ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проблемы обучения посредством использования элективного курса обучающимися старшей школы на уроках информатики 5
1.1. Основные требования к программам элективных курсов и
особенности обучения информатике посредством использования элективного курса обучающимися старшей школы 5
1.2. Программирование как средство развития профессиональных
навыков обучающихся старшей школы, выбор наиболее оптимального языка программирования 21
1.3. Обзор существующих решений обучения программированию на Ruby 30
Выводы к главе 1 34
2. Опытно-экспериментальный анализ результативности элективного курса
«Программирование на Ruby» при организации обучения программированию обучающихся старшей школы 37
2.1. Описание элективного курса «Программирование на Ruby», обзор
используемых средств элективного курса 37
2.2. Организация обучения программированию посредством
элективного курса «Программирование на Ruby» обучающихся старшей школы 50
2.3. Методические рекомендации по организации обучения
программированию обучающихся старшей школы с использованием элективного курса «Программирование на Ruby» 63
Выводы к главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент определяется явный недостаток информационных ресурсов, посвященных программированию на Ruby, отсутствуют обучающие курсы по программированию на Ruby для школьников, несмотря на то, что данный язык набирает популярность в современной веб-разработке в целом и является наиболее оптимальным в применении.
Цель исследования: разработать содержание рабочей программы элективного курса «Программирование на Ruby» для профильных классов.
Объект исследования: процесс обучения программированию обучающихся старшей школы.
Предмет исследования: элективный курс «Программирование на Ruby» как средство развития профессиональных навыков обучающихся старшей школы.
Задачи исследования:
- Проанализировать особенности обучения информатике посредством использования элективного курса обучающимися старшей школы, рассмотреть требования, предъявляемые к программам элективных курсов.
- Рассмотреть программирование как средство развития профессиональных навыков обучающихся старшей школы.
- Провести обзор существующих решений обучения программированию.
- Разработать содержание рабочей программы элективного курса по программированию на Ruby для старших школьников.
- Разработать методические рекомендации по организации обучению программированию обучающихся старшей школы с использованием элективного курса «Программирование на Ruby».
Гипотеза исследования: элективный курс «Программирование на Ru-by» будет являться средством развития профессиональных навыков обучающихся старшей школы, таких, как умение создавать веб-приложения, умение создавать интерактивные веб-сайты, владение основами алгоритмической структуры, библиотеками и синтаксисом языка, если:
- Обучающиеся изучат теоретическую и практическую часть элективного курса.
- Обучающиеся выполнят предлагаемые в элективном курсе практические задания.
- Обучающиеся создадут веб-приложение.
Практическая значимость исследования: разработанный элективный курс по обучению программированию для старших школьников позволит рассмотреть все особенности языка Ruby в оптимальном формате и выполнить необходимые задания, результатом выполнения которых станет разработанное веб-приложение, что собственно будет способствовать развитию профессиональных навыков обучающихся
В современных условиях развития общества особую актуальность приобрела проблема предпрофессиональной подготовки обучающихся 10-11 классов. На сегодняшний день качественная предпрофессиональная подготовка старшеклассников возможна в рамках профильной школы, на элективных курсах.
В процессе исследования были выявлены особенности обучения информатике посредством использования элективного курса обучающимися старшей школы, обоснованы целесообразность данного учебного материала.
Было разработано содержание программы элективного курса по теме: «Программирование на Ruby».
В ходе исследования были изучены основные требования к программам элективных курсов для обучающихся старшей школы в условиях ФГОС, рассмотрены особенности предпрофессиональной подготовки старшеклассников к веб-разработке. На основе изучения учебной литературы была дана характеристика языка веб-программирования Ruby, его приоритетных возможностей по сравнению с другими языками, используемых фреймворках. Были сформулированы основные условия, необходимые для успешного обучения веб-программированию посредством элективного курса, обоснована необходимость создания содержания данной программы для старшеклассников с фиксированным профессиональным интересом.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит «перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации.
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков, которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Элективные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы старших школьников, обучающихся на информационно-технологическом профиле школы и занимающихся углубленным изучением основ программирования. При разработке элективного курса по программированию важно учитывать индивидуальный запрос обучающихся, который может быть направлен на сферу веб-программирования.
В современном мире веб-программирование является очень важной деятельностью, так как целью веб-программирования является разработка веб-приложений, позволяющих пользователю структурированно и в визуализированном формате оптимально использовать необходимую информацию. На данный момент существует огромное количество языков веб-программирования, каждый из которых имеет свои особенности и закономерности. Ruby - наиболее высокоуровневый язык, максимально ориентированный на веб-программирование. Изучение данного языка определит для старшеклассников, профессионально осваивающих программирование, возможные перспективы.
Все поставленные цели и задачи исследования выполнены.
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]: приказ от 18.07.2002 г. № 2783 // DOCPLAYER. - Режим доступа: http://docplayer.ru/41037162-Koncepciya- profilnogo-obucheniya-na-starshey-stupeni-obshchego-obrazovaniya.html
2. Luenberger, D. G. Information science. USA, Princeton University Press, 2006. — 423 pp.
3. Голуб, Г.Б. Предпрофильная подготовка учащихся: рекомендации по организации и проведению / Г.Б. Голуб, А.В. Великанова; под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, 2006. - 160 с.
4. Макгаврен, Д. Head First. Изучаем Ruby: учебное пособие / Д. Макгаврен. - CaHKT-Петербург: Питер, 2016. - 528 c.
5. Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. - Москва: Наука, 1987. - 304 c.
6. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: методическое пособие / Н.В. Немова. - Москва: Сентябрь, 2005. - 160 с.
7. Судаков, К.В. Информационный феномен жизнедеятельности / К.В. Судаков. - Москва: РМА ПО, 2010. — 380с.
8. Тавстуха, О.Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учебно-методическое пособие / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова. - Оренбург: ОГПУ, 2008. - 212 с.
9. Фитцджеральд, М. - Изучаем Ruby: учебное пособие / М. Фитцджеральд: Пер. с англ. - Санкт-Петербург: БХВ - Петербург, 2008. - 336 с.
10. Хартл, М. Ruby on Rails для начинающих. Изучаем разработку веб-приложений на основе Rails / М. Хартл. - М. : ДМК Пресс, 2017. - 572 c.
11. Хеннсон, Д. X. Rails 4. Гибкая разработка веб-приложений / Д. X. Хеннсон, С. Руби, Т. Дэйв. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 448 c.
12. Артемова, Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л. К. Артемова // Педагогическое образование и наука. - 2001. - №3. - С. 46.
13. Афанасьева, С. Г. Исследовательская деятельность при разработке курсового проекта бакалавра специальности «Прикладная информатика» / С. Г. Афанасьева, О. С. Гришаева // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - Екатеринбург, 2015. - №5(10). - С. 11-15.
14. Афанасьева, С. Г. Актуализация творческой деятельности учащихся средствами учебно-методического комплекса / С. Г. Афанасьева // сборник по итогам научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований» 29-30 апреля 2015 года / Евразийский союз ученых. - Екатеринбург, 2015. - С. 97-99.
15. Балбеков, О. Почему Ruby / Ruby on Rails? [Электронный ресурс] / О. Балбеков // Evrone. - 2015. - Режим доступа: https://medium.com/evrone- ru/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-ruby-ruby-on- rails-5d08e2ce8d49
16. Бахвалов, Л. Компьютерное моделирование: долгий путь к сияющим вершинам? / Л. Бахвалов // Компьютерра. - 1997. - №40. - С. 15-25.
17. Васильев, Д. А. Методические особенности изучения языка Python школьниками / Д. А. Васильев // Символ науки. - 2017. - №1. - С. 170-172.
18. Воронина, Г. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ / Г. Воронина // Школа. - 2001. - №6.- С. 84.
19. Гузеев, В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. Гузеев // Народное образование. - 2002. - №9. - С. 113.
20. Брина, Т. М. Плюсы и минусы профилизации российского образования / Т. М. Брина // Профильная школа. - 2008. - №2. - С. 39-44.
21. Колин, К. К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов / К. К. Колин // Открытое образование. - 2006. - №2(55). - С. 73-77.
22. Кончин, А. В чём особенности и преимущества Ruby on Rails [Электронный ресурс] / А. Кончин. // Anadea. - 2015. - Режим доступа: https://anadea.info/ru/blog/why-rubyonrails-is-so-popular
23. Крылова, Н. Как организовать профильный продуктивный класс в школе / Н. Крылова // Школьные технологии. - 2003. - №2. - С. 32.
24. Мизин, И. А., Синицын, И. Н., Доступов, Б. Г., Захаров, В. Н., Красавин, А. Н. Развитие определений "информатика" и "информационные технологии" / Под ред. члена-корреспондента АН СССР И.А.Мизина. - М. : ИЛИ АН СССР, 1991. - 15 c.
25. Полещук, В. А. Особенности элективных курсов и их влияние на профессионализацию [Электронный ресурс] / В. А. Полещук, А. С. Полещук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - №26. - С. 46-50. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95294.html.
26. Регунад, Д. Выбор оптимального языка программирования. Факторы выбора [Электронный ресурс] / Д. Регунад, Н. Джайн // IBM. - 2012. - Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/wa- optimal
27. Родыгин, Е. Ф. Методические рекомендации обучения программированию в школе / Е. Ф. Родыгин // ИТО Марий Эл. - 2011. - №5. - С. 35-38.
28. Сапего, Ю. С. Сравнительный анализ языков программирования для разработки web-приложений / Ю. С. Сапего // Молодежный научный вестник.- 2017. - №3. - С. 32-37.
29. PHP, Ruby, Python - краткая характеристика трёх языков
программирования // Internet-Technologies. - URL: http://www.intemet
technologies.ru/articles/php-ruby-python-harakteristika-yazykov- programmirovaniya.html (дата обращения: 23.04.2018).
30. Ruby для начинающих: чем интересен этот язык и как его эффективно изучать // DOU. - URL: https://dou.ua/lenta/articles/ruby-for- beginners/(дата обращения: 23.04.2018).
31. Ruby и красивый код // RubyDev. - С: https://rubydev.ru/2010/10/ruby- and-beautiful-code/(дата обращения: 23.04.2018).
32. Особенности языка Ruby // Ruby - лучший друг программиста. -
URL: https://www.ruby-lang.org/ru/documentation/ruby-from-other-languages/
(дата обращения: 23.04.2018).
33. Программа элективного курса по информатике «Основы программирования на примере Visual Basic» // Видеоуроки. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/programma-elektivnogo-kursa-po-informatike- osnovy-programmirovaniya-na-primere-visual-basic.html
34. Рабочая программа элективного курса для учащихся 10, 11 классов
«Основы программирования» // DOCPLAYER. - URL:
http://docplayer.ru/33063750-L--rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-dlya- uchashchihsya-1 0- