МЕТОДИКА РАСЧЕТА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
|
Введение 3
1 Теоретические основы государственной поддержки малого
предпринимательства и организационно-правовое регулирование 6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства, его роль в экономике 6
1.2 Организационно-правовое регулирование государственной
поддержки малого предпринимательства 14
1.3 Государственная имущественная поддержка, методика расчета
арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края 22
2 Анализ используемой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом для развития малого предпринимательства на примере Красноярского края 30
2.1 Структура государственной имущественной поддержки малого
предпринимательства 30
2.2 Оценка используемой методики расчета арендной платы за
пользование государственным имуществом Красноярского края 55
3 Совершенствование методики расчета арендной платы за пользование
государственным имуществом для субъектов малого предпринимательства в Красноярском крае 59
3.1 Сравнение методик расчета арендной платы за пользование
государственным имуществом субъектами малого предпринимательства 63
3.2 Предложения по совершенствованию методики расчета арендной
платы за пользование государственным имуществом Красноярского края субъектами малого предпринимательства 67
3.3 Расчет арендной платы за пользование государственным
имуществом Красноярского края, субъектами малого предпринимательства 79
Заключение 88
Список использованных источников
Приложения А - Б
1 Теоретические основы государственной поддержки малого
предпринимательства и организационно-правовое регулирование 6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства, его роль в экономике 6
1.2 Организационно-правовое регулирование государственной
поддержки малого предпринимательства 14
1.3 Государственная имущественная поддержка, методика расчета
арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края 22
2 Анализ используемой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом для развития малого предпринимательства на примере Красноярского края 30
2.1 Структура государственной имущественной поддержки малого
предпринимательства 30
2.2 Оценка используемой методики расчета арендной платы за
пользование государственным имуществом Красноярского края 55
3 Совершенствование методики расчета арендной платы за пользование
государственным имуществом для субъектов малого предпринимательства в Красноярском крае 59
3.1 Сравнение методик расчета арендной платы за пользование
государственным имуществом субъектами малого предпринимательства 63
3.2 Предложения по совершенствованию методики расчета арендной
платы за пользование государственным имуществом Красноярского края субъектами малого предпринимательства 67
3.3 Расчет арендной платы за пользование государственным
имуществом Красноярского края, субъектами малого предпринимательства 79
Заключение 88
Список использованных источников
Приложения А - Б
Вклад малого предпринимательства в экономику страны обеспечивается тем, что субъекты малого предпринимательства обеспечивают быстрый рост сферы услуг, рост занятости населения, острую ценовую и неценовую конкуренцию, которая в свою очередь приводит к снижению цен с одной стороны, и к улучшению качества товаров и услуг с другой, увеличению налоговой базы, а соответственно и поступлений в бюджет в форме налоговых отчислений. Следует также отметить такой важный аспект как высокая скорость внедрения новых технологий и изобретений субъектами малого предпринимательства. Множество экономических и социальных функций малого предпринимательства делают его развитие одной из важнейших задач государства, характеризуют малое предпринимательство как неотъемлемую часть реформирования экономики Российской Федерации.
Деятельность субъектов малого предпринимательства является важным фактором повышения гибкости экономики в целом. По заключениям некоторых специалистов от уровня развития малого предпринимательства в стране зависит возможность страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Российской Федерации, которая в данный момент находится на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие сектора малого предпринимательства должно подготовить население к переходу всего хозяйства государства к рыночной экономике и социальной реструктуризации общества. На данный момент наблюдается множество трудностей, однако, малый бизнес развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные, а также научно-технические проблемы.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Становление малого предпринимательства как динамично развивающейся части рыночного сектора экономики страны и возникшие трудности в области использования государственного имущества для развития малого бизнеса требуют усовершенствовать методы, способы государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом исследования выступает государственная имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в Красноярском крае.
Предметом исследования является методика расчета арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого предпринимательства в Красноярском крае.
Целью данного исследования является формирование предложений по совершенствованию методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края субъектами малого предпринимательства.
Для достижения цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственной имущественной поддержки малого предпринимательства и ее организационно-правовое регулирование.
2. Провести оценку используемой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом на примере Красноярского края.
3. Сформировать предложения по совершенствованию методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом для субъектов малого предпринимательства в Красноярском крае.
В настоящее время существует множество иностранных исследований по вопросам развития и поддержки малого бизнеса, наибольшее внимание в ходе исследования было уделено работе А. Хоскинга «Курс предпринимательства: практическое пособие». Стоит отметить также, что на данный момент существует множество работ, описывающих различные подходы к определению малого бизнеса в Российской Федерации, такие как экономический, социальный, народно-хозяйственный, управленческий, и выявлению значимости государственной поддержки его развития. В соответствии с темой данного исследования наибольшего внимания заслуживают исследования Г.Л.Багиева, А.Н.Асаула,И.В.Сергеева, И.И.Веретенниковой, Л.В. Щур-Турхановича.
