Введение 3
1 Культура как сфера деятельности государства 5
1.1 Нормативно-правовая база осуществления культурной политики 5
1.2 Правовые основы осуществления государственной политики в
Российской Федерации, ее цели, принципы, задачи 12
1.3 Полномочия органов местного самоуправления городского поселения
в области культуры 19
2 Анализ политики в сфере культуры в городе Саяногорск 24
2.1 Характеристика кадрового состава отдела культуры города Саяногорска
республики Хакасия 24
2.2 Оценка достаточности расходов в сфере культуры в г.Саяногорске 29
2.3 Анализ управленческой деятельности и эффективности принятия решений Саяногорского городского отдела культуры республики Хакасии . 34
3 Предложения по совершенствованию процесса подготовки и реализации
управленческих решений в сфере культуры 42
3.1 Меры привлечения государственно-частного партнерства в сферу
культуры 42
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности работников отдела
культуры города Саяногорска республики Хакасия 49
3.3 Реализация проекта «Равные возможности» 54
Заключение 59
Список использованных источников
В общественной жизни накопилось много социально-экономических проблем, которые настолько обострились, что должны быть разрешены в ближайшее время. Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инновационной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность общественных отношений. На смену старой административно- командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования. Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны.
Современные условия требуют переориентации учреждений культуры на социокультурную деятельность, что в свою очередь связано с необходимостью разработки и новых организационно-экономических форм поддержки отрасли культуры. Выработка эффективных мер по обеспечению процессов культурного воспроизводства, сохранения и развития культуры обуславливает поиск современных способов организации и поддержки культурной деятельности. Необходимость реформирования хозяйственной системы в нашей стране предполагает определение соответствующей позиции и в отношении экономических условий функционирования отраслей социально¬культурного комплекса. Многие виды культурной деятельности не могут нормально осуществляться, если рассчитывать лишь на механизм платежеспособного спроса и предложения. Многие социально-значимые виды культурной деятельности вытесняются и замещаются коммерчески более выгодными. Одним из способов сохранения и развития культурного потенциала, поддержки деятелей культуры, реализации особо значимых культурных проектов является программно-целевой метод финансирования. Отрасль культуры, в рамках которой происходит создание нематериальных благ, является объектом экономического анализа. Экономическая составляющая предстает как внешние, материальные условия и связи культурной деятельности.
Сфера культуры и досуга - это лицо города, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния горожан. Управление сферой культуры является важным явлением в социальной политике, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
Объектом исследования является сфера культуры территории.
Предметом исследования является культура города Саяногорска республики Хакасия, ее сравнительный анализ с республикой, и Российской Федерацией.
Целью исследования является управление сферой культуры территории (на примере города Саяногорск Республики Хакасия).
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- проанализировать теоретические основы сферы культуры;
- изучить государственное управление сферой культуры (на примере Республики Хакасия).
Таким образом, в дипломной работе обобщен актуальный управленческий опыт в Саяногорском отделе культуры. В ходе исследования также выявлены проблемы и недостатки развития культурной политики в муниципальном образовании. В результате анализа мы выяснили, что самыми важными направлениями на данном этапе развития сферы культуры города Саяногорска могут стать:
1. Государственно-частное партнерство, а именно:
В целях привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проектах государственно-частного партнерства необходимо дополнительно прорабатывать меры их поддержки. Для этого на уровне Правительства субъекта РФ, после принятия решения о приоритетных отраслях или сферах для реализации проектов ГЧП, необходимо принять дополнительные меры. В соответствии с представлениями автора необходимо:
- льготное налогообложение, хозяйствующих субъектов частной формы собственности, участвующих в процедурах государственно-частного партнерства;
- возврат части налогов, уплачиваемых в процессе реализации
конкретного культурного, социально-значимого проекта;
- возврат части или всех затрат, связанных с капитальным
строительством, модернизацией основных производственных фондов, эксплуатацией объекта культурного назначения;
- совместное прямое финансирование культурных проектов в сочетании с передачей всех доходов от использования полученных результатов в коммерческие структуры;
- льготное кредитование по коммерческим кредитам для организаций, реализующих социально-значимые проекты в сфере культуры с помощью оплаты органами государственного управления части или всех процентов по кредитам.
