Введение 3
1 Коррупция как социально-правовое явление 7
1.1 История зарождения коррупции 7
1.2 Подходы к пониманию коррупции 14
1.3 Негативные последствия коррупции в сфере образования 19
2 Особенности коррупции в сфере образования 22
2.1 Общая характеристика коррупции в сфере образовании 22
2.2 Формы и виды коррупции в образовании 24
2.3 Результаты криминологического исследования 27
З Общая характеристика противодействия коррупции в сфере образования 40
3.1 Общая характеристика противодействия коррупции 40
3.2 Особенности предупреждения коррупции в образовании 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность работы заключается в том, что большое количество специалистов и научных работников рассматривают вопросы о противодействии коррупции, но исследования этого социального явления непосредственно в сфере образования немногочисленны и касаются, в основном, высших учебных заведений.
Коррупция как особое социальное явление имеет многовековую историю происхождения. Трансформируясь и видоизменяясь, она проникала во все общества, где существовало управление. В зависимости от временного периода и государства уровень коррупции был различен. На сегодняшний день нет ни одного государства, которое бы полностью избавилось от коррупционной зависимости. В странах, где уровень коррупции не велик и тем самым не создаются препятствия для нормального функционирования и развития общества, она не представляет угрозы. Но в других, где коррупция охватывает все сферы жизнедеятельности, воспринимается в обществе как норма и превращается в уже сложившуюся традицию, подрывая основы государственности, является серьезной социальной проблемой.
Вопросы, касающиеся предупреждения и борьбы с коррупцией, актуальны как на национальном, так и международном уровне. Мировое сообщество, осознавая всю пагубность коррупции, признает в качестве одного из ключевых задач любого демократического государства содействие и принятие мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней. Начиная со второй половины 70- х годов XX века, на межнациональном уровне были разработаны и приняты более десятка различных по своей силе правовых актов, направленных на консолидацию усилий государств в деле противостояния широко распространенным коррупционным обычаям в практике международных сделок [33].
Российская Федерация в 2006 году ратифицировала Конвенцию Организаций Объединенных Наций против коррупции 2003 г.
Конвенция Организаций Объединенных Наций против коррупции - это базовый нормативно правовой акт, содержащий универсальные правила, соблюдая которые возможно достичь весомых результатов в противодействии коррупции.
Россия входит в число стран, где коррупция достигла критического уровня. Согласно данным, рассчитанным международной неправительственной организацией Transparencylntemational, наша страна занимает одно из самых высоких мест по индексу восприятия коррупции [82].
На национальном уровне ведущим правовым актом в борьбе с коррупцией является Федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нем закреплены основополагающие принципы, на основании которых создаются нормативно-правовые акты, как на федеральном, так и на уровне субъектов и организаций. Также следует отметить не менее важный документ Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г.), который включает в себя разработку законодательных мер, организации противодействия коррупции, усовершенствование государственного управления, повышение уровня профессионализма юридических кадров, правовое просвещение граждан.
Традиционно в нашей стране наиболее коррумпированы сферы здравоохранения, политическая, экономическая, но коррупция в сфере образования наносит более значительный вред для развития человеческого общества.
Согласно Конституции Российской Федерации, право на образование является одним из наиболее существенных и неотъемлемых конституционных прав граждан. Главный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в области образования Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Образование закладывает основы нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития личности, коррупционные отношения в этой сфере существенно снижают качество образования, что негативно влияет на общественно-политическое и социально-экономическое развитие страны.
В отечественной научной литературе содержатся работы, посвященные коррупции в сфере образования: И.Л. Грошев и И.А. Грошева. И.А. Дамм, С.В. Дергачев, Г.Л. Ильин, П.А. Кабанов, А.А. Кирилловых, Ю.А. Коваль, Д.Г. Левитес, В.А. Михеев, В.В. Панин, И.В. Плюгина и др.
Различные спектры коррупции в образовании являются предметом изучения в рамках диссертационного исследования специалистами в области экономики, социологии, юриспруденции такими авторами, как Н.Ф. Бодров. О.А. Логунова и Е.Г. Логунова, С.В. Плохое, Д.А. Повный, Ю.П. Стребков и др.
Объект исследования -общественные отношения, складывающиеся в области применения антикоррупционного законодательства в сфере образования, а также особенности коррупционных преступлений в образовательных учреждениях.
Предмет исследования -коррупционные отношения в сфере образования.
