КОНЦЕПТ «ПАМЯТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА РАБОТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕЖИССЕРОВ 2000-2010 ГОДОВ)
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Концепт «память» в современных социально-культурных
исследованиях 11
1.1. Теоретические основы исследования концепта «память» в
гуманитарном знании 11
1.2. Теоретические основы исследования концепта «память» в визуальной культуре и отечественной культурной практике 30
2. Концепт «память» в современной визуальной культуре 54
2.1. Методологические подходы в исследовании визуального
концепта «память» 54
2.2. Анализ кинопроизведений А.А. Германа как репрезентанта
формирования концепта «память» в современной визуальной культуре 61
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение
Введение 4
1. Концепт «память» в современных социально-культурных
исследованиях 11
1.1. Теоретические основы исследования концепта «память» в
гуманитарном знании 11
1.2. Теоретические основы исследования концепта «память» в визуальной культуре и отечественной культурной практике 30
2. Концепт «память» в современной визуальной культуре 54
2.1. Методологические подходы в исследовании визуального
концепта «память» 54
2.2. Анализ кинопроизведений А.А. Германа как репрезентанта
формирования концепта «память» в современной визуальной культуре 61
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение
Современная культура представляет собой сложное динамичное явление, в котором визуальная составляющая становится доминирующей, всё больше распространяясь на все культурные сферы. По этой причине современная культура нередко обозначается как преимущественно визуальная. Предполагается, что данная характеристика является отличительной особенностью современных культурных практик, однако нельзя забывать, что развитие универсального визуального языка в культуре происходит от начала развития человечества. Такой формой непрестанного развития является искусство. Визуальный язык позволяет запечатлеть время, мысль, сохранить отпечаток сознания, являясь при этом универсальной коммуникативной структурой. Язык визуальной культуры не требует дополнительного перевода, но действует по собственным законам, схожим с законами функционирования мыслительного процесса, визуального мышления. Вот почему исследование развития культуры в структуре визуального языка позволяет определить тенденции развития современного человека.
В современном быстро меняющемся мире сохранение и осознание ускользающего культурного кода, определение своеобразия собственного пути в культурно-философском отношении является одной из важнейших задач. С течением времени представление человека о себе меняется, но не убывает его потребность в самопознании и в познании устройства мира, в котором он живет. Память является важнейшей познавательной структурой, постоянно воплощаемой и репрезентируемой в произведениях изобразительного искусства. Каждый визуальный образ - репрезентация отпечатка памяти1. В то же время, в современной визуальной культуре, начиная приблизительно со второй половины XX века, концептуальное
^Гудкова, Е.Е. Кинематограф как визуальный концепт памяти (на материале творчества К. Маркера) [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра : 50.03.01 / Е. Е. Гудкова. — Красноярск : СФУ, 2016.
пространство памяти становится предметом активного и разностороннего осмысления. Этот процесс связан с необходимостью осмысления актуальной культурной ситуации: память как сфера сохранения и трансформации культурных кодов позволяет найти ответ на вопрос о текущем состоянии нашей ментальности, помогает протянуть нить, связывающую прошлое и настоящее и не терять направление, двигаясь от одного настоящего времени к другому. Произведения визуального искусства как репрезентанты современной визуальной культуры выступают как наиболее чувствительные «приемники», схватывающие тенденции индивидуального и социального самосознания. Концептуальное поле визуального воплощения памяти является носителем данных тенденций и полем их эстетических и этических преобразований. Все это несомненно определяет актуальность исследования специфики концепта «память» в современной визуальной культуре.
Понятие «визуальная культура» включено в сферу обширного исследовательского поля, которое объединяет множественные формы визуальной репрезентации, такие как реклама, видео-арт, визуальное искусство, кинематограф.
Среди других форм современной визуальной культуры кинематограф представляется наиболее ёмкой структурой, приближенной, как к сфере искусств, так и к областям социальной, психологической культурной организации жизни. Кинематограф развивается, вбирая в себя тенденции современных визуальных практик, и в то же время заново открывает себя как искусство . Эта особенность искусства кино позволяет выявлять в нем отражение различных тенденций развития современной культуры. Российский кинематограф, будучи включенным в сферу мирового киноискусства, является одной из форм репрезентации отечественной культуры. Среди действующих визуальных концептов в культуре концепт «память» выступает одним из наиболее распространенных, поскольку является одним из образующих элементов. В современной российской визуальной культуре развитие концепта «память» проявляется как весьма актуальный процесс в контексте формирования самосознания. Данные тенденции позволяют определить актуальность и даже необходимость исследования концепта «память» в современной визуальной культуре.
