Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АРТТЕРАПИИ

Работа №23740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
471
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические представления о школьной тревожности в младшем
школьном возрасте и возможности ее коррекции с помощью арт- терапии 9
1.1 Содержание понятия «тревожность» и «школьная тревожность» в
психологии 9
1.2 Особенности проявления школьной тревожности и ее причины в
младшем школьном возрасте 12
1.3 Арт-терапия - как метод коррекции школьной тревожности в
младшем школьном возрасте 17
2 Экспериментальное исследование школьной тревожности в младшем
школьном возрасте и возможностей ее коррекции с помощью арт- терапии 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 23
2.2 Тренинговая программа, направленная на снижение высокого
уровня школьной тревожности 35
2.3 Оценка эффективности тренинговой программы 39
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение


Актуальность. Интерес к данному исследованию обусловлен увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходят как по системе «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом отношения актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
В периоды возрастных кризисов тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Тревожные состояния основаны на страхах: страхе быть отвергнутым, страхе не соответствовать определенному уровню, страхе унижения, страхе публичного выступления и других. Тревога разрушает не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные компоненты характера.
В связи с этим актуальным становится вопрос коррекции тревожности в младшем школьном возрасте.
Арт-терапия может стать эффективным методом снижения школьной тревожности, которую испытывают учащиеся в процессе получения образования. Основной целью методов коррекции является гармоничное развитие личности, снижение нервно-психических перегрузок. Методы арт- терапии не требуют специальной подготовки учащихся и доступны каждому. Арт-терапия позволяет преобразовать травмирующую ситуацию, достичь эмоционального комфорта, способствует проявлению креативности в решение проблем, помогает самовыражению, повышает уверенность в себе.
Исходя из этого, метод арт-терапии может применяться в работе с такой психологической проблемой как тревожность.
Актуальность исследования тревожности у младших школьников определяется тем, что на современном этапе в условиях начальной школы увеличиваются факторы, способствующие возникновению школьной тревожности у детей. Эти факторы связанны с изменением системы требований, ведь посещение школы является новой формой деятельности для младших школьников. Школьная успешность, учебные перегрузки, семейное воспитание, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, все это может создавать не благоприятный эмоциональный фон для становления личности и способствовать развитию и формированию тревожности.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах школьной тревожности в младшем школьном возрасте и возможностей ее коррекции с помощью методов арт-терапии.
Объект исследования: школьная тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: школьная тревожность в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции с помощью методов арт-терапии
Гипотеза исследования: коррекционная работа с применением методов арт-терапии будет способствовать снижению уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучит психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Раскрыть содержание понятия «школьная тревожность», причины ее возникновения, особенности ее проявления в младшем школьном возрасте.
2. Изучить арт-терапию как метод практической психологии, проанализировать ее возможности для коррекции школьной тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностический инструментарий, адекватный цели исследования и организовать экспериментальное исследование по изучению школьной тревожности в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать полученные результаты и составить тренинговую программу с использованием арт-терапии, направленную на снижение уровня школьной тревожности младших школьников.
5. Реализовать тренинговую программу на практике и оценить ее эффективность для выборки исследования.
Для достижения задач исследования и подтверждения выдвинутой нами гипотезы, были определены следующие методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Метод сбора эмпирических данных: тестирование (методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ); методика «Незаконченные предложения»); на наблюдение (карта наблюдения для определения школьной тревожности).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов с применением метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни (электронная версия).
4. Констатирующий эксперимент.
5. Формирующий эксперимент.
Теоретико-методологическая основа работы: научные исследования по проблеме тревожности А.В. Микляевой, Р.В. Овчаровой, А.М. Прихожан, П.В. Румянцевой, Ч.Д. Спилбергера, В.В. Суворовой, С.Ю. Тарасова; исследования влияния арт-терапии на эмоциональное состояние младшего школьника М.В. Киселевой, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, А.А. Осиповой, Ю.С. Шевченко.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2015г - январь 2016г.) - изучение научной литературы по теме исследования, подбор диагностического инструментария, проведение обследования, обработка результатов констатирующего эксперимента.
