Введение………………………………………………………………………..3
Исходные данные………………………………………………………………6
1. Анализ работы станции и примыкания направления В…….……………..9
2. Определение полезной длины приёмоотправочных путей………………10
3. Выбор вариантов схемы станции………………………………………….11
4. Определение числа путей в приёмо-отправочных парках……………….14
5. Определение числа сортировочных и вытяжных путей………………….18
6. Определение размеров устройств грузового двора……………………....19
7. Расчёт устройств локомотивного хозяйства………………………………21
8. Расчёт путепроводной развязки подходов к станции……………...……..24
9. Технико-экономическое сравнение и выбор схемы станции…………….27
10. Масштабная накладка плана станции……………………………………35
11. Организация работы станции……………………………………………..41
Используемая литература.…………………………………………………….43
Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом перевозки грузов и пассажиров. В этих условиях повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества, предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития является наиважнейшей задачей. Железнодорожные станции выполняют значительный объем работы по обработке и пропуску транзитных поездов, переработке участковых и местных вагонопотоков.
Активная работа по сокращению эксплуатационных расходов позволила решить ряд важнейших задач, поставленных перед отраслью. За последнее время удалось преодолеть убыточность эксплуатационной деятельности, с июня 1997 года железные дороги работают рентабельно. Не менее важно значительное ослабление тарифного давления железнодорожного транспорта на промышленность, впервые за шесть последних лет снижены тарифы на перевозку пассажиров, следующих на расстояние свыше 5 тыс. км.
Главное в наращивании объемов перевозок - оптимальная тарифная политика. От того, как она будет меняться, как будут регулироваться тарифы, как они будут откорректированы с ориентацией на потребителя, зависит прирост перевозок. В первую очередь должно проводиться дифференцированное снижение тарифов на перевозки грузов, определяющих работу важнейших отраслей народного хозяйства страны. Но такой подход к тарифной политике станет оптимальным только в том случае, если эти решения будут адекватно приняты другими отраслями производства, грузовладельцами и поставщиками материальных ресурсов железнодорожного транспорта.
Жесткое регулирование издержек на перевозки требует перехода к нормативным методам управления затратами. В последнее время радикально снижены удельные расходы топлива и электроэнергии на тягу поездов, однако финансовые затраты на электроэнергию увеличились, потому что в регионах были подняты отпускные цены на энергоресурсы.
Одной из основных задач проводимых рыночных реформ является обеспечение равнодоступности железнодорожной федеральной инфраструктуры для компаний - собственников подвижного состава. Должны создаваться условия для развития конкуренции на рынке транспортных услуг, обеспечивающие равнодоступность инфраструктуры и ремонтной базы железнодорожного транспорта для различных владельцев подвижного состава. При этом нельзя допустить создания нового монополизма, необходимо в условиях конкуренции предоставить грузовладельцам возможности для выбора выгодного перевозчика. В связи с этим будут снижены тарифы на перевозку грузов в собственных и арендованных вагонах.
Главная задача совершенствования управления перевозочным процессом - переход к ориентированному на удовлетворение требований пользователей качеству транспортного обслуживания при достижении наиболее экономичных результатов всех составляющих технологического процесса в связи с этим организация работы станций должна учитывать постепенный переход управляющих функций в центры диспетчерского управления. В них на базе вариантных графиков, планов формирования и динамической вагонной модели будут вырабатываться командные решения по формированию составов, определению точек отправления и прибытия поездов, подвязке локомотивов и локомотивных бригад. На этой основе должна быть реализована малооперационная технология работы станций с выделением специализированных технологических линий по переработке транзитного, дальнего, местного и ускоренного вагонопотоков.
Важное значение имеет классификация линий и участков по условиям освоения предстоящего объема перевозок с заданным уровнем качества и технического оснащения. При этом малодеятельные участки и станции следует законсервировать, объединить или перевести на особые условия работы в одну смену, сократить количество маневровых локомотивов.
Совершенствование технологии работы тесно связано с проектированием, развитием и переустройством станций. В настоящее время в связи с падением объемов работы на существующих станциях высвобождаются большие резервы технической мощности и пропускной способности. Поэтому для повышения качества эксплуатационной работы необходимо оптимизировать техническое оснащение станций, ликвидируя отдельные пути и парки.
Особая роль в повышении качества перевозок принадлежит участковым станциям. В существующей системе управления движением участковые станции разграничивают диспетчерские участки, часто являются стыковыми дорожными пунктами, их назначение на сети дорог определяется планом формирования поездов. Как правило, это технически оснащенные станции, на которых сосредоточена основная часть всех устройств и сооружений, обеспечивающих необходимую пропускную способность прилегающих участков и организацию вагонопотоков. На всех участковых станциях формируются и расформировываются сборные, участковые, вывозные, передаточные и другие поезда. В современных условиях в связи со значительным изменением грузопотоков и вагонопотоков происходит изменение технологии работы станций, что приводит к необходимости их переустройства или реконструкции.
1. Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы. М.:
Транспорт, 1992.
2. Проектирование железнодорожных станций и узлов. Справочное
и методическое руководство/Под ред. А.М. Козлова и К.Г. Гусевой.
М.: Транспорт, 1981.
3. Савченко И.Е. и др. Железнодорожные станции и узлы. М.: Транс-
порт, 1980.
4. Железнодорожные станции(задачи, примеры, расчеты)/Под ред.
Правдина Н.В. М.: Транспорт. 1976.
5. Методические указания к выполнению курсового проекта. М.1997.
6. Апатцев В.И. Железнодорожные станции и узлы (Курс лекций) 2005г.
7. Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на
железных дорогах колеи 1520 МПС 2001г.