Степень изученности. Несмотря на наличие множества работ, посвященных кинокритике, философии, социологии и психологии кино, особенностям кинопроизводства, и прочим аспектам кинематографа, исследование различных его сторон еще отнюдь не исчерпало себя. Согласно мнению исследователей, время больших теорий кино уходит в прошлое , тем не менее, проблематика изучения современной кинематографии постоянно актуализируется появлением новых тенденций в развитии экранной культуры и визуального искусства.
Междисциплинарные исследования истории и методологических подходов в киноведении неизбежно затрагивают некоторые концептуальные основы киноискусства, среди которых одной из основных является связь кино с концептами времени и памяти. Данной проблематике посвящены монографии М.Ю. Лотмана, М.Ямпольского, К. Метца, Д.Л. Салынского, Н.А. Хренова, К. Разлогова, Н. Болдырева.
Развитие междисциплинарных методологических подходов в исследовании визуального концепта «память» разрабатываются в работах иностранных авторов, таких как Y. Dudai, D. Sutton, R. Gillian, I. McNeill, H.King, A. Kuhn, R. Hillman.
Более узким вопросам, связанным репрезентацией времени и памяти в кино посвящены статьи Е.В. Волкова, М. Ямпольского, Е.А. Елисеевой, О.А. Кирилловой, Л.В. Стародубцевой, В.В. Виноградова, А.В. Коневой, В.О. Чистяковой, В.А. Хохлова. Перечисленные авторы обращаются как к исследованиям особенностей отечественного кино, так и к проблеме репрезентации памяти в мировом кинематографе.
Вопрос формирования концепта «память» активно изучается и в других областях гуманитарного знания. Так, в области социальных наук и истории исследованием данного концепта посвящены статьи Л.И. Миклиной, Я.М. Поливанова, К.В. Акулинина, М.Н. Шумихина, А.В. Ахметшиной, М.О. Орлова, Р.Ю. Сабанчеева, Е.В. Романовской, и другие. Современные ученые проводят свои исследования, опираясь на концепции выдающихся историков и социологов, таких как П. Нора, М. Хальбвакс и др.
В сфере культурно-лингвистических исследований концепту «память» посвящен большой монографический труд Н.А. Брагиной. Автор рассматривает различные аспекты формирования и функционирования концепта «память» в языке и культуре, проводя междисциплинарный анализ источников. Проблеме вербализации и образного формирования памяти и других концептов также посвящены статьи Д.В. Абашевой, Н.А. Бородиной, Л.М. Бондаревой, С.Г. Шульженковой, Е.И. Нак, Н.В. Попиль, С.М. Карпенко, О.В. Фельде, Л.Н. Шамне, И.А. Тарасовой, А.А. Худякова, и др.
Теоретические основы изучения явлений визуальной культуры прорабатываются в исследованиях В.М. Розина (визуальное восприятие), С.Сонтаг (фотографические образы), К.Разлогова (экранная культура), М. Мягковой (визуальная культура как социокультурный феномен), W. Davis (теория визуальной культуры), J. Stokes (визуальная культура и самосознание).
Степень изученности проблемы репрезентации концепта «память» в целом представляется достаточно высокой. В то же время, в исследовательском поле выявляются некоторые лакуны: 1) недостаточно изучены особенности формирования концепта в визуальной культуре (большинство работ, посвященных концепту «память» происходят из литературоведения); 2) практически не исследован вопрос репрезентации концепта «память» в современном российском кино. Попытка заполнить эти лакуны является исследовательской задачей диссертации.
Объект исследования - современное российское кино на примере избранных репрезентантов - произведений 2000-2010-х годов, связанных с формированием концепта «память». Основной репрезентативный объект исследования - творчество режиссера А.А. Германа (Алексея Германа- младшего).
Предмет исследования - концепт «память» в современной визуальной культуре.
Цель магистерской диссертации - определить основные характеристики и функции концепта «память» в современной (отечественной) визуальной культуре и их значение в современной российской культуре в целом.
Методология исследования:
1. Теоретические методы: анализ отечественных и зарубежных источников, посвященных исследованию концепта «память» в различных отраслях гуманитарного знания, в частности, в сфере визуальной культуры; анализ образцов отечественной культурной практики.
2. Эмпирические методы: визуальный контент-анализ, применение
метода философско-искусствоведческого анализа.
