Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятие и классификация стратегий маркетинга 7
1.2. Стратегический анализ как основа разработки маркетинговой
стратегии предприятия 10
1.3. Модели разработки маркетинговой стратегии предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В условиях высокой конкуренции одним из первостепенных умений является правильное распределение ограниченных ресурсов компании. Разработка маркетинговой стратегии помогает оценить и грамотно спланировать использование потенциала предприятия. Достижение поставленных целей и получение максимального дохода на протяжении продолжительного времени - важные моменты в функционировании каждой компании. Маркетинговая стратегия позволяет четко формировать путь и проводить структуризацию предприятия на всех уровнях для получения необходимого результата.
При разработке маркетинговой стратегии проекта учитывается множество факторов. Внутренний анализ компании позволяет судить о ее потенциале. Внешние исследования рынка определяют возможные сферы деятельности предприятия. Разработка стратегии - сложный многоуровневый подход к ведению бизнеса. Руководитель ставит перед собой целью не только достичь определенной точки, но и закрепиться на позиции. Продолжение развития и упрочнение достижений компании являются приоритетными при долгосрочном планировании бизнеса.
Процесс формирования маркетинговой стратегии занимает продолжительное время. Требуется провести глубокий анализ и систематизировать полученные сведения. Как правило, для составления качественного стратегического плана пользуются услугами консалтинговых компаний. Они готовят подробные отчеты о деятельности и ситуации на рынке, вносят предложения по решению существующих проблем. Каждое предприятие использует свою уникальную маркетинговую стратегию. Она создается с учетом особенностей деятельности компании и изменчивости рынка.
Применение верной стратегии маркетинга в бизнес-плане позволит точно рассчитать курс предприятия. Выявление и корректировка слабых сторон на начальном этапе снизит возможные риски при реализации проекта. Разработка методов, которые будут активироваться на определенных стадиях, поможет добиться получения дохода в течение продолжительного периода. При создании стратегии важны гибкость, умение понимать рынок и подстраиваться под его условия. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы актуальна.
Целью работы является разработка стратегии маркетинга предприятия ООО «Русь 27».
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели необходимо решить следующие задачи.
- рассмотреть особенности стратегического анализа как основы разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- определить теоретические модели разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- рассмотреть информационное обеспечение разработки стратегии маркетинга;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать ассортиментную и ценовую политику предприятия;
- проанализировать стратегическую деятельность предприятия;
- оценить состояние внешней среды предприятия;
- обосновать выбор стратегии маркетинга;
- разработать план мероприятий по разработке стратегии маркетинга.
В настоящее время накоплен значительный теоретический и практический материал, посвященный вопросам разработки стратегии маркетинга предприятия. Эта тема довольно подробно изложена в трудах как западных, так и наших ученых. Например, в исследованиях Абрамова А.Г., Глухова В.В., Гундарина М.В., Завьялова П.С., Панфиловой О.А. и многих других. Но, несмотря на наличие теоретических разработок в этой области, нужно отметить их недостаточную систематизацию по проблеме разработки проекта стратегического развития предприятия.
Объектом исследования является предприятие ООО «Русь 27», основной деятельностью которого является продажа продовольственных товаров на рынке.
Эмпирической базой исследования послужили справочные данные, официальные статистические материалы, маркетинговые исследования, а также опыт работы предприятия ООО «Русь 27».
В выпускной квалификационной работе использовались такие методы исследования как сбор данных, наблюдение, анализ и сравнение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные в работе рекомендации могут быть применены для разработки стратегии маркетинга.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты разработки стратегии маркетинга предприятия» изучается стратегический анализ как основа разработки маркетинговой стратегии предприятия, определяются теоретические модели разработки маркетинговой стратегии предприятия, рассматривается информационное обеспечение разработки стратегии маркетинга
Во второй главе выпускной квалификационной работы «Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Русь 27» дается краткая организационно-экономическая характеристика предприятия, анализируется ассортиментная и ценовая политика предприятия, анализируется сбытовая и коммуникационная политика предприятия.