Целью данной дипломной работы является исследование проблем коррупции, и ее предупреждение в сфере образования.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
-изучить исторические аспекты существования коррупции-исследовать причины и условия коррупции в сфере образования;-выявить негативные последствия коррупционных деяний в системе образования;
-проанализировать толкования понятия коррупции, её формы и виды;
-исследовать отношение к коррупции обучающихся 10-11 классов и педагогов средних общеобразовательных школ двух регионов;
-рассмотреть основные направления предупреждения и борьбы с коррупцией.
Нормативной основой дипломной работы является российское законодательство и международные акты, содержащие положения о противодействии коррупции в целом и в сфере образования в частности.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: эмпирический (материалы судебной практики различных регионов России), диалектический метод познания, социально-правовой, исторический, метод системного анализа, логический, статистический, технико-юридический.
В соответствии с поставленными задачами определена и структура работы. В первой главе рассмотрены: история зарождения коррупции; подходы к пониманию коррупции; негативные последствия коррупции в сфере образования. Во второй главе проанализированы: общая характеристика коррупции в сфере образования; формы и виды коррупции в образовании; результаты криминологического исследования. В третьей главе рассмотрены: общая характеристика противодействия коррупции;
особенности предупреждения коррупции в образовании
Таким образом, в результате данного исследования можно сделать следующие выводы.
Коррупция - это негативное социальное явление, прошедшее через всю историю становления государств, в зависимости от временного периода и от социальных, экономических и политических факторов иногда удавалось снизить уровень коррупционных правонарушений, но до конца избавиться не удалось.Борьба с коррупцией в России на протяжении всей истории давала неоднозначные результаты.
На сегодняшний день коррупция охватила практически все сферы жизнедеятельности общества, к сожалению, образование не является исключением.
«Особая опасность коррупции в системе образования заключается в том, что коррупция не только снижает качество самого образования, но и формирует у подрастающего поколения отношения к коррупции как к нормальному явлению»[81 ]. Прививая коррупционные ценности в процессе обучения, мы воспитываем коррупционную личность, которая в дальнейшем принимает коррупцию и строит коррумпированное государство.
Коррупция в сфере образования имеет самые разнообразные формы: работник образовательной организации, выполняющий организационно - распорядительные функции, использует свое должностное положение в форме оказания помощи в решении проблемы при устройстве ребенка в детский сад, школу, вуз, в переводе обучающегося с платной формы обучения на бюджетную за вознаграждение; извлечение выгоды в коррупционных преступлениях в виде путевок, различных сертификатов, продуктовых наборов; педагогический работник, использует свое должностное положение за вознаграждение при аттестации обучающегося (при приеме курсовых работ, зачете, экзамене).
С целью выявления отношения к коррупции мы предложили принять участие в исследовании обучающимся 10-11 классов и педагогам средних общеобразовательных школ города Красноярска и города Мегиона Ханты- Мансийского автономного округа, можно сделать следующий вывод, что большинство респондентов, считают, что коррупция в школе это негативное явление, с которым нужно бороться, позитивным это явление никто не считает, треть опрошенных говорят о коррупции как о нейтральном явлении.
К коррупционным отношениям большинство обучающихся и учителей обоих городов традиционно относят оплату школьником хороших (отличных) оценок по ОГЭ, ЕГЭ и получение оценок «по блату», по знакомству. Подарки (конфеты, шампанское и т.п.) учителям, директору, завучам на праздники, по окончанию школы перед экзаменами, репетиторство считают коррупцией больше учителей, чем учеников. Наши респонденты в основном лично не сталкивались с коррупционными отношениями, но много слышали о них от друзей, знакомых, из СМИ. Имеют место единичные ответы о плате за экзамены, сдача денег на ремонт школы. Учителя и старшеклассники считают, что с коррупцией в школе бороться необходимо, но в то же время думают, что это бесполезно. Наиболее эффективными мерами предупреждения коррупции в системе образования опрашиваемые в большинстве выбрали ответы о существенном повышение зарплаты педагогическим работникам; о введении антикоррупционных запретов и ограничений в отношении школьников и учителей, директоров и создание «телефонов доверия».
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод, распространение коррупции в образовании носит губительный характер для общества, поскольку успешное развитие государства в первую очередь зависит от образованных и грамотных граждан. Масштабность коррупции в сфере образования требует системных мер ее решения. Для снижения уровня коррупции в сфере образования нужен действующий ее механизм предупреждения. Элементами данного механизма должна стать: активная государственная и региональная политика, направленная на искоренение коррупционных проявлений в образовании. Поддержание высоко уровня доходов, а также введение антикоррупционных ограничений и запретов в отношении всех работников сферы образования.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 05.02.2014) И Собр. законодательства РФ. - 2014. - N 9. - Ст. 445.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции
[Электронный ресурс]: Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 31 окт. 2003 №58/4. - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.
3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [Электронный ресурс]: заключена в г. Страсбурге 27 янв. 1999 г. ETS №173. // СПС «Консультант плюс» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ И СЗ РФ. - 2008. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 6228.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ч. 1. - Ст. 7598.
6. Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 г. - № 172-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71264578/
8. Указ Президента РФ «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» от 20.05.2011г. - № 657 И СПС «Консультант Плюс» И Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» от 19.08.2011г. - № 694 И СПС «Консультант Плюс» И Режим доступа: http://www.consultani.ru/
10.06 утверждении Плана противодействия коррупции Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2017 годы [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 16 мая 2016 г. № 571 // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа:11Пр://минобрнауки.рф/
11.06 утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 7 окт. 2009 г. № 375 // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: 11Цр://минобрнауки.рф/
12.06 утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками, замещающими отдельные должности на основании трудовых договоров в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 6 окт. 2015 г. № 1107 // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: 1Шр://минобрнауки.рф/
13.0 направлении методических рекомендаций по противодействию коррупции: письмо Министерства образования и науки РФ от 6 авг. 2013 г. № 12-925 // Официальные документы в образовании. -2013. - № 34-36.
14.06 утверждении Порядка проведения «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности Министерства образования Красноярского края : Приказ
Министерства образования Красноярского края от 25 мая 2015 г. № 22-11-04 // Наш Красноярский край. - 2015. - 10 июня.
Судебная практика
15. Решение по делу № 1-177(14132209) Ленинско- Кузнецкого городского суда Кемеровской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-leninsk-kuzneckii-gorodskoi-sud- kemerovskaya-oblast-s/act-518549400/
16. Решение по делу №1-796/2015 Советского районного суда города Красноярска Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-sovetskii-raionnyi-sud-g-
krasnovarska-krasnoyarskii-krai-s/act-539657740/
17. Решение по делу № 1-139/2015 Советского районного суда города Новосибирска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-sovetskii-raionnyi-sud-g-novosibirska- novosibirskaya-oblast-s/act-493884962
Специальная литература
18. Аслаханов, А. А. Особенности российской коррупции И Проблемы борьбы с коррупцией. - Москва.: ЮрИнфоР, 1999. 70 с.
19. Аллак, Ж. Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: Что можно сделать? / Ж. Аллак, М. Пуассон. - Париж: Международный Институт планирования образования ЮНЕСКО, 2014. -365 с.
20. Астанин, В.В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX веков: развитие системного подхода / В.В. Астанин. - Москва.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. - 92 с.
21. Акунченко Е.А., Вырва П.А., Дамм И.А. (отв. ред.), Коваль Ю.А., Константинов А.С., Сухарева К.С., Щедрин Н.В. (отв. ред.), Янов О.А. Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования: учеб.пособие. - Красноярск: Сиб. федер. ун - т, 2016. - 200 с.
22. Астанин, В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI-XX вв. (криминологическое исследование): дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.08 / Астанин Виктор Викторович. - Москва., 2001. - 209 с.
23. Братановский, С.Н. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений // Гражданин и право. 2011. - С. 36.
24. Бодров, Н.Ф. Использование специальных знаний при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Бодров Николай Филиппович. - Москва., 2013. -24 с.
25. Ветошкин, С. А. Основные понятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / С. А. Ветошкин, М. А. Галагузова // Профессиональное образование. Москва. -2013,- № 7.
26. Волженкин, Б.В. Взяточничество в истории советского уголовного законодательства (1918-1927 гг.)//Правоведение. - 1993.- №2.- 67с.
27. Грошев, И.Л. Ключевые факторы коррупции в российской системе образования / И.Л. Грошев, И.А. Грошева // TerraEconomicus. -2010. - №3.-С. 113-121.
28. Горшенков, Г.Н. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - №4. -С. 40.
29. Дамм, И.А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды / И.А. Дамм // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - № 4. С. 5 - 17.