Методологическая основа практического исследования - герменевтический подход, а также некоторые пропозиции семиотики.
Гипотеза исследования состоит в том, что концепт «память» является одним из ведущих в современной отечественной визуальной культуре, в особенности, в искусстве кино. Поскольку современная визуальная культура активно развивается, формирование концепта в визуальном кинематографическом образе является смыслообразующим фактором для культуры в целом. Предполагается, что основные характеристики концепта «память» в современном киноискусстве как художественном репрезентанте современной визуальной культуры, содержат в себе принципы формирования национальной ментальности. Таким образом, ответив на вопрос, каков визуальный образ концепта «память», формируемого и транслируемого в современной культуре, представляется возможным прояснить более сложные культурно-искусствоведческие проблемы, такие как выявление характеристик национального культурного кода, определение традиции и нового в современном киноискусстве, и другие.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования концепта «память» в современной визуальной культуре могут быть применены в качестве методического материала для дисциплин, связанных с искусствоведением, киноведением, исследованиями визуальной культуры. Кроме того, полученные результаты позволяют актуализировать более сложные академические задачи, например, составление теории и методологии анализа визуализации концептов в культуре.
Апробация результатов. Статья с результатами пилотного исследования была представлена на конференции «Проспект Свободный 2018» (г. Красноярск) и предложена к публикации в Сибирском
антропологическом журнале. Так же тезисы исследования были предоставлены на XI Международную школу социальных исследований «Рабочие языки памяти» (г. Иркутск).
Структура работы. Основная часть магистерской диссертации состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой главе прорабатываются теоретическая база. Первый параграф посвящен анализу теоретических основ исследования концепта «память» в гуманитарном знании в целом, и в частности, в современной визуальной культуре. Представлен литературный обзор современных исследований памяти как образа и концептуальной структуры. Второй параграф посвящен рассмотрению теоретических основ исследования концепта «память» в практиках визуальной культуры. Во второй части первой главы выявляются предпосылки формирования концепта «память» в современном кино, а также определяется место данного концепта в российской культуре, определяются тенденции, связанные с формированием образа памяти в современном отечественном кинематографе.
Вторая глава посвящена практическому исследованию выбранных репрезентантов - творческим работам режиссера А.А. Германа. В первом параграфе прорабатывается методология, рассматриваются
исследовательские подходы к анализу экранного образа и конкретного визуального концепта. Во втором параграфе представлен анализ репрезентативного произведения киноискусства А.А. Германа («Под электрическими облаками», 2015) с применением выбранной методологии. В результате проведенного анализа во втором параграфе формулируются особенности визуального концепта «память» в современной культурной среде.
В современном быстро меняющемся мире сохранение и осознание ускользающего культурного кода, определение своеобразия собственного пути в культурно-философском отношении является одной из важнейших задач. С течением времени представление человека о себе меняется, но не убывает его потребность в самопознании и в познании устройства мира, в котором он живет. Память является важнейшей познавательной структурой, постоянно воплощаемой и репрезентируемой в произведениях изобразительного искусства. Каждый визуальный образ - репрезентация отпечатка памяти1. В то же время, в современной визуальной культуре, начиная приблизительно со второй половины XX века, концептуальное
^Гудкова, Е.Е. Кинематограф как визуальный концепт памяти (на материале творчества К. Маркера) [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра : 50.03.01 / Е. Е. Гудкова. — Красноярск : СФУ, 2016.
пространство памяти становится предметом активного и разностороннего осмысления. Этот процесс связан с необходимостью осмысления актуальной культурной ситуации: память как сфера сохранения и трансформации культурных кодов позволяет найти ответ на вопрос о текущем состоянии нашей ментальности, помогает протянуть нить, связывающую прошлое и настоящее и не терять направление, двигаясь от одного настоящего времени к другому. Произведения визуального искусства как репрезентанты современной визуальной культуры выступают как наиболее чувствительные «приемники», схватывающие тенденции индивидуального и социального самосознания. Концептуальное поле визуального воплощения памяти является носителем данных тенденций и полем их эстетических и этических преобразований. Все это несомненно определяет актуальность исследования специфики концепта «память» в современной визуальной культуре.
Понятие «визуальная культура» включено в сферу обширного исследовательского поля, которое объединяет множественные формы визуальной репрезентации, такие как реклама, видео-арт, визуальное искусство, кинематограф.