В третьей главе выпускной квалификационной работы «Разработка маркетинговой стратегии предприятия ООО «Русь 27» оцениваются факторы внешней среды предприятия, обосновывается выбор стратегии
маркетинга, разрабатывается план мероприятий по реализации стратегии маркетинга.
Выпускная квалификационная работа представлена на 94 страницах. Работа содержит 27 таблиц, 8 рисунков, 1 приложения. Библиографический список включает 50 источника.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Функционирование предприятия - сложный процесс, который зависит от факторов внутренней и внешней среды. Для управления и изучения воздействия этих факторов на организацию проводится разработка стратегии. Для успешного составления стратегии развития предприятия нужно обладать хорошими знаниями специфики отрасти, и тщательно следовать намеченному плану.
Для успешного функционирования предприятия важно не только внимательно разработать стратегию его развития, но и определить его экономическую эффективность. При разработке стратегии надо учитывать концепцию предприятия, факторы внешней и внутренней среды, например такие как конкуренты, экономическое положение в стране, и в регионе, ограничивающие и благоприятные факторы. Также большое внимание надо уделить определению целевой аудитории и изучению ее потребностей, для более полного удовлетворения ее запросов.
Важнейшая особенность процесса стратегического развития - требования предъявляются не только к конечному результату этого процесса, но и ко всему его ходу. В этом отличие стратегического развития от реализации краткосрочных планов и проектов, например, отдельных инвестиционных проектов или программ вывода предприятия из кризисного состояния, которые могут составить содержание лишь отдельных этапов стратегического процесса. Так, при реализации инвестиционного проекта на отдельных этапах могут возникать неустойчивость, дефицит финансовых средств, но эти этапы ограничены во времени. Стратегическое развитие - процесс, осуществляемый постоянно, по мере его реализации горизонт, к которому стремится предприятие, все более отодвигается, ставятся новые долгосрочные и краткосрочные цели - при этом собственники и работники не могут «подождать» до конца процесса, чтобы удовлетворить свои интересы - они должны удовлетворять их на каждом этапе, двигаясь в сторону более полного или «лучшего» их удовлетворения.
В дипломной работе проводим анализ ассортиментной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики, а также разрабатываем стратегию маркетинга предприятия на примере ООО «Русь 27», расположенного в городе Ачинске. В состав деятельности предприятия входит:
- продажа продовольственных товаров;
- обслуживание покупателей.
Деятельность Общества происходит на коммерческой основе, то есть главная цель его - это максимизация прибыли и удовлетворение потребностей потребителя, совершенствование технологии продаж, расширение ассортимента продукции, обеспечение предприятия конкурентоспособностью, расширение рынков сбыта.
Анализируя показатели деятельности предприятия, можно отметить, что показатель чистой прибыли увеличился на 7108 руб. (8,01%) в 2014 г. и на 28399 руб. (24,25%) в 2015 г. В целом предприятие работает эффективно.
Предприятие ООО «Русь 27» обладает превосходным потенциалом для развития, имея обученный и высококвалифицированный персонал, доверие клиентов, имидж и репутацию, информацию и технологию.
Для того чтобы предоставляемый товар в магазине пользовался спросом и товар долгое время не оставался на полках магазина или на складе торгового предприятия необходимо анализировать ассортимент и потребности клиентов. Анализ ассортиментной и ценовой политики показал, что группа С - продукция которая занимает менее 20 % в реализации. Ассортимент этих товаров в дальнейшем необходимо оптимизировать: салатное производство, промышленные товары, диабетические продукты, бытовая техника. Анализ динамики средних цен показал, что наименьшая цена приходится на хлебобулочные изделия, наибольшая средняя цена у мясных и рыбных продуктов.
В условиях рыночных отношений при организации сбыта исключительное значение придается индивидуальному подходу к предприятиям-потребителям, важности личных контактов с потребителями, специализации персонала сбытовой деятельности на продаже отдельных видов продукции. Продвижение готовой продукции до потребителя обеспечивается поиском оптимального варианта всех элементов товародвижения с учетом требований потребителей.
При осуществлении прямых хозяйственных связей между производителями (поставщиками) продукции и оптовыми предприятиями или другими потребителями особое значение приобретает организация правовой и претензионной работы. Данную функцию осуществляют высококвалифицированные юристы, владеющие всеми нормативно¬правовыми материалами, регулирующими взаимоотношения поставщиков и покупателей.
Выявленные слабые стороны предприятия, а именно, низкая степень охвата рынка, отсутствие отдела маркетинга, способствовали разработке стратегии ее развития. В целях повышения конкурентоспособности предприятия, эффективности его деятельности были разработаны три альтернативы стратегий его развития. В результате было принято решение о реализации всех трех, так как специфика каждой стратегии требует реализации их в совокупности для достижения максимального экономического эффекта.
Разработка стратегии развития это очень сложная и трудоемкая работа, она приобретает смысл, когда прошла ее успешная реализация. Любая стратегия должна контролироваться руководством, которое в свою очередь составляет планы развития, ставит задачи перед подразделениями, разрабатывает систему стимулирования и мотивирования работников. Именно стратегия развития позволяет предприятия либо выжить в условиях жесткой конкуренции, либо достичь конкурентных преимуществ на рынке.
На предприятии согласно стратегическому развитию планируется внедрение:
- нового направления - производство кондитерских изделий на заказ;
- отдела маркетинга;
- интернет-сайта.
Благодаря этому улучшается качество обслуживания покупателей, возрастает ассортимент предлагаемой продукции, происходит выход на новую нишу рынка, улучшается политика продвижения и повышается имидж предприятия.
Выручка от реализации проекта стратегического развития составляет 19 014,00 тыс. руб. Расходы составляют 1 772,40 тыс. руб. Чистая прибыль является положительной величиной и составляет 17 241,60 тыс. руб., что говорит о том, что реализация проекта стратегического развития экономически выгодна.
1. Абрамишвили, Г.Г. Операция маркетинг. Стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий / Г.Г. Абрамишвили. - Москва: Международные отношения, 2011. - 240c.
2. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 208 c.
3. Айдаров, А. Методологические основы функционирования ассортиментной политики / А. Айдаров // Российское предпринимательство. - 2014. - №8. - C.38-41
4. Акулич, И. Л. Основы маркетинга: учебное пособие. / И. Л. Акулич. - Москва: Высшая школа, 2011. - 236c.
5. Ансоф, И. Стратегическое управление: пер. с англ. /И. Ансоф. - Москва: Экономика, 2011. - 519 c.
6. Ансоф, И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. / И. Ансофф. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 656 c.
7. Асаул, А. Концептуальная значимость ассортиментной политики в интегральном управлении / А. Асаул // Маркетинг. - 2014. - №6. - C.35-40.
8. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев. - Москва : Экономика, 2011.- 703c.
9. Балакирев, С.В. Управление товарным ассортиментом на основе концепции категорийного менеджмента / С.В. Балакирев // Маркетинг PRO. - 2010. - №4. - C.15-16.
10. Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Баранов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №6. - C. 25-27.
11. Басовский, Л. E. Маркетинг: курс лекций. / Л. E. Басовский - Москва : ИНФРА -М, 2011. - 219c.
12. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И.К. Беляевский - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 320c.
13. Виданов, Н.В. Управление ассортиментом продукта: вопросы формирования внутренних и внешних параметров продукта / Н.В. Виданов // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №5. - C.29-36.
14. Виханский, O.C. Стратегическое управление: учебник для вузов / O.C. Виханский. - Москва : Гардарика, 2012. - 283 c.
15. Войцеховская, И.А. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике / И.А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. - 2012. - №1. - C.16-19.
16. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - Москва : Финпресс, 2011. - 656c.
17. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования / E. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №6. - C.113-121.
18. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №1. - C.120-122.
19. Громовик, Б. П. Управление ассортиментом ТНП: учебник / Б.П. Громовик. - Москва : Финпресс, 2012. - 324 c.
