ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы совершенствования системы управления общежитиями образовательной организация высшего образования
1.1 Система управления образовательной организацией высшего
образования как предмет управленческого анализа 6
1.2 Особенности управления общежитиями образовательной
организации высшего образования 16
1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта по
совершенствованию системы управления общежитиями 20
2 Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию системы управления
общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 34
2.1 Анализ и оценка результативности управления общежитиями
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 34
2.2 Обоснование условий совершенствования системы управления
общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 38
2.3 Разработка условий совершенствования системы управления
общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность исследования. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» фиксируется, что высшим учебным заведения следует ориентироваться на стратегию инновационного развития как базовую.
На наш взгляд, для повышения качества подготовки специалистов и соответствия новым требованиям, вузам приходится осуществлять постоянный поиск новых, современных подходов к управлению, обеспечивающих эффективность и целостность технологических, педагогических, управленческих, экономических и организационных инноваций. В таких условиях ключевым фактором успешности вуза становится наличие действенной системы менеджмента и непрерывное ее совершенствование. Однако львиная часть внимания уделяется совершенствованию процесса управления образовательным процессом.
Теоретическим вопросам менеджмента организаций посвящены труды многих зарубежных ученых: М. Альберта, Р. Каплана, Ф. Котлера, М.Х. Мескона, Ф. Тейлора, А. Файоля, Ф. Хедоури. Накопленный в области менеджмента организаций опыт является весьма полезным и может быть использован для совершенствования системы менеджмента образовательной организации высшего образования. Однако менеджмент в сфере высшего образования имеет свои особенности и как отрасль знания находится в стадии становления.
Несмотря на то, что проблематике управления образовательными организациями высшего образования посвящено достаточно большое количество работ как российских, так и зарубежных авторов, многие из этих работ либо носят общесистемный характер, не уделяя достаточного внимания вопросам управления административно - хозяйственными службами образовательных учреждений (в том числе и общежитиями), либо затрагивают единичные аспекты и отдельные процессы, без построения единой системы управления.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы управления образовательными организациями высшего образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающим вниманием общества к проблеме повышения эффективности управления образовательными организациями высшего образования и их неготовностью совершенствовать систему управления административно - хозяйственными службами;
- наличием объективных нормативно - правовых и технико - экономических условий в системе высшего образования для совершенствования системы управления и отсутствием механизмов их реализации в деятельности административно - хозяйственных служб образовательных организаций высшего образования;
- стремлением образовательной организации высшего образования к повышению эффективности управления ее административно - хозяйственной службой и недостаточностью разработанных организационно - управленческих и педагогических условий, способствующих реализации названного стремления.
Названные противоречия актуализируют проблему поиска условий совершенствования системы управления административно-хозяйственными службами образовательных организаций высшего образования, основанной на методологии менеджмента качества и поддерживаемой современными информационными и образовательными технологиями.
Цель исследования: обоснование, разработка и апробирование условий совершенствования системы управления общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Объект исследования: система управления общежитиями образовательной организации высшего образования.
Предмет исследования: условия совершенствования системы управления общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Гипотеза: управление общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» будет более результативным, если будут реализованы следующие условия:
- документирование процедур управления посредством разработки регламента деятельности Управления общежитиями;
- внедрение автоматизированной системы управления деятельностью общежитий;
- организация повышения квалификации персонала по вопросам использования автоматизированной системы управления деятельностью общежитий.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и содержание системы управления образовательной организацией высшего образования;
2. Выявить особенности управления общежитиями образовательной организация высшего образования;
3. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по совершенствованию системы управления общежитиями образовательной организация высшего образования
4. Оценить результативность управления общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»;
5. Обосновать условия совершенствованию системы управления общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
6. Разработать условия совершенствованию системы управления общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
7. Апробировать условия совершенствованию системы управления общежитиями ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме управления образовательной организацией высшего образования; эмпирические - анализ нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, SWOT-анализ, факторный анализ, экспертный опрос, формирующий эксперимент; статистические - качественный и количественный анализ.
База исследования - Управление общежитиями федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме поиска условий совершенствования системы управления административно - хозяйственными службами образовательных организаций высшего образования позволило нам сделать следующие выводы.
Анализ психологической, экономической и педагогической литературы показал, что достаточно большое количество работ как российских, так и зарубежных авторов носят общесистемный характер, не уделяя достаточного внимания вопросам управления административно-хозяйственными службами образовательных учреждений, либо затрагивают единичные аспекты и отдельные процессы, без построения единой системы управления.
Перед вузами стоит задача создания такой структуры управления, которая не только отвечала бы современным условиям, но и была бы способна изменяться в соответствии с требованиями текущей ситуации.
В ходе работы нами была предложена и апробирована гипотеза, согласно которой Управление общежитиями Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» будет более результативным, если будут реализованы следующие условия:
- документирование процедур управления посредством разработки регламента деятельности Управления общежитиями;
- внедрение автоматизированной системы управления деятельностью общежитий;
- организация повышения квалификации персонала по вопросам использования автоматизированной системы управления деятельностью общежитий.
В процессе исследования были получены данные, подтверждающие результативность выявленных и реализованных в опытно - экспериментальной работе условий совершенствования системы управления общежитиями.
В ходе выполнения исследования был разработан регламент деятельности управления общежитиями, дополнительная образовательная программа «Особенности использования АИС в деятельности управления общежитий» и внедрена автоматизированная система учета проживающих в общежитии.
1. Абчук, В. А. Менеджмент : учеб. пособие / В. А. Абчук. - СПб : Союз, 2002. - 360 с.
2. Андрейчиков, А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях : системный анализ и принятие решений : учеб. пособие / А. В. Андрейчиков. - М : ИНФРА-М, 2013. - 394 с.
