ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы жизненного самоопределения
подростков воспитывающихся в условиях детского
дома 7
1.1 Проблемы жизненного самоопределения подростков 7
1.2 Психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях
детского дома 21
1.3 Особенности жизненного самоопределения подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 28
2 Активизация жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в
условиях детского дома 44
2.1 Эмпирическое исследование жизненного самоопределения подростков,
воспитанников интернатных учреждений 44
2.2 Активизация жизненного самоопределения подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 62
2.3 Оценка результатов работы 69
Заключение 78
Список используемых источников 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические аспекты изучения проблемы жизненного самоопределения
подростков воспитывающихся в условиях детского
дома 7
1.1 Проблемы жизненного самоопределения подростков 7
1.2 Психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях
детского дома 21
1.3 Особенности жизненного самоопределения подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 28
2 Активизация жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в
условиях детского дома 44
2.1 Эмпирическое исследование жизненного самоопределения подростков,
воспитанников интернатных учреждений 44
2.2 Активизация жизненного самоопределения подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 62
2.3 Оценка результатов работы 69
Заключение 78
Список используемых источников 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
Профессиональный выбор и личностное самоопределение - это одна из стержневых проблем в воспитании детей-сирот.
В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Проблема развития личности в условиях закрытых детских учреждений в последние годы приобретает все большую и большую актуальность. Изучены особенности самоопределения, роль взаимодействия со значимым взрослым в формировании личностного опыта воспитанников детского дома, особенности самопринятия ребенка, развивающегося в семье и без семьи, проведен анализ формирующих средовых условий и субъективных факторов развития, особенностей эмоциональной сферы воспитанников (и сотрудников) детского дома и др. Результаты этих исследований свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития ребенка-сироты, о его отличии от ребенка, воспитывающегося в семье.
Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии разрешить различные психологические проблемы, одной из которых является определение себя в обществе. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих жизненное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.
Несмотря на то, что в настоящее время общество все в большей степени обращает внимание на проблему сиротства, психолого-педагогическое ее решение в плане формирования и развития жизненного самоопределения детей- сирот еще далеко от завершения.
Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности (Б.Т.Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А,Н. Леонтьев, С. Л Рубинштейн и др.).
Методологическую основу личностного и профессионального самоопределения составляют работы Е.И.Головахи и А.А.Кроника о том, что формирование развитой, гармоничной временной перспективы должно рассматриваться как предпосылка формирования личности, работы М.Г. Гинзбурга по личностному самоопределению подростков от зависимости их жизненного поля с представленными личностными смыслами действования прошлого, настоящего и будущего - психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее (согласование).
Внимание к проблеме жизненного самоопределения молодежи в силу ее высокой социальной значимости практически не ослабевает в обществе. Однако нынешняя неопределенность и нестабильность жизненных условий в нашей стране, образование рынка труда, риск безработицы затрудняют процесс жизненного и профессионального самоопределения молодежи, особенно болезненно это отражается на судьбе самой незащищенной категории молодежи - детей сирот и детей, лишенных родительского попечения. В данной ситуации помощь таким детям в их жизненном и профессиональном самоопределении становится важным условием их социальной защиты в современном обществе.
Цель исследования: разработать модель, направленную на активизацию жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: процесс жизненного самоопределения подростков - воспитанников интернатных учреждений.
Предмет исследования; процесс сопровождения жизненного
самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Гипотеза: для обеспечения профессионального и личностного самоопределения подростков-сирот воспитанников детского дома необходимо создание следующих психолого-педагогических условий:
- совместное выстраивание временной перспективы,
- построение иерархии актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
- анализ внутренних и внешних ресурсов для осуществления жизненной перспективы и их взаимодействие;
- построение альтернативных вариантов целей жизни и ее траекторий.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы жизненного самоопределения подростков в работах отечественных ученых.
2. Изучить психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
3. Проанализировать особенности жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
4. Разработать модель активизации жизненного самоопределения
5. Провести её апробацию в детском доме - Краевом государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
6. Оценить эффективность модели при проведении теста по методике Е. А. Климова - модель основных факторов самоопределения.
Методологической основой исследования являются идеи о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии; положения об особенностях организации и содержания деятельности с воспитанниками детского дома.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- -аналитические (анализ философской, социологической, психолого¬педагогической литературы, изучение педагогического опыта);
- -диагностические (наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической и психофизиологической документации, продуктов деятельности учащихся)
Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения процесса формирования жизненного самоопределения детей-сирот.