Среди других форм современной визуальной культуры кинематограф представляется наиболее ёмкой структурой, приближенной, как к сфере искусств, так и к областям социальной, психологической культурной организации жизни. Кинематограф развивается, вбирая в себя тенденции современных визуальных практик, и в то же время заново открывает себя как искусство . Эта особенность искусства кино позволяет выявлять в нем отражение различных тенденций развития современной культуры. Российский кинематограф, будучи включенным в сферу мирового киноискусства, является одной из форм репрезентации отечественной культуры. Среди действующих визуальных концептов в культуре концепт «память» выступает одним из наиболее распространенных, поскольку является одним из образующих элементов. В современной российской визуальной культуре развитие концепта «память» проявляется как весьма актуальный процесс в контексте формирования самосознания. Данные тенденции позволяют определить актуальность и даже необходимость исследования концепта «память» в современной визуальной культуре.
Степень изученности. Несмотря на наличие множества работ, посвященных кинокритике, философии, социологии и психологии кино, особенностям кинопроизводства, и прочим аспектам кинематографа, исследование различных его сторон еще отнюдь не исчерпало себя. Согласно мнению исследователей, время больших теорий кино уходит в прошлое , тем не менее, проблематика изучения современной кинематографии постоянно актуализируется появлением новых тенденций в развитии экранной культуры и визуального искусства.
Междисциплинарные исследования истории и методологических подходов в киноведении неизбежно затрагивают некоторые концептуальные основы киноискусства, среди которых одной из основных является связь кино с концептами времени и памяти. Данной проблематике посвящены монографии М.Ю. Лотмана, М.Ямпольского, К. Метца, Д.Л. Салынского, Н.А. Хренова, К. Разлогова, Н. Болдырева.
Развитие междисциплинарных методологических подходов в исследовании визуального концепта «память» разрабатываются в работах иностранных авторов, таких как Y. Dudai, D. Sutton, R. Gillian, I. McNeill, H.King, A. Kuhn, R. Hillman.
Более узким вопросам, связанным репрезентацией времени и памяти в кино посвящены статьи Е.В. Волкова, М. Ямпольского, Е.А. Елисеевой, О.А. Кирилловой, Л.В. Стародубцевой, В.В. Виноградова, А.В. Коневой, В.О. Чистяковой, В.А. Хохлова. Перечисленные авторы обращаются как к исследованиям особенностей отечественного кино, так и к проблеме репрезентации памяти в мировом кинематографе.
Вопрос формирования концепта «память» активно изучается и в других областях гуманитарного знания. Так, в области социальных наук и истории исследованием данного концепта посвящены статьи Л.И. Миклиной, Я.М. Поливанова, К.В. Акулинина, М.Н. Шумихина, А.В. Ахметшиной, М.О. Орлова, Р.Ю. Сабанчеева, Е.В. Романовской, и другие. Современные ученые проводят свои исследования, опираясь на концепции выдающихся историков и социологов, таких как П. Нора, М. Хальбвакс и др.
В сфере культурно-лингвистических исследований концепту «память» посвящен большой монографический труд Н.А. Брагиной. Автор рассматривает различные аспекты формирования и функционирования концепта «память» в языке и культуре, проводя междисциплинарный анализ источников. Проблеме вербализации и образного формирования памяти и других концептов также посвящены статьи Д.В. Абашевой, Н.А. Бородиной, Л.М. Бондаревой, С.Г. Шульженковой, Е.И. Нак, Н.В. Попиль, С.М. Карпенко, О.В. Фельде, Л.Н. Шамне, И.А. Тарасовой, А.А. Худякова, и др.
Теоретические основы изучения явлений визуальной культуры прорабатываются в исследованиях В.М. Розина (визуальное восприятие), С.Сонтаг (фотографические образы), К.Разлогова (экранная культура), М. Мягковой (визуальная культура как социокультурный феномен), W. Davis (теория визуальной культуры), J. Stokes (визуальная культура и самосознание).
Степень изученности проблемы репрезентации концепта «память» в целом представляется достаточно высокой. В то же время, в исследовательском поле выявляются некоторые лакуны: 1) недостаточно изучены особенности формирования концепта в визуальной культуре (большинство работ, посвященных концепту «память» происходят из литературоведения); 2) практически не исследован вопрос репрезентации концепта «память» в современном российском кино. Попытка заполнить эти лакуны является исследовательской задачей диссертации.
Объект исследования - современное российское кино на примере избранных репрезентантов - произведений 2000-2010-х годов, связанных с формированием концепта «память». Основной репрезентативный объект исследования - творчество режиссера А.А. Германа (Алексея Германа- младшего).