3. Аньшин, В. М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: учеб. пособие / В. М. Аньшин, С. А. Филин. - М : «Анкил», 2003. - 360 с.
4. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / И. Т. Балабанов. - СПб : Питер, 2015. - 304 с.
5. Баранчеев, В. П. Управление инновациями : учеб. пособие / В. П. Баранчеев. - М : Юрайт, 2011. - 711 с.
6. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учеб. пособие/ В.Б. Протасьев, Л. Е. Басовский. - М : ИНФРА, 2000. - 211 с.
7. Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам. - М : Соврем. Шк, 2006. - 256 с.
8. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович - М : Омега-Л, 2009. - 416 с.
9. Богомолова, И. С. Инновационный и проектный менеджмент : учеб. пособие / И.С. Богомолова, С.В. Гриненко, Е.С. Едалова, Е.К. Задорожняя, Ю.В. Развадовская, Т.В. Седова, А.Ю. Федотова, А.В. Ханина, И.К. Шевченко. - Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2014. - 181 с.
10. Бахрушина, М. А. Управленческий анализ : учеб. пособие / М. А. Бахрушина. - М : Омега-Л, 2010. - 399 с.
11. Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учеб. пособие / В. Р. Веснин.- М : Проспект, 2016. - 320 с.
12. Виноградова, 3. И. Логика науки управления : учеб. пособие / И. Е. Виноградов, 3. И. Виноградов, В. Е. Щербакова. - М : Мысль, 1998. - 228 с.
13. Генри, Р. Нив. Пространство доктора Деминга : принципы построения устойчивого бизнеса : учеб. пособие / Р. Нив. Генри. - М : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 376 с.
14. Гурков, И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность : учеб. пособие / И. Б. Гурков. - М : Тейс, 2003. - 236 с.
15. Ермасова, Н. Б. Риск - менеджмент организации : учеб. пособие / Н. Б. Ермасова. - М : ИТК Дашков и К, 2014. - 380 с.
16. Долженко, Р. А. Инновации в системе управление персоналом организации / Р. А. Долженко // Вестник Алтайского аграрного университете.- 2013. - № 1. - С.149-153.
17. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: пер. с англ.:
- М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 272 с.
18. Зверев, А. В. Инновационная система России : проблемы совершенствования : монография / А. В. Зверев. - Москва : Статистика России, 2008. - 207 с.
19. Зверев, В. С. Толковый словарь «Инновационная деятельность» : термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). — Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2010. — 269 с.
20. Колосова, Т. В. Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе повышения его инновационного потенциала : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Колосова, Т. В. - Нижний Новгород, 2011.
21. Коробейников, О. П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии // О. П. Коробейников, А. А. Трифилова, И. А. Коршунов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №3.
22. Кулагин, А. С. Немного о термине инновация / А. С. Кулагин // Инновации. - 2004. - № 7. - С.56-59.
23. Маннапов, А. Система управления инновационной деятельностью в организации / А. Маннапов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С.98-104.
24. Мескон, М. X. Основы менеджмента : учебное пособие для вузов // М. Альберт, Ф. Хедоурн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
25. Миронов, Р. А. Диагностика и оценка уровня инновационного развития организации на основе анализа их инновационного потенциала и конкурентного статуса : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Миронов, Р. А. - Нижний Новгород, 2010.
26. Московский государственный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.msu.ru/
27. Паперная, Н. В. Педагогический менеджмент в организации профессионального образования / Н.В. Паперная, А.С Шатилова // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 307-309.
28. Рыжкова, Т. В. Стратегия инновационного развития
предприятия/ Т. В. Рыжкова, Л. В. Горелова // Вестник Екатеринского института. - 2013. - № 2. - С.31-40.
29. Переходов, В. Н. Основы управления инновационной
деятельностью : учеб. пособие / В. Н. Переходов. - М : Инфра-М, 2005. - 221 с.
30. Титов, В. В. Совершенствование управления производством [Текст] // Инновации и инвестиции : материалы III межрегионального семинара — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. — 195 с.
31. Тихомирова, О. Г. Менеджмент организации : теория, история, практика : учеб. пособие / О. Г. Тихомирова, Б. А. Варламов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
32. Трифилова, А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия : учеб. пособие / А. А. Трифилова. - М : Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
33. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
34. Сергеева, И. Г. Оценка эффективности стратегии инновационного развития организации / И. Г. Сергеева, О. П. Орлова // Экономика и управление. - 2017. - № 7. - С.35-40.
35. Хавин, Д. В. Инновационный потенциал как стратегический ресурс повышения устойчивости развития предприятия / Д. В. Хавин, Т. В. Колосова // Предпринимательство. - 2011. - № 5. - С.49-56.
36. Шевченко, В. А. Педагогический менеджмент в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шевченко, Валерий Аркадьевич. - Ростов на Дону, 2012. - 193 с
37. Шарипов, Ф.В. Педагогический менеджмент / Ф.В. Шарипов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №10. - С. 145-147
38. Южный федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sfedu.ru/
39. Юдин, В. Педагогические основы e-learning [Электронный ресурс] / В. Юдин // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-e-learning.
40. Davenport Thomas. Process Innovation: Reengineering work through information technology. - Boston: Harvard Business School Press. — 1993.
41. Harvard University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.harvard.edu/
42. Goldratt, E. M. Theory of Constraints/ Eliyahu M. Goldratt. - New York: North River Press, 1999. - 160 p. (18)
43. University of Oxford [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ox.ac.uk/
44. Technische Universiat Munchen [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tum.de/
45. Smith, H. &Fingar, P. (2002). Business Process Management: The third wave. Meghan-Kifer Press