2 этап (январь 2016г.- март 2016г.) - разработка тренинговой программы по снижению уровня школьной тревожности в младшем школьном возрасте. Реализация данной программы на практике.
3 этап (март 2016 г. - май 2016 г.) - проведение повторной диагностики по изучению уровня школьной тревожности, анализ полученных результатов, оценка эффективности тренинговой программы; оформление результатов работы.
Экспериментальная база исследования: предоставлена МБОУ Казачинской СОШ №1. Общая численность выборки составила 28 человек: 15 девочек,13 мальчиков. Возраст испытуемых варьировал от 8 до 9 лет.
Практическая значимость: выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней проанализирован и систематизирован теоретический материал по проблеме школьном тревожности, выявлены причины и проявления в младшем школьном возрасте, а так же разработан тренинг с применением методов арт-терапии, эффективность которого для снижения уровня школьной тревожности доказана экспериментально.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка использованных источников (40 наименований), приложения (4 приложения). Общий объем работы 51 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно заключить следующее. Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность рассматривается как ситуативное явление и как личностная характеристика. Ситуативная тревожность возникает в конкретной ситуации, которая справедливо вызывает беспокойство. Личностная тревожность - как черта личности, выражающаяся в чувстве постоянной тревоги даже в тех ситуациях, которые к этому не располагают.
Школьная тревожность включает различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия в школьном процессе. Тревогу в разные периоды школьного обучения испытывают многие школьники. Причинами возникновения школьной тревожности в младшем школьном возрасте может являться завышенные требования, строгость и частые упреки со стороны родителей и педагогов, ожидание негативной оценки со стороны учителей и сверстников, повышенное беспокойство в учебных обстоятельствах, в классе.
Исследования многих авторов доказывают тот факт, что в младшем школьном возрасте школьная тревожность поддается коррекции, так как еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Одним из наиболее эффективных методов коррекции школьной тревожности является метод арт-терапии. Она отличается особой «мягкостью». Ребенку предоставляется максимальная степень свободы. Он во многих случаях оказывается «ведущим» арт-терапевтический процесс, выражая себя в том стиле и тех формах, которые отвечают его состоянию, особенностям личности и потребностям.
Атр-терапия создает для ребенка благоприятный эмоциональный фон, способствующий личностному развитию младшего школьника, обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей, дает возможность невербального контакта, способствует преодолению психологических защит.
Нами было организовано экспериментальное исследование с целью изучения уровня школьной тревожности младших школьников. В результате высокий уровень тревожности выявлен у 43% детей (12 человек), общее эмоциональное состояние этих детей находится на высоком уровне развития отклоняющихся реакций. Средний уровень тревожности выявлен у 32% (9 человек) детей, этот уровень является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности. У 25% (7 человек), был выявлен низкий уровень тревожности, это говорит о том, что чувство тревоги не свойственно испытуемым.
По результатам первичной диагностики вся выборка исследования была разделена на контрольную и экспериментальную группы. Дети с высоким уровнем школьной тревожности представили экспериментальную группу и для них был разработан тренинг с применением методов арт- терапии.
По завершении тренинга была проведена повторная диагностика, результаты которой показали следующее: у 67% (8 человек) выявлен средний уровень тревожности, а у 33% (4 человека) низкий уровень тревожности.
По наблюдениям учителя за детьми после участия их в тренинге, дети стали увереннее в себе, способны адекватно оценивать себя и мнение окружающих, снизился уровень эмоционального напряжения, раскрылся творческий потенциал, повысился уровень коммуникативных способностей. Помимо этого, дети, участвовавшие в тренинговой программе стали более активно вести себя на занятии, увереннее отвечать перед классом не боясь оценочных суждений о себе.
Дети контрольной группы, не участвовавшие в тренинге, при повторной диагностике показали те же результаты, что при первичном исследовании.
