Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Органы охраны правопорядка в Енисейской губернии в 1917 — 1918 гт.

Работа №23617

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Органы охраны правопорядка в Енисейской губернии с февраля по октябрь
1917 г 10
1.1. Органы охраны правопорядка Енисейской губернии накануне и в период
революционного подъема 1917 г 10
1.2. Проблема охраны общественного порядка от Февраля к Октябрю 1917 г.
Милиция Временного правительства 18
2. Охрана правопорядка в Енисейской губернии октябрь 1917-
ноябрь 1918 г 36
2.1. Первые шаги советской милиции октябрь 1917 г - июнь 1918 г 36
2.2 Охрана общественного порядка лето - осень 1918 г 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы обусловлена тем, что правоохранительные органы входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе государственных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с правоохранительной деятельностью.
В годы революции органы охраны правопорядка сыграли значимую роль в создании советской государственности. В ходе революционных событий были упразднены государственные органы дореволюционной России. Период между двумя революциями 1917 г. - Февральской и Октябрьской - характеризовался разрушением системы старых и созданием новых органов правопорядка.
Российские органы внутренних дел сложились и развиваются вместе с российской государственностью. История их развития свидетельствует о том, что им всегда принадлежала важная роль в выполнении государственных, хозяйственных и общественных функций и обеспечении социальной и политической стабильности, защите прав, свобод и интересов граждан.
В настоящее время органы внутренних дел реализуют широкий спектр функций, направленных на обеспечение прав и свобод граждан, защиту национальных интересов страны, обеспечение законности и правопорядка. Учитывая особенности экономического и политического положения, активизацию определенных сил, заинтересованных в дестабилизации обстановки в современной России, подрыв доверия между обществом и властью, в том числе путем дискредитации правоохранительных органов, актуальным является сохранение диалога и взаимопонимания между органами правопорядка и гражданами.
Степень изученности темы в монографии А.В. Булыжкина «Организация Орловской милиции в период с 1917 - по 1928 г.» отмечается важность проведение научных исследований в сфере изучения развития региональной составляющей функционирования власти и органов внутренних дел и подчеркивается, что «для успешного реформирования органов внутренних дел, прежде всего в направлении повышения эффективности их деятельности, установления чётких принципов взаимодействия с местными органами власти и управления, неоценимую помощь может оказать исторический опыт, который позволит не повторять в будущем ошибок прошлого и, наоборот, учесть и использовать позитивные наработки».
Характеризуя кризисное состояние власти Временного правительства и неэффективность деятельности Министерства внутренних дел, ученые соглашаются с мнением генерала А.И. Деникина о том, что «функции ведомства фактически перешли в распыленном виде к местным самозваным организациям» и подчеркивают, что под таким организациями, прежде всего, следует иметь в виду «Советы, которым принадлежала реальная власть на местах. По решению Советов назначалась местная администрация, включая руководство милицией, функции охраны общественного порядка выполняли подчиненные Советам вооруженные отряды».
Также представляют интерес, сделанные автором выводы, отражающие специфику региональных процессов функционирования власти и органов, выполнявших правоохранительные функции в революционное время. Булыжкин, подчеркивает, что «становление милиции в Орловской губернии было связано с деятельностью Орловского Комитета общественной безопасности и Орловского Совета рабочих депутатов и проходило в условиях полной децентрализации государственного управления и её безусловного подчинения органам местного управления. Своеобразие процесса создания Орловской милиции заключалось в том, что местный Совет, в силу ряда причин, передал инициативу организации вооружённых структур Комитету общественной безопасности, что в дальнейшем оказало влияние на процесс затянувшегося установления Советской власти в уездах Орловской губернии».
Исследователем органов охраны правопорядка в Енисейской губернии был Д.А. Бугаев. В своей работе он описывает становление органов охраны правопорядка в Енисейской губернии после смены власти, насколько быстро шел процесс передачи власти в правоохранительных органах. Также рассматривает дальнейший процесс развития органов правопорядка в Советском союзе.
