosvet.ru
50. Ourdoor news [Электронный ресурс] // Outdoor [сайт]. URL: www.outdoor.ru/index.php?id=5050&sku=news8349276
51. Portugal [Электронный ресурс] // Portugal [сайт]. URL: www.portugal.net
52. Путевки [Электронный ресурс] // Туры в Португалию [сайт].
URL: www.portugal-tur.ru
53. О Португалии [Электронный ресурс] // Porturoom [сайт]. URL:www.porturoom.org
54. Путешествия [Электронный ресурс] // Топ-тур [сайт]. URL:www.toptur.inf
55. Португалия [Электронный ресурс] // Турист [сайт].
URL: www.turist.rbc.ru/atlas/country/portugal
56. Достопримечательности Португалии [Электронный ресурс] // Тур-Бас [сайт]. URL:www.tourbus.ru/arhiv/13_01/news/turboard/2.htm
57. Португалия [Электронный ресурс] // 100 дорог [сайт].
URL: http://100dorog.ru/guide/countries/pt/
58. Португалия [Электронный ресурс] // TravelStar [сайт]. URL:www.travelstar.ru
59. Информация о стране Португалия [Электронный ресурс] // вОтпуск [сайт]. URL: www.votpusk.ru/country/country.asp?CN=PT