Введение 3
1 Средства массовой информации в современной России 7
1.1 СМИ: понятие, виды, функции 7
1.2 Государственная политика в области СМИ 14
1.3 СМИ как инструмент реализации государственной политики 21
2 Особенности государственной поддержки СМИ в России 28
2.1 Правовые аспекты оказания государственной поддержки СМИ 28
2.2 Экономическая целесообразность государственной поддержки СМИ 35
2.3 Особенности сотрудничества государства и СМИ на примере
Красноярского края 40
3 Меры по совершенствованию государственной поддержки СМИ в
Красноярском крае 45
3.1 Проблемы государственной поддержки СМИ в Красноярском крае 45
3.2 Механизмы государственной поддержки СМИ в Красноярском крае 51
Заключение 54
Список использованных источников 56
Средства массовой информации (СМИ) в России являются неотъемлемой частью жизни общества и государства. Благодаря СМИ освещаются самые актуальные события, поднимаются остросоциальные проблемы, пропагандируются социальные проекты и т.д. В обществе СМИ неофициально называют «четвертой ветвью власти».
Однако в последнее время многие СМИ в погоне за высокими показателями рейтингов отходят от создания материалов позитивного толка, предпочитая им криминальную тематику, скандалы различного рода и «желтые новости», основанные на слухах и сплетнях. Вместе с этим многие позитивные материалы остаются незамеченными, уходят «в тень». Это создает впечатление, что современные СМИ совсем не освещают темы образования, спорта, науки, культуры и других социальных отраслей.
Государство и общество всегда были и будут заинтересованы в создании позитивного образа жизни граждан. Для достижения этой цели создаются СМИ с государственным участием, которые освещают и транслируют «в массы» социально-значимые темы. При этом стоит учитывать, что Россия является страной, в Конституции которой прописана свобода массовой информации. Это означает, что и другие СМИ, имеющие частный характер, имеют право создавать «повестку дня».
Также стоит отметить, что СМИ любого уровня заинтересованы в сотрудничестве с государственными органами, поскольку это дает определенные выгоды (в первую очередь финансовые). При этом необходимо, чтобы государство не пресекало установленную Конституцией свободу печати.
Объект магистерской диссертации — средства массовой информации как инструмент государственной политики.
Предмет магистерской диссертации — система государственной поддержки СМИ в Красноярском крае.
Задачи магистерской диссертации:
- раскрыть понятие, виды и функции СМИ;
- изучить государственную политику в области СМИ;
- охарактеризовать СМИ как инструмент реализации государственной политики;
- изучить правовые аспекты оказания государственной поддержки СМИ;
- рассмотреть экономическую целесообразность государственной поддержки СМИ
- рассмотреть особенности сотрудничества государства и СМИ на примере Красноярского края
- проанализировать проблемы в выделении государственной поддержки СМИ в Красноярском крае
- предложить рекомендации по совершенствованию системы государственной поддержки СМИ в Красноярском крае
Актуальность темы заключается в том, что в информационном обществе, где большую роль играет своевременная, актуальная и объективная информация, СМИ становятся ее необходимым и исчерпывающим источником. Современный человек ежедневно сталкивается с большим потоком информации, которая помогает ему улучшить свою жизнь и жизнь окружающих его людей.
При этом стоит отметить, что доступ населения к средствам массовой информации решительно изменился еще в 1990-е годы. Существенно изменились и сами СМИ. С одной стороны, экономический кризис резко подействовал как на людей, так и на средства массовой информации. Для многих это означало, что, имея гораздо больший выбор информационных источников, они не могли ими воспользоваться.
В 1990-е годы многие люди были загнаны в рамки аудиовизуального мира, поскольку печатная продукция стала слишком дорогой для подавляющего большинства потенциальных читателей. Радио и телевидение, тематика которых была гораздо разнообразнее, стали играть решающую роль в формировании общественного мнения и культурных представлений.
С другой стороны, медиа-концерны не могли содержать себя. Распрощавшись с государственной поддержкой, они постепенно перешли под финансовый контроль властных бизнес-групп, позиционирующих себя в контроле над коммуникациями страны.
Снижение государственных инвестиций отрицательно сказалось на качестве подаваемой информации. Вместо социально-значимой информации СМИ предложили обществу сенсационный и обесценный контент, зачастую не подтвержденный фактами. В то время региональные и районные издания перестали пользоваться спросом и начали терпеть убытки.