30. Дамм, И.А. Организация антикоррупционного просвещения молодых избирателей (Опыт Избирательной комиссии Красноярского края): учеб, -метод, пособие / И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. - Красноярск: Избирательная комиссия Красноярского края, 2015. - 92 с.
31. Дергачев, С.В. О некоторых правовых аспектах урегулирования конфликта интересов в образовательной сфере / С.В. Дергачев И Марийский юридический вестник. - 2015. - № 4. - С. 1 16-118.
32. Долгова, А. И. Криминология: учебник для юридических вузов / под ред. А. И. Долговой. - Москва.: 1997. - 507с.
ЗЗ.Занибони, Ю. Международные акты по противодействия коррупции / Ю. Занибони И Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. - 2016. - №2-2.-С. 89-95.
34.Зубов, В.Е. Коррупция в среде чиновничества [Электронный ресурс]: исторические корни и особенности. - Режим доступа: http// chinovnik.uapa.ru/ru/issue/2001 /03/09.
35. Ильин, Г.Л. О бюрократизации и коррупции в отечественном образовании / Г.Л. Ильин // Школьные технологии. - 2012. - № 6. - С. 9-17.
36. Кабанов, П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. - Нижнекамск, 1995. - С. 7.
37. Кабанов, П.А. О соотношении антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения как видов антикоррупционной деятельности / П.А. Кабанов // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 9. - С. 978- 985.
38. Кабанов, П.А. Антикоррупционное консультирование как разновидность антикоррупционного просвещения: понятие и содержание // Административное и муниципальное право. - 2015.- № 6.-С. 978-985.
39. Кабанов, П.А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции И Юридические исследования. - 2015. - №2. - С. 18.
40. Касьянов, В.С. Коррупция и борьбы с ней в Советской России // Ученые записки. - 2014. -№4,- С. 3.
41 .Кирилловых, А.А. Публичная служба и конфликт интересов в сфере высшего образования: проблемные вопросы / А.А. Кирилловых // Законодательство и экономика. -2015. - № 2. - С. 29-43.
42. Кирпичников, А.И. Взятка и коррупция в России. Санкт-Петербург.,- 1997,- С. 17.
43. Коваль, Ю.А. К вопросу о ситуациях конфликта интересов в сфере образования / Ю.А. Коваль И Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 253-255.
44. Коваль, А.В. Государственная политика в области противодействия коррупции [Электронный ресурс] // Законность. - 2010. - №10. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
45. Коррупция перемещается из вузов в школы, где сдается ЕГЭ [Электронный ресурс] // РИА «Новости». - 2010. - Режим доступа: http://www.rian.ru/edu_egrus/20100525/23831715O.html
46. Коррупция в образовании: стабильность достигнута [Электронный ресурс] ИPublic.ru- Режим доступа: http://public.ru/corruption_education
47. Кузнецова, Н. Ф. Обсуждение проблем борьбы с коррупцией И Государство и право. -1993. - № 2.
48. Кузовков, Ю.В. Мировая история коррупции. //Книга. - Москва.: Анима - Пресс, 2010. - С. 6.
49. Кутьева, Н. В. «Болевые точки» закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Университета Российской академии образования. - 2012. - № 5- С.63.
50. Кряклина, Т. Ф. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и методологические проблемы анализа образования И Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013.- № 51,- С.71-
76.
51. Левитес, Д.Г. Управление образованием как область регулирования конфликтов интересов (опыт постановки проблемы) / Д.Г. Левитес // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2008. - № 1. - С. 84-100.
52. Литвяк, Л.Г. Пословицы и поговорки народов мира о
взятках//Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. - 2013.-№3,-С. 290
53. Логунова, О.А. Логунова Е.Г. Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа / О.А. Логунова, Е.Г. Логунова//Рубрика: Социологические науки. - 2016.- №5.
54. Максимов, С. В. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Проблемы борьбы с коррупцией. - Москва.: ЮрИнфоР, 1999. ; Санкт-Петербург.: С.- Петерб. юрид. ин-т Ген. прокуратуры РФ, 1998. С. 23-39.
55. Максимов, С.В. Коррупция. Закон. Ответственность / С.В. Максимов. -Москва.: ЮрИнфоР, 2008. -255 с.
56. Машиньян, А.А. Противодействие коррупции в образовании: необходимость антикризисного и антикоррупционного анализа в российской системе образования / А.А. Машиньян, Н.В. Кочергина // Перспективы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 37-40.