К методам исследования, использованным в работе, относятся: восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, анализ, синтез, индукция, моделирование, статистические методы исследования, изучение литературы, проведение экспертных оценок, наблюдение и эксперимент.
Информационной базой исследования стали: нормативные правовые документы, правовые акты органов государственной власти Российской Федерации; монографии, статьи, материалы докладов отечественных и зарубежных авторов; отчеты о реализации исследовательских и научно-исследовательских работ государственных, муниципальных и частных организаций; данные государственной и муниципальной статистики; результаты социологических опросов; прочие материалы, собранные в ходе подготовки и проведения исследований (отчеты, брошюры, внутренние документы организаций); публикации в средствах массовой информации.
Деятельность субъектов малого предпринимательства является важным фактором повышения гибкости экономики в целом. По заключениям некоторых специалистов от уровня развития малого предпринимательства в стране зависит возможность страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Российской Федерации, которая в данный момент находится на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие сектора малого предпринимательства должно подготовить население к переходу всего хозяйства государства к рыночной экономике и социальной реструктуризации общества. На данный момент наблюдается множество трудностей, однако, малый бизнес развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные, а также научно-технические проблемы.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Становление малого предпринимательства как динамично развивающейся части рыночного сектора экономики страны и возникшие трудности в области использования государственного имущества для развития малого бизнеса требуют усовершенствовать методы, способы государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом исследования выступает государственная имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в Красноярском крае.
Предметом исследования является методика расчета арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого предпринимательства в Красноярском крае.
Целью данного исследования является формирование предложений по совершенствованию методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края субъектами малого предпринимательства.
Для достижения цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственной имущественной поддержки малого предпринимательства и ее организационно-правовое регулирование.
2. Провести оценку используемой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом на примере Красноярского края.
3. Сформировать предложения по совершенствованию методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом для субъектов малого предпринимательства в Красноярском крае.
В настоящее время существует множество иностранных исследований по вопросам развития и поддержки малого бизнеса, наибольшее внимание в ходе исследования было уделено работе А. Хоскинга «Курс предпринимательства: практическое пособие». Стоит отметить также, что на данный момент существует множество работ, описывающих различные подходы к определению малого бизнеса в Российской Федерации, такие как экономический, социальный, народно-хозяйственный, управленческий, и выявлению значимости государственной поддержки его развития. В соответствии с темой данного исследования наибольшего внимания заслуживают исследования Г.Л.Багиева, А.Н.Асаула,И.В.Сергеева, И.И.Веретенниковой, Л.В. Щур-Турхановича.
К методам исследования, использованным в работе, относятся: восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, анализ, синтез, индукция, моделирование, статистические методы исследования, изучение литературы, проведение экспертных оценок, наблюдение и эксперимент.
Информационной базой исследования стали: нормативные правовые документы, правовые акты органов государственной власти Российской Федерации; монографии, статьи, материалы докладов отечественных и зарубежных авторов; отчеты о реализации исследовательских и научно-исследовательских работ государственных, муниципальных и частных организаций; данные государственной и муниципальной статистики; результаты социологических опросов; прочие материалы, собранные в ходе подготовки и проведения исследований (отчеты, брошюры, внутренние документы организаций); публикации в средствах массовой информации.
Государственная имущественная поддержка малого предпринимательства имеет следующие преимущества:
а) Развитие малого предпринимательства имеет важное экономическое, научно-техническое, социальное и политическое значение;
б) Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов [44]:
1) излишками площадей на предприятиях,
2) недогрузкой производственных мощностей и оборудования,
3) недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т. д.;
в) Аренда, как преобладающая форма размещения малого бизнеса, становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества.
Для подтверждения того, что государственная поддержка направлена на имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, необходима специальная методика расчета арендной платы за пользование государственным имуществом. В данном направлении государственная поддержка имеет некоторые недостатки:
а) Отсутствие единой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого бизнеса;
б) Несовершенство используемой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, в части отсутствия понижающих коэффициентов для расчета арендной платы для субъектов малого бизнеса;
в) Несовершенство методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, в части отсутствия коэффициентов, характеризующих состояние, расположение, вид и пр. недвижимого имущества.
Для того чтобы проверить насколько корректно производится расчет арендной платы за пользование государственным имуществом, за основу была взята методика расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края.
Проведенный расчет арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края по действующей методике показал, что арендная плата за месяц пользования объектом аренды, занимающим 20 квадратных метров, составит 16 000 рублей. Однако сказать, что реализована государственная имущественная поддержка малого бизнеса нельзя, поскольку методика расчета:
г) Использует данные только о среднерыночной стоимости аренды недвижимого имущества на территории Красноярского края;
д) Не включает понижающих коэффициентов для субъектов малого предпринимательства;
е) Не включает коэффициентов, характеризующих состояние, расположение, вид недвижимого имущества.
