Повышение эффективности процессов реализации и финансового обеспечения отдельных полномочий органов местного самоуправления в Красноярском крае
|
Введение
1 Теоретико-методологические основы государственного
и муниципального управления 6
1.1 Сущность государственного и муниципального управления 6
1.2 Структура органов местного самоуправления в РФ 15
1.3 Анализ и оценка организационно-правовых основ
местного самоуправления в РФ и Красноярском крае 22
5 Исследование практики и проблем наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 30
2.1 Наделение органов местного самоуправления государственными
полномочиями: сущность, формы, принципы 30
2.2 Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями 37
2.3 Подходы к оценке эффективности реализации переданных
государственных полномочий 42
6 Финансовое обеспечение переданных полномочий ОМС 58
3.1 Содержание финансового обеспечения переданных полномочий и
субъекта РФ 58
3.2 Проблемы и возможности финансирования переданных полномочий... 65
3.3 Подходы к оценке эффективности межбюджетных трансфертов
субъектам Российской Федерации 70
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение А 98
1 Теоретико-методологические основы государственного
и муниципального управления 6
1.1 Сущность государственного и муниципального управления 6
1.2 Структура органов местного самоуправления в РФ 15
1.3 Анализ и оценка организационно-правовых основ
местного самоуправления в РФ и Красноярском крае 22
5 Исследование практики и проблем наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 30
2.1 Наделение органов местного самоуправления государственными
полномочиями: сущность, формы, принципы 30
2.2 Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями 37
2.3 Подходы к оценке эффективности реализации переданных
государственных полномочий 42
6 Финансовое обеспечение переданных полномочий ОМС 58
3.1 Содержание финансового обеспечения переданных полномочий и
субъекта РФ 58
3.2 Проблемы и возможности финансирования переданных полномочий... 65
3.3 Подходы к оценке эффективности межбюджетных трансфертов
субъектам Российской Федерации 70
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение А 98
Одну из основ конституционного строя в Российской Федерации составляет местное самоуправление, которое гарантируется, признается и осуществляется на всей территории государства. Принципы местного самоуправление закреплены в Европейской Хартии в Страсбурге, 15 октября 1985 года. Кроме этого, принципы местного самоуправления по возможности должны быть в Конституции каждой страны, подписавшей Хартию, в числе которых находится и Российская Федерация.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» довольно быстро меняется, часто подвергается редакциям, в соответствии с чем меняется ряд нормативно-правовых актов, это является сложностью и для муниципалитетов, которым необходимо постоянно подстраиваться под изменения, принятые законом.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что особое внимание уделяется проблемам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, органами федеральной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и перераспределениями полномочий между уровнями власти, взаимоотношения государственной власти и властей местного самоуправления. Данные проблемы стали отражаться на нормативно-правовых основах, обсуждаться в научной литературе и влиять на состояние Российской Федерации и регионов.
Целью работы является изучение действующей практики, проблем реализации и финансового обеспечения полномочий в сфере организации и повышения эффективности органов местного самоуправления.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- проанализировать теоретическо-методологические основы государственного и муниципального управления;
- исследовать практику и проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- изучить подходы к оценке качества реализации переданных полномочий;
- изучить финансовое обеспечение переданных полномочий органов местного самоуправления;
- исследовать подходы к оценке эффективности использования межбюджетных трансфертов.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам передачи отдельных государственных полномочий.
Предметом исследования являются теория и практика осуществления переданных полномочий органами местного самоуправления, также правовые нормы, регламентирующие формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, а также нормы права, регулирующие передачу полномочий в сфере взаимодействия этих органов.