Таким образом, выделение субсидий СМИ и совершенствование данной системы позволит продолжить обеспечение общества социально-значимой информацией, что положительно скажется на его жизнедеятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы функционирования СМИ как инструмента государственной политики нашли свое отражение в работах В. И. Буренко, В. К. Иванова, Е. Г. Морозовой, Ю. О. Харламовой, И. Н. Панарина, Л. С. Леонтьевой, Н. К. Алексаньян. Непосредственно о СМИ как о ключевом элементе общества пишут Л.В. Мардахаев, М.М. Лукина, Е.П. Прохоров, С. Г. Корконосенко, А.А. Иголкин. Вопросы работы СМИ в рамках государственной поддержки рассматривают в своих научных публикациях А. Г. Рихтер, Л. Н. Тимофеева, О. Ф. Шабров, Ю. А. Нисневич. Тем не менее, с научной точки зрения тема субсидирования СМИ останется практически неосвещенной.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой для работы являются публикации современных российских практиков и ученых, проводящих исследования в сфере СМИ. Также активно используется нормативно-правовая база федерального и регионального уровня.
Методы исследования - анализ документов, изучение и анализ СМИ, наблюдение.
Научная новизна исследования. В ходе выполнения работы были определены основные проблемы и предложены новые механизмы по совершенствованию системы государственной поддержки СМИ в Красноярском крае.
Практическая значимость работы. Работа будет полезна для изучения журналистам, специалистам в сфере государственных закупок, сотрудникам органов власти, связанных с информационной политикой, а также студентам по направлениям «Журналистика», «Государственное и муниципальное управление» и «Региональная экономика».
В данной магистерской диссертации автор проанализировал систему государственной поддержки СМИ в Красноярском крае и ее совершенствование.
В первой главе были раскрыты понятие, виды и функции СМИ, изучена государственная политика в данной отрасли, а также дана характеристика СМИ как инструменту реализации государственной политики. Отмечено, что взаимосвязь СМИ и государства в современном обществе является основой информационной политики. За счет «рупоров» властные структуры передают свое мнение на общественные институты и население в целом, а СМИ, в свою очередь, благодаря государственной поддержке могут создавать материалы самого разного характера. При этом в совместной работе необходимо учитывать стремительное развитие технологий, из-за которых некоторые виды СМИ постепенно прекращают деятельность, и негативное влияние крупного бизнеса и других государств. Взаимосвязь государства и средств массовой информации позволяет обществу всегда быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, что позитивно влияет на его развитие.
Во второй главе были изучены правовые аспекты оказания государственной поддержки СМИ, а также рассмотрены экономическая целесообразность господдержки и особенности сотрудничества государства и СМИ на примере Красноярского края. Отмечено, что нормативно-правовая база, регулирующая СМИ в России и Красноярском крае, достаточно обширна и затрагивает практически все типы и виды СМИ. При этом некоторые аспекты недостаточно проработаны, что затрудняет деятельность СМИ. Также нужно отметить отсутствие качественных показателей, из-за чего падает качество выпускаемых материалов. Для исправления ситуации рекомендуется внести поправки в ряд законодательных актов, имеющих большое влияние на СМИ, при этом подключив их к обсуждению принимаемых документов.
В третьей главе были рассмотрены и проанализированы проблемы, существующие в выделении государственной поддержки СМИ в Красноярском крае и предложены рекомендации по совершенствованию соответствующей системы. Отмечено, что многие проблемы можно решить только сообща, активно используя межведомственное сотрудничество и привлекая к работе опытных специалистов. Координация сил многих ведомств, учреждений и органов власти способствует поиску решения проблем, что благотворно повлияет на СМИ, которые получат гарантии невмешательства в информационную политику, при этом продолжая создавать материалы на наиболее значимые социальные темы. Таким образом, освещение социально-значимых тем станет более объективным, объемным и разнонаправленным, что повысит эффективность государственной поддержки СМИ.
Подводя общий итог, хочется отметить, что роль государственной поддержки СМИ трудно переоценить, поскольку благодаря ей современное общество может получать социально-значимую информацию, которая может иметь определенную пользу. С учетом всех нормативных актов и законов рынка субсидии становятся хорошим подспорьем для СМИ, позволяя им в полном объеме выполнять свои функции. Обеспечение населения полезной и актуальной информацией через СМИ является одной из неотъемлемых задач государства.
1. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник // Л.В. Мардахаев. - Москва: Гардарики, 2005. - 269 с.
3. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева; под общ. ред. М.М. Лукиной. - Москва: Факультет журналистики Московского государственного университета им. Ломоносова, 2005. - 87 с.
4. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник // Е.П. Прохоров. - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
5. Перечень наименований зарегистрированных СМИ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Роскомнадзора. - Режим доступа: https://rkn.gov.ru.
6. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики // С.Г. Корконосенко. - Москва: Аспект Пресс, 2007. - 287 с.
7. Рихтер, А. Г. Правовые основы журналистики// А. Г. Рихтер. - Москва: ВК, 2009. - 352 с.
8. Иголкин, А. А. Пресса как оружие власти // А. А. Иголкин. - Москва: Россия XXI век, 2005. - 221 с.
9. Иванов В. К. Государственная политика в сфере средств массовой информации / В. К. Иванов // PolitBook. - 2015. - № 3. - С. 152-178.
