Кинематограф — молодой вид искусства. Другие отрасли развивались сотнями лет тогда, как кино начало свой путь в конце девятнадцатого века. К сегодняшнему дню кинематограф стал одним из самых популярных и всеобъемлющих видов искусства. Высокий уровень технического прогресса позволяет сделать кино еще и одним из самых массовых и доступных видов искусства.
В каждом кинопроизведении отражена та или иная часть жизни и каждый режиссер создает свое уникальное кинопространство в зависимости от личностных предпочтений и взглядов. Используя определенный набор кинематографических приемов и выбирая определенную тему, каждый режиссер формирует в своем произведении некую картину мира, которая может совпадать с реальной или же отражать личное восприятие творца.
Датский режиссер Ларс фон Триер на протяжении всей своей творческой жизни занимается воссозданием мрачной и в целом пессимистичной модели мироздания. У него своеобразный вкус и взгляд на вещи, что делает его фильмы непохожими на классическое европейское кино. Он использует не только собственноручно разработанные приемы и выработанные им же принципы при создании своих фильмов, что делает их узнаваемыми, но и имеющиеся у него расстройства психики.
Актуальность данной работы заключается в исследовании эволюции, способов создания и основных принципов создания определенной картины мира у современного провокационного режиссера Ларса фон Триера.
Степень изученности творчества Ларса фон Триера находится не на высоком уровне, так как датский кинематограф в контексте мирового занимает не лидирующую позицию и исследование его представителей не так популярно. Кроме прочего, Триер не относится к представителям направления мейнстрим, что делает его творчество менее массовым. Однако на сегодняшний день существуют исследования отдельных его фильмов, манифестов и творческой жизни.
В 2013 году была издана книга Нильса Торсена «Ларс фон Триер. Меланхолия гения. Жизнь, фильмы, фобии». В большей степени этот труд носит характер биографии. Автор подробно описывает этапы жизни Триера от рождения до современности. Книга построена на интервью с самим Триером и поэтому содержит многочисленные его высказывания и описывает его поведение во время встреч с писателем. Подробно описаны периоды работы над фильмами и взаимодействия со съемочной командой. Обилие весьма личных фактов из жизни режиссера позволяет узнать его не только как эксцентричного творца, но и как семьянина и простого обывателя.
Российский кинокритик Антон Долин выпустил в 2007 году книгу «Ларс фон Триер. Контрольные работы. Анализ, интервью. Ларс фон Триер. Догвилль. Сценарий» и дополненное издание этой же книги в 2015 году. Долин включил не только анализ фильмов режиссера, интервью с актерами и другими датскими режиссерами, но и сценарий фильма «Догвилль». Также в составе книги очень подробное и откровенное интервью автора и режиссера, которое состоялось в Копенгагене в ноябре 2003 года.
В 2008 году была издана на русском языке книга шведского кинокритика Стига Бьоркмана «Интервью», в которой зафиксированы беседы автора с Триером и рассмотрены его работы от самых ранних до 2006 года.
Российский кинокритик Андрей Плахов отводит Триеру главу в своей книге о современном кинематографе «Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры» 1999 года. Глава называется «Ларс фон Триер. Кинематограф как религия без морали» и рассматривает 3 фильма и сериал: «Рассекая волны», «Европа», «Идиоты» и «Королевство».
В прессе представлено огромное количество статей, посвященных Ларсу фон Триеру. Основное их содержание мало касается творчества и делает больший акцент на поведении режиссера на фестивалях, его политических взглядах, семейной жизни или скандальных высказываниях.
Таким образом, творчесвто Ларса фон Триера еще недостаточно подробно исследовано и вопрос о становлении картины мира в его работах также практически не освещен. Вклад в последующее развитие указанной темы предполагает настоящая работа.
Объектом исследования является творческое наследие Ларса фон Триера в виде его фильмов.
Предметом исследования — мировоззренческие основы произведений режиссера.
