Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работа №23465

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
586
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы жизненного самоопределения
подростков воспитывающихся в условиях детского
дома 7
1.1 Проблемы жизненного самоопределения подростков 7
1.2 Психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях
детского дома 21
1.3 Особенности жизненного самоопределения подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 28
2 Активизация жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в
условиях детского дома 44
2.1 Эмпирическое исследование жизненного самоопределения подростков,
воспитанников интернатных учреждений 44
2.2 Активизация жизненного самоопределения подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 62
2.3 Оценка результатов работы 69
Заключение 78
Список используемых источников 82
ПРИЛОЖЕНИЕ


Профессиональный выбор и личностное самоопределение - это одна из стержневых проблем в воспитании детей-сирот.
В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Проблема развития личности в условиях закрытых детских учреждений в последние годы приобретает все большую и большую актуальность. Изучены особенности самоопределения, роль взаимодействия со значимым взрослым в формировании личностного опыта воспитанников детского дома, особенности самопринятия ребенка, развивающегося в семье и без семьи, проведен анализ формирующих средовых условий и субъективных факторов развития, особенностей эмоциональной сферы воспитанников (и сотрудников) детского дома и др. Результаты этих исследований свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития ребенка-сироты, о его отличии от ребенка, воспитывающегося в семье.
Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии разрешить различные психологические проблемы, одной из которых является определение себя в обществе. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих жизненное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.
Несмотря на то, что в настоящее время общество все в большей степени обращает внимание на проблему сиротства, психолого-педагогическое ее решение в плане формирования и развития жизненного самоопределения детей- сирот еще далеко от завершения.
Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности (Б.Т.Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А,Н. Леонтьев, С. Л Рубинштейн и др.).
Методологическую основу личностного и профессионального самоопределения составляют работы Е.И.Головахи и А.А.Кроника о том, что формирование развитой, гармоничной временной перспективы должно рассматриваться как предпосылка формирования личности, работы М.Г. Гинзбурга по личностному самоопределению подростков от зависимости их жизненного поля с представленными личностными смыслами действования прошлого, настоящего и будущего - психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее (согласование).
Внимание к проблеме жизненного самоопределения молодежи в силу ее высокой социальной значимости практически не ослабевает в обществе. Однако нынешняя неопределенность и нестабильность жизненных условий в нашей стране, образование рынка труда, риск безработицы затрудняют процесс жизненного и профессионального самоопределения молодежи, особенно болезненно это отражается на судьбе самой незащищенной категории молодежи - детей сирот и детей, лишенных родительского попечения. В данной ситуации помощь таким детям в их жизненном и профессиональном самоопределении становится важным условием их социальной защиты в современном обществе.
Цель исследования: разработать модель, направленную на активизацию жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: процесс жизненного самоопределения подростков - воспитанников интернатных учреждений.
Предмет исследования; процесс сопровождения жизненного
самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Гипотеза: для обеспечения профессионального и личностного самоопределения подростков-сирот воспитанников детского дома необходимо создание следующих психолого-педагогических условий:
- совместное выстраивание временной перспективы,
- построение иерархии актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
- анализ внутренних и внешних ресурсов для осуществления жизненной перспективы и их взаимодействие;
- построение альтернативных вариантов целей жизни и ее траекторий.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы жизненного самоопределения подростков в работах отечественных ученых.
2. Изучить психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
3. Проанализировать особенности жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
4. Разработать модель активизации жизненного самоопределения
5. Провести её апробацию в детском доме - Краевом государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
6. Оценить эффективность модели при проведении теста по методике Е. А. Климова - модель основных факторов самоопределения.
Методологической основой исследования являются идеи о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии; положения об особенностях организации и содержания деятельности с воспитанниками детского дома.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- -аналитические (анализ философской, социологической, психолого¬педагогической литературы, изучение педагогического опыта);
- -диагностические (наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической и психофизиологической документации, продуктов деятельности учащихся)
Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения процесса формирования жизненного самоопределения детей-сирот.
Базой исследования является исследование особенностей жизненного самоопределения подростков - воспитанников интернатных учреждений на базе Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 2 имени И.А. Пономарева»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведённого исследования мы установили, что воспитанники детского дома вследствие проживания вне семьи в условиях закрытого учреждения интернатного типа имеют определенные особенности развития. Для старших подростков, проживающих в детском доме характерны следующие специфические особенности:
- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
- несформированность волевой сферы, отсутствие
целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
- склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Нарушения касаются параметров временной перспективы, процессов самоопределения, адаптации, социализации личности, поведенческие проблемы, различные девиации. Для благополучного функционирования и адаптации в обществе воспитанники нуждаются в дополнительной социально-психологической помощи специалистов.
Была разработана программа по формированию различных параметров планирования перспективы, активизации процессов самоопределения при построении образов своего будущего и своих профессиональных ролей. Программа заключалась в том, чтобы на основе изучения специфики личностного развития детей-сирот в процессе первого этапа выделить критерии социально-личностной зрелости выпускников детских сиротских учреждений и их готовности к самостоятельной жизни, провести коррекционно-развивающие мероприятия с воспитанниками детского дома с целью повышения их социальной и личностной компетентности в условиях самостоятельной жизни.
Программа состоит из трёх этапов, на каждом этапе решались определённые задачи. Занятия проходили в тренинговой форме
Основной этап заключался в работе над формированием у воспитанников параметров временной перспективы, формировании представления о временной перспективе и заложении основы процесса планирования на будущее, наполнении сознания многочисленными профессиональными смыслами.
Для обеспечения профессионального и личностного самоопределения подростков-сирот воспитанников детского дома происходило создание следующих психолого-педагогических условий:
- совместное выстраивание временной перспективы,
- построение иерархии актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
- анализ внутренних и внешних ресурсов для осуществления жизненной перспективы и их взаимодействие;
- построение альтернативных вариантов целей жизни и ее траекторий;
На первом этапе была проведена диагностика состояния воспитанников детского дома относительно их возможности к самоопределению.
Основная работа этого этапа заключается в работе над формированием параметров временной перспективы, наполнении их профессиональными смыслами в процессе проведения упражнений, направленных на обсуждение будущего, планов жизненных и профессиональных.
Второй этап заключается в корректирующей работе с применением арт- методик, посещении учебных заведений, проведении встреч с бывшими выпускниками по 1) формированию у воспитанника образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни. 2) «Наполнение» этого мира многообразием профессиональных деятельностей, которые позволяют создавать и поддерживать существование этого мира. 3) Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире. 4). Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.
Заключительный этап был направлен на закрепление полученного опыта. Дополнительно участникам были даны индивидуальные консультации для активизации личностного самоопределения.
При работе с параметрами временной перспективы и жизненного планирования у воспитанников наблюдается наполненность жизненными планами, протяжённость временной перспективы увеличивается, и появляются профессиональные планы, появляется направленность на будущее и связность
прошлого, настоящего и будущего. Данную программу, возможно, использовать при работе с сиротами.



