Антикоррупционное просвещение молодежи на примере СФУ
|
Введение 5
1 Антикоррупционное просвещение молодежи в системе предупреждения
коррупции 8
1.1 Общая характеристика системы предупреждения коррупции 8
1.2 Понятие, содержание и виды антикоррупционного просвещения 14
1.3 Значение антикоррупционного просвещения молодежи 28
2 Организация антикоррупционного просвещения молодежи на примере
Сибирского федерального университета 32
2.1 Организационно-правовые основы антикоррупционного просвещения
молодежи в Сибирском федеральном университете 32
2.2 Формы и методы антикоррупционного просвещения в Сибирском
федеральном университете 36
2.3 Использование игровых технологий в антикоррупционном просвещении
молодежи в Сибирском федеральном университете 49
Заключение 59
Список использованных источников 63
1 Антикоррупционное просвещение молодежи в системе предупреждения
коррупции 8
1.1 Общая характеристика системы предупреждения коррупции 8
1.2 Понятие, содержание и виды антикоррупционного просвещения 14
1.3 Значение антикоррупционного просвещения молодежи 28
2 Организация антикоррупционного просвещения молодежи на примере
Сибирского федерального университета 32
2.1 Организационно-правовые основы антикоррупционного просвещения
молодежи в Сибирском федеральном университете 32
2.2 Формы и методы антикоррупционного просвещения в Сибирском
федеральном университете 36
2.3 Использование игровых технологий в антикоррупционном просвещении
молодежи в Сибирском федеральном университете 49
Заключение 59
Список использованных источников 63
Актуальность работы. Предупреждение коррупции является приоритетной формой противодействия коррупции в современном российском обществе. Большое значение для предупреждения коррупции имеет антикоррупционное просвещение. В Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует эффективная система организационно -правовых основ данной социально значимой деятельности, при этом правительством Российской Федерации не раз утверждалась программа по антикоррупционному просвещению. При этом понятие и содержание данной деятельности в законодательстве и науке достаточным образом не раскрываются.
Огромную роль в формировании нетерпимости общества к коррупции и воспитании новых не коррумпированных специалистов играет антикоррупционное просвещение молодёжи. Для эффективной реализации антикоррупционного просвещения требуется всеобщее и полное изучение данной деятельности. В работе на основе анализа организации антикоррупционного просвещения в Сибирском федеральном университете дана характеристика форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения молодёжи в образовательной организации.
Целью работы является исследование организационно-правовых основ, форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения молодежи в Сибирском федеральном университете.
Для достижения названной цели определены следующие задачи:
1) охарактеризовать систему предупреждения коррупции;
2) определить место антикоррупционного просвещения молодежи в системе предупреждения коррупции и его значение;
3) проанализировать организационно-правовые основы
антикоррупционного просвещения молодёжи в Сибирском федеральном университете;
4) изучить опыт использования различных форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения в Сибирском федеральном университете.
Методы: при подготовке магистерской диссертации автором
использовались: общенаучный метод диалектического познания, а также ряд частнонаучных методов: историко-юридический, системно-структурный, формально-логический и др.
Теоретическая база исследования: В настоящей работе были использованы труды ученых, посвященные изучению коррупции и антикоррупционного просвещения. Среди прочих, были исследованы работы таких авторов, как Абрамовской О.Р., Майорова А.В., Воскобитовой Л.А., Лукьяновой И.Н., Михайловой Л.П., Алексеева А.И., Алимпиевой С.А., Антипьева А.Г., Антипьева К.А., Антоновой Е.Ю., Антоняна Ю. М., Балебановой Т.А., Борисовой Е.А., Борисова О.А., Быкова А.В., Ким Е.П., Гармаева Ю.П., Фалилеева В.А., Гончаренко Г.С., Дамм И.А., Акунченко Е.А., Долговой А.И., Емельяновой Н.И., Жажиной Ю.А., Петрушиной Н.В., Кабанова П.А., Козлова Е.Б., Корзун И.Г., Косарева В.Н., Малкова В.Д, Эминова В.Е., Кузнецовой Н.Ф., Лунеева В.В., Максимова С., Марьиной Е.В., Михайленко Т.М., Незнамовой З.А., Печёнкин В.А., Полякова М.М., Попова Г.В., Пшеничнюк Д. В., Селевко Г.К., Сунгурова Ю.А., Топоева Ж.Д., Трунцевский Ю.В., Фалилеева В.А., Хайрутдиновой Л.Р., Хохлов Н.И., Чикиревой И.П., Шагиахметова Л.О., Шугриной Е.С., Шульги В.И., Щедрина Н.В. и др.
Нормативная база исследования: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции»; Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2019» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. №816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы».
Научная новизна работы. В работе определено место антикоррупционного просвещения в системе предупреждения коррупции, рассмотрены понятие, содержание и виды антикоррупционного просвещения молодёжи. Автором проанализирован и обобщен опыт реализации антикоррупционного просвещения в Сибирском федеральном университете, подробно раскрывается практика применения наиболее эффективных и современных форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения в образовательной организации.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из двух глав. Первая глава объединяет три параграфа, которые посвящены характеристике антикоррупционного просвещения молодежи в системе предупреждения коррупции.
Вторая глава объединяет три параграфа, которые посвящены организации антикоррупционного просвещения молодежи на примере Сибирского федерального университета.
Огромную роль в формировании нетерпимости общества к коррупции и воспитании новых не коррумпированных специалистов играет антикоррупционное просвещение молодёжи. Для эффективной реализации антикоррупционного просвещения требуется всеобщее и полное изучение данной деятельности. В работе на основе анализа организации антикоррупционного просвещения в Сибирском федеральном университете дана характеристика форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения молодёжи в образовательной организации.
Целью работы является исследование организационно-правовых основ, форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения молодежи в Сибирском федеральном университете.
Для достижения названной цели определены следующие задачи:
1) охарактеризовать систему предупреждения коррупции;
2) определить место антикоррупционного просвещения молодежи в системе предупреждения коррупции и его значение;
3) проанализировать организационно-правовые основы
антикоррупционного просвещения молодёжи в Сибирском федеральном университете;
4) изучить опыт использования различных форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения в Сибирском федеральном университете.
Методы: при подготовке магистерской диссертации автором
использовались: общенаучный метод диалектического познания, а также ряд частнонаучных методов: историко-юридический, системно-структурный, формально-логический и др.
Теоретическая база исследования: В настоящей работе были использованы труды ученых, посвященные изучению коррупции и антикоррупционного просвещения. Среди прочих, были исследованы работы таких авторов, как Абрамовской О.Р., Майорова А.В., Воскобитовой Л.А., Лукьяновой И.Н., Михайловой Л.П., Алексеева А.И., Алимпиевой С.А., Антипьева А.Г., Антипьева К.А., Антоновой Е.Ю., Антоняна Ю. М., Балебановой Т.А., Борисовой Е.А., Борисова О.А., Быкова А.В., Ким Е.П., Гармаева Ю.П., Фалилеева В.А., Гончаренко Г.С., Дамм И.А., Акунченко Е.А., Долговой А.И., Емельяновой Н.И., Жажиной Ю.А., Петрушиной Н.В., Кабанова П.А., Козлова Е.Б., Корзун И.Г., Косарева В.Н., Малкова В.Д, Эминова В.Е., Кузнецовой Н.Ф., Лунеева В.В., Максимова С., Марьиной Е.В., Михайленко Т.М., Незнамовой З.А., Печёнкин В.А., Полякова М.М., Попова Г.В., Пшеничнюк Д. В., Селевко Г.К., Сунгурова Ю.А., Топоева Ж.Д., Трунцевский Ю.В., Фалилеева В.А., Хайрутдиновой Л.Р., Хохлов Н.И., Чикиревой И.П., Шагиахметова Л.О., Шугриной Е.С., Шульги В.И., Щедрина Н.В. и др.
Нормативная база исследования: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции»; Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2019» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. №816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы».
