Введение 3
1 Проблема юридического лица в публичном праве современной российской
системы 8
1.1 Предпосылки формирования конструкции «юридическое лицо
публичного права» 8
1.2 Дискуссии о введении понятия «юридическое лицо публичного права»
в законодательство 16
2 Сущность и содержательные характеристики юридического лица
публичного права 27
2.1 Понятие и признаки юридического лица публичного права 27
2.2 Правосубъектность юридических лиц публичного права 39
3 Классификация юридических лиц публичного права 46
3.1 Виды юридических лиц публичного права за рубежом 46
3.2 Виды отечественных юридических лиц публичного права 52
Заключение 64
Список использованных источников 68
Большинству государств романо-германской правовой семьи известен институт юридического лица публичного права. Известен он был и России дореволюционного времени, когда основным критерием подразделения юридических лиц являлось их деление не на коммерческие и некоммерческие, как в современном законодательстве и доктрине, а на публичные и частные.
Таким образом, в настоящее время речь должна идти о его возрождении, после отказа в советский период, а не о слепом заимствовании института зарубежных стран.
Естественно, что в правовой доктрине советского государства, данный институт рассматривался как чуждый ей, несовместимый с социалистической системой. При непризнании ничего частного, утрачивает свой смысл и выделение публичных юридических лиц. Впоследствии данный сформированный стереотип через труды советских теоретиков был перенят современными правоведами.
Но после распада СССР, признали данный институт некоторые государства, ранее входившие в его состав. Примером являются Грузия, прибалтийские страны, Украина, Молдова. Россия в настоящее время является одним из немногих государств, официальная доктрина, а естественно и законодательство, не признает значение для правового регулирования конструкции юридического лица публичного права.
Актуальность. Одной из самых актуальных проблем современного отечественного правоведения является вопрос о необходимости введения в в законодательство конструкции юридическое лицо публичного права.
В доктрине развитых зарубежных стран, юридические лица публичного права - основа современной административной организации. Наделение публично-правовых образований юридической личностью является необходимым способом юридизации отношений публичной власти. Это отвечает потребностям развития правового государства. В отечественной административно-правовой теории этот вопрос до сих пор не имеет соответствующего разрешения.
В современных условиях в административном праве России проблема юридического лица публичного права особо остро встает в связи с расширяющейся тенденцией наделения законодателем статусом юридического лица субъектов, обозначаемых в зарубежных странах как «юридические лица публичного права». Что само по себе говорит о назревшей проблеме. Таким образом, законодательство не учитывает специфику субъектов, действующих преимущественно в публично-правовой, а не частноправовой сфере.
Способы отношений и связей с публичной властью (осуществление власти или иные отношения), порядок создания, ликвидация и реорганизация, преобладание публичной правосубъектности, наличие отношений субординации и контроля во взаимодействии, составляют противоречие с задаваемой действующим законодательством моделью юридического лица.
Являясь юридическими лицами, данные субъекты не укладываются в систему Гражданского кодекса Российской Федерации, они не соответствуют общим нормам, определяющим их статус.
Всё это порождает множество проблем частноправового, а соответственно, и публично-правового характера, решение которых оказывается невозможным в рамках исключительно цивилистической конструкции юридического лица, требуется разработка новых подходов к его пониманию. Само появление понятие «юридическое лицо» стало появляться в актах административного права, что уже говорит о его междисциплинарном характере.
Степень разработанности темы. Интерес к проблеме юридического лица в публичном праве в последние годы неуклонно возрастает. Он получил свое отражение в исследованиях ученых, которые занимаются вопросами как частного, так и публичного права. К ним относятся: Е. О. Адарченко, И. В.
Бабичев, О. И. Баженова, В. В. Болгова, В. А. Болдырев, В. В. Бараненков, И.
В. Богданов, С. Н. Братусь, А. Б. Зеленцов, М. Ю. Зенков, А. Б. Зеленцов, К. Д. Кавелин, Н. О. Кантор, Н. М. Коркунов, А. В. Костин, А. Г. Кузьмин, А. Я Курбатов, О. А. Курилкина, А. В. Лавренюк, В. И. Лафитский, М. А.
Леденёва, Д. А. Медведев, О. В. Михайленко, Л. А. Мицкевич, В. П.
Мозолин, Н. Д. Репина, О. В. Романовская, Р. А. Ромашов, Е. А. Ромашко, В.
В. Сергеев, Е. А. Суханов, Э. В. Талапина, О. И. Тарасов, Н. Г. Удальцова, О. Ю. Усков, Л. С. Чемеричко, В. Е. Чиркин, Ю. В. Щербакова, О. А. Ястребов и др.
Необходимость разработки концепции юридического лица публичного права, ее легализация, основные направления которых были намечены в работах таких исследователей как М. Ю. Зенков, Н. И. Косякова, В. Е. Чиркин. Особое место в изучении конструкции занимает труд О.А. Ястребова, который провел сравнительно -правовое исследование относительно отношения разных государств к юридическому лицу публичного права, сравнив результаты с отечественными субъектами, которые соответствуют необходим признакам.
Цель данной работы заключается в изучении юридических лиц публичного права, на основе анализа нормативно-правовых актов и обобщения результатов, полученных по этой тематике отечественными исследователями.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Теоретически осмыслить потребности введения конструкции юридического лица публичного права в российское законодательство в современных условиях становления правового государства и необходимого разграничения публичного и частного права;
2. Выделить основные причины, которые закладывают фундамент введения категории юридическое лицо публичного права в современное российское законодательство;
3. Сформулировать понятие и специфические признаки юридических лиц публичного права;
4. Рассмотреть специфику правового регулирования
правосубъектности юридических лиц публичного права;
5. Определить на основе использования метода сравнительного правоведения критерии классификации юридических лиц публичного права в зарубежных странах.
6. Провести классификацию по оптимальному критерию подразделения юридических лиц публичного права в условиях действующего российского законодательства и выделить примерный круг субъектов, которые могут рассматриваться в данном качестве;
Объектом исследования является урегулированный нормами публичного и частного права комплекс общественных отношений, субъектами которых выступают юридические лица публичного права.
Предмет исследования нормы административного, конституционного и гражданского права России и зарубежных стран, а также изложенные в трудах отечественных авторов концептуальные воззрения относительно проблем правового регулирования статуса юридических лиц публичного права, их понятия и правосубъектности, а так же классификации.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации (1993), Гражданский кодекс Нидерландов (1992), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (1994),
Гражданский кодекс Грузии (1997), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (2000), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (2001), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (2015), Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995), Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995), Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (1996), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999), Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (2001), Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001), Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (2002), Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (2002), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003), Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» (2007), Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» (2003), 19. Решение ЕСПЧ «По вопросу приемлемости жалобы № 44319/98 «Ольга Валентиновна Романовская против Российской Федерации» (2001),
Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (1998), Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» (2005), Постановление Пленума ВАС РФ «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (2014), и др.
Новизна проведенного исследования состоит в предложении нового определения конструкции юридическое лицо публичного права.
Структура. Введение, три раздела, шесть подразделов, заключение и список использованных источников.
Понятие юридического лица публичного права в действующем российском законодательстве отсутствует. Перспективы его появления довольно размыты, так как единая позиция по данному вопросу не выработана. Дискуссия о целесообразности введения данной категории в российское законодательство, развивающаяся в научных кругах, пока далека от завершения. Между тем решение данного вопроса непосредственно зависит от того, способно ли законодательство адекватно отражать особенности создания и функционирования всех существующих на практике юридических лиц.
Представляется возможным выделить основные причины, которые закладывают фундамент введения категории юридическое лицо публичного права в современное российское законодательство:
1. Необходимо сменить те конструкции, которые сложились в советский период, но применительно именно к советскому праву, и давно не соответствуют современным реалиям. К ним можно отнести конструкции «субъект, обладающий правами юридического лица», «особый субъекта права»;
2. В рамках цивилистической концепции юридического лица невозможно последовательно решить вопросы юридической личности публично-правовых образований и органов публичной власти;
3. Появление на практике организаций, не отвечающих признакам юридического лица, закрепленных в ГК РФ;
4. Гармонизация современного российского права с правом зарубежных стран, а так же с международным правом.
В целях адекватного отражения особенностей их создания и функционирования представляется целесообразным ввести данную категорию в действующее российское законодательство.
литературе практически отсутствуют всесторонние разработки понятия юридического лица публичного права. Тем не менее, оно употребляется некоторыми исследователями, причем часто в самых различных значениях. Переходя к вопросу о том, как должно конструироваться понятие юридического лица публичного права, необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, понятие юридического лица публичного права предполагает, что им, прежде всего, охватывается то, что имеет все признаки обыкновенного юридического лица, т.е. юридического лица частного права, поскольку понятие юридического лица и понятие юридического лица публичного права соотносятся как род и вид. Во-вторых, юридическое лицо публичного права должно обладать еще и дополнительными признаками, помимо признаков обыкновенного юридического лица, как раз и позволяющими относить его в особую разновидность юридических лиц.
Исходя из выделенных в ходе исследования специфических признаков, под юридическим лицом публичного права следует понимать юридическое лицо, деятельность которого определяется публично-правовыми нормами и связана с публичной властью, обладающее правосубъектностью преимущественно публичной, частно-правововая же ограничена соответствующими целями создания.
Вопрос о правосубъектности юридических лиц публичного права является одним из ключевых для выявления их специфики как субъектов права.
Под административной правосубъектностью следует понимать способность быть носителем прав и обязанностей, способность вступать в административные правоотношения.
Важное значение имеет подразделение правосубъектности на публично-правовую и гражданско-правовую. Правовое положение публичных юридических лиц характеризуется преобладанием публично - правовой над частной.
Гражданско-правовая правосубъектность является неосновной, специальной для юридических лиц публичного права. Правосубъектность данных субъектов определяются нормами публичного права для реализации именно публичных целей, в соответствии с конституционным и административным законодательтвом. Они создаются не в рамках гражданско-правового поля, как сказано выше не на основании его норм и, соответственно не исключительно для целей хозяйственной деятельности.
Но для реализации предусмотренных для каждого субъекта пубчлиных целей и функций, ему необходимо участвовать в гражданском обороте.
Таким образом, в законодательстве отдельные положения, применительно гражданской правосубъектности, должны установливаться нормами гражданского права; а положения, регулирующие правовой статус, порядок образования, правовой режим деятельности публичных юридических лиц должны определяться публичным законодательством.
Классификация юридических лиц публичного права в зарубежной литературе производится на основе особенностей их правового регулирования в отдельном государстве. Ее итоги крайне разнообразны. Для построения более стройной классификации, применительно нашей правовой системы, необходим анализ решения данного вопроса в иных странах.
Проанализировав малую часть положений, касающихся юридических лиц публичного права и их признания в развитых странах, можно сделать вывод о том, что в большинстве государствах основным критерием классификации является выделение групп по территориальному признаку и признаку цели (функциональному признаку).
На наш взгляд, наиболее обоснованной будет проведение классификации аналогично применяемой многими развитыми зарубежными государствами (Испания, Германия) изначально по критерию: степень интегрированности в государственную организацию. В результате происходит подразделение юридических лиц публичного права на территориальные и институциональные.
Следовательно, к территориальным юридическим лицам необходимо отнести:
1. Государство;
2. Субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа);
3. Муниципальные образования.
К институциональным юридическим лицам публичного права необходимо отнести те организации, которые соответствуют критерию цели, организации, создаваемые для реализации какой-либо задачи, относящейся к государственным задачам или задачам местного самоуправления.
Разграничение юридических лиц на лиц публичного и частного права может иметь значение лишь в том случае, когда законодательство устанавливает различный правовой режим данных групп лиц в зависимости от их классификации, порядка образования или структуры внутренних отношений.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. и доп.) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Нидерландов от 01.01.1992 [Электронный ресурс] // Руководство по информации и услугам от всех правительств. - Режим доступа: https://www.overheid.nl/.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрании законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Грузии от 26.06.1997 [Электронный ресурс] // Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». - Режим доступа: http://www.law.edu.ru/.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (с изм. и доп.) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изм. и доп.) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
10. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с изм. и доп.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
11. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изм. и доп.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
12. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3431
13. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (с изм. и доп.) «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.
14. Федеральный закон от 31.05. 2002. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.
15. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изм. и доп.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм. и доп.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
17. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ (с изм. и доп.) «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6078.
18. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (с изм. и доп.) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -
2013. - № 14. - Ст. 1649.
19. Решение ЕСПЧ от 03.04.2001 «По вопросу приемлемости жалобы
№ 44319/98 «Ольга Валентиновна Романовская против Российской
Федерации» // Журнал российского права. - 2001. - № 8.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2491.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №
3. - Ст. 335.
22. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» // Вестник экономического правосудия РФ. - 2014. - № 9.
23. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17
мая 2017 года по делу № А31-6458/2016 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
24. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2017 года по делу № А33-7934/2016 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
25. Адарченко Е. О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права / Е. О. Адарченко // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 114-120.
26. Адарченко Е. О. Отличительные черты юридических лиц публичного права / Е. О. Адарченко // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 3. - С. 201-205.
27. Бабичев И. В. К вопросу о различии юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права (институционально-системный подход) / И. В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. - № 10. - 2007. - С. 2-8.
28. Баженова О. Ю. К проблеме юридического лица публичного права, или Соотношение частного и публичного в категории юридического лица / О. Ю. Баженова // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 6. -
С. 13-23.
29. Болгова В. В. Еще раз о юридическом лице публичного права / В. В. Болгова // Вопросы экономики и права. - 2008. - №5. - С. 24-29.
30. Болдырев В. А. О юридических лицах публичного права / В. А. Болдырев // Журнал российского права. - 2008. - № 11. - С. 127-135.
31. Братусь С. Н. Юридическое лицо в советском гражданском праве /
С. Н. Братусь. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. - 364 с.
32. Васильева А. Ф. Мицкевич Л. А. Морозова Н. А. Приходько Е. Г. Хрестоматия Административное право / А. Ф. Васильева, Л. А. Мицкеыич, Н. А. Морозова, Е. Г. Приходько. - Красноярск, 2008. - 227 с.
33. Винницкий А. В. О необходимости законодательного закрепления института юридических лиц публичного права / А. В. Винницкий // Журнал российского права. - 2011. - № 5. - С. 81-90.
34. Зеленцов А. Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах / А. Б. Зеленцов. - М.: РУДН, 2002. - 190 с.
35. Зенков М. Ю. Административная реформа и изменение правового статуса государственных органов и органом местного самоуправления [Электронный ресурс] / М. Ю. Зенков // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
36. Зенков М. Ю. Органы государственной власти и местное самоуправление как юридические лица публичного права / М. Ю. Зенков. - М.: СибАГС, 2006. - 164 с.
37. Зенков М. Ю. Публично-правовое юридическое лицо: проблемы
адекватного их природе правового регулирования статуса государственных и муниципальных органов [Электронный ресурс] / М. Ю. Зенков // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
38. Кавелин К. Д. Избранные произведения по гражданскому праву / К. Д. Кавелин. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. - 722 с.
39. Кантор Н. О государственных органах как юридических лицах публичного права / Н. О. Кантор // Хозяйство и право. - 2005. - № 4. - С. 53¬63.
40. Коркунов Н. М. Русское государственное право Т. 1. изд. 5 / Н. М. Коркунов. - М.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1904. - 573 с.
41. Костин А. В. Особенности Российской Федерации, федеральных и муниципальных образований как субъектов гражданского права: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук / А. В. Костин. - М., 2002. - 23 с.
42. Кузьмин А. Г. Юридические лица как субъекты конституционно - правовых отношений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / А. Г. Кузьмин. - Челябинск, 2007. - 31 с.
43. Курбатов А. Я. О юридических лицах публичного права / А. Я. Курбатов // Хозяйство и право. - 2009. - № 10. - С. 77-85.
44. Лавренюк А. В. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование: автореф.... дисс. канд. юрид. наук / А. В. Лавренюк. - М., 2007. - 22 с.
45. Лафитский В. И. К вопросу о юридических лицах публичного права / В. И. Лафитский // Журнал российского права. - 2011. - № 3. - С. 103-108.
46. Леденёва М. А. Участие публично -правовых образований в гражданских правоотношениях [Электронный ресурс] / М. А. Леденёва // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
47. Медведев Д. А. Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / Д. А. Медведев. - Л., 1990. - 24 с.
48. Михайленко О. В. Публичные юридические лица в частном праве и частные юридические лица в публичном праве / О. В. Михайленко // Журнал российского права. - 2011. - № 3. - С. 109-117.
49. Мицкевич Л. А. Основы административного права Германии: монография / Л. А. Мицкевич. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 174 с.
50. Мицкевич Л. А. Очерки теории административного права: современное наполнение: монография / Л. А. Мицкевич. - М.: Проспект,
2015. - 296 с.