1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, . - 299 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2-х томах. Т. 2. Развитие и воспитание личности - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 549 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.). - М.: Смысл, 2007 - 528 с.
4. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М.: Социальное здоровье России, 2004. - 235 с.
5. Братусь, Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2009. - 400 с.
7. Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций. - СПБ.: Институт практической психологии 2004. - 896 с/ Бурлачук, Л.Ф., Коржова, Е.Ю
8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с
9. Видинеева, О.В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте: Дис.канд. психол. наук / Моск. откр. соц. ун-т. - М., 2003. - 186 c.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. - 324 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с..
12. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию /С.И. Гессен. - Москва : «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.
13. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 2010. № 2. С.19 - 27.
14. Карандашев, В.Н. К. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
15. Климов, Е. Л. Психология профессионального самоопределения 4-е изд. М.: Академия, 2010.
16. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
17. Кроник, А.А, Головаха Е.И,. - Психологическое время личности. М - , 2016. - 153с. / Головаха Е.И
18. Кузнецова, О.В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого¬пед. ун-т. - М., 2010. - 180 с.
19. Леонтьев, А. Д. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Д.Леонтьев. - Изд. 2-е. - Москва: Наука, 1977. - 304 с.
20. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: «Смысл», 1992. - 16 с.)
21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
22. Лукина, А.К. Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: метод.рекомендации - Красноярск, ФГСЗН, 2004
23. Лукина, А.К. Современное детство: социокультурная среда взросления / А.К. Лукина // Materialy 9 miedzynarodowej naukowi-praktysznej konferecji “Wschodie partnerstvo-2013” Vol.14.Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka I studia- Прага, 2013. - С 58-63.
24. Мамедова, Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков: Дисс. ... канд. психол. наук / Гос. ун-т Высшая Школа Экономики. - М., 2007. - 193 с.
25. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3. - C. 16-25
26. Мясищев, В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 34-39.
27. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: АН Армянской ССР, 1988. - 263 с.
28. Овчинникова,, Г.Г. Социально-психологическая адаптация как
фактор становления Я концепции подростков: Дисс канд. психол. наук /
Российская академия гос. службы при президенте РФ. - М., 1997. - 135 с..
29. Ошевский, Д.С., Балашова, Е.О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №2
30. Подколзина, Л.Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации: Дис. ... канд. псих. наук / С.- Петерб. гос. ун-т. - СПб, 2009. - 211 с.
31. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 55 с.
32. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: Изд-во МГППИ, 2012.
33. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с
34. Разумовская, П.Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением: Дис. ... канд. психол. наук / Моск. гуманитар. ун-т - М., 2009. - 235 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2010.
36. Романова, Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2012. - 25 с.
37. Савченко, И.А. Психологические основания профессионального самоопределения старших школьников: Дис. ... канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. - М., 20. - 122 с.
38. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 183 с.
39. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. - 272 с.
40. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. - Спб.: Питер,
2011. - 589 с.
41. Стойлик, А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук / Моск. гор. псих.-пед. ун-т. - М.:
2012. - 175 c.
42. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности - М.: Флинта, 2004. - 672 с.
43. Фельдштейн,, Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Изд-во Флинта, 2013. - 160 с.
44. Хилько, М. Возрастная психология. Конспект лекций: Высшее образование / Хилько М., Ткачева М. - Москва: Юрайт, 2010. - 123 с.
45. Хьелл, Л., Теории личности: основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2010. - 607 с./ Зиглер Д
46. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / С.Т. Шацкий, Э.В. Шагова; под ред. Н.П.Кузина, М.Н. Скаткина, В.А. Шацкой.- Москва: Педагогика, 2010. - 345 с.
47. Шпрангер, Э. Два вида психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. - 2-е изд. / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - С. 347-361.
48. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д.Б.
Эльконин; ред.-сост. Д.Б. Эльконин - Изд. 2-е, стер. - Москва: Академия, 2015. -383 с.
49. Gerstmann P. Sposob formulowania planow zyciowych a poziom rownowagi emocjonalnej dorastajacej mlodziezy // Psychologia wychowawcza. 2011. XXIV. № 1. S. 66—75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