Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Современные проблемы системы среднего профессионального
образования 8
1.2 Особенности обучения в системе среднего профессионального
образования 17
1.3 Конкурс как форма повышения мотивации обучающихся для
углубленного изучения профессии 31
Выводы по 1 главе 36
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНКУРСНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 38
2.1 Система обучения в техникуме промышленного сервиса 38
2.2 Организация конкурсной деятельности в техникуме промышленного
сервиса как элемент системы образовательного процесса 50
2.3 Исследование влияния участия конкурсной деятельности на развитие
обучающихся 59
Выводы по 2 главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
Внешние условия экономических и политических процессов в мире оказывают огромное влияет на внутреннее экономическое, политическое и духовное развитие. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель - «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося» [1]. В связи с чем, возникает необходимость в высококвалифицированных специалистах конкурентоспособных на рынке труда. Данные условия требуют изменения подхода к организации профессионального обучения в системе подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов.
Актуальность проведенного исследования определяется тем, что в современных условиях для качественной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов профессиональная образовательная среда должна, с одной стороны, предоставить возможность вчерашнему школьнику свободы выбора образовательной траектории в соответствии с его способностями, запросами и возможностями, с другой стороны учесть потребности заказчиков профессиональных рабочих кадров (потенциальных работодателей) в подготовке мобильных, компетентных, конкурентоспособных специалистов. Данное положение обязывает профессиональные образовательные организации искать пути выхода из сложившейся ситуации в области подготовки востребованных кадров. Новые подходы предполагают создание условия непрерывности профессионального образования, т.е.развития и становления личности молодого человека как профессионала в течение всей его последующей жизни.
Одним из видов деятельности, гарантирующей повышение качества профессиональной деятельности обучающихся, могут быть конкурсы профессионального мастерства. Конкурсная деятельность в системе СПО -
3
это деятельность, которая обеспечивает целенаправленное, сознательно организуемое развивающееся взаимодействие педагогических работников и обучающихся, решает необходимые задачи образования, протекающие в самых разнообразных формах, где особая роль отводится развитию профессиональных компетенций обучающихся. Данная внеурочная деятельность помогает систематизировать, обобщать полученные на занятиях знания, умения, навыки, развивать коммутативные, творческие способности обучающихся, особенно если эта деятельность - подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства, организована совместно с работодателями.
В данном случае, конкурс профессионального мастерства можно рассматривать как форму трудового соревнования, демонстрацию способностей, повышение интереса к профессии, в том числе, и как средство профессиональной социализации.
Целью магистерской работы является анализ влияния конкурсной деятельности на повышение качества профессионального образования обучающихся ПОО.
С помощью механизма конкурсной деятельности сокращаются разрывы между требованиями работодателей и подготовкой квалифицированных рабочих из числа обучающихся. В процессе профессиональной подготовки у обучающихся постепенно меняется самосознание, они приобретают профессиональные практические умения, представления о нормах внутрипрофессионального общения, формируется профессионально окрашенный образ общества и мира в целом [4].
Цель работы достигается путем решения следующих задач:
- проанализировать особенности обучения в системе среднего профессионального образования;
- выделить современные проблемы системы среднего профессионального образования и обозначить пути их решения;
- определить особенности конкурса как формы повышения мотивации обучающихся для получения среднего профессионального образования;
- провести исследование влияния участия в конкурсной деятельности на становление будущего профессионала своего дела.
Объектом исследования выступает образовательный процесс в профессиональной образовательной организации.
ПреДмет исследования- конкурсы профессионального мастерства как средство повышения качества профессионального образования.
Исходя из того, что конкурсная деятельность интегрируется с учебой и способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством - конкурентоспособного специалиста - профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи в качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что участие в конкурсах профессионального мастерства является современной формой повышения качества профессионального образования у обучающихся техникума при соблюдении следующих условий:
1. Последовательность основных форм образования, позволяющая использовать полученные знания, сформированные навыки и умения для подтверждения уровня сформированности личности будущего профессионала;
2. Участие в конкурсной деятельности повышает качество профессионального образования у молодежи;
3. Социальная адаптация выпускников к жизни в обществе, способствующая применять полученные знания, умения и навыки не только в профессиональной деятельности, но и при решении повседневных проблем. влиянием отдельных форм воспитания и обучения; теоретическая разработка отечественной педагогики, ориентация теории и практики воспитания и обучения на личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская) в процессе формирования общественно значимых качеств личности.