Цель данного исследования - рассмотреть эволюцию картины мира в творчестве датского режиссера Ларса фон Триера и исследовать экзистенциальную обоснованность той модели мироздания, которую Триер конструирует в своем кинематографе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть социокультурный контекст, в котором протекает творчество Ларса фон Триера; 2) рассмотреть психические девиации режиссера в качестве катализатора творчества; 3) реконструировать мировоззренческие основы творчества режиссера; 4) проанализировать кинопроизведения режиссера.
Методология исследования заключается в использовании общенаучных методов, методов психоанализа, герменевтического метода и общих положений современной теории искусств. Выбор указанной методологии объясняется особенностью объекта и предмета исследования, которые требуют комплексного подхода в изучения.
Гипотеза. Результат данного исследования предполагает выявление причин, которые обуславливают выбор режиссера определенной мировоззренческой позиции и способов воссоздания этой модели мироздания в своих произведениях. Практическое исследование, основанное на теоретических данных и проведении анализа конкретных произведений режиссера должно продемонстрировать процесс становления картины мира.
Теоретическая и практическая значимость. Данное исследование может быть полезно в качестве дополнительных материалов при изучении датского кинематографа и творчества конкретного режиссера, исследовании эстетики упадка или рассмотрении психических девиаций в контексте творчества. Также результаты исследования могут быть использованы для исследований связанных с выявлением связей психоанализа и искусства и использоваться в качестве дополнительных материалов к существующим учебным материалам по истории киноискусства.
Структура работы. Исследование включает три главы. Первая глава посвящена теоретическому изучению социокультурного контекста в котором проходит творчество Ларса фон Триера. Рассматриваются события различного характера, которые косвенно или напрямую повлияли на мировоззренческие идеалы режиссера.
Во второй главе представлены различные особенности психических расстройств и сексуальных девииаций, которые рассматриваются как дополнительные ресурсы творчества у конкретного носителя оных.
Третья глава представляет собой практическое исследование темы и состоит из шести параграфов. Каждый параграф рассматривает определенный этап творчества режиссера, произведения, созданные в этот период то, как выстраивается картина мира с учетом различных факторов. Параграфы составлены в соответствии с кинотрилогиями режиссера. Сделан общий вывод о результатах исследования.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы было рассмотрение эволюции картины мира в творчестве датского режиссера Ларса фон Триера и исследование экзистенциальной обоснованности этой модели мироздания. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
Во-первых, изучено социокультурное пространство, в котором происходило становление и формирование мировоззрения и творческого потенциала режиссера. Были выявлены ключевые исторические и культурные события мирового значения, которые отражаются в произведениях режиссера.
Во-вторых, были рассмотрены психические девиации, которые имеются у режиссера. Изучена их природа и влияние, которое они оказывают на личность в целом и на Ларса фон Триера конкретно и как влияют на его творчество .
В-третьих, были проанализированы кинопроизведения режиссера разных лет, выявлены основные тенденции творчества и их развитие на протяжении всего творческого периода. Также были выявлены основные темы и способы их реализации.
В-четвертых, была произведена реконструкция мировоззренческих основ режиссера и выявлены причины определенной мировоззренческой позиции. Определены ориентиры и перспективы дальнейшего развития выбранного мировоззренческого русла режиссера.
В результате исследования картина мира в кинопроизведениях Ларса фон Триера была определена как мрачная и пессимистичная, с элементами декадентства и основным уклоном в область эстетики упадка. Сформировалось такое мировоззрение у режиссера за счет эпохи в которой он родился, в которой формировались его нравственные и культурные ориентиры и по причине его личных психических девиаций. Свое восприятие мира он проецирует в своем творчестве. На протяжении всего творчества данная мировоззренческая модель не изменялась в противоположную сторону, а напротив лишь усугублялась и становилась более фундаментальна.
Ларс фон Триер является представителем современного европейского кинематографа и продолжает двигаться по выбранной парадигме творчества. Эстетика разрушения и умирания раскрывается в его работах по-новому и отражает упаднические настроение цивилизации.
1. Автономова, Н. С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана // «ВФ», 1973, № 11.
2. Александров, А. А. Современная психотерапия. — СПб., 1997.
