Разработка предложений по совершенствованию процесса управления затратами (на примере АО «Хатангский морской торговый порт»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование подходов к управлению морскими арктическими
портами Российской федерации 5
1.1 Характеристика транспортной морской инфраструктуры
Арктического бассейна 5
1.2 Система показателей эффективности деятельности морских
портов 10
1.3 Анализ затрат морских портов и направления их оптимизации 15
2 Анализ финансовых результатов и подходов к управлению затратами
АО «ХМТП» 24
2.1 Анализ факторов внешней и внутренней среды АО «ХМТП». 24
2.2 Управленческий учет как основа управления затратами 31
2.3 Организация управления затратами АО «ХМТП» 38
3 Разработка предложений по совершенствованию процесса
управления затратами АО «ХМТП» 46
3.1 Формирование центров ответственности как основа
управления затратами АО «ХМТП» 46
3.2 Использование метода учета затрат по нормативам как основа
процесса управления затратами АО «ХМТП» 54
3.3 Оценка эффективности предложений по совершенствованию
процесса управления затратами АО «ХМТП» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
1 Исследование подходов к управлению морскими арктическими
портами Российской федерации 5
1.1 Характеристика транспортной морской инфраструктуры
Арктического бассейна 5
1.2 Система показателей эффективности деятельности морских
портов 10
1.3 Анализ затрат морских портов и направления их оптимизации 15
2 Анализ финансовых результатов и подходов к управлению затратами
АО «ХМТП» 24
2.1 Анализ факторов внешней и внутренней среды АО «ХМТП». 24
2.2 Управленческий учет как основа управления затратами 31
2.3 Организация управления затратами АО «ХМТП» 38
3 Разработка предложений по совершенствованию процесса
управления затратами АО «ХМТП» 46
3.1 Формирование центров ответственности как основа
управления затратами АО «ХМТП» 46
3.2 Использование метода учета затрат по нормативам как основа
процесса управления затратами АО «ХМТП» 54
3.3 Оценка эффективности предложений по совершенствованию
процесса управления затратами АО «ХМТП» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
В современных условиях развития экономики особое внимание уделяется развитию северных морских портов. Пристальное внимание к их развитию обусловлено перспективами развития Северного морского пути.
Существующая морская портовая отрасль Российской Федерации состоит из 70 морских портов с достаточно развитой транспортной инфраструктурой, на которые приходится около 95% грузового оборота страны. Все остальные объекты морской портовой отрасли (порядка 130 объектов) являются портопунктами, рейдовыми пунктами либо грузовыми районами, относящимися к определенному морскому порту и обрабатывающими незначительные объемы грузов.
Морские порты России располагаются на побережьях двух океанов: Северного Ледовитого (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно¬Сибирское, Чукотское моря) и Тихого (Берингово, Охотское, Японское моря), а также на побережьях Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей.
Интерес к развитию портовой инфраструктуры Арктического морского бассейна также обусловлено развитием добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе. Одна из решающих ролей в освоении морского континентального шельфа будет принадлежать морской портовой инфраструктуре.
АО «Хатангский морской торговой порт» - единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно¬технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района.
АО «Хатангский морской торговый порт» оказывает услуги морских и речных перевозок для значительного числа предприятий, осуществляющих деятельность в северных районах Красноярского края. Осуществление деятельности связано с возникновением значительных затрат. Кроме этого, деятельность АО «ХМТП» связана с осуществлением северного завоза, что напрямую влияет на стоимость товаров потребительского назначения для жителей районов Крайнего Севера.
В связи с этим, планирование и контроль затрат, возникающих при осуществлении деятельности АО «ХМТП» становится решающим фактором, определяющим условия жизнедеятельности экономики и социальной сферы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Целью дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию процесса управления затратами АО «Хатангский морской торговый порт». Для достижения поставленной цели в дипломном проекте были решены следующие задачи:
- Исследованы подходы к управлению северными морскими портами РФ;
- Проведен анализ внутренней и внешней среды АО «ХМТП»;
- Исследованы существующие подходы к управлению затратами АО «ХМТП»;
- Разработаны предложения по совершенствованию системы управления затратами АО «ХМТП»;
- Проведена оценка эффективности предложений по совершенствованию системы управления затратами АО «ХМТП».
Существующая морская портовая отрасль Российской Федерации состоит из 70 морских портов с достаточно развитой транспортной инфраструктурой, на которые приходится около 95% грузового оборота страны. Все остальные объекты морской портовой отрасли (порядка 130 объектов) являются портопунктами, рейдовыми пунктами либо грузовыми районами, относящимися к определенному морскому порту и обрабатывающими незначительные объемы грузов.
Морские порты России располагаются на побережьях двух океанов: Северного Ледовитого (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно¬Сибирское, Чукотское моря) и Тихого (Берингово, Охотское, Японское моря), а также на побережьях Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей.
Интерес к развитию портовой инфраструктуры Арктического морского бассейна также обусловлено развитием добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе. Одна из решающих ролей в освоении морского континентального шельфа будет принадлежать морской портовой инфраструктуре.
АО «Хатангский морской торговой порт» - единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно¬технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района.
АО «Хатангский морской торговый порт» оказывает услуги морских и речных перевозок для значительного числа предприятий, осуществляющих деятельность в северных районах Красноярского края. Осуществление деятельности связано с возникновением значительных затрат. Кроме этого, деятельность АО «ХМТП» связана с осуществлением северного завоза, что напрямую влияет на стоимость товаров потребительского назначения для жителей районов Крайнего Севера.