Исследование проводилось на базе Красноярского техникума промышленного сервиса с 2016 года по 2017 год.
Научная новизна исследования заключалась в:
- систематизации социальных, психолого-педагогических и методологических основ конкурсной деятельности в сфере среднего профессионального образования;
- анализе генезиса представлений о конкурсной деятельности в контексте деятельностного подхода;
- характеристике конкурсной деятельности как сложного педагогического феномена.
Практическая значимость исследования заключалась в разработке и апробировании отдельных методов оценивания результативности конкурсной деятельности в системе среднего профессионального образования.
По результатам исследования автором опубликованы следующие работы:
1. Крюкова И.А., Степанова Н.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство мотивации к овладению рабочей профессией обучающимися СПО // Вторая всероссийская сетевая практическая конференция «Управленческая весна - 2016. Управление образованием в условиях изменений», URL: http://conferece.direktoria.org
2. Крюкова И.А., Магомедова И.А..Организация конкурсов с целью повышения интереса обучающихся СПО к профессии // Молодые профессионалы Сибири: сборник аналитических, информационных материалов по итогам Полуфинала национального чемпионата «Молодые
профессионалы» (Worldskiils Russia) в Сибирском федеральном округе - 2016. - Красноярск: ООО РПБ «Амальгама», 2016. - с.145 - 150
3. Крюкова И.А., Степанова Н.И., Снисарева Г.М., Лукина А.К. Конкурсная деятельность обучающихся СПО как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 5 (часть 1); URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?Id=11557
Положения, выносимые на защиту:
Потребность современного общества в кадрах высокой квалификации значительна. Именно такие кадры позволяют развиваться обществу и способствуют развитию основных его инфраструктур. Поэтому решение проблем, возникающих в процессе подготовки будущих профессионалов в системе среднего профессионального образования, дает оптимистичный прогноз на поиск путей их решения и создания условий для развития общества в целом.
Выявление причин формирования основных мотивов молодых людей к выбору рабочих профессии и воздействие на них при помощи такого инструмента, как конкурсная деятельность позволяет повысить мотивацию обучающихся для получения среднего профессионального образования.
Учет особенностей студентов среднего профессионального образования в организации конкурсной деятельности.
Образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, который востребован современным производством.
Избранная нами тема является актуальной исходя из того, что профессиональное образование необходимо было для общества как в прошлые века, так и в настоящее время. Оно не теряет своей значимости, повышая культурный потенциал общества, способствующий его развитию. Принимать во внимание и осознавать важность овладения профессией путем получения специального образования необходимо уже со старшего подросткового возраста, который характеризуется непостоянством выборов своих предпочтений, как выбирая специальность, так и обучаясь уже на определённую профессию (специальность).
Следует отметить, что конкурсная деятельность в техникуме является сильным мотиватором для качественного овладения профессиональными компетенциями. Внешняя же, в свою очередь, бывает положительной и отрицательной. На формирование той или иной мотивации к обучению влияют:
• особенности личности,
• организация учебного процесса и внешние факторы, исходящие от воздействия общества.
Исходя из выдвинутой нами гипотезы о том, что участие в конкурсной деятельности повышает качество профессионального образования, нашло свое подтверждение.
К особенностям обучения в системе СПО относятся:
- чередование теории и практики;
- применение современных образовательных и производственных технологий;
- практикоориентированность.
является ведущей. Следовательно, обучающиеся системы СПО, в большинстве, ориентированы на получение конкретной профессии.
Потребности молодых людей, поступающих в техникум, зависят от различных факторов и, учитывая утверждение различных исследователей о том, что желание получить специальность/профессию формируется у молодежи в возрасте от 15 до 24 лет и в последующем кардинально не изменяется, мы провели исследование, в котором принимали участие обучающиеся третьего курса Красноярского техникума промышленного сервиса - участники конкурсов профессионального мастерства II - IV уровня и участники конкурсов профессионального мастерства I уровня.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в системе СПО:
• сложившаяся социальная и экономическая нестабильность в обществе;
• слабая информированность выпускников школ о специальностях и рабочих профессиях, их востребованности на рынке труда;
• повышение статуса среднего профессионального образования;
• низкая мотивация подростков для поступления в учреждения среднего профессионального образования.
