Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика учебной самостоятельности на переходе из младшей школы в подростковую

Работа №22996

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Особенности младшего подросткового возраста 7
1.1 Разные точки зрения в рассмотрении подросткового возраста 7
1.2 Особенности психологического и социального развития младших
подростков 12
1.3 Содержание и структура предподросткового кризиса 15
2 Образовательное пространство как условие развития учебной
самостоятельности 22
2.1 Понятие учебной самостоятельности 23
2.2 Характеристика индивидуального учебного действия 26
3 Исследование динамики учебной самостоятельности 29
3.1 План исследования 29
3.2 Описание диагностических процедур и методик 33
3.2.1 Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе» 33
3.2.2 Диагностическая процедура «Свободная подготовка» 37
3.2.3 Анкета для определения ситуаций затруднения в
диагностической процедуре «Свободная подготовка» 39
3.2.4 Методика сочинений К.Н. Поливановой «Представление о
собственно й взрослости» 41
3.3 Качественный анализ диагностической процедуры «Свободная
подготовка» и анкеты 47
3.4 Качественный анализ диагностической процедуры «Подготовка к
контрольной работе» 51
3.5 Качественный анализ методики сочинений К.Н. Поливановой 53
3.6 Количественный анализ динамики учебной самостоятельности 54
3.6.1 Результаты по процедуре «Подготовка к контрольной работе».... 55
3.6.2 Результаты по процедуре «Свободная подготовка» в
экспериментальной группе 60
3.7 Характеристика динамики учебной самостоятельности 65
3.8 Выводы 71
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение


Одной из основных проблем, которую ставит перед собой психология развития - это проблема соотношения обучения и развития. Один из центральных вопросов - вопрос о том, как нужно организовать и построить обучение ребенка так, чтобы оно было эффективно и приводило к развитию его способностей.
Одной из попыток найти ответ на такой вопрос является реализация проекта в МОАУ КУГ №1 «Универс» - «Образовательное пространство младшего школьного возраста», в рамках которого и выполнена данная работа.
Теоретическим основанием такого поиска являются положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его деятельностного направления - концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В качестве базовой характеристики возраста Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов полагают умение учиться. Субъектом учебной деятельности является человек, умеющий самостоятельно определять собственные ограничения, дефициты, и умеющий переходить границы своих возможностей, самостоятельно ставить учебные цели и находит средства для их достижения.
Б.Д. Эльконин раскрывает понятие самостоятельности, инициативы и ответственности в учении, подчеркивая вовлеченность человека в учебный процесс. Он говорит о необходимости построения черновиков в содержании учения. Построение черновиков производится ради понимания, а не ради чистовика. Между черновиком и чистовиком существует двусторонняя связь, как, например, между замыслом и реализацией. Эта взаимосвязь показывает «преобразование сделанного в опытное». Именно на этом переходе в развивающем обучении выстроена передача ребенку контрольно-оценочных форм действий.
Что теряет человек при отсутствии систематического обучения? Смысл образования в систематической инициации и сопровождении пробных форм действий. Ведь образовательная ситуация, по мнению Б.Д. Эльконина - это «пробовать без риска для жизни», и состоит в системности воссоздания пробных форм действий. [27]
Становление индивидуального учебного действия возможно при особом построении образовательного пространства. Самостоятельность и ответственность формируются в таком пространстве, в котором существует ситуация принятия решения и ответственности за выбор. Технология поляризации образовательного пространства, разработанная Б.Д. Элькониным, О.С. Островерх и О.И. Свиридовой, представляет собой поляризацию детских действий на подготовительную (ориентировочную) и исполнительную часть. По мнению авторов, технология поляризации образовательного пространства приводит к становлению индивидуального учебного действия как первого этапа формирования учебной самостоятельности. [10]
Для становления индивидуального учебного действия выделяются следующие образовательные условия:
- методические приемы и средства для построения исходной поляризации «подготовка - результат»,
- особая предметность «средств», усиливающая отделение подготовки от результата. В предметности средств и поляризаций возникают инициативные обращения ребенка к взрослому по поводу организации своего действия. [10]
Данная магистерская диссертация является продолжением моей дипломной работы на тему: «Динамика учебной самостоятельности у младших школьников, обучающихся по программе развивающего обучения (схема Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова)». В прошлой работе мы зафиксировали конкретные данные у детей, а именно - одни дети имели более высокие показатели учебной самостоятельности, а другие, соответственно, более низкие. Возник вопрос - что происходит с учебной самостоятельностью школьника на переходе подростковую школу (5-6 класс)?
При этом новым условием для того, чтобы могли допускаться те или иные изменения в подростковой ступени является сам переход.
Понятие перехода в данном случае можно рассмотреть как возрастной переход и переход институциональный. В качестве возрастного перехода мы рассматриваем учеников, которые переходят в младший подростковый возраст (младший школьный возраст тут представляется как возраст психологический). То есть тут младшие подростки переживают кризис, в котором происходит обесценивание его учебной деятельности. В качестве институционального перехода мы понимаем смену условий обучения: новый класс, новый классный руководитель, новые учителя, предметы и т.д.
На основании этого мы предположили, что на переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Это предположение и является нашей гипотезой.
У младших подростков происходит изменение ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение. Происходит обесценивание его учебной деятельности и поэтому уровень учебной самостоятельности будет ниже.
Целью данного исследования является определение динамики учебной самостоятельности у младших подростков на переходе из младшей школы в основную.
Предмет исследования - динамика учебной самостоятельности.
Объектом исследования являются младшие подростки.
Для достижения исследовательской цели были сформированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия учебной самостоятельности
2. Провести диагностические процедуры у подростков в 4, 5 и 6 классе
3. Провести статистический анализ с целью определения значимых различий
4. Исследовать динамику учебной самостоятельности на переходе из младшей школы в основную у подростков, обучающихся в разных образовательных условиях (экспериментальная и контрольная группы)
5. Сравнить типы динамик учебной самостоятельности и определить ведущий тип динамик в контрольной и экспериментальной группах
6. Определить качественные особенности учебной самостоятельности младших подростков
7. Определить психологический возраст шестиклассников.
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Лонгитюдный метод
3. Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе».
4. Диагностическая процедура «Свободная подготовка»
5. Интервью по проведению диагностической процедуры «Свободная подготовка»
6. Сравнительный анализ по двум диагностическим процедурам
7. Статистический анализ

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы нами был проведен теоретический анализ и описание особенностей предподросткового кризиса и описание возраста младших подростков.
Мы использовали методику сочинений К.Н. Поливановой, с целью ответа на вопрос - к какому психологическому возрасту относятся учащиеся 6 класса. Результаты данной методики показали, что все 6-классники находятся на критической фазе, стадии мифологизации. На протяжении 3 лет у одного и того же класса, который являлся экспериментальной группой, проводились диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» (1 этап формирования учебной самостоятельности) и процедура «Свободной подготовки» (2 этап формирования учебной самостоятельности). Процедура «Свободной подготовки проводилась с целью определения переноса учебного действия младших подростков в ситуации свободной подготовки (которую ученик должен был организовать себе самостоятельно).
Так же нами были взяты данные контрольного класса, отличие которого от экспериментальной группы было в том, что у вторых в начальной школе (с 1 по 4 класс) проводились специально организованные процедуры с целью формирования учебной самостоятельности. Можно отметить, что для чистоты сравнения и прослеживания динамик, в группы вошли только те ученики классов, которые проходили диагностики без пропусков на протяжении всех трех лет обучения (в 4, 5, 6 классах соответственно).
В нашей работе так же мы описали качественные особенности учебной самостоятельности и определялись они за счет следующих критериев:
• Стратегии организация своего действия (тип планирования). После проведения диагностической процедуры «Подготовка к контрольной работе» в 5 классе во время наблюдения мы заметили, что у 5-классников появляются стратегии планирования своих действий для более успешной подготовки к контрольной работе в классе. Само наличие сложных планов говорит о том, что у учеников в 5 классе происходит анализ своих дефицитов и относительно них они выстраивают свою дальнейшую подготовку. В изученной нами литературе есть тому обоснование. Младшие подростки становятся способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У них формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Так же особенностью мышления младших подростков становится его критичность. [7, 17]
• Проведение 2 этапов формирования учебной самостоятельности (диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» и «Свободная подготовка»). В ситуации переноса индивидуального учебного действия в ситуацию свободной подготовки из специально организованного пространства (экспериментальная группа). По процедуре свободной подготовки нами были отмечены ярко выраженные тенденции положительной динамики к 6 классу у учеников с переходом на более высокие уровни. Подобные данные могут говорить о том, что в 6 классе сформированное учебное действие принимает форму способности.
При сравнении данных по процедуре «Подготовка к контрольной работе» у экспериментальной группы и контрольной нами был отмечен «провал» в 5 классе у контрольной группы т.е. низких уровней в 5 классе у контрольной группы было значительно больше чем в 4 и 6 классе. А в экспериментальной группе замечался стабильный прирост высоких уровней и снижение уровней ниже среднего, низких уровней в экспериментальной группе не наблюдалось совсем. Все полученные данные были статистически подтверждены ф*- критерием Фишера.
По итогу работы можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, но у тех учеников, у которых не было специально организованной процедуры по формированию учебной самостоятельности с 1 класса. То есть у контрольной группы наша гипотеза подтвердилась, действительно - переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Но у экспериментальной группы уровень не снижается при переходе из младшей школы в подростковую, а более того, у младших подростков он становится еще выше, если переносить учебное действие в рамки свободной подготовки.