3. Андронова, А.А. Карл Теодор Дрейер. Великий датчанин. СПб: Своё издательство, 2014.
4. Артюшин, Л. Основы воспроизведения цвета. - М.: Искусство, 1970.
5. Безансон, А. Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы/ Le Malheur du siecle: sur le communisme, le nazisme et l'unicite de la Shoah. — М.: МИК, 2000 — 104 с.
6. Бек, А., Раш, А., Шо, Б., Эмери, Г. Когнитивная терапия депрессии. — СПб. : Питер, 2003.
7. Бек, А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб. : Питер, 2002.
8. Бек, Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство / Cognitive Therapy: Basics and Beyond. — М.: «Вильямс», 2006.
9. Бровко, Л. Н. Христианство и национал-социализм. Мировоззренческий излом // Переходные эпохи в социальном измерении: История и современность. - М.: Наука, 2003 - С. 351-377.
10. Бьоркман, С. Ларс фон Триер: Интервью. Trier om von Trier / Пер. с швед. Ю. Колесовой. — СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008 — 352 с.
11. Водовозов, В. В., Винклер, П. П., Книпович, Н. М., Лучицкий, И. В., Прозоровский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1907.
12. Долин, А. «Нимфоманка» Ларса фон Триера: философия в будуаре // Афиша.ру - 2013.
13. Долин, А. Ларс фон Триер: Контрольные работы. Анализ, интервью.
— М.: «Новое литературное обозрение» — (Кинотексты), 2004 — 454 с.
14. Йасини, С. Образы пророков в кинематографе. — М.: Сандра, 2016.
15. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д. Барлоу. Пер. с англ. под ред. профессора Э.Г. Эйдемиллера. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 912 с.
16. Кузьмина, Л. К истории «Догмы-95»: ретро с амбициями новой волны Киноведческие записки, № 66 - 2005.
17. Кузнецов, С. Еще один камешек в наш ботинок [seance.ru] / Кузнецов С. // Сеанс. - 2012. - №16 — Режим доступа:
http://seance.ru/n/16/blw/kameshek/.html
18. Мазин, В. Паранойя: Шребер — Фрейд — Лакан. — СПб.: Скифия- Принт, 2009.
19. Малькова, Л. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино. М. : Материк, 2006.
20. Милтон, Дж. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия — конкурирующие парадигмы или общая почва? // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 4 - 2005.
21. Оболонков, С. Бес удовольствия //Lenta.ru- 2013.
22. Палья, К. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности.
— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006, С. 624—643.
23. Плахов, А. Рождение «Догмы» // Другое кино, № 4 - 2001.
24. Плахов, А. С. Ларс фон Триер // Режиссёры настоящего. Том 2. Радикалы и минималисты. — СПб.: «Амфора», 2008. — 320 с.
25. Плахов, А. С. Ларс фон Триер. Кинематограф как религия без морали // Звезды мировой кинорежиссуры. — Винница, 1999. — С. 287-302.
26. Свядощ, А.М. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный и фобический невроз) / Неврозы (руководство для врачей). — 4-е, переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 1997. 448 с.
27. Торсен, Н. Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии / Пер. с дат. Я. Палеховой. — М.: РИПОЛ классик, 2013. — С. 704.
28. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. 1920.
29. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я. — М .: Азбука,2013. - С. 87.
30. Фрейлих, С. Киноискусство. Теория и практика. — М.:Академический проспект, 2015.
31. Цендровский, О. Ю. Система философии Ницше // Философия и культура. — № 7 - 2015 — С. 997-1007.
32. Юханнисон, К. История меланхолии. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
33. Badley, L. Lars Von Trier. — University of Illinois Press, 2001. — 216 p.
34. Lumholdt, Jan. Lars Von Trier: Interviews. — University Press of Mississippi, 2003 - 218 р.
35. Tiefenbach, G. Drama und Regie: Lars Von Triers Breaking the Waves, Dancer in the Dark, Dogville. — Konigshausen & Neumann, 2009 — 252 p.