Предмет исследования - концепт «память» в современной визуальной культуре.
Цель магистерской диссертации - определить основные характеристики и функции концепта «память» в современной (отечественной) визуальной культуре и их значение в современной российской культуре в целом.
Методология исследования:
1. Теоретические методы: анализ отечественных и зарубежных источников, посвященных исследованию концепта «память» в различных отраслях гуманитарного знания, в частности, в сфере визуальной культуры; анализ образцов отечественной культурной практики.
2. Эмпирические методы: визуальный контент-анализ, применение
метода философско-искусствоведческого анализа.
Методологическая основа практического исследования - герменевтический подход, а также некоторые пропозиции семиотики.
Гипотеза исследования состоит в том, что концепт «память» является одним из ведущих в современной отечественной визуальной культуре, в особенности, в искусстве кино. Поскольку современная визуальная культура активно развивается, формирование концепта в визуальном кинематографическом образе является смыслообразующим фактором для культуры в целом. Предполагается, что основные характеристики концепта «память» в современном киноискусстве как художественном репрезентанте современной визуальной культуры, содержат в себе принципы формирования национальной ментальности. Таким образом, ответив на вопрос, каков визуальный образ концепта «память», формируемого и транслируемого в современной культуре, представляется возможным прояснить более сложные культурно-искусствоведческие проблемы, такие как выявление характеристик национального культурного кода, определение традиции и нового в современном киноискусстве, и другие.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования концепта «память» в современной визуальной культуре могут быть применены в качестве методического материала для дисциплин, связанных с искусствоведением, киноведением, исследованиями визуальной культуры. Кроме того, полученные результаты позволяют актуализировать более сложные академические задачи, например, составление теории и методологии анализа визуализации концептов в культуре.
Апробация результатов. Статья с результатами пилотного исследования была представлена на конференции «Проспект Свободный 2018» (г. Красноярск) и предложена к публикации в Сибирском
антропологическом журнале. Так же тезисы исследования были предоставлены на XI Международную школу социальных исследований «Рабочие языки памяти» (г. Иркутск).
Структура работы. Основная часть магистерской диссертации состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой главе прорабатываются теоретическая база. Первый параграф посвящен анализу теоретических основ исследования концепта «память» в гуманитарном знании в целом, и в частности, в современной визуальной культуре. Представлен литературный обзор современных исследований памяти как образа и концептуальной структуры. Второй параграф посвящен рассмотрению теоретических основ исследования концепта «память» в практиках визуальной культуры. Во второй части первой главы выявляются предпосылки формирования концепта «память» в современном кино, а также определяется место данного концепта в российской культуре, определяются тенденции, связанные с формированием образа памяти в современном отечественном кинематографе.
Вторая глава посвящена практическому исследованию выбранных репрезентантов - творческим работам режиссера А.А. Германа. В первом параграфе прорабатывается методология, рассматриваются
исследовательские подходы к анализу экранного образа и конкретного визуального концепта. Во втором параграфе представлен анализ репрезентативного произведения киноискусства А.А. Германа («Под электрическими облаками», 2015) с применением выбранной методологии. В результате проведенного анализа во втором параграфе формулируются особенности визуального концепта «память» в современной культурной среде.
Подводя заключительный итог исследования, можно сделать следующие выводы. Современная российская визуальная культура в таком ее репрезентативном проявлении как киноискусство содержит в себе основные этические и эстетические тенденции, говорящие об актуальных культурных потребностях. На сегодняшний день память является одним из наиболее распространенных концептов визуального искусства, в связи с вновь назревшей необходимостью национального культурного самосознания.
Формирование концепта «память» в современной визуальной культуре (кинематографе) происходит в двух основных направлениях, которые вслед за исследователями кинематографической традиции позволительно обозначить как эстетика государства и эстетика культуры.
К первому направлению относятся фильмы, создаваемые при государственной поддержке и ориентированные на определенные социально- культурные задачи. Фильмы, создаваемые в данном направлении, представляют некую историческую реконструкцию, версию истории с целью ее актуализации сегодня. Закономерное свойство идейной составляющей кинематографических произведений в рамках эстетики государства или смежных направлениях - приоритет коллективного начала и специфическое значение личности в рамках истории, представленные как порой не каноничная, но всегда статичная историческая картина, создаваемая зачастую рядом авторов. Репрезентантами данного направления в современной визуальной культуре выступают масштабные исторические кинокартины (блакбастеры), созданные за последние годы. Их можно так же обозначить как «историческое» кино в эстетическом значении.