57. Михеев, В.А. Новации и конфликты в системе высшего образования современной России / В.А. Михеев // Конфликтология. -2014. - Т. 3. - С. 176-191.
58. Музалевская, Е.А. Проявления коррупции в системе образования
[Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTlFICARTlCLES/200б/Mazulevskaja/
59. Мухортов, А.В. Возникновение и история развития коррупции
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://komitet-
anapa.ru/publikacii/vozniknovenie-i-istoriya-razvitiya-korrupcii.
60. Незнамова, З.А. Признаки коррупции как социального явления / З.А. Незнамова // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики. - Красноярск: Сиб. юрид. ин-т МВД, - 2000.-С. 32-38.
61. Панин, В.В. Коррупция в образовании в современной России. Аналитический обзор. [Электронный ресурс]. - Режим доступ а: http://www.ozppou.rii/index.php/welcome/itern/598
62. Повный, Д.А. Административные процедуры как средство
противодействия коррупции в образовании Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 /Повный Дмитрий Александрович. - Челябинск, 201 1. - 23 с.
63. Плохов, С.В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: на примере здравоохранения и образования волгоградской и Саратовской областей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Плохое Сергей Владимирович. - Саратов, 2013. - 25 с.
64. Плюгина, И.В. Конфликты интересов и противодействие коррупции в сфере образования [Электронный ресурс] / И.В. Плюгина. - Режим доступа: http://obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1234/cat_id/85/
65. Римский, В.Л. Коррупция в системе образования. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
www.rspress.ru/file.php/id/f31048/name/Doklad Rimskogo V L.doc.
66. Римский, В.Л. Преодоление коррупции в системе образования России:
доклад Московского бюро по правам человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL:http://portal.gersen.ru/irnages/docurnents/rimskii korupcija obrazova nii 2010.pdf
67. Российское законодательство 10-20 веков // Москва., 1985.- С. 181.
68. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции в системе школьного образования / Е.Е. Румянцева // Народное образование. -2012. - № 10. - С. 38-45.
69. Саратов, Г. Коррупция спасла образование.// Московский Комсомолец.- 2002.
70. Слесарева, Е.В. Институциональные реформы в сфере образования в России и за рубежом (Теория и практика): дис. ... канд. экон, наук: 08.00.05 / Слесарева Елена Валерьевна. - Москва., 2004. - 199 с.
71. Стребков, Ю.П. Коррупционные преступления в сфере образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Стребков Юрий Петрович. - Москва., 2012. - 22 с.
72. Терешкова, В.В. Сравнительный анализ успешных практик противодействия коррупции в сфере школьного образования зарубежных странах // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - №1. - С. 262-271.
73. Хрущев, Н.С. Развитие экономики СССР и партийное руководство народным хозяйством: Доклад на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 г.- Москва., 1962.- С. 100.
74.Чекменев, Д.С. К вопросу о комиссиях по урегулированию споров как элемента организационно-правового механизма разрешения конфликтных ситуаций между студентами и другими участниками образовательных отношений / Д.С. Чекменев // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 4. - С. 425-430.
75. Шумилов, А.Ю. Комментарий к ст. 2 Основные принципы противодействия терроризму И Терроризм. Правовые аспекты противодействия. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва., 2006.
76. Щедрин, Н.В. О совершенствовании законодательного определения коррупции / Н.В. Щедрин И Право и политика. -2009. - № 7. - С. 1448- 1452.
77. Щедрин, Н.В. Определение коррупции в федеральном законе / Н.В. Щедрин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2009. - № 3. - С. 31- 36.
Справочная литература
78. Большой толковый словарь русского языка. - Санкт-Петербург: Норинт, 1998. - 1536 с.
79.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва.: Русский язык, 1984. - 797 с.
80. Прохоров, А.М. Большая советская энциклопедия: Т. 27 / А.М. Прохоров, Н.К. Байбаков, А.А. Благонравов. - Москва.: Советская энциклопедия, 1977. 570 с.
Интернет ресурсы
81. Доклад «Об эффективности проводимых в Российской Федерации
антикоррупционных мероприятий и участие институтов гражданского общества и реализации антикоррупционной политики за 2012 год» - Москва., Общественная палата Российской Федерации, 201. С. 64. [Электронный ресурс]. - Режим
gocTyna:http//www.oprf.ru/files/doklad_korrupciya.pdf
82. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. transparency, org.ru
83. Социологический опрос на тему «Степень коррумпированности социально-экономических сфер». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. wciom.ru