В 1922 г. в юбилейной коллекции «Пять лет Советской власти» была опубликована статья «Рабоче-крестьянская милиция», в которой авторский коллектив изложил некоторые фундаментальные соображения о классовом характере советской милиции, дал информацию об истории милиции во время гражданской войны и преступности .
Заслуживает внимания книга одного из первых наркомов внутренних дел РСФСР Г. И. Петровского «К истории советской милиции». В ней автор проанализировал деятельность советского правительства в организационном направлении.
Научная работа по этой проблеме усиливается, в частности, на Урале и в Западной Сибири. В работах ученых этого периода изучаются некоторые аспекты проблемы функционирования рабоче-крестьянской милиции как в центре, так и на местах. В научных публикациях А.В. Петрова рассматриваются проблемы организации и деятельности правоохранительных органов Урала и Западной Сибири. Но эти вопросы еще не были предметом отдельного исследования, но рассматривались в русле истории Октябрьской революции и гражданской войны .
Процесс формирования системы правоохранительных органов Советского государства был предметом научных исследований таких ученых, как В.В. Журавлев , Э.И. Черняк.
Изучение вопросов, связанных с организацией и функционированием «альтернативных» правоохранительных органов в Западной Сибири И.В. Павлова , О.В. Чудаков.
Целью исследования является изучить формирование органов охраны правопорядка в годы революции и начало гражданской войны в Енисейской губернии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить процесс органов охраны правопорядка Енисейской губернии накануне и в период революционного подъема;
2. также выявить проблемы охраны общественного порядка от Февраля к Октябрю 1917 г.;
3. проанализировать изменение охраны правопорядка в Енисейской губернии в октябре 1917 - ноябре 1918 г.;
4. изучить первые шаги советской милиции октябрь 1917 г. - июнь 1918 г.
Объектом исследования является органы власти и самоуправления в Енисейской губернии в 1917 - 1918 гг.
Предметом исследования данной работы являются органы охраны правопорядка Енисейской губернии в 1917 - 1918 гг.
Методология исследования базируется на принципах объективности, а также историзма.
Принцип научной объективности позволил рассмотреть отдельные явления формирования и развития органов охраны правопорядка и изучить все факты в их совокупности, приблизившись, таким образом, к объективной исторической реальности.
В исследовании использованы как общенаучные методы (сравнение, систематизация, анализ), так и ряд специальных исторических методов: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический.
Метод анализа позволил охарактеризовать и оценить отдельные эпизоды (структура, направления деятельности, состав, т. д.) органов охраны правопорядка Енисейской губернии.
Сравнительный метод дал возможность сравнить формирование и становление органов охраны правопорядка в Енисейской губернии со структурой в России в целом, выявить их общие и различные черты, а так же данный метод был использован при анализе историографии по данной тематике и позволил сравнить взгляды историков.
Системный метод показал, что между такими составляющими, как личный состав, структура и деятельность имеются определенные взаимосвязи.
Метод абстрагирования позволил выявить задачи исследования и сосредоточиться на них для достижения поставленной цели.
Проблемно - хронологический метод позволил изучить организацию органов охраны правопорядка Енисейской губернии в процессе ее формирования, а также становления.
Сравнительно-исторический метод позволил установить сходства и различия организации органов охраны правопорядка Енисейской губернии с организацией России в целом.
В работе были использованы также методы смежных наук: структурно - системный метод позволил изучить органы охраны правопорядка Енисейской губернии, как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
К источникам по теме исследования следует отнести неопубликованные и опубликованные источники. К неопубликованным источникам относятся документы Государственного архива Красноярского края, включающие в себя:
фонд-904 «Енисейская губернская земская управа» в нем содержатся личные дела, доклады, приказы, циркуляры Енисейской губернской земской управы.
фонд-917 «Енисейский губернский комиссар» в нем содержатся материалы по учету, призыву и распределению в Енисейской губернии.
фонд Р-241 «Рабоче-крестьянская инспекция исполкома Енгубсовета» содержит в себе приказы революционного Военного Совета республики, приказы Канского уездного военного комиссариата, декреты Народного Комиссариата государственного контроля, СНК, уполномоченного по Сибири, сибирского РК. Протоколы заседаний президиума Енисейского губернского исполнительного комитета, Енисейского губСНХ, доклады о деятельности Енисейского губернского отдела рабоче-крестьянской инспекции.
фонд Р-53 «Енисейский губернский революционный комитет» содержит декреты, постановления, приказы, циркуляры, народного комиссариата внутренних дел, Сибревкома.
фонд Р-758 «Красноярская городская народная милиция» содержит Приказы по личному составу. Приказы, циркуляры, распоряжения Енисейского губернского управления милиции. Сведения о личном составе. Списки военнослужащих и переписка по личному составу.
К опубликованным источникам относятся:
«Сборник документов и материалов: Западно-Сибирский комиссариат Временного Сибирского правительства» В. И. Шишкин, значительную часть объема сборника занимают комментарии, которые дают существенную дополнительную информацию о принимавшихся Временным Сибирским правительством решениях, содержат сведения биографического характера о государственных и политических деятелях сибирской контрреволюции разного уровня и ранга, дают пояснения конкретным событиям и процессам.
Нижняя хронологическая рамка исследования: февраль 1917 г., начало февральской революции, свержение царской полиции.
Верхняя хронологическая рамка исследования: осень 1918 г., распад государства на множество государственных образований.
Территориальные рамки - Енисейская губерния в пределах Ачинского, Канского, Красноярского, Енисейского, Минусинского уездов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка дать узкий и более подробный анализ формирования, становления и изменения органов охраны правопорядка в Енисейской губернии в годы Февральской, Октябрьской революций и начала гражданской войны.
Практическая значимость состоит в том, что данная работа может быть использована при изучении таких дисциплин как «История Сибири», «История органов внутренних дел». Также может использоваться для разработки пособий по «Истории Государства и Права», «Истории России», «Истории Енисейской губернии», также по формированию милиции и соответствующих спец. курсов.
Структура исследования бакалаврская работа состоит из введения, двух глав и заключения. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После Февральской революции 1917 года важное значение в процессе создания милиции в России имели общественные организации, формирование которых на местах осуществлялось, как правило, быстрее создания и реорганизации центральных органов власти. В отсутствие надлежащего правового регулирования и оперативных организационных решений, общественные организации способствовали установлению и сохранению общественного порядка в регионах, приданию легитимности новым органам власти.
Комплексный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что такое положение было обусловлено несколькими факторами:
во-первых, всеохватывающие идеи децентрализации и гласности, переходящие в ряде случаев в анархию и сепаратизм;
во-вторых, невозможность принятия каких-либо решений без согласования с Советом рабочих и солдатских депутатов;
в-третьих, продолжавшаяся война и царящие в стране-разруха, хаос и рост преступности. Действие этих факторов в совокупности вызывало противоречие, которое не смогло разрешить Временное правительство.
Различные организации, такие как Советы рабочих и солдатских депутатов и Комитеты общественных организаций, губернские думы, комиссары Временного правительства, правительственные инспекторы по делам милиции, пытались установить свое влияние и контролировать деятельность всех иных организаций и населения. Четкого разграничения полномочий между указанными институтами государственной власти не существовало. Однако все эти институты управления можно условно разделить на правительственные и неправительственные органы власти.
Советы рабочих и солдатских депутатов проводили альтернативную политику Временному правительству. Однако даже между организациями и должностными лицами правительства при осуществлении их деятельности существовали противоречия. Временное правительство не смогло произвести ясное разграничение полномочий, поэтому нередко одни и те же функции выполняли разные институты власти.