Базой исследования является исследование особенностей жизненного самоопределения подростков - воспитанников интернатных учреждений на базе Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 2 имени И.А. Пономарева»
В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Проблема развития личности в условиях закрытых детских учреждений в последние годы приобретает все большую и большую актуальность. Изучены особенности самоопределения, роль взаимодействия со значимым взрослым в формировании личностного опыта воспитанников детского дома, особенности самопринятия ребенка, развивающегося в семье и без семьи, проведен анализ формирующих средовых условий и субъективных факторов развития, особенностей эмоциональной сферы воспитанников (и сотрудников) детского дома и др. Результаты этих исследований свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития ребенка-сироты, о его отличии от ребенка, воспитывающегося в семье.
Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии разрешить различные психологические проблемы, одной из которых является определение себя в обществе. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих жизненное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.
Несмотря на то, что в настоящее время общество все в большей степени обращает внимание на проблему сиротства, психолого-педагогическое ее решение в плане формирования и развития жизненного самоопределения детей- сирот еще далеко от завершения.
Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности (Б.Т.Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А,Н. Леонтьев, С. Л Рубинштейн и др.).
Методологическую основу личностного и профессионального самоопределения составляют работы Е.И.Головахи и А.А.Кроника о том, что формирование развитой, гармоничной временной перспективы должно рассматриваться как предпосылка формирования личности, работы М.Г. Гинзбурга по личностному самоопределению подростков от зависимости их жизненного поля с представленными личностными смыслами действования прошлого, настоящего и будущего - психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее (согласование).
Внимание к проблеме жизненного самоопределения молодежи в силу ее высокой социальной значимости практически не ослабевает в обществе. Однако нынешняя неопределенность и нестабильность жизненных условий в нашей стране, образование рынка труда, риск безработицы затрудняют процесс жизненного и профессионального самоопределения молодежи, особенно болезненно это отражается на судьбе самой незащищенной категории молодежи - детей сирот и детей, лишенных родительского попечения. В данной ситуации помощь таким детям в их жизненном и профессиональном самоопределении становится важным условием их социальной защиты в современном обществе.
Цель исследования: разработать модель, направленную на активизацию жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: процесс жизненного самоопределения подростков - воспитанников интернатных учреждений.
Предмет исследования; процесс сопровождения жизненного
самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Гипотеза: для обеспечения профессионального и личностного самоопределения подростков-сирот воспитанников детского дома необходимо создание следующих психолого-педагогических условий:
- совместное выстраивание временной перспективы,
- построение иерархии актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
- анализ внутренних и внешних ресурсов для осуществления жизненной перспективы и их взаимодействие;
- построение альтернативных вариантов целей жизни и ее траекторий.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы жизненного самоопределения подростков в работах отечественных ученых.
2. Изучить психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
3. Проанализировать особенности жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
4. Разработать модель активизации жизненного самоопределения
5. Провести её апробацию в детском доме - Краевом государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
6. Оценить эффективность модели при проведении теста по методике Е. А. Климова - модель основных факторов самоопределения.
Методологической основой исследования являются идеи о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии; положения об особенностях организации и содержания деятельности с воспитанниками детского дома.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- -аналитические (анализ философской, социологической, психолого¬педагогической литературы, изучение педагогического опыта);
- -диагностические (наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической и психофизиологической документации, продуктов деятельности учащихся)
Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения процесса формирования жизненного самоопределения детей-сирот.
Базой исследования является исследование особенностей жизненного самоопределения подростков - воспитанников интернатных учреждений на базе Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 2 имени И.А. Пономарева»
По результатам проведённого исследования мы установили, что воспитанники детского дома вследствие проживания вне семьи в условиях закрытого учреждения интернатного типа имеют определенные особенности развития. Для старших подростков, проживающих в детском доме характерны следующие специфические особенности:
- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
- несформированность волевой сферы, отсутствие
целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
- склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Нарушения касаются параметров временной перспективы, процессов самоопределения, адаптации, социализации личности, поведенческие проблемы, различные девиации. Для благополучного функционирования и адаптации в обществе воспитанники нуждаются в дополнительной социально-психологической помощи специалистов.
Была разработана программа по формированию различных параметров планирования перспективы, активизации процессов самоопределения при построении образов своего будущего и своих профессиональных ролей. Программа заключалась в том, чтобы на основе изучения специфики личностного развития детей-сирот в процессе первого этапа выделить критерии социально-личностной зрелости выпускников детских сиротских учреждений и их готовности к самостоятельной жизни, провести коррекционно-развивающие мероприятия с воспитанниками детского дома с целью повышения их социальной и личностной компетентности в условиях самостоятельной жизни.