Научная новизна работы. В работе определено место антикоррупционного просвещения в системе предупреждения коррупции, рассмотрены понятие, содержание и виды антикоррупционного просвещения молодёжи. Автором проанализирован и обобщен опыт реализации антикоррупционного просвещения в Сибирском федеральном университете, подробно раскрывается практика применения наиболее эффективных и современных форм, методов и технологий антикоррупционного просвещения в образовательной организации.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из двух глав. Первая глава объединяет три параграфа, которые посвящены характеристике антикоррупционного просвещения молодежи в системе предупреждения коррупции.
Вторая глава объединяет три параграфа, которые посвящены организации антикоррупционного просвещения молодежи на примере Сибирского федерального университета.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что эффективность антикоррупционного просвещения напрямую зависит от выбора форм, методов и технологий педагогического воздействия. При этом, для подбора наиболее подходящих из них, субъекту приходится учитывать множество факторов от личных возможностей и личностных характеристик объекта просвещения до размера и укомплектованности места проведения мероприятия. Применение правильных форм и методов антикоррупционного просвещения помогает достичь поставленных целей и задач, заинтересовать участников и обеспечить наибольшую усваиваемость материала. Важно, позволить самостоятельно размышлять на тему актуальных проблем коррупции или, вовсе, почувствовать себя участником реального правоотношения, добиться этого позволяет применение современных активных форм и методов обучения таких, как: дискуссии, диспуты, диалоги, беседы и т.п. Только личное участие объекта просвещения поможет достичь наилучшего результата.
При этом, исходя из анализ имеющейся на сегодняшний день нормативно-правовой базы, следует констатировать тот факт, что на сегодняшний день деятельность по антикоррупционному просвещению практически не урегулирована законодателем, в стране отсутствует эффективная система антикоррупционного просвещения, позволяющая сформировать в обществе атмосферу нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
Кроме того, как показывают проведенные исследования, меры по антикоррупционному просвещению, применяемые на сегодняшний день, являются неэффективными. Это связано с неправильным выбором форм и методов антикоррупционного просвещения. При организации просвещения студентов необходимо брать во внимание личностные характеристики этой категории населения. Следует учитывать возрастные особенности объекта воздействия, уровень и качество его образования, особенности процесса социализации и психического развития.
Исходя из вышеизложенного, в Российской Федерации требуется оптимизация антикоррупционной просветительской деятельности, для этой цели предлагаем принять на федеральном уровне новую программу антикоррупционного просвещения и разработать для субъектов антикоррупционного просвещения методические рекомендации, позволяющие сделать эту деятельность полезной и эффективной.
Важное значение для российского общества имеет антикоррупционное просвещение молодежи, поскольку сформированность антикоррупционного мышления молодого поколения положительно скажется на уровне благосостояния страны ближайшем будущем. В современных реалиях, когда коррупция внедрилась во все сферы жизни общество, особо необходимо сформировать у молодого поколения нетерпимость к коррупции, научить молодежь выявлять признаки коррупции в конкретной жизненной ситуации, сформировав систему знаний об этом социально-правовом явлении. Молодому специалисту необходимо обладать антикоррупционной компетентностью, позволяющей обезопасить себя от коррупционных посягательств. Антикоррупционное просвещение молодежи - это, своего рода инвестиция в будущее. Перевоспитать взрослое поколение с уже сформировавшимся мышление и мировоззрением практически невозможно, однако можно воспитать новое поколение специалистов с высоким уровнем социальной ответственности, антикоррупционным мышлением и мировоззрением, позволит значительно снизить уровень коррупции в стране. Поэтому уже сегодня необходимо приложить усилия в создание эффективной системы антикоррупционного просвещения молодежи с контролем и координированием этой деятельности на федеральном уровне.