Необходимым условием эффективного использования инструментов активизации государственно-частного партнерства является ресурсное сопровождение предлагаемых к реализации мероприятий. В этой связи необходима детальная проработка государственных источников финансирования культурных проектов.
2. Совершенствование деятельности работников отдела культуры города Саяногорска республики Хакасия. В ходе исследования был выявлен ряд проблем: недостаточная мотивация муниципальных служащих, слабые социальных гарантии служащих, отсутствие эффективной системы отбора кадров, недостаточная квалификация муниципальных служащих, отсутствие мер по предупреждению коррупционных проявления.
По итогам исследования были даны следующие рекомендации по решению данных проблем.
A. Недостаточная мотивация муниципальных служащих. Данную проблему предлагается решить следующим образом, необходимо применить форму личного признания, создать единую систему нематериального стимулирования (например, письмо, направленное на дом сотруднику главой Администрации, с выражением благодарности), так же важно групповое признание.
Б. Слабые социальных гарантий. Рекомендуется предоставить возможность получения мест вне очереди в дошкольные образовательные учреждения детям муниципальных служащих.
B. Недостаточная квалификации муниципальных служащих. Необходимо предоставлять муниципальным служащих возможность осуществлять профессиональную переподготовку в ведущих специализированных ВУЗах Сибири. Например, в Сибирском Федеральном Университете предлагается широкий спектр программ по дополнительному профессиональному образованию, которые могли бы быть интересны муниципальным служащим.
Г. Отсутствие мер по предупреждению коррупции. Предлагается создать нормативно-правовой акт «О ротации муниципальных служащих», который помог бы в решении следующих целей: повышение универсальности сотрудников, оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами, предупреждения коррупции, должностных преступлений и проступков. Данный опыт мог бы стать примером для других муниципальных округов и в дальнейшем для страны. Внесение в Федеральный закон о муниципальной службе статьи «О ротации муниципальных служащих», стало бы одной из мер направленной на снижение коррупционных проявлений и стимулирования мобильности кадров.
3. Создание нового направления работы в Центральной библиотеке города Саяногорска - «Социокультурная реабилитация людей с ограничениями в здоровье». Созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями в здоровье необходимо организовать досуговый клуб «Равные возможности». Его цель - помочь людям с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности при помощи информационно-досуговых ресурсов, быть в курсе экономических и социальных вопросов, участвовать в культурных мероприятиях.
Использование указанных рекомендаций позволит в дальнейшем в значительной мере усовершенствовать процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в Саяногорском городском отделе культуры. Также возможно использование рекомендаций по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в других органах муниципальной власти.
1 Астафьева О. Культурная политика современной России: процесс поиска.// Государственная служба 2011.№ 3.
2 Гражданский кодекс РФ Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
3 Газета известия. Статья от 29 октября 2015г
4 Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства РФ о культуре»
5 Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
6 Закон республики Хакасия "Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории республики Хакасия от 26 марта 1996 г.
7 Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (№3612-1 от 9.10.2009г)
8 Киселева Т.Г. Основы социально- культурной деятельности: учебное пособие Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.- М., 2004.
9 Материально-техническая база учреждений культуры МО г.Саяногорск и капитальный ремонт.
10 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
11 Положения указов Президента РФ от 07.05.2012.
12 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
13 Положение Саяногорского городского отдела культуры от 01.03.2009.
14 Статья конституции 130-131 Местное самоуправление осуществления в городских, сельских поселениях.
15 Сергеев В.Н. О формировании культурной политики в современных условиях.// Власть 2008. №9.
16 Сивиринов Б.С. Теория управления: Учеб. пособие. - Новосибирск:
СибАГС, 2014.
17 Статья 3;29 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
18 Учебник бюджетные расходы в сфере культуры и кинематографии: анализ состояния и динамики. Выпуск 2 .Под редакцией Б.Л. Рудника. 2014г.
19 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20 Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ.
21 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях