Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления студентов СФУ об исламе

Работа №23280

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
510
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСЛАМЕ 8
1.1 Подходы к изучению представления к исламу в России 8
1.2 Основные научные подходы к изучению представления об исламе 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ «СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА» К ИСЛАМУ. 33
2.1. Разработка методического обоснования исследования представления студентов «Сибирского федерального университета» к исламу. 33
2.2. Результаты исследования «Представления студентов СФУ об исламе»
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57


В средствах массовой информации и политологии стран Запада получил широкое распространение стереотипный образ ислама, настолько игнорирующий рамки объективности, что можно говорить об искаженном образе ислама как об элементе европейской культуры. Данный стереотип формировался исторически, и, как правило, порождает у аналитиков настойчивое «желание» возводить его к истокам «конфликта между Востоком и Западом», к «христианско-мусульманскому» противостоянию, начиная со времен крестовых походов. Самым главным последствием такой конфронтации полагается несходство ценностей двух культур, которые до сих пор находятся в состоянии конфликта и чаще порождают взаимные обвинения, нежели способствуют взаимопониманию.
Этот конфликт, несмотря на многочисленные попытки конструктивного диалога, предпринимавшиеся на протяжении истории, а также интенсивный культурный обмен и новые горизонты мировой интеграции, проявляется во взаимном недоверии, подозрительности, иногда и прямой враждебности1. В результате противостояние между «Западом» и «исламом» в широком общественном мнении принимает образ взаимной ненависти и вражды, якобы предопределенной исторически и существовавшей на протяжении веков.
Очевидно, самым главным стереотипным представлением об исламе, который сформировался и укоренился в западноевропейской культуре, является образ ислама как источника вражды, ненависти и угрозы для Запада
Достаточно вспомнить события, связанные с книгой С.Рушда, когда в конце 80-х годов духовный лидер Ирана аятолла Хомейни расценил содержание книги С. Рушди как оскорбление ислама и вынес смертный приговор ее автору. Действия иранского лидера вызвали протесты мировой общественности, однако приговор не был отменен даже после смерти имама Хомейни. С тех пор С. Рушди вынужден скрываться и жить под охраной британских спецслужб. Показателен и недавний скандал, принявший мировой масштаб, в связи с карикатурами на пророка Мухаммада. и его ценностей. Формируясь в ходе истории, этот негативный стереотип приобрел доктринальный, идеологический характер. Сегодня, как мы видим, весьма широко распространено представление о том, что Восток в лице ислама представляет величайшую угрозу для западной цивилизации.
Превосходство, которым пользовался Запад в последние столетия, и колониальная политика придали этому стереотипу новый оттенок, возведя его в ранг представления чуть ли не об абсолютной несовместимости двух миров. В результате отношения между сторонами не только не улучшились, но приобрели еще более напряженный и нестабильный характер.
Чем больше углубляется и расширяется пропасть, искусственно поддерживаемая сторонами, тем выше становится эффективность стереотипов, тиражируемых учебными и научными книгами, историческими произведениями, беллетристикой и средствами массовой информации. Как можно заметить, эти стереотипы возводятся в политические и «стратегические» теории вроде теории о столкновении цивилизаций. Делаются попытки доказать невозможность культурной «встречи» между различными цивилизациями и нациями. Этот тезис начал решительно прокладывать себе дорогу в западной политологии. Опасность данного тезиса состоит в том, что он, с одной стороны, воспроизводит указанный стереотип уже на академическом уровне, а с другой - оказывается в состоянии влиять на выработку реальной политики.
Эти стереотипы об исламе в массовом сознании являются результатом целенаправленной политики СМИ. Таким образом, клише и стереотипы могут играть очень опасную роль в манипуляции общественным сознанием, например, когда требуется обеспечить поддержку с их стороны военных интервенций. Результаты такой манипуляции весьма заметны в последние два десятилетия, особенно после событий 11 сентября 2001 г.
События 11 сентября 2001 г. стали отправной точкой для увязывания стереотипов и идеологических концепций. Налицо возрастание влияния клишированных и стереотипных представлений об исламе и арабах на политическую литературу и СМИ в странах Запада в целом и в частности в США. Можно говорить о том, что образ ислама как религии и культуры в этих странах, по сути дела, совпал с негативными представлениями о нем. Мировая религия и огромная часть человечества изображается как угроза для развития человеческой цивилизации. Эта тема стала занимать особое место в деятельности СМИ: именно они занимаются воспроизводством подобных стереотипов, на то указывает содержание новостных выпусков, аналитических программ и кинофильмов. Современные СМИ играют огромную роль в формировании массового сознания. В связи с этим, важно отметить, что в средствах массовой информации (печатные издания, телевидение, радио) можно столкнуться с абсолютно противоположными оценками по поводу одного и того же события или происшествия, так или иначе связанного с исламом. Смысл, значение, вкладываемое в понятие ислам, а также мнения, возникающие в связи с этим понятием, совершенно многообразны, а иногда и вовсе противоречивы. Отношение и взгляды часто и самих религиозных деятелей, и руководителей к тем или иным событиям бывают неоднозначными. Неоднозначность сложившейся ситуации в этой сфере делает актуальной на современном этапе проблемой исследования внесение ясности в содержание ислама, его подробное и детальное рассмотрение и анализ определения его социальной роли и места в сознании студентов Сибирского федерального университета. Проблемой исследования является необходимость выяснения представлений студентов СФУ об исламе из-за большого количества недостоверной информации.
Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования предполагает обращение к широкому кругу источников разнообразной направленности и характера. Проблема разрабатывалась многими авторами, поскольку исламский фактор оказывал и оказывает значительное воздействие на российский и мировой политический процесс.
К первой группе исследований относится литература, посвященная исламу в целом, а также его отдельным сторонам и проявлениям. К этой группе источников относятся работы известных ученых-исламоведов, таких как В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, Г.Э. Грюнебаум и, др. В них раскрывается сущность исламского видения мира, истории, государства и общины верующих, жизни индивида.
Вторая группа исследований рассматривает историю ислама в России, в том числе взаимоотношения государственной власти Российской империи и СССР с мусульманским духовенством и населением. Сюда входят сочинения таких авторов, как Р.Г. Абдулатипов, И.К. Загидуллин, Р. Ланда
Объектом данного исследования являются студенты «Сибирского федерального университета»
Предметом исследования являются представления студентов Сибирского федерального университета к исламу.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении представлений студентов «Сибирского федерального университета» об исламе.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
- изучить понятие, функции и структуру ислама;
- основные научные подходы к изучению представления об исламе;
- подготовить методическое обоснование исследования;
- проанализировать полученные результаты исследования.
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, что студенты «Сибирского федерального университета» представляют ислам как недружелюбную, опасную религию из-за недостатка достоверной информации.
Интерпретация основных понятий:
Ислам (от арабского «покорность») - одна из ныне существующих мировых религий. Возникла в VII в. среди арабов, ее основатель - Мухаммед, житель Мекки. Главный догмат ислама - вера в единого бога (Аллаха). После смерти Мухаммеда была составлена главная книга мусульман - Коран, где излагаются основы вероучения [1]
Представления - это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у человека благодаря его предшествующему опыту. Представления характеризуются образностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью (по A.M. Шахнарович и Н.М. Юрьевой)
Мусульманин - это последователь ислама. Мусульманин - тот, кто вошел в лоно ислама и остается в нем; мусульманин верит во все догматы ислама и стремится делать все возможное, чтобы претворять их в своей жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема состояла в необходимости выяснения представления студентов СФУ об исламе. Для решения этой проблемы была разработана программа исследования и проведен анкетный вопрос. В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно выявить главные представления об исламе среди студентов.
В результате исследования было выявлено, что уровень знаний студентов СФУ об исламе крайне малы.
Также было выяснено, что главными источниками информации об исламе для студентов СФУ являются СМИ, преподаватели в институте и знакомые.
Большинство студентов СФУ выражают опасения по отношению к исламу, они считают, что ислам опасен для их жизни. Это выражается большим числом респондентов, считающих, что увеличение распространения ислама в России может привести к увеличению террористических актов на территории Российской Федерации. Также они выражают опасения насчет потока миграции из стран, где жители, исповедующие ислам, являются подавляющим большинством.
Студенты СФУ не считают, что пропаганда ислама может положительно повлиять на их представление об этой религии. Но, считают, что пропаганда могла бы произвести такой положительный эффект как устранение предрассудков и стереотипов о данной религии. Это является кране важным фактором, потому что большое количество студентов считают, что у студентов исковеркано представление о религии. Что, по моему мнению, вытекает из крайне малых знаний об этой религии у студентов СФУ.
У опрошенных студентов нейтральное отношение к представителям ислама, и даже увеличение строительства мечетей не может поспособствовать улучшению данного показателя. Они крайне негативно относятся к тому, чтобы их мужья/жены и соседи по квартире/комнате в общежитии исповедовали ислам. При проведении факторного анализа было выявлено три фактора. Первый фактор говорит нам о положительной оценке ислама как религии. В целом его можно охарактеризовать как «религия для души», второй фактор можно охарактеризовать как «жестокая религия» и третий фактор - это «недостаточность знаний».
В плане гендерной, возрастной и религиозной характеристик были опрошены студенты разного пола, разных возрастов и разных религиозных убеждений. Большинство опрошенных девушки. Также большинство опрошенных являются представителями православия. Возраст опрошенных студентов в большинстве своем составляет до 20 лет, далее идут от 20 до 23 лет и наименьшее количество студентов преодолело планку в 23 года.
В целом, по результатам исследования можно сказать, что у студентов СФУ крайне малые знания об исламе. Представления об исламе студенты черпают в основном из средств массовой информации. Но при этом опрошенные студенты считают, что их представления исковерканы, представляя ислам как опасную религию, которая при развитии в России может принести за собой смерть и разрушения.
Главная гипотеза подтвердилась. Поставленная цель была достигнута.



1. Онлайн ЕГЭ [Электронный ресурс] http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/2750c97a-bfea-4933-9f45-43e242a1182c/%5BIS6SV_3- 1%5D_%5BTD_01%5D.html Дата обращения: 14.05.2016 13:57.,
2. Ислам для всех! [Электронный ресурс] http://islam.com.ua/osnovi- islama/18590-osnovnyye-ponyatiya-religii-islam Дата обращения: 19.06.16 18:56.,
3. Архив Центра гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2. Фонд 03. Сектор 70. Отдел 72. Дело 098.,
4. Ислам. Историографические очерки. -М, 1991.-232 с.
5. Абдуллахи, Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации /
Ахмед Ан-Наим Абдуллахи. - М. : Наука, 1999. - 350 с.,
6. Авксентьев, В. А. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе / В. А. Авксентьев, И. О. Бабкин, А. Ю. Хоц // Социс. - 2013. - №910. -С. 43-46,.
7. Филатов, С. Б. Статистика российской религиозности: магия цифр / С. Б. Филатов, Р Н. Лункин // Социс. - 2011. - №> 6. - С. 42-54.,
8. Широкалова, Г С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев / Г С. Широкалова // Социс. - 2014. - №9 4. - С. 34-37.,
9. Халтурина, Д. Как московские мусульмане относятся к немусульманам / Д. Халтурина // Россия и мусульманский мир. - 2014. - №9 1. - С. 45-48.,
10. Центр «Религия в современном обществе»: Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // Социс. - 2005. - №° 6. - С. 58-64.,
11. Кузнецова-Моренко, И. Б. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах / И. Б. Кузнецова-Моренко, Л. Н. Салахатдинова // Социс. - 2014. - № 2. -С. 25-43.,
12. Файзуллина, А. Отражение норм шариата в сознании современного верующего / А. Файзуллина // Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональ-ный подход : сб. ст. / науч. ред. К. Мацузато. - Токио : СОЦИН, 2008. - С. 41-51.,
13. Галлямов, Р. Исламское возрождение в Волго-Уральском макрорегионе: сравнительный анализ моделей Башкортостана и Татарстана / Р. Галля-мов // Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональный подход: сб. ст. / науч. ред. К. Мацузато. - Токио: СОЦИН, 2013. - С. 76-79
14. Антипова, А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении / А. С. Антипова // Социс. - 2014. - № 3. -С. 111-118
15. Проневская, И. В. Образ семьи в средствах массовой информации (опыт контент-анализа) / И. В. Проневская // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. -2013.- №> 4. - С. 19-44.
16. Крайнюченко, П. Ислам в Ставропольском крае / П. Крайнюченко // Центральная Азия и Кавказ. - 2013. - №> 6. - С. 88-92.
17. Гегель, Л. А. Этноконфессиональные особенности южнороссийского региона / Л. А. Гегель, Ю. С. Фролова // Социс. - 2012. - №> 2. - С. 117-125., c. 117
18. Гегель, Л. А. Этноконфессиональные особенности южнороссийского региона / Л. А. Гегель, Ю. С. Фролова // Социс. - 2014. - №> 2. - С. 117-125.,c. 118
19. Поляков К.И. Отец легального фундаментализма//НГ-Религии. 2007. -26 мая.
20. Рагузин В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия дис., докт. филос. наук., М.,2009. -С.46.
21. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Осипова Г.В. -М.,1999.- С.445
22. Антипова, А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении / А. С. Антипова // Социс. - 2007. - № 3. -С. 111-118
23. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М., 2000.-С
24. Абдулагатов, З.М. Современная религиозная ситуация в Дагестане (процессы мусульманского возрождения) /З.М. Абдулагатов //Этнографическое обозрение. 2002. - №6. - С.61-68.
25. Авксентьев, А.В. Ислам на Северном Кавказе /А.В Авксентьев.- 2-е изд., дораб. и доп. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1984. - 287с.
26. Антипова, А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении / А. С. Антипова // Социс. - 2007. - № 3. -С. 111-118
27. Добаев И.П. Геополитика исламского мира на Кавказе// Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственных интересов России. Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ, 1998. - С. 24-38
28. Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. Ростов-на-Дону, 2003. - 386 с.
29. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. -Ростов-на-Дону :ИППК РГУ,2003. 200с.
30. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону:СКНЦ ВШ, 2001,-77с.
31. Дробижева J1.M. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости II От толерантности к согласию. -М., 1997. С52-53.
32. Коран // Перевод: И.Ю.Крачковский/ HarryFan SF&F Laboratory: FIDO 2:463/2.5.- 2000.
33. FB.ru [Электронный ресурс] http://fb.ru/article/189076/skolko- musulman-v-rossii-projivaet Дата обращения: 13.06.2016 12:54
34. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм, 2007, с. 574
35. НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
«КИБЕРЛЕНИНКА»[Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-islam-sovremennoe-polozhenie-i-tendentsii- razvitiya Дата обращения 24.05.16 18:36
36. Al-Zawahiri A. Knigts Under the Prophet's Banner. London, 2001. Serialized in eleven parts in Al-Sarg Al-Awsat.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