Проанализировав методики двенадцати регионов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в методике расчета арендной платы необходимо учитывать такие факторы как:
а) Общая площадь, арендуемого здания, нежилого помещения, либо их части;
б) Вид использования недвижимого имущества;
в) Территориальная зона и удобство коммерческого использования;
г) Качество здания, нежилого помещения, либо их части;
д) Износ;
е) Социальная значимость;
ж) Историко-культурная ценность здания;
з) Вид целевого использования;
и) Рыночная стоимость аренды 1 кв. м. нежилого имущества;
к) Понижающий коэффициент для субъектов малого предпринимательства.
Соответственно, в предлагаемую в данном исследовании методику расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края было предложено внести недостающие коэффициенты, характеризующие арендуемые объекты недвижимого имущества.
В результате исследования были сформированы следующие выводы по предложенной методике расчета арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого бизнеса на примере Красноярского края:
а) методика, основанная только на показателях среднерыночной стоимости 1 квадратного метра нежилого недвижимого имущества, не позволяет корректно рассчитать стоимость арендной платы, поэтому необходимо ввести дополнительные коэффициенты;
б) величина арендной платы напрямую зависит от состояния, расположения, технических характеристик, вида и материала объекта недвижимости, и эти основные характеристики необходимо учитывать. Таким образом в случае применения предлагаемой методики расчета арендной платы вышеописанного условного объекта недвижимости, сумма ренты, которая составляла 16 000 рублей в случае расчета по используемой методике, составит 12 741,68 рублей в месяц в первый год аренды, 14 334,39 рублей во второй год и 15 927,10 в третий год аренды.
в) предложенная методика позволяет более точно рассчитать размер арендной платы за пользование государственным имуществом, поскольку учитывает больше коэффициентов, таких как: базовая ставка арендной платы за
1 квадратный метр, общая площадь арендуемого объекта, коэффициенты вида использования недвижимого имущества, территориальной зоны и удобства коммерческого использования, качества арендуемого объекта, износа, социальной значимости, историко-культурной ценности арендуемого объекта, вида целевого использования;
г) предложенная методика учитывает принадлежность субъекта к малому бизнесу и включает понижающий коэффициент для субъектов малого бизнеса;
д) при использовании данной методики, доходы бюджета за три года составят 22,36 млн. рублей. При этом 12,3 млн. рублей пойдут в региональный бюджет и 17,7 млн. рублей в федеральный бюджет. Более того, при высоком уровне исполнения предлагаемых мероприятий, будет дополнительно создано
2 000 рабочих мест и 500 субъектов малого предпринимательства, что повлечет за собой пропорциональное увеличение оборота денежных средств, произведенных товаров и услуг в крае, а также будет способствовать оздоровлению экономики края в целом.
е) в дальнейшем при расчете арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края субъектами малого предпринимательства необходимо использовать предложенную методику.
Таким образом, применение предлагаемой в данном исследовании методики будет нести экономический, социальный, а также народно-хозяйственный эффекты. Экономический эффект будет проявляться в государственной поддержке малого предпринимательства, увеличении ВВП и национального дохода, а также налоговых поступлений, доли занятого трудоспособного населения.
Социальный эффект будет проявляться в снижении уровня безработицы, в улучшении качества товаров и услуг вследствие деятельности в создаваемой малым бизнесом конкурентной среде, в более высокой удовлетворенности людей своим трудом, так как ведение бизнеса выступает как средство самовыражения. Также социальный эффект проявляется в формировании класса мелких собственников, заинтересованных в обеспечении порядка и стабильности в стране, что может являться основой для развития экономики в целом.
Народно-хозяйственный эффект будет проявляться в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах так как малое предпринимательство быстро реагирует на спрос и приспосабливается к конъюнктуре рынка, может быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новые технологии. Также народно-хозяйственный эффект проявляется в обеспечении конкурентной среды.
а) Развитие малого предпринимательства имеет важное экономическое, научно-техническое, социальное и политическое значение;
б) Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов [44]:
1) излишками площадей на предприятиях,
2) недогрузкой производственных мощностей и оборудования,
3) недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т. д.;
в) Аренда, как преобладающая форма размещения малого бизнеса, становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества.
Для подтверждения того, что государственная поддержка направлена на имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, необходима специальная методика расчета арендной платы за пользование государственным имуществом. В данном направлении государственная поддержка имеет некоторые недостатки:
а) Отсутствие единой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого бизнеса;
б) Несовершенство используемой методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, в части отсутствия понижающих коэффициентов для расчета арендной платы для субъектов малого бизнеса;
в) Несовершенство методики расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, в части отсутствия коэффициентов, характеризующих состояние, расположение, вид и пр. недвижимого имущества.