Программа состоит из трёх этапов, на каждом этапе решались определённые задачи. Занятия проходили в тренинговой форме
Основной этап заключался в работе над формированием у воспитанников параметров временной перспективы, формировании представления о временной перспективе и заложении основы процесса планирования на будущее, наполнении сознания многочисленными профессиональными смыслами.
Для обеспечения профессионального и личностного самоопределения подростков-сирот воспитанников детского дома происходило создание следующих психолого-педагогических условий:
- совместное выстраивание временной перспективы,
- построение иерархии актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
- анализ внутренних и внешних ресурсов для осуществления жизненной перспективы и их взаимодействие;
- построение альтернативных вариантов целей жизни и ее траекторий;
На первом этапе была проведена диагностика состояния воспитанников детского дома относительно их возможности к самоопределению.
Основная работа этого этапа заключается в работе над формированием параметров временной перспективы, наполнении их профессиональными смыслами в процессе проведения упражнений, направленных на обсуждение будущего, планов жизненных и профессиональных.
Второй этап заключается в корректирующей работе с применением арт- методик, посещении учебных заведений, проведении встреч с бывшими выпускниками по 1) формированию у воспитанника образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни. 2) «Наполнение» этого мира многообразием профессиональных деятельностей, которые позволяют создавать и поддерживать существование этого мира. 3) Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире. 4). Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.
Заключительный этап был направлен на закрепление полученного опыта. Дополнительно участникам были даны индивидуальные консультации для активизации личностного самоопределения.
При работе с параметрами временной перспективы и жизненного планирования у воспитанников наблюдается наполненность жизненными планами, протяжённость временной перспективы увеличивается, и появляются профессиональные планы, появляется направленность на будущее и связность
прошлого, настоящего и будущего. Данную программу, возможно, использовать при работе с сиротами.
- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
- несформированность волевой сферы, отсутствие
целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
- склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Нарушения касаются параметров временной перспективы, процессов самоопределения, адаптации, социализации личности, поведенческие проблемы, различные девиации. Для благополучного функционирования и адаптации в обществе воспитанники нуждаются в дополнительной социально-психологической помощи специалистов.
Была разработана программа по формированию различных параметров планирования перспективы, активизации процессов самоопределения при построении образов своего будущего и своих профессиональных ролей. Программа заключалась в том, чтобы на основе изучения специфики личностного развития детей-сирот в процессе первого этапа выделить критерии социально-личностной зрелости выпускников детских сиротских учреждений и их готовности к самостоятельной жизни, провести коррекционно-развивающие мероприятия с воспитанниками детского дома с целью повышения их социальной и личностной компетентности в условиях самостоятельной жизни.
Программа состоит из трёх этапов, на каждом этапе решались определённые задачи. Занятия проходили в тренинговой форме
Основной этап заключался в работе над формированием у воспитанников параметров временной перспективы, формировании представления о временной перспективе и заложении основы процесса планирования на будущее, наполнении сознания многочисленными профессиональными смыслами.
Для обеспечения профессионального и личностного самоопределения подростков-сирот воспитанников детского дома происходило создание следующих психолого-педагогических условий:
- совместное выстраивание временной перспективы,
- построение иерархии актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
- анализ внутренних и внешних ресурсов для осуществления жизненной перспективы и их взаимодействие;
- построение альтернативных вариантов целей жизни и ее траекторий;
На первом этапе была проведена диагностика состояния воспитанников детского дома относительно их возможности к самоопределению.
Основная работа этого этапа заключается в работе над формированием параметров временной перспективы, наполнении их профессиональными смыслами в процессе проведения упражнений, направленных на обсуждение будущего, планов жизненных и профессиональных.
Второй этап заключается в корректирующей работе с применением арт- методик, посещении учебных заведений, проведении встреч с бывшими выпускниками по 1) формированию у воспитанника образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни. 2) «Наполнение» этого мира многообразием профессиональных деятельностей, которые позволяют создавать и поддерживать существование этого мира. 3) Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире. 4). Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.
Заключительный этап был направлен на закрепление полученного опыта. Дополнительно участникам были даны индивидуальные консультации для активизации личностного самоопределения.
При работе с параметрами временной перспективы и жизненного планирования у воспитанников наблюдается наполненность жизненными планами, протяжённость временной перспективы увеличивается, и появляются профессиональные планы, появляется направленность на будущее и связность
прошлого, настоящего и будущего. Данную программу, возможно, использовать при работе с сиротами.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТИВНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15-17 ЛЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности к профессиональному самоопределению воспитанников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