В ходе написания данной работы были использованы такие методы исследования как анализ документов (в том числе законодательства), наблюдение, сравнение.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Федерации и решения местных органов власти в области бюджетных отношений, материалы Министерства финансов Российской Федерации, информация Росстата, отечественные и зарубежные публикации по исследуемой проблеме, материалы международных и региональных научно-практических конференций, семинаров.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» довольно быстро меняется, часто подвергается редакциям, в соответствии с чем меняется ряд нормативно-правовых актов, это является сложностью и для муниципалитетов, которым необходимо постоянно подстраиваться под изменения, принятые законом.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что особое внимание уделяется проблемам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, органами федеральной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и перераспределениями полномочий между уровнями власти, взаимоотношения государственной власти и властей местного самоуправления. Данные проблемы стали отражаться на нормативно-правовых основах, обсуждаться в научной литературе и влиять на состояние Российской Федерации и регионов.
Целью работы является изучение действующей практики, проблем реализации и финансового обеспечения полномочий в сфере организации и повышения эффективности органов местного самоуправления.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- проанализировать теоретическо-методологические основы государственного и муниципального управления;
- исследовать практику и проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- изучить подходы к оценке качества реализации переданных полномочий;
- изучить финансовое обеспечение переданных полномочий органов местного самоуправления;
- исследовать подходы к оценке эффективности использования межбюджетных трансфертов.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам передачи отдельных государственных полномочий.
Предметом исследования являются теория и практика осуществления переданных полномочий органами местного самоуправления, также правовые нормы, регламентирующие формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, а также нормы права, регулирующие передачу полномочий в сфере взаимодействия этих органов.
В ходе написания данной работы были использованы такие методы исследования как анализ документов (в том числе законодательства), наблюдение, сравнение.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Федерации и решения местных органов власти в области бюджетных отношений, материалы Министерства финансов Российской Федерации, информация Росстата, отечественные и зарубежные публикации по исследуемой проблеме, материалы международных и региональных научно-практических конференций, семинаров.
В работе были исследованы теоретическо-методологические основы государственного и муниципального управления, структура муниципального управления, а также теория и практика в области переданных полномочий органам местного самоуправления, проблемы наделения отдельными полномочиями и предложены варианты оптимизации данных вопросов, было проанализировано финансовое обеспечение переданных полномочий и связанные с этим проблемы.
Для более удобного и эффективного управления территориальными единицами, высшее государственное управление делегирует полномочия местным властям на управление муниципальными округами, районами, городами и поселениями.
Как определено в теории, местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.
Структура органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно и должна быть закреплена уставом муниципального образования. При этом обязательным является включение в структура органов местного самоуправления представительного орган муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
издаваемые в соответствии с ними другие нормативно-правовые акты РФ (такие как: указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ и иные нормативные акты органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, которые были приняты на местных референдумах и собраниях граждан, другие муниципальные правовые акты.
Основными правовыми документами, где закреплены принципы местного самоуправления, являются: Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1999 №1370 «Об утверждении Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года, Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
На региональном уровне Красноярского края для местного самоуправление действует Закон края от 27.12.2005 № 17-4354 «О реестре должностей муниципальной службы», а на муниципальном: «Устав Красноярского края» № 5-1777 от 05.06.2008, где имеется раздел VII. Местное самоуправление в крае; Закон от 01.12.2014 №7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».
Далее были отдельно рассмотрены отдельные переданные государственные полномочия органам местного самоуправления.
- децентрализация государственной власти;
- развитие в общественной жизни самоуправленческих начал;
- участие народа в реализации властных полномочий;
- увеличение скорости реагирования на различные интересы и стремления местных сообществ, а также отдельных граждан;
- реализация качественного управления социальными процессами, а также процессами, касающихся принятия и осуществления управленческих решений.
Также были изучены и выявлены проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Во-первых, в законодательных актах нашей страны наблюдается терминологическое несоответствие. В законодательных актах не закреплено понятие «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», таким образом, не наблюдается последовательность и системность в определениях.
Во-вторых, увеличение компетенций органов МСУ при помощи наделения их отдельными государственными полномочиями должно базироваться на принципе целесообразности и учета возможностей местных властей полностью реализовать эти полномочия, без отвлечения денежных средств и материальных ресурсов из местного бюджета.