В связи с этим, планирование и контроль затрат, возникающих при осуществлении деятельности АО «ХМТП» становится решающим фактором, определяющим условия жизнедеятельности экономики и социальной сферы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Целью дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию процесса управления затратами АО «Хатангский морской торговый порт». Для достижения поставленной цели в дипломном проекте были решены следующие задачи:
- Исследованы подходы к управлению северными морскими портами РФ;
- Проведен анализ внутренней и внешней среды АО «ХМТП»;
- Исследованы существующие подходы к управлению затратами АО «ХМТП»;
- Разработаны предложения по совершенствованию системы управления затратами АО «ХМТП»;
- Проведена оценка эффективности предложений по совершенствованию системы управления затратами АО «ХМТП».
Управление затратами является необходимым условием осуществления деятельности каждого предприятия. Величина затрат непосредственным образом влияет на финансовые результаты деятельности компании, на процесс ценообразования, а следовательно и на конкурентоспособность предприятия.
Вопросы, связанные с функционированием морских портов Арктического бассейна, в современных условиях представляют особый интерес. Эти порты образуют транспортную инфраструктуру Северного морского пути. От эффективности их функционирования зависят перспективы развития российской арктической зоны, которая богата природными полезными ископаемыми и является основой ресурсного потенциала Российской Федерации.
Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт» единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района. От успешного функционирования данного предприятия зависит благополучие жителей муниципального района.
АО «ХМТП» представляет собой предприятие со сложной организационной структурой. Функционирование предприятия сопровождается возникновением значительных величин затрат, контроль которых невозможен без хорошо проработанной системы управления затратами. Одним из эффективных инструментов управления затратами является система нормативного учета затрат и анализа отклонений.
При разработке дипломного проекта для АО «Хатангский морской торговый порт» были рассчитаны нормативы для осуществления погрузочных работ разных видов грузов. Установление нормативов проводилось методом инженерных исследований. Использование данного метода позволило определить нормативные затраты в расчете на единицу груза (тонну).
Нормативные затраты представляют собой отличный инструмент контроля затрат путем сравнения плановых и фактических значений затрат. Для контроля затрат в дипломном проекте были предложены формулы для анализа отклонений, а также проведен расчет отклонений.
Проведенный анализ позволил выявить существенные расхождения между нормативными и фактическими затратами. Предложенная методика анализа отклонений позволяет выявить причины этих отклонений и, в случае необходимости, принять корректирующие воздействия.
Построение системы нормативного учета затрат является начальным этапом построения эффективной системы бюджетирования. Вне бюджетного процесса ведение комплексного нормативного учета теряет смысл и ведет только к излишним затратам для предприятия. При отсутствии системы планирования, например в небольших компаниях, разумно применять традиционный подход калькуляции себестоимости по фактическим затратам.
Необходимым атрибутом ведения комплексного нормативного учета в компании является наличие в ней единого информационного пространства. Под этим понимается полная «стыковка» данных сводной финансовой и производственной отчетности, ведущейся бухгалтерией, и данных оперативного учета, ведущегося другими управленческими службами и структурными подразделениями.
Вопросы, связанные с функционированием морских портов Арктического бассейна, в современных условиях представляют особый интерес. Эти порты образуют транспортную инфраструктуру Северного морского пути. От эффективности их функционирования зависят перспективы развития российской арктической зоны, которая богата природными полезными ископаемыми и является основой ресурсного потенциала Российской Федерации.
Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт» единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района. От успешного функционирования данного предприятия зависит благополучие жителей муниципального района.
АО «ХМТП» представляет собой предприятие со сложной организационной структурой. Функционирование предприятия сопровождается возникновением значительных величин затрат, контроль которых невозможен без хорошо проработанной системы управления затратами. Одним из эффективных инструментов управления затратами является система нормативного учета затрат и анализа отклонений.
При разработке дипломного проекта для АО «Хатангский морской торговый порт» были рассчитаны нормативы для осуществления погрузочных работ разных видов грузов. Установление нормативов проводилось методом инженерных исследований. Использование данного метода позволило определить нормативные затраты в расчете на единицу груза (тонну).
Нормативные затраты представляют собой отличный инструмент контроля затрат путем сравнения плановых и фактических значений затрат. Для контроля затрат в дипломном проекте были предложены формулы для анализа отклонений, а также проведен расчет отклонений.
Проведенный анализ позволил выявить существенные расхождения между нормативными и фактическими затратами. Предложенная методика анализа отклонений позволяет выявить причины этих отклонений и, в случае необходимости, принять корректирующие воздействия.
Построение системы нормативного учета затрат является начальным этапом построения эффективной системы бюджетирования. Вне бюджетного процесса ведение комплексного нормативного учета теряет смысл и ведет только к излишним затратам для предприятия. При отсутствии системы планирования, например в небольших компаниях, разумно применять традиционный подход калькуляции себестоимости по фактическим затратам.
Необходимым атрибутом ведения комплексного нормативного учета в компании является наличие в ней единого информационного пространства. Под этим понимается полная «стыковка» данных сводной финансовой и производственной отчетности, ведущейся бухгалтерией, и данных оперативного учета, ведущегося другими управленческими службами и структурными подразделениями.
Подобные работы
- Разработка системы управления накладными расходами (на примере АО «Хатангский морской торговый порт»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