Благодаря созданию в Сибирском федеральном университете организационной основы для антикоррупционного просвещения, университет находится в выигрышном положении по сравнению с другими образовательными организациями, вынужденными осуществлять данную деятельность по мере сил, не имея ни опыта, ни достаточных знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционного просвещения. В Сибирском федеральном университете есть целый коллектив специалистов (Центр противодействия коррупции и правовых экспертиз), способных разрабатывать и реализовывать антикоррупционно-просветительские мероприятия для студентов университета и учащихся других образовательных организаций с использованием современных и наиболее эффективных форм, методов и технологий педагогической деятельности, а также коллектив, неравнодушных к проблемам противодействия коррупции студентов (Антикоррупционный студенческий клуб), которые под руководством компетентных руководителей успешно осуществляют антикоррупционное просвещение в своей социальной группе - среди студентов Сибирского федерального университета. Таким образом, в университете организована эффективная система предупреждения коррупции, позволяющая не только успешно осуществлять антикоррупционное просвещение, но и делиться своим опытом за пределами университета и активно осуществлять научные исследования и методические разработки в указанной сфере.
Активная деятельность Сибирского федерального университета по антикоррупционному просвещению студентов играет огромную роль в формировании антикоррупционного сознания будущих специалистов различных сфер. Что особенно необходимо в современных реалиях. Будущие специалисты должны обладать не только необходимыми в профессиональной деятельности умениями и навыками, но и антикоррупционной компетентностью. СФУ вносит большой вклад в осуществление антикоррупционного просвещения молодежи в Красноярском крае, применяемые формы и методы, при проведении мероприятий, вызывают большой интерес у просвещаемых и, исходя и практики, являются достаточно эффективными.
Успешный опыт проведения интеллектуальных и деловых антикоррупционных игр для студентов СФУ даёт основание для дальнейшего внедрения игровых технологий при осуществлении антикоррупционного просвещения молодежи. Основываясь на опыте проведения подобных мероприятий Сибирским федеральным университетом, стоит сказать, что применение игровых технологий в антикоррупционном просвещении молодёжи позволяет сделать эту деятельность наиболее эффективной. Активные игровые формы вызывают действительный интерес и позитивный настрой участников, в такой атмосфере материал усваивается лучше. Знания, полученные в ходе игры, прочно оседают в памяти молодых людей и способствуют формированию необходимых нравственных и этических установок. Рассмотрение реальных жизненных ситуаций и активное личное участие в дискуссиях и обсуждениях формирует у молодежи активную антикоррупционную позицию.
Таким образом, опыт проведения антикоррупционных просветительских мероприятий в Сибирском федеральном университете и методические разработки, подготовленные ведущими специалистами университета, специализирующимися на исследовании актуальных вопросов противодействия коррупции, нуждаются во внедрении и распространении в других образовательных организациях Российской Федерации. Сибирский федеральный университет опередил развитие и становление системы антикоррупционного просвещения молодежи в стране и является своего рода передовиком в эффективной реализации этой деятельности в рамках образовательной организации и за её пределами.
При этом, исходя из анализ имеющейся на сегодняшний день нормативно-правовой базы, следует констатировать тот факт, что на сегодняшний день деятельность по антикоррупционному просвещению практически не урегулирована законодателем, в стране отсутствует эффективная система антикоррупционного просвещения, позволяющая сформировать в обществе атмосферу нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
Кроме того, как показывают проведенные исследования, меры по антикоррупционному просвещению, применяемые на сегодняшний день, являются неэффективными. Это связано с неправильным выбором форм и методов антикоррупционного просвещения. При организации просвещения студентов необходимо брать во внимание личностные характеристики этой категории населения. Следует учитывать возрастные особенности объекта воздействия, уровень и качество его образования, особенности процесса социализации и психического развития.
Исходя из вышеизложенного, в Российской Федерации требуется оптимизация антикоррупционной просветительской деятельности, для этой цели предлагаем принять на федеральном уровне новую программу антикоррупционного просвещения и разработать для субъектов антикоррупционного просвещения методические рекомендации, позволяющие сделать эту деятельность полезной и эффективной.