Для решения вышеозначенных проблем необходимо:
- разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса, но эта задача решается только на уровне государства;
- информированность выпускников школ в техникуме реализуется в рамках проекта «Политехническая школа», через систему проведения профессиональных проб, начиная с 5 класса общеобразовательной школы;
- повышение престижа рабочих профессией - через участие на различных этапах конкурсов профессионального мастерства в рамках международного движения рабочих профессий Ворлдскиллс «Молодые профессионалы», для школьников - Джуниорскиллс, для лиц с ограниченными возможностями здоровья - «Абилимпикс», а также через освещение конкурсных мероприятий в средствах массовой информации;
- заинтересовать заказчиков рабочих кадров, тесно взаимодействовать с профессиональными образовательными организациями для подготовки квалифицированных специалистов, т.е. модернизация материально-технической базы, целевая подготовка под конкретное рабочее место, предоставление социальных гарантий потенциальными работодателями.
Считаю, что особенностью конкурсной деятельности как формы повышения мотивации обучающихся для качественного овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями является формирование познавательного интереса к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учитывая возрастную категорию обучающихся, можно отметить что, в означенный период происходит подготовка к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. Также, данный период - это свойственная подростковому возрасту потребность выделиться, стать лучшим - задает внутреннюю мотивацию. Конкурсная деятельность и есть тот состязательный мотив, который позволяет подростку выделиться. Выполнение конкурсного задания на различных уровнях развивает познавательную деятельность в профессии и повышает мотивацию к овладению профессиональными компетенциями.
Результаты проведенного исследования позволили доказать, что активная жизненная позиция, заинтересованность в собственной судьбе, состояние успешности среди сверстников, возможность встать в один ряд с профессионалами являются важными стимулами для молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Конкурсная деятельность оказывает положительное влияние на «вчерашних троечников» и при поддержке педагогов большая часть из них может стать достойными членами общества.
Анализ проведенных мероприятий позволяет говорить о том, что конкурсная деятельность в значительной мере повышает престиж рабочих профессий и, соответственно, помогает молодым людям определиться с выбором своего дальнейшего профессионального пути. Участие в конкурсах профессионального мастерства готовит обучающихся СПО к тому, что постоянные совершенствования производственных платформ, изменяющиеся требования работодателей стимулируют их к непрерывному самообразованию и профессиональному росту как
высококвалифицированных специалистов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. № 14- ФЗ от 26.01.1996 г. Действующая редакция от 28.03.2017.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»
3. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями)
4. Ведомственная целевая программа «Развитие общего и профессионального образования Красноярского края на 2010 - 2012 годы»
5. Аронов, А.М. Подходы, факторы и принципы реализации практико-ориентированной подготовки на основе рефлексивно-деятельностного подхода //Сборник статей по итогам Форума современных праатик профессионального образования "Практико-ориентированное обучение: опыт Красноярской краевой системы среднего профессионального образования". - Красноярск: РПБ "Амальгама", 2015. - С. 7-11.
6. Барзаева, М. А., Абдулазизова, Э. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 463-465.
7. Белогурова, Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - С. 49-52.
8. Белоусова, И. А. Проблемы среднего профессионального образования в современных условиях // Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке : материалы III Международной научно-практической конференции (Омск, 22- 23 апреля 2015 г.) / БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». - Омск : БПОУ ОО «СПК», 2015. - 640 с.
9. Боцманова, Н.В. Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования // теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь, 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 283-286
10. Глуханюк, В.А. Практикум по психодиагностике. - М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 192с.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. 2-ое изд., доп. - Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 512 с Ильина Т.И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. № 3(42) 2014. - С.15-17.
13. Ильина, Т.И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. № 3(42) 2014. - С.15-17.
14. Кагосян, А.С. Проблемы и перспективы развития среднего профессионального образования //Гуманизация наук, 2014. - С.29 - 34. - С. 31.
15. Калиничева, В.Г. Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности // научные исследования в образовании. №6, 2008. - С. 23 - 26.
16. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
17. Косинова, В.Ф. Профессиональная среда современного образовательного учреждения: монография // Под ред. Д.ф.н., проф. А.Н. Мельникова. Барнаул: Азбука, 2013
18. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: «Высшая школа», 1990. - 142с.
19. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 464с.
20. Кучугурова, Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. - М.,2016. - С.122-124.
21. Лисовский, В.Т. Социология молодежи. - СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 1996. - 361 с.
22. Ломтева, Е. В. Конкурсная проектная деятельность как условие развития педагогического коллектива колледжа. Автореф.к.п.н. - М.,2009. - 24 с.
23. Мотивация учения / Под редакцией М.В. Матюхиной. - М.: «Сфера», 1998. - 207 с.
24. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - Москва-Воронеж, 2003.
25. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
26. Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке :материалы III Международной научно-практической конференции (Омск, 22-23 апреля 2015 г.) / БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». - Омск : БПОУ ОО «СПК», 2015. - 640 с.
27. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350с.
28. Собчик, Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. - СПб.: Издательство «Речь», 2001. - 112с.
29. Спенсер-мл, .Л., Спенсер, С. Компетенции на работе. - М.: Изд- во ГИППО, 2010.
30. Слизкова, Е. В., Астаева, С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в
СПО // Молодой ученый. - 2016. - № 6.2. - С. 101-105.
31. Фатхуллин, М.Ф. Воспитание специалиста. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 150с.
32. Фихте, И.Г. Назначение человека// Фихте И.Г. Сочинения. Т.2. - СПб.: «Мифрил», 1993
33. Формирование мотивационной сферы личности. / Под редакцией В.Г. Леонтьева. - Новосибирск: Издательство «НГПУ», 2003. - 218с.
34. Чайка, В.Г. Структура учебной мотивации студентов ВУЗов и особенности её развития во внеаудиторных формах работы. // Журнал прикладной психологии. - 2002. - №3. - С 28-30.
35. Шушерина, О.А. Ответственность - профессионально значимое качество будущего специалиста. - Красноярск: СибГТУ, 2002. - 186с.
36. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
Интернет-ресурс
37. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 3 декабря 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://kremlin.ru/events/president/new/50864
38. Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию Российской
Федерации о реализации государственной политики в сфере образования, Москва, 2017 / - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://government.ru/media/files/1xOsf0Ae1RUl1VqyTbEZVTTMjyuzDbSA.pdf
39. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
40. Официальный портал Территориальной службы государственной статистики по Красноярскому краю/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.krasstat. gks.ru/
41. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на
период до 2020 года // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p 1 ai/media/events/files/41 d4701 a6bfda8ac356e.pdf
42. Регламент Финала национального чемпионата WSR. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Кодекс этики Версия: 1.0 Дата: 15.04.15. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://worldskills.ru/techcom/konkursdocs//
43. Техническое описание Фрезерные работы на станках с ЧПУ. WSR2015_TD07_RU Дата:12.03.2015 - v1.0. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: URL: http:// worldskills.ru/techcom/konkursdocs //
44. Центр экономических и политических реформ. Социологическое
исследование ««Молодежный» протест: причины и потенциал. Условия жизни и мироощущение российской молодежи», май 2017 г./ —
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cepr.su/wp- content/uploads/2017/05/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0 %B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9- %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%BF% D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B8- %D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0% D0%BB.pdf
45. http://docpsy.ru/testy/diagnostika-proforientatsii/
46. https://ria.ru/society/20160715/1466759514.html
47. https://ria.ru/interview/20160220/1377396681.html
48. http://nsportal.ru/ap/librarv/drugoe/2014/08/07/issledovatelskava- rabota-professionalnoe-samoopredelenie
49. https://ru.wikipedia.org/wiki/WorldSk КАК Сills
50. http://vercont.ru/stati_ i _obzory/obrazovatelnava_ politika_v krasnovar skom_krae_%E2%80%93_territorii_oper.html
51. Worldskills Russia, URL: http://worldskills.ru
52. Щедровицкий, П. Г. Педагогика свободы. [Электронный ресурс