Другое направление - эстетика культуры предполагает значимость личностного начала, в котором концепт «память» предстает как более динамичная, живая структура. Визуальные образы в эстетике культуры складываются в четко сформулированное авторское высказывание, но при
этом сохраняют зрительскую свободу в восприятии этих образов, создавая пространство, позволяющее зрителю через визуальный образ
актуализировать собственную память в рамках культурной памяти. Отсылки к конкретным историческим периодам, будь то 1980-е, 1990-е гг, начало XX века, и другие -представляются как бы не в фокусе, через призму упоминаний, деталей, воспоминания: важно не столько рассказывать истории про далекие времена, сколько жить временем настоящим, сохраняя культурную память.
Проведенное исследование произведений современного российского киноискусства, относящихся к направлению эстетики культуры, позволяет сделать вывод, что концепт «память» является одной из определяющих смысловых категорий русской ментальности. Визуальная репрезентация концепта «память» в произведениях современного российского кино проявляет такие характеристики как возврат к классической культурной парадигме и ее актуализация в новых эстетических приемах, значимость категории вневременности, поиск эстетических форм индивидуального пути актуализации нравственного выбора и поиска себя посредством памяти. В данном случае роль визуального концепта «память» сводится к обозначению состояния современности как одной из актуальных категорий памяти.
По словам А. Кончаловского, Госфильмфонд сегодня - это тот форпост, который борется за сохранение памяти. Поиск новых эстетических решений в области киноискусства позволяет решать эту важную миссию в рефлексивных образах авторского кино.
Формирование концепта «память» в современной визуальной культуре (кинематографе) происходит в двух основных направлениях, которые вслед за исследователями кинематографической традиции позволительно обозначить как эстетика государства и эстетика культуры.
К первому направлению относятся фильмы, создаваемые при государственной поддержке и ориентированные на определенные социально- культурные задачи. Фильмы, создаваемые в данном направлении, представляют некую историческую реконструкцию, версию истории с целью ее актуализации сегодня. Закономерное свойство идейной составляющей кинематографических произведений в рамках эстетики государства или смежных направлениях - приоритет коллективного начала и специфическое значение личности в рамках истории, представленные как порой не каноничная, но всегда статичная историческая картина, создаваемая зачастую рядом авторов. Репрезентантами данного направления в современной визуальной культуре выступают масштабные исторические кинокартины (блакбастеры), созданные за последние годы. Их можно так же обозначить как «историческое» кино в эстетическом значении.
Другое направление - эстетика культуры предполагает значимость личностного начала, в котором концепт «память» предстает как более динамичная, живая структура. Визуальные образы в эстетике культуры складываются в четко сформулированное авторское высказывание, но при
этом сохраняют зрительскую свободу в восприятии этих образов, создавая пространство, позволяющее зрителю через визуальный образ
актуализировать собственную память в рамках культурной памяти. Отсылки к конкретным историческим периодам, будь то 1980-е, 1990-е гг, начало XX века, и другие -представляются как бы не в фокусе, через призму упоминаний, деталей, воспоминания: важно не столько рассказывать истории про далекие времена, сколько жить временем настоящим, сохраняя культурную память.
Проведенное исследование произведений современного российского киноискусства, относящихся к направлению эстетики культуры, позволяет сделать вывод, что концепт «память» является одной из определяющих смысловых категорий русской ментальности. Визуальная репрезентация концепта «память» в произведениях современного российского кино проявляет такие характеристики как возврат к классической культурной парадигме и ее актуализация в новых эстетических приемах, значимость категории вневременности, поиск эстетических форм индивидуального пути актуализации нравственного выбора и поиска себя посредством памяти. В данном случае роль визуального концепта «память» сводится к обозначению состояния современности как одной из актуальных категорий памяти.
По словам А. Кончаловского, Госфильмфонд сегодня - это тот форпост, который борется за сохранение памяти. Поиск новых эстетических решений в области киноискусства позволяет решать эту важную миссию в рефлексивных образах авторского кино.
Подобные работы
- КИНЕМАТОГРАФ КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ПАМЯТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА К. МАРКЕРА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - К. Г. МУРАТОВА И С. И. ПАРАДЖАНОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ
«АВТОРСКОГО» КИНЕМАТОГРАФА В СССР 1960-Х – 1980-Х ГГ.
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - ИСКУССТВО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ КОРПУС В СИБИРИ (1918-1920 ГГ.) В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2024



