Введение
1 Теоретические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики
1.1 Принципы разработки и направления региональной экологической политики
1.2 Методика формирования региональных экологических программ 13
1.3 Механизмы реализации экологических программ 20
2 Экологическая политика Красноярского края 28
2.1 Социально-эколого-экономическая ситуация и направления экологической
политики в Красноярском крае 28
2.2 Оценка уровня загрязнений и выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух городов региона 35
2.3 Анализ влияния загрязненного атмосферного воздуха на здоровье
населения и оценка социально-экономического ущерба 42
3 Возможности, социально-экономические эффекты и механизмы перевода
автомобильного транспорта на газомоторное топливо 49
3.1 Развитие рынка газомоторного топлива - важное направление решения
экологических проблем и повышения эффективности социально-экономического развития страны 49
3.2 Анализ возможностей и направлений развития рынка газомоторного
топлива в Красноярском крае 61
3.3 Разработка мер по стимулированию перевода автомобильного транспорта
города Красноярска на газомоторное топливо
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Проблемы природопользования в настоящее время являются реальными лимитирующими факторами развития регионов и городских агломераций. В основе разрешения наиболее существенных проблем и противоречий урбанизированных территорий лежит экологизация транспортной системы, приоритетным направлением которой является разработка экономических стимулов рационального природопользования и обеспечение устойчивого развития экологически безопасных транспортных систем.
Автомобильный транспорт и обслуживающая его инфраструктура относятся к основным источникам загрязнения окружающей среды.
Актуальность, содержание и сложность решения проблемы природопользования и экологии тесно связаны с достигнутым уровнем автомобилизации. Значительные темпы автомобилизации вызывают интенсивное потребление природных ресурсов и оказывают существенное негативное влияние на состояние окружающей среды. В крупных городах удельная доля токсичных выбросов автомобильного транспорта составляет 40¬60% (и даже до 80-90%), что в явном виде определяет приоритеты природоохранной деятельности. Ситуация характеризуется нарушением баланса между транспортными потребностями пользователей и возможностью их удовлетворения при обеспечении требований по экологической безопасности.
Решение этой проблемы предусматривает системное внедрение комплекса мероприятий по различным направлениям: экономическим, техническим, организационным и т.д. Опыт России и зарубежных стран показывает, что наиболее результативным и продуктивным подходом при этом является разработка национальных (федеральных) и региональных программ.
Реализация данного подхода требует разработки комплексных методов оценки мероприятий по снижению токсических выбросов, обоснования критических значении выбросов при условии сохранения качества окружающей среды, наличии методов и моделей экономической оценки эффективности мероприятий по снижению токсичных выбросов. Всё это необходимо для оценки потенциальной возможности выполнения требований сохранения качества окружающей среды с учетом технических, технологических и финансовых ограничений.
Актуальность темы выпускной работы подтверждена анализом влияния транспортных источников на загрязнение окружающей среды в городе Красноярске и в других городах Красноярского края.
Целью выпускной работы является территориальный анализ и диагностика экологической ситуации на территории Красноярского края и обоснование направлений совершенствования региональной экологической политики на основе реализации комплекса мер по переводу автомобильного транспорта на газомоторное топливо.
Данная цель определила постановку и последовательное решение следующих задач:
1. Анализ и оценка правовой и методологической базы разработки и реализации региональной экологической политики на территории Российской Федерации.
2. Оценка состояния окружающей среды и определение основных экологических проблем Красноярского края.
3. Анализ и оценка эффективности реализуемой экологической политики Красноярского края.
4. Оценка предпосылок, возможностей и механизмов и расширения масштабов перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо в Красноярском крае.
В данной работе было проведено исследование экологического состояния в Красноярском крае и проведён сравнительный анализ наиболее загрязнённых городов в разрезе основных загрязняющих веществ.
Так же были рассмотрены теоретические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики, рассмотрены принципы формирования региональных программ, их преимущества и их слабые стороны.
При анализе были описаны социально-экономическая ситуация региона и направления экологической политики, так же была проведена оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха и негативного влияния загрязнённой среды обитания на здоровье человека.
Был рассмотрен один из возможных вариантов снижения экологического загрязнения - это перевод автотранспорта, как главного источника загрязнения, на газомоторное топливо, что способствует снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а так же позволит потребителям экономить денежные средства на покупке топлива.
Исходя из цели выпускной работы, были выполнены следующие задачи:
- Анализ и оценка правовой и методологической базы разработки и реализации региональной экологической политики на территории Российской Федерации.
- Оценка состояния окружающей среды и определение основных экологических проблем Красноярского края и, как следствие, анализ и оценка эффективности реализуемой экологической политики Красноярского края
- Оценка предпосылок, возможностей и механизмов и расширения масштабов перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо в Красноярском крае.