Введение 7
1 Применение программных средств для обработки данных исследования социально-психологического климата в коллективе.. 10
1.1 Понятие коллектива в психологии 10
1.1.1 Социально-психологический климат и его структура 12
1.1.2 Модели социально-психологического климата 15
1.1.3 Влияние руководителя на социально-психологический
климат коллектива 16
1.2 Программные средства создания базы данных 21
1.2.1 Системы управления базами данных 21
1.2.2 Система управления базами данных Microsoft Access 29
2 Описание методик для исследования социально-психологического климата в коллективе и алгоритм создания базы данных с помощью СУБД Access 37
2.1 Описание психодиагностических методик 37
2.2 Характеристика базы данных по исследованию
психологического климата в коллективе МБУСО «Козульского комплексного ЦСОН» 43
2.2.1 Постановка задачи 43
2.2.2 Требования к системе 43
2.2.3 Описание предметной области 44
2.2.4 Спроектированные отношения 45
3 Результаты исследования социально-психологического климата
в коллективе МБУСО «Козульского комплексного ЦСОН» и порядок заполнения БД психологом 52
3.1 Результаты тестирования 52
3.2 Описание интерфейса базы данных 56
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение А Многоуровневый личностный опросник Т. Лири.. ..63
Приложение Б Тест «Групповая сплоченность» Сишора 71
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Возрастающие объемы информации, необходимые для успешной деятельности различных организаций и компаний, требуют использования современных информационных технологий, основанных на применении автоматизированных информационных систем.
Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, возможность доступа к информации сотрудников, как правило, ограничивается [1].
В условиях информатизации общества невозможно эффективное и слаженное функционирование подразделений без внедрения новых методов изучения социально-психологических явлений в коллективах. А именно психологический климат, характер и эмоциональная окраска взаимоотношений между сотрудниками, их сплоченность, степень согласованности формальных и неформальных структур, наличие, а также способы разрешения и предупреждения межличностных конфликтов, степень соответствия стиля руководства уровню развития коллектива.
Как показывают исследования, при неблагоприятном социально-психологическом климате в коммерческих фирмах и организациях эффективность труда падает на 15-20%, при благоприятном - повышается на 10-20%. Известно, что в коллективах с благоприятным социально¬психологическим климатом легче переносится воздействие тяжелых и опасных факторов условий труда, ниже текучесть кадров. Недооценка роли коллективного настроя и сплоченности ведет к потере до 15% рабочего времени и может существенно снижать взаимовыручку и надежность работы личного состава в экстремальных условиях. Неблагоприятный психологический климат резко отрицательно влияет на уровень заболеваемости [2].
Необходимость социально-психологической проблемы взаимодействия между человеком и социальной группой подчеркивает Д. Хоманс, Б. Скиннер, Г. Шеппард и др. В этой области работали и продолжают работать разные научные школы и творческие коллективы. Вопросами изучения социально-психологического климата в коллективе занимались Скотт Д.Г., Леонтьев А.Н., Петровская Л.А., Петровский А.В., Андреева Г.М., Парыгин Б.Д. и др. [3].
Несмотря на то, что обозначенная проблема активно изучается с начала 60-х годов прошлого века, мало изученным пока остается аспект использования информационных технологий в ее решении.
Неше исследование предполагало автоматизацию и обработку данных. В связи со стремительными темпами внедрения компьютерной техники во все сферы жизни, особую важность приобретает использование автоматизированных процедур психодиагностической деятельности. Возрастающие объемы информации, необходимые для успешной деятельности различных организаций, требуют использования современных информационных технологий, основанных на применении Систем управления базами данных (СУБД). Техническое совершенствование компьютеров, которое выражается в улучшении технологической стороны и дизайна, в повышении производительности и надежности при уменьшении габаритов и стоимости, сделало их доступными для широкого круга людей [4].
Внедрение компьютеров в психодиагностику сейчас идет главным образом по пути создания БД по результатам автоматизированных версий отдельных методик, ранее разработанных для употребления вручную. Как отмечается в литературе и как показывает практика, за счет автоматизации повышается уровень стандартизации, точность и оперативность, так необходимые в консультационной практике или при проведении массовых обследований [5].
Цель дипломной работы: создание базы данных по результатам исследования социально-психологического климата в коллективе МБУСО «Козульского комплексного ЦСОН».
Для реализации поставленной цели мной были выделены следующие задачи:
1 Проанализировать теоретические источники по проблеме социально-психологического климата в коллективе.
2 Провести обзор средств программирования и технологий СУБД.
3 Подобрать тестовые методики по выявлению особенностей социально-психологического коллектива.
4 Провести психодиагностическое исследование.
5 Обработать и интерпретировать результаты исследования.
6 Создать базу данных по результатам исследования в СУБД MS ACCESS.
7 Провести расчет экономической эффективности базы данных.
8 Дать экологическое обоснование работы.
Цель исследования: изучить социально-психологический климат в коллективе МБУСО «Козульского комплексного ЦСОН».
Объект исследования: сотрудники коллектива МБУСО «Козульского комплексного ЦСОН».
Предмет исследования: межличностные особенности, групповая сплоченность и психологический климат в коллективе.
В исследовательской работе использовались следующие методики [6]:
1 Методика А.Ф. Фидлера (используется для оценки психологической атмосферы в коллективе).
2 Многоуровневый личностный опросник Лири (для изучения межличностных отношений).
3 Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора.
Целью дипломной работы являлось создание базы данных по результатам исследования социально-психологического климата в коллективе МБУСО «Козульского комплексного ЦСОН».
В рамках дипломной работы была создана база данных с занесением результатов исследования по данной психологической проблеме с помощью СУБД Microsoft Access.
Проведен подбор и анализ теоретических источников по проблеме, изучения социально-психологического климата в коллективе, проведен обзор программных средств и технологий СУБД, подобраны и проведены диагностические методики, проведена интерпретация полученных данных по результатам диагностического исследования.
Наша общая задача заключается в исследовании межличностных отношений, определении сплоченности и психологического климата в коллективе.
Для облегчения этой задачи в данное время существует хорошо развитая информационная система. Информационные технологии предназначены для обработки и хранения результатов исследования и размещения этих результатов в базе данных.
В нашем исследовании были использованы следующие методики:
1 Методика А.Ф. Фидлера (Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе).
2 Многоуровневый личностный опросник Лири (Изучение межличностных отношений).
3 Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора.
Исследование проводилось в коллективе МБУСО «Козульского комплексного ЦСОН». Группа состояла из 10 сотрудников, возраст которых составлял от 21 до 44 лет. Исследуемая группа достаточно хорошо сплочена, так как индекс групповой сплоченности равен 13 и является высоким показателем. Психологическая атмосфера в коллективе имеет средний показатель 42,6 по Фидлеру. В коллективе из полученных показателей по тесту опроснику Лири следует, что 7 из 10 человек гармоничны и адаптивны в коллективе (70%). 20 % находятся на среднем уровне и 10% (только один человек) дезадаптивен, показатель отзывчивость 12 баллов.
На основании результатов полученных в ходе исследования можно сказать что доминирование и дружелюбие в коллективе автосервиса находится на высоком уровне. Социально-психологический климат в коллективе автосервиса благоприятный.
Автоматизированный вариант сбора и анализа данных упрощает процедуру проведения обследования, обобщения результатов и дает возможность руководителю оперативно оценивать состояние межличностных отношений, выявлять динамику удовлетворенности системой руководства- подчиненности, предупреждать зарождающиеся негативные явления, стимулировать становление коллектива и сплоченность подчиненных.