51. Мозолин В. П., Лафитский В. И. О статусе Российской академии наук, Банка России и других юридических лиц в связи с проектом новой редакции Гражданского кодекса РФ / В. П. Мозолин, В. И. Лафитский // Законодательство и экономика. - 2011. - № 1. - С. 5-10.
52. Репина Н. Д. Юридическое лицо публичного права / Н. Д. Репина // Государство и право России: история - современность - перспективы развития. Материалы II Региональной межвузовской научно-практической конференции, 7 декабря 2006 года. - Нижний Новгород: НФ ИБП, 2007. - С. 209-211.
53. Романовская О. В. О юридических лицах публичного права / О. В. Романовская // Гражданин и право. - 2015. - № 5. - С. 29-40.
54. Ромашов Р. А. Некоторые проблемные аспекты понимания правосубъектности индивидуального и коллективного лица [Электронный ресурс] / Р. А. Ромашов // Международная ассоциация содействия правосудию. - Режим доступа: http://www.iuaj.net
55. Ромашко Е. А. Формальное закрепление создания, реорганизации и ликвидации государственного органа со статусом юридического лица / Е. А. Ромашко // Юрист. - 2005. - № 4. - С. 24-26.
56. Сергеев В. В. О юридических лицах публичного права / В. В. Сергеев // Банковское право. - 2013. - № 2. - С. 66-74.
57. Суханов Е. А. О юридических лицах публичного права / Е. А. Суханов // Вестник гражданского права. - 2011. - № 2. - С. 4-24.
58. Суханов Е. А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц / Е. А. Суханов // Журнал российского права. - 2018. - № 1. - С. 5-15.
59. Талапина Э. В. Административное право Франции сегодня / Э. В. Талапина // Ежегодник сравнительного правоведения. - 2004. - С. 139 -140.
60. Тарасов О. И. Понятие и признаки юридического лица публичного права / О. И. Тарасов // Закон. - 2012. - № 8. - С. 103-109.
61. Тарасов О. И. Проблемы административно-правового статуса российских юридических лиц публичного права / О. И. Тарасов // Закон. - 2012. - № 12. - С. 16-27.
62. Удальцова Н. Г. К вопросу о необходимости введения в гражданское право категории «юридическое лицо публичного права» / Н. Г. Удальцова // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2009. - № 2. - С. 41-46.
63. Усков О. Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды / О. Ю. Усков // Журнал российского права. - 2010. - № 6. - С. 101-111.
64. Цомокос Д. Церковная собственность, социальное государство и всемирный финансово-экономический кризис [Электронный ресурс] / Д. Цомокос // Научный богословский портал. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/.
65. Чемеричко Л. С. К вопросу о понятии юридических лиц публичного права / Л. С. Чемеричко // Актуальные проблемы частноправового регулирования: материалы Всероссийского IX научного форума. - Самара,
2011. - С. 187-190.
66. Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права / В. Е. Чиркин. - 2005. - № 5. - С. 22-24.
67. Чиркин В. Е. Еще раз о юридическом лице публичного права / В. Е. Чиркин // Журнал российского права. - 2006. - № 5. - С. 96-101.
68. Чиркин В. Е. Субъекты конституционного права в частноправовых отношениях / В. Е. Чиркин // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 151-154.
69. Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права / В. Е. Чиркин. - М.: Норма, 2007. - 352 с.
70. Чиркин В. Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права / В. Е. Чиркин // Журнал российского права. - 2010. - № 6. - С. 87-101.
71. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. / Г. Ф. Шершеневич / Г. Ф. Шершеневич. - М.: Спарк. 1995. - 556 с.
72. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. - Тула, 2001. - 348 с.
73. Щербакова Ю. В. К вопросу о министерстве как юридическом лице / Ю. В. Щербакова // Законодательство и экономика. - № 10. - 2003. - С. 13¬16.
74. Ястребов О. А. Государственное унитарное предприятие как субъект публичного права / О. А. Ястребов. - М.: Наука, 2008. - 165 с.
75. Ястребов О. А. Критерии разграничения юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права / О. А. Ястребов // Журнал Российский судья. - 2010. - № 4. - С. 33-36.
76. Ястребов О. А. Юридическое лицо в публично-правовом аспекте: прошлое и современность / О. А. Ястребов // История государства и права. - 2009. - № 3. - С. 17-21.