Кроме этого, был рассмотрен вопрос оценки реализации переданных полномочий органами МСУ. В основном, каждый субъект Российской Федерации выполняет оценку реализации переданных полномочий по методам, которые определены в регионе. Зачастую, у конкретного субъекта имеется правовая основа и методы для оценки переданных полномочий определенной сферы, например, здравоохранения, образования, культуры и др.
Было изучено финансовое обеспечение переданных полномочий. Переданные полномочия финансируются за счет субвенций. Субвенция - форма межбюджетных трансфертов, выделяемых из вышестоящего бюджета в нижестоящий в целях финансового обеспечения расходных обязательств, которые возникают в результате передачи полномочий публично-правовый образований вышестоящего уровня нижестоящему.
Субвенция как форма финансового обеспечения переданных государственных полномочий появилась с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
Методика расчета размера, выделяемых субвенций на реализацию переданных полномочий местному бюджету из федерального бюджета, субъекта Российской Федерации прописана в Законе о соответствующем наделении полномочий или в приложении к данному закону. В основном для расчета размера субвенций представлена формулы для расчета нормативов. Для каждого отдельного государственного полномочия индивидуально прописывается отдельная формула.
Довольно остро стоит вопрос о финансовом обеспечении переданных полномочий. Основными проблемами финансирования являются следующие:
- объем финансирования, который необходим, для должного выполнения переданных полномочий не соответствует возможностям бюджета
муниципалитета из-за его несбалансированности, а также ограниченных доходов;
- недостаточно проработанная методологическая база расчетов объема субвенций (специальных межбюджетных трансфертов) на передачу отдельных полномочий муниципальным образованиям;
- заключаемые договора о передаче отдельных полномочий во многих случаях носят формальный характер и по своему содержанию не в полном объеме соответствуют требованиям 131-Федерального закона.
Кроме всего, были проанализированы методы оценки исполнения межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.
Успешная реализация оценки эффективности межбюджетных трансфертов предполагает методологическую и правовую подготовку, которую необходимо довести до состояния, когда субъекты могли бы оценивать исполнение субвенций и субсидий по единым правовым основам и методикам без особых сложностей. Поэтому разработка системы с показателями и критериями эффективности является первоочередной задачей в данном вопросе.
В итоге можно сказать, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно развито и подкреплено множеством нормативно-правовых актов. Осуществляется передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления для более эффективного управления в РФ.
Однако, как выяснилось при изучении данной темы, существуют и некоторые проблемы, которые возникают при передаче отдельных государственных полномочий, оценке реализации переданных полномочий, проблемы в области финансирования полномочий и при оценке межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации. В данной работе были рассмотрены все проблемы и предложены варианты их решения.
Для более удобного и эффективного управления территориальными единицами, высшее государственное управление делегирует полномочия местным властям на управление муниципальными округами, районами, городами и поселениями.
Как определено в теории, местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.
Структура органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно и должна быть закреплена уставом муниципального образования. При этом обязательным является включение в структура органов местного самоуправления представительного орган муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
издаваемые в соответствии с ними другие нормативно-правовые акты РФ (такие как: указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ и иные нормативные акты органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, которые были приняты на местных референдумах и собраниях граждан, другие муниципальные правовые акты.
Основными правовыми документами, где закреплены принципы местного самоуправления, являются: Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1999 №1370 «Об утверждении Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года, Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
На региональном уровне Красноярского края для местного самоуправление действует Закон края от 27.12.2005 № 17-4354 «О реестре должностей муниципальной службы», а на муниципальном: «Устав Красноярского края» № 5-1777 от 05.06.2008, где имеется раздел VII. Местное самоуправление в крае; Закон от 01.12.2014 №7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».
Далее были отдельно рассмотрены отдельные переданные государственные полномочия органам местного самоуправления.
- децентрализация государственной власти;
- развитие в общественной жизни самоуправленческих начал;
- участие народа в реализации властных полномочий;
- увеличение скорости реагирования на различные интересы и стремления местных сообществ, а также отдельных граждан;
- реализация качественного управления социальными процессами, а также процессами, касающихся принятия и осуществления управленческих решений.
Также были изучены и выявлены проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Во-первых, в законодательных актах нашей страны наблюдается терминологическое несоответствие. В законодательных актах не закреплено понятие «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», таким образом, не наблюдается последовательность и системность в определениях.
Во-вторых, увеличение компетенций органов МСУ при помощи наделения их отдельными государственными полномочиями должно базироваться на принципе целесообразности и учета возможностей местных властей полностью реализовать эти полномочия, без отвлечения денежных средств и материальных ресурсов из местного бюджета.
Кроме этого, был рассмотрен вопрос оценки реализации переданных полномочий органами МСУ. В основном, каждый субъект Российской Федерации выполняет оценку реализации переданных полномочий по методам, которые определены в регионе. Зачастую, у конкретного субъекта имеется правовая основа и методы для оценки переданных полномочий определенной сферы, например, здравоохранения, образования, культуры и др.
Было изучено финансовое обеспечение переданных полномочий. Переданные полномочия финансируются за счет субвенций. Субвенция - форма межбюджетных трансфертов, выделяемых из вышестоящего бюджета в нижестоящий в целях финансового обеспечения расходных обязательств, которые возникают в результате передачи полномочий публично-правовый образований вышестоящего уровня нижестоящему.
Субвенция как форма финансового обеспечения переданных государственных полномочий появилась с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
Методика расчета размера, выделяемых субвенций на реализацию переданных полномочий местному бюджету из федерального бюджета, субъекта Российской Федерации прописана в Законе о соответствующем наделении полномочий или в приложении к данному закону. В основном для расчета размера субвенций представлена формулы для расчета нормативов. Для каждого отдельного государственного полномочия индивидуально прописывается отдельная формула.
Довольно остро стоит вопрос о финансовом обеспечении переданных полномочий. Основными проблемами финансирования являются следующие:
- объем финансирования, который необходим, для должного выполнения переданных полномочий не соответствует возможностям бюджета
муниципалитета из-за его несбалансированности, а также ограниченных доходов;
- недостаточно проработанная методологическая база расчетов объема субвенций (специальных межбюджетных трансфертов) на передачу отдельных полномочий муниципальным образованиям;
- заключаемые договора о передаче отдельных полномочий во многих случаях носят формальный характер и по своему содержанию не в полном объеме соответствуют требованиям 131-Федерального закона.
Кроме всего, были проанализированы методы оценки исполнения межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.
Успешная реализация оценки эффективности межбюджетных трансфертов предполагает методологическую и правовую подготовку, которую необходимо довести до состояния, когда субъекты могли бы оценивать исполнение субвенций и субсидий по единым правовым основам и методикам без особых сложностей. Поэтому разработка системы с показателями и критериями эффективности является первоочередной задачей в данном вопросе.
В итоге можно сказать, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно развито и подкреплено множеством нормативно-правовых актов. Осуществляется передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления для более эффективного управления в РФ.
Однако, как выяснилось при изучении данной темы, существуют и некоторые проблемы, которые возникают при передаче отдельных государственных полномочий, оценке реализации переданных полномочий, проблемы в области финансирования полномочий и при оценке межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации. В данной работе были рассмотрены все проблемы и предложены варианты их решения.
Подобные работы
- Современные модели взаимодействия государства и местного самоуправления: опыт реформирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Методика оценки эффективности реализации культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Исторический опыт осуществления общественной помощи нуждающимся органами местного самоуправления России в 1864 - 1917г.г.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Финансовые основы местного самоуправления (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование институционального регулирования внешнего облика городской среды муниципального образования
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности использования муниципального имущества
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Методика расчета субсидии для финансирования муниципального задания бюджетным дошкольным образовательным учреждениям
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016