Также эффективность разработанного нами тренинга была проверена с помощью метода математической статистики (U-критерия Манна-Уитни). В результате выявлено, что изменения, произошедшие у детей экспериментальной группы после формирующего эксперимента, являются статистически значимыми.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме, гипотеза полностью подтверждена.


1. Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт / Л. А. Аметова. - Москва : Просвящение, 2013.
2. Аникина, Г. В. Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми / Г. В. Аникина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Москва : ИД «1 сентября», 2001. - 112с.
3. Баданина, Л. П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л. П. Баданина. - Москва : Флинта, 2012. - 448 с.
4. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. - Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. - 256с.
5. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС,
2011. - 160 с.
6. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А, Ворожцова. - Москва : Институт психотерапии, 2013.
7. Габдрева, Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г. Ш. Габдрева // Тонус. - 2000. - № 5. - С.45-50.
8. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - Москва : Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 272 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт- Петербург : Речь, 2011.
10. Изард, К. Э. Психология эмоций : учебник / К. Э. Изард. - Санкт- Петербург : Питер, 2000. - 464 с.
11. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 412 с.
12. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 336 с.
13. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов работающих с детьми / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 160 с.
14. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 368 с.
15. Копытин, А. И. Системная арт-терапия / А. И. Копытин. - Санкт- Петербург : Питер, 2001.
16. Копытин, А. И. Арт - терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - Москва : Когито - Центр, 2007.
17. Кочубей, Б. Ярлыки для тревожности / Б. Кочубей, Е. Новикова // Журнал Семья и школа. - 2012. - № 9. - С. 55-58.
18. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. - Москва, 2011.
19. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 256 с.
20. Лебедева, Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. - Санкт-Петербург : Речь, 2006.
21. Мардер, Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер. - Москва : Генезис, 2011.
22. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва, 2012.
23. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. - Санкт- Петербург : Речь, 2004. - 248 с.
24. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - Москва : Независимая фирма «Класс», 2011. - 384 с.
25. Никитин, В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / В. Н. Никитин. - Москва : Когито-Центр, 2014.
26. О'Коннор, К. Теория и практика игровой психотерапии / К. О'Коннор. - Санкт-Петербург : Питер, 2012.
27. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие / А. А. Осипова. - Москва :ТЦ СФЕРА, 2004 . - 512 с.
28. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Москва: МОДЭК, 2000. - 304 с.
29. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - Санкт- Петербург, 2011.
30. Ромицына, Е. Е. Проблемы интегративной оценки уровня и характера детской тревожности в экспериментальной психологии. Психиатрия консультирования : материалы конференции / Е. Е. Ромицына. - Санкт-Петербург : ГМУ, 2002.
31. Ромицына, Е. Е. Сравнительный анализ тестов тревожности / Е. Е. Ромицына // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2004. - № 20. - С. 120-128.
32. Ромицына, Е. Е. Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности : пособие для врачей и психологов / Ромицына Е. Е. - Санкт-Петербург, 2007.
33. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 350 с.
34. Собчик, Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений : практическое руководство / Л. Н. Собчик. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 96 с.
Электронные ресурсы:
35. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс] / Л. И. Божович. - Москва, 2012. Режим доступа: http://padaread.com/?book=4445&pg=16 .
36. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Электронный ресурс] / А. И. Захаров. - Москва, 2012. Режим доступа: http://padaread.com/?book=15830&pg=1 .
37. Малкова, Е. Е. Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности. Методика многомерной оценки детской тревожности : пособие для врачей и психологов [Электронный ресурс] / Е.Е. Малкова, Л. И. Вассерман. - Санкт-Петербург, 2007. Режим доступа: http://psylab.info .
38. Неймарк, М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. Вопросы психологии личности школьника [Электронный ресурс] / М. С. Неймарк. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/vpb/vpb-2771.htm .
39. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности [Электронный ресурс] / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2000. - №2. Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP-011.HTM_.
40. Прихожан, А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. [Электронный ресурс] / А. М. Прихожан. Питер, 2009. Режим доступа: http://libatriam.net/read/650173/0/ .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