10. Буренко, В. И. Парламентаризм и политическое представительство / В. И. Буренко, С. М. Предыбайлов. - PolitBook. 2013. № 3.
11. Морозова, Е. Г. Традиции и новации в практике рыночно ориентированных административных реформ / Е. Г. Морозова, А. С. Фалина. - Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4.
12. Морозова, Е. Г. Модернизация как концепт современной политологии / Е. Г. Морозова, А. С. Фалина. - Государственная служба. 2013. № 1(81).
13. Тимофеева, Л.Н. Россия в поисках субъектности / Л. Н. Тимофеева // Власть. - 2014. - № 2.
14. Шабров, О. Ф. Модернизация в условиях глобализации: подходы,барьеры, потенциал / О. Ф. Шабров // PolitBook. - 2014. - № 4.
15. Харламова, Ю. О. СМИ как инструмент реализации государственной политики / Ю. О. Харламова // Власть. - 2012. - № 8.
16. Панарин, И. Н. Информационная война и дипломатия // И. Н. Панарин. - Москва: Городец, 2007. - 525 с.
17. Леонтьева, Л. С. Государственное управление информационными процессами / Л. С. Леонтьева // Казань, центр инновационных технологий. - 2008. - 124 с.
18. Агентство ТАСС [Электронный ресурс] // Официальный сайт агентства в сети Интернет. - Режим доступа: http://tass.ru.
19. Агентство «Интерфакс» [Электронный ресурс] // Официальный сайт агентства в сети Интернет. - Режим доступа: http://www.interfax.ru.
20. Алексаньян Н. К. Неоднозначная роль СМИ в современном обществе / Н. К. Алексаньян // Философские науки. - 2010. - № 1. - С. 14-15.
21. Нисневич, Ю. А. Проблемы государственной информационнойполитики России в условиях постиндустриальногоразвития / Ю. А. Нисневич // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2007. - № 2. - С. 241-243.
22. Федеральный закон от 01.12.1995 года № 191-ФЗ «О государственной
поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. Федеральный закон от 24.11.1995 года № 177-ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
24. Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
25. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по предоставлению государственной услуги «Оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и (или) тиражирование социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, в том числе создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение [Электронный ресурс] : приказ Минкомсвязи РФ от 11.04.2012 № 103 // Официальный сайт Минкомсвязи РФ в сети Интернет. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru.
26. Об утверждении критериев отбора получателей государственной поддержки в области средств массовой информации [Электронный ресурс] : приказ Роспечати от 27.02.2012 № 42 // Официальный сайт Минкомсвязи РФ в сети Интернет. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru.
27. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
28. Закон Красноярского края от 27.12.2005 года № 17-4366 «Об
экономической поддержке средств массовой информации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Красноярского края. — Режим доступа: http://www.krskstate.ru.
29. Архипов, С.В. Государственная политика в области СМИ в России и США [Электронный ресурс] / С. В. Архипов // Персональный сайт С. В. Архипова. - 2002. - Режим доступа: http://svarkhipov.narod.ru.
30. Мирошниченко, А. А. Когда умрут газеты // А. А. Мирошниченко. - Москва: Книжный мир, 2009. - 224 с.
31. Проект Концепции реформирования отрасли печатных СМИ Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Роспечати. - Режим доступа: http://www.fapmc.ru.
32. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ: учебник // С. М. Гуревич. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
33. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебник // Е. Л. Вартанова. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 336 с.
34. Казьмин, Д. Ю. Как государство разрушает рынок СМИ [Электронный ресурс] / Д. Ю. Казьмин // Официальный сайт газеты «Ведомости» в сети Интернет. - 2015. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru.
35. Минкомсвязь России предложила антикризисный план развития медиаиндустрии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минкомсвязи в сети Интернет. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru.
36. Конкурс на предоставление субсидий на возмещение средствам массовой информации затрат, связанных с производством и распространением социально-значимых для населения Красноярского края материалов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Красноярского края.
- Режим доступа: http://krskstate.ru
37. Об утверждении порядка предоставления и возврата субсидий на возмещение юридическим лицам, являющимся издателями или редакциями средств массовой информации, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории края, затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения Красноярского края материалов, критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий [электронный ресурс] : постановление Правительства Красноярского края от 30.12.2009 № 684-п // Официальный сайт Правительства Красноярского края. - Режим доступа: http://krskstate.ru.
38. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета. - Режим доступа: http://president-sovet.ru.
39. Рейтинг губернаторов за апрель 2017 года [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая система «Медиалогия». - Режим доступа: http://www.mlg.ru.
40. Устав Союза журналистов Красноярского края [Электронный ресурс] // Официальный сайт Союза журналистов Красноярского края. - Режим доступа: http://sjkrsk.ru.
41. Проходные баллы по итогам набора за 2016 год на очную форму бакалавриата и специалитета [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сибирского федерального университета. - Режим доступа: http://www.sfu- kras.ru.
42. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.