20. Капустина, Н. Е. Теория и практика маркетинга в США / Н. Е. Капустина - Москва : Экономика, 2010. - 160c.
21. Киселев, В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли / В. Киселев // Маркетинг. - 2013. - №2. - C.107-111.
22. Ковалев, А. И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2011. - 256c.
23. Комарова, Н.В. Маркетинг: опыт и перспективы: учебное пособие / Н.В. Комарова. - Москва : ВЦОПТ, 2011. - 106 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - Москва.: Прогресс, 2011. - 736 c.
25. Леонов, А. Ассортиментная политика предприятия: сущность, содержание, структура / А. Леонов // Предпринимательство. - 2014. - №3. - C.98-108.
26. Леонов, А. Как измерять ассортимент / А. Леонов //Предпринимательство. - 2014. - №1-2. - C.146-162.
27. Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров региона Сибири : монография / В. В. Куимов, [ и др. ] ; Сиб. федер. унт. -Красноярск, 2015.-268с.
28. Маркетинг: учебник / под ред. И.М. Синяевой. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 384c.
29. Маркетинг: учебник / под ред. А. Н. Романова. - Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 560c.
30. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта / В.Н. Наумов. - Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2013. - 242c.
31. Немчин, А.И. Маркетинг / А.И. Немчин. - Санкт-Петербург: Бизнес- Пресса, 2011. - 512 c.
32.Охорзина, Ю.О. Новый продукт - от появления идеи до реализации: упрощенная схема запуска нового продукта в пищевом производстве / Ю.О. Охорзина // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №6. - C.16-23.
33. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / А. И. Панов. - Москва :ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 240c.
34. Парсяк, В.Н. Маркетинговые исследования / В.Н. Парсяк, Г.К. Рогов. - Киев: Наук. Думка, 2012. - 144c.
35. Пашутин, С. Оптимизация издержек и технология формирования ассортимента / С. Пашутин // Управление персоналом. - 2013. - №5. - C.20-23.
36. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. - Москва : Вильямс, 2011. - 496 c.
37. Рубен, Р. АВС-анализ / Р.Рубен // Маркетинг и реклама.- 2012.- №1.- C. 39-45.
38. Савинкин, А. Как оптимизировать ассортимент / А. Савинкин // Финансовый директор. - 2014. - №5. -C.34-40.
39. Сомова, В. Объем, структура спроса и ассортиментная политика / Сомова В.// Современная торговля. - 2013. - №7. - C.21-24
40 . Статистика рынка: учебник / под ред. И. К. Беляевского. - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 324c.
4 1 . Тихонович, В.Е. Формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами: учебное пособие / В.Е. Тихонович: Крас. гос. торг.- экон.инт.-. - Красноярск, 2003. - 40 c.
42. Устенко, В.Ю. Марочный портфель региональной компании. Выведение на рынок нового продукта / В.Ю. Устенко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №6. - C.41-45.
43. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхутдинов.- Москва: Интек-синтез, 2011. - 640 c.
44. Федоров, Д.С. Построение карты восприятия как эффективный инструмент выбора рыночной позиции продукта / Д.С. Федоров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №6. - C.17-24.
45. Федько, Н.Г. Основы маркетинга: учебник / Н.Г. Федько. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 512 c.
46. Федько, Н.Г. Маркетинговые коммуникации / Н.Г. Федько.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 384 c.
47.Черчилль, А. Гилберт. Маркетинговые исследования / Гилберт А. Черчиль. - Санкт-Питербург.: Питер, 2012. - 752c.
48.Чкалова, О.В. Формирование ассортимента и товароснабжения торговых предприятий в рыночной стоимости в рыночных условиях: учебное пособие / О.В. Чкалова - Н Новгород; НКИ, 2011. - 115 c
49.Эванс, Б. Маркетинг / Б. Эванс. - Москва.: Экономика, 2011.-293c.
50.Эриашвили, Н.Д. Маркетинг: учебник / Н.Д. Эриашвили. - Москва.: Экономика, 2013.- 623 c.