Важное значение для российского общества имеет антикоррупционное просвещение молодежи, поскольку сформированность антикоррупционного мышления молодого поколения положительно скажется на уровне благосостояния страны ближайшем будущем. В современных реалиях, когда коррупция внедрилась во все сферы жизни общество, особо необходимо сформировать у молодого поколения нетерпимость к коррупции, научить молодежь выявлять признаки коррупции в конкретной жизненной ситуации, сформировав систему знаний об этом социально-правовом явлении. Молодому специалисту необходимо обладать антикоррупционной компетентностью, позволяющей обезопасить себя от коррупционных посягательств. Антикоррупционное просвещение молодежи - это, своего рода инвестиция в будущее. Перевоспитать взрослое поколение с уже сформировавшимся мышление и мировоззрением практически невозможно, однако можно воспитать новое поколение специалистов с высоким уровнем социальной ответственности, антикоррупционным мышлением и мировоззрением, позволит значительно снизить уровень коррупции в стране. Поэтому уже сегодня необходимо приложить усилия в создание эффективной системы антикоррупционного просвещения молодежи с контролем и координированием этой деятельности на федеральном уровне.
Благодаря созданию в Сибирском федеральном университете организационной основы для антикоррупционного просвещения, университет находится в выигрышном положении по сравнению с другими образовательными организациями, вынужденными осуществлять данную деятельность по мере сил, не имея ни опыта, ни достаточных знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционного просвещения. В Сибирском федеральном университете есть целый коллектив специалистов (Центр противодействия коррупции и правовых экспертиз), способных разрабатывать и реализовывать антикоррупционно-просветительские мероприятия для студентов университета и учащихся других образовательных организаций с использованием современных и наиболее эффективных форм, методов и технологий педагогической деятельности, а также коллектив, неравнодушных к проблемам противодействия коррупции студентов (Антикоррупционный студенческий клуб), которые под руководством компетентных руководителей успешно осуществляют антикоррупционное просвещение в своей социальной группе - среди студентов Сибирского федерального университета. Таким образом, в университете организована эффективная система предупреждения коррупции, позволяющая не только успешно осуществлять антикоррупционное просвещение, но и делиться своим опытом за пределами университета и активно осуществлять научные исследования и методические разработки в указанной сфере.
Активная деятельность Сибирского федерального университета по антикоррупционному просвещению студентов играет огромную роль в формировании антикоррупционного сознания будущих специалистов различных сфер. Что особенно необходимо в современных реалиях. Будущие специалисты должны обладать не только необходимыми в профессиональной деятельности умениями и навыками, но и антикоррупционной компетентностью. СФУ вносит большой вклад в осуществление антикоррупционного просвещения молодежи в Красноярском крае, применяемые формы и методы, при проведении мероприятий, вызывают большой интерес у просвещаемых и, исходя и практики, являются достаточно эффективными.
Успешный опыт проведения интеллектуальных и деловых антикоррупционных игр для студентов СФУ даёт основание для дальнейшего внедрения игровых технологий при осуществлении антикоррупционного просвещения молодежи. Основываясь на опыте проведения подобных мероприятий Сибирским федеральным университетом, стоит сказать, что применение игровых технологий в антикоррупционном просвещении молодёжи позволяет сделать эту деятельность наиболее эффективной. Активные игровые формы вызывают действительный интерес и позитивный настрой участников, в такой атмосфере материал усваивается лучше. Знания, полученные в ходе игры, прочно оседают в памяти молодых людей и способствуют формированию необходимых нравственных и этических установок. Рассмотрение реальных жизненных ситуаций и активное личное участие в дискуссиях и обсуждениях формирует у молодежи активную антикоррупционную позицию.
Таким образом, опыт проведения антикоррупционных просветительских мероприятий в Сибирском федеральном университете и методические разработки, подготовленные ведущими специалистами университета, специализирующимися на исследовании актуальных вопросов противодействия коррупции, нуждаются во внедрении и распространении в других образовательных организациях Российской Федерации. Сибирский федеральный университет опередил развитие и становление системы антикоррупционного просвещения молодежи в стране и является своего рода передовиком в эффективной реализации этой деятельности в рамках образовательной организации и за её пределами.