Для того чтобы проверить насколько корректно производится расчет арендной платы за пользование государственным имуществом, за основу была взята методика расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края.
Проведенный расчет арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края по действующей методике показал, что арендная плата за месяц пользования объектом аренды, занимающим 20 квадратных метров, составит 16 000 рублей. Однако сказать, что реализована государственная имущественная поддержка малого бизнеса нельзя, поскольку методика расчета:
г) Использует данные только о среднерыночной стоимости аренды недвижимого имущества на территории Красноярского края;
д) Не включает понижающих коэффициентов для субъектов малого предпринимательства;
е) Не включает коэффициентов, характеризующих состояние, расположение, вид недвижимого имущества.
Проанализировав методики двенадцати регионов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в методике расчета арендной платы необходимо учитывать такие факторы как:
а) Общая площадь, арендуемого здания, нежилого помещения, либо их части;
б) Вид использования недвижимого имущества;
в) Территориальная зона и удобство коммерческого использования;
г) Качество здания, нежилого помещения, либо их части;
д) Износ;
е) Социальная значимость;
ж) Историко-культурная ценность здания;
з) Вид целевого использования;
и) Рыночная стоимость аренды 1 кв. м. нежилого имущества;
к) Понижающий коэффициент для субъектов малого предпринимательства.
Соответственно, в предлагаемую в данном исследовании методику расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края было предложено внести недостающие коэффициенты, характеризующие арендуемые объекты недвижимого имущества.
В результате исследования были сформированы следующие выводы по предложенной методике расчета арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого бизнеса на примере Красноярского края:
а) методика, основанная только на показателях среднерыночной стоимости 1 квадратного метра нежилого недвижимого имущества, не позволяет корректно рассчитать стоимость арендной платы, поэтому необходимо ввести дополнительные коэффициенты;
б) величина арендной платы напрямую зависит от состояния, расположения, технических характеристик, вида и материала объекта недвижимости, и эти основные характеристики необходимо учитывать. Таким образом в случае применения предлагаемой методики расчета арендной платы вышеописанного условного объекта недвижимости, сумма ренты, которая составляла 16 000 рублей в случае расчета по используемой методике, составит 12 741,68 рублей в месяц в первый год аренды, 14 334,39 рублей во второй год и 15 927,10 в третий год аренды.
в) предложенная методика позволяет более точно рассчитать размер арендной платы за пользование государственным имуществом, поскольку учитывает больше коэффициентов, таких как: базовая ставка арендной платы за
1 квадратный метр, общая площадь арендуемого объекта, коэффициенты вида использования недвижимого имущества, территориальной зоны и удобства коммерческого использования, качества арендуемого объекта, износа, социальной значимости, историко-культурной ценности арендуемого объекта, вида целевого использования;
г) предложенная методика учитывает принадлежность субъекта к малому бизнесу и включает понижающий коэффициент для субъектов малого бизнеса;
д) при использовании данной методики, доходы бюджета за три года составят 22,36 млн. рублей. При этом 12,3 млн. рублей пойдут в региональный бюджет и 17,7 млн. рублей в федеральный бюджет. Более того, при высоком уровне исполнения предлагаемых мероприятий, будет дополнительно создано
2 000 рабочих мест и 500 субъектов малого предпринимательства, что повлечет за собой пропорциональное увеличение оборота денежных средств, произведенных товаров и услуг в крае, а также будет способствовать оздоровлению экономики края в целом.
е) в дальнейшем при расчете арендной платы за пользование государственным имуществом Красноярского края субъектами малого предпринимательства необходимо использовать предложенную методику.
Таким образом, применение предлагаемой в данном исследовании методики будет нести экономический, социальный, а также народно-хозяйственный эффекты. Экономический эффект будет проявляться в государственной поддержке малого предпринимательства, увеличении ВВП и национального дохода, а также налоговых поступлений, доли занятого трудоспособного населения.
Социальный эффект будет проявляться в снижении уровня безработицы, в улучшении качества товаров и услуг вследствие деятельности в создаваемой малым бизнесом конкурентной среде, в более высокой удовлетворенности людей своим трудом, так как ведение бизнеса выступает как средство самовыражения. Также социальный эффект проявляется в формировании класса мелких собственников, заинтересованных в обеспечении порядка и стабильности в стране, что может являться основой для развития экономики в целом.
Народно-хозяйственный эффект будет проявляться в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах так как малое предпринимательство быстро реагирует на спрос и приспосабливается к конъюнктуре рынка, может быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новые технологии. Также народно-хозяйственный эффект проявляется в обеспечении конкурентной среды.