Ускоренная ликвидация полиции, создание Комитетами общественных организаций, а также Советами рабочих и солдатских депутатов милиции, подчиненной органам местного самоуправления, определялось, прежде всего, политическими целями. Изучение этих положений приводит к выводу о том, что появление альтернативных органов по охране общественного порядка было вызвано необходимостью противодействия постоянно увеличивающейся преступности и неспособностью власти самостоятельно организовать его. Однако децентрализация в организации органов общественного порядка привела к появлению большого количества различных организаций, отличающихся по социальному составу и текущим задачам. Это, естественно, не могло способствовать социальной стабильности.
С начала 1917 до середины 1918 года шел процесс упрочения Советской власти, процесс слома буржуазного государственного аппарата и становления нового аппарата. На этом этапе советская милиция в Енисейской губернии выступала и как вооруженная сила, и как инструмент охраны общественного порядка. Вооруженные формирования трудящихся, построенные не на профессиональной основе, не могли в должной мере выполнять военные функции, эффективно обеспечивать общественный порядок, ни тем более вести борьбу с преступностью. Реальная действительность довольно скоро показала нежизненность, утопичность такого подхода к делу организации вооруженных сил и органа охраны общественного порядка в одном органе.
Формирование органов охраны правопорядка в Енисейской губернии осуществлялось с учетом сложившихся организационных, а в отдельных случаях и правовых основ деятельности полиции царской России и милиции Временного правительства. Эти основы, как правовые, так и институциональные были сохранены лишь в той части, в которой не противоречили природе формирующегося Советского государства. Одной из главных задач, стоявших перед Советами и революционными комитетами в Енисейской губернии была организация полного подчинения милиции Советам, превращение ее в четко работающий исполнительный орган. Однако из-за начавшейся гражданской войны милиция в губернии до 1919 года не была штатным, постоянным органом, носила черты государственного и негосударственного характера, строилась на основе децентрализации.
В годы гражданской войны в стране разгорелась острая классовая борьба, органы внутренних дел были вынуждены выступить как многофункциональная структура, которая охватывает широкий комплекс социальных, экономических и политических отношений. Деятельность ОВД была направлена на подавление сопротивления контрреволюционеров, на развитие нового социалистического сектора хозяйства. Сотрудники органов внутренних дел активно участвовали в вооруженной борьбе с белогвардейцами и интервентами, принимали участие в проведении политики военного коммунизма. Главной целью в этот исторический период являлась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Советская милиция во время гражданской войны была составной частью вооруженных сил РСФСР. Для участия в боевых действиях из сотрудников ОВД были сформированы специальные воинские части и подразделения.
В этот период происходят изменения в структуре органов внутренних дел, конкретизируются цели и задачи общей милиции и уголовного розыска в соответствии с условиями чрезвычайного положения в стране.
В период гражданской войны охрана общественного порядка существенно ухудшилось. Образовавшиеся на территории Сибири антибольшевистские правительства создавали собственные правоохранительные органы.
Одной из главных целей, которые ставили перед собой белые правительства, наряду с борьбой против советской власти, было «принятие мер к действительной охране общественной безопасности и порядка», что юридически было закреплено в Акте об образовании Всероссийской верховной власти, принятом в сентябре 1918 года.
В государственных образованиях антибольшевистского типа были предприняты попытки к восстановлению старых порядков и воссозданию российской государственности в прежнем виде, существовавшей до Февральской революции. Так, в отличие от народной милиции Временного правительства, милиция белых правительств была централизована, находилась на государственном обеспечении и практически не зависела от местных органов самоуправления.



1. Бугаев Д. А. На службе милицейской. Книга первая. 1917-1925 гг. / Д. А. Бугаев. Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1993. 350 с.
2. Булыжкин А. В. Организационно-правовые основы становления и развития милиции Орловской губернии 1917-1928 гг.: дисс. канд. юрид. наук. : 12.00.01 / Булыжкин Александр Викторович. Москва, 2001. 232 с.
3. Дементьев А. П. Общественно-политическая борьба в Енисейской губернии: дисс. ... канд. ист. наук. : 07.00.02 / Дементьев Александр Петрович. Красноярск, 2015. 318 с.
4. Дорохов В. Ж. История органов внутренних дел / В. Ж. Дорохов. Хабаровск: Дальневосточный юрид. ин-т МВД России, 2015. 228 с.
5. Дроздов Н. И. Красноярье: пять веков истории. Часть 2. Край с 1917 по 2006 год / Н. И. Дроздов. Красноярск: Платина, 2006. 256 с.
6. Журавлев В. В. Органы государственной власти сибирской контрреволюции (октябрь 1917-ноябрь 1918 г.): от «автономной Сибири» к «возрожденной России» / В. В. Журавлев // Власть и общество в Сибири в XX веке. Новосибирск, 1997. Вып.1. С. 3-30.
7. Петров А. В. Народная милиция Временного правительства и милиция «антибольшевистских» правительств: сравнительно -правовой аспект (на материалах Сибирского и Уральского регионов) /А. В. Петров. Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-Мастер», 2005. 150 с.
8. Какурин Н. Е. Как сражалась революция / Н. Е. Какурин. Москва : Госиздат, 1926. 103 с.
9. Карчаева Т. Г. Енисейская губернская администрация: численность и состав (1822-1917 гг.) / Т. Г. Карчаева. Красноярск: Изд-во Сибирского Федерального Университета, 2017. 291 с.
10. Коновалов И. А. Организационно-правовое развитие полиции в Сибири в конце XIX начале XX в. / И. А. Коновалов // Вестник Омского университета. 2013. №4. С. 24-37.
11. Максимова В. Н. Изменение в системе полицейского надзора за ссыльными в Сибири в конце XIX-начале XX вв. / В. Н. Максимова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Братск, 2013. №4. С. 78-80.
12. Мармышев А. В. Гражданская война в Енисейской губернии : монография / А. В. Мармышев, А. Г. Елисеенко // Красноярск : Версо, 2008. 416 с.
13. Мулукаев Р. С. История отечественных органов внутренних дел / Р. С. Мулукаев. Москва, 2005. 336 с.
14. Найда С. Ф. О некоторых вопросах истории гражданской войны в СССР : монография / С. Ф. Найда. Москва, 1958. 92 с.
15. Павлова И. В. Красная гвардия в Сибири / И. В. Павлова. Новосибирск: Наука, 1983. 144 с.
16. Петров А. В. К вопросу о правовом обеспечении организации и деятельности милиции временного правительства и милиции «белых» правительств Урала и Сибири / А. В. Петров // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Пермь, 2012. Вып.1. С. 35-41.
17. Петров, А. В. Проблемы организации народной милиции временного правительства на Урале и в Сибири с февраля по октябрь 1917 г. /А. В. Петров // Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. С. 109-112.
18. Трофимова И. И Главное управление внутренних дел Красноярского края: 1802-2002 гг. / И. И. Трофимова, Л. С. Иванова, В. А. Якушев // Красноярск: Платина, 2002. 243 с.
19. Хазиахметов Э. Ш. Сибирская политическая ссылка 1905-1917 гг. (Облик, организации и революционные связи) / Э. Ш. Хазиахметов. Томск: Изд-во Томского университета, 1978. 183 с.
20. Цветков В. Ж. Формирование и эволюция политического курса Белого движения в России в 1917-1922 гг. : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Цветков Василий Жанович. Москва, 2010. 207 с.
21. Черняк Э. И. Революция в Сибири: съезды, конференции и совещания общественных объединении и организаций (март 1917-ноябрь 1918 года) /
Э. И. Черняк. Томск: Изд-во Томского университета, 2001. 238 с.
22. Чудаков О. В. Городское самоуправление и общественные силы в Сибири в период демократического этапа революционных событий (март - октябрь 1917 г.) / О. В. Чудаков // Вестник Томского государственного университета, 2013. №5. С. 59 - 63.
23. Шепарнева А. И. История органов внутренних дел / А. И. Шепарнева. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. 142 с.
24. Шиканов Л. А. Сибирская контрреволюция на начальном этапе гражданской войны : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Шиканов Леонид Александрович. Томск, 1989. 193 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