1 Айсмонтас Б.Б. Издательство, Владос-Пресс. Год, 2006.
2 Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Эльконина и В. В. Давыдова. - М., 1966
3 Гальперин П. Я. Введение в психологию. М, 2000.
4 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М.: ИНТОР, 1996г
5 Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. С. 69-101
6 Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3—4.1 Айсмонтас Б.Б. Издательство, Владос-Пресс. Год, 2006.
7 Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.:1987. Особенности обучения и психического развития школьников 13-14 лет./ Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. - М.: 1988
8 Ожегов. С.И. - Словарь русского языка, Изд.: Оникс, 2008г.
9 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 356 с.
10 Островерх О.С., Свиридова О.И. - Педагогические приемы формирования индивидуального учебного действия в начальной школе, - Материалы X конференции «Практики развития», 2003г
11 Островерх, О.С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы// Ж. Начальная школа, № 11, 2001
12 Островерх, О.С., Козлова Л.М., Трифонова О.П. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или как научить младших школьников работать с черновиком. Красноярск, 1999.
13 Островерх, О.С. Об условиях становления индивидульного учебного действия в образовательном пространстве начальной школы// Сборник статей конференции «Педагогика развития». Красноярск, 1999
14 Островерх, О. С. Отношения между подготовкой и исполнением как основное отношение в разворачивании учебной ситуации // Стенограмма доклада на научно - практической конференции «Педагогика развития: современное детство и задачи школы.». Красноярск 1997 - С. 37
15 Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. - Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) - Психологическая наука и образование - 2003, №2
16 Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с.
17 Прихожан А.М. Книга для родителей подростков: программа развития и воспитания. М.: 1999
18 Репкин В.В. «Развивающее обучение и учебная деятельность» 1997г
19 Сидоренко Е. В. «Методы математической обработки в психологии». СПб.: ООО "Речь", 2007 г.
20 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998
21 УМК «Начальная школа XXI века» Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. - М.: Вентана - Граф, 2005 (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)
22 Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии 2001. № 5.
23 Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
24 Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М., 1985г
25 Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
26 Шахвердов Г.Г., О возрастных особенностях физического и психического развития детей школьного возраста. Л., 1958
27 Эльконин Б.Д. - Образовательная самостоятельность и инициатива в содержании обучения, - Материалы XIX конференции «Практики развития», 2012г
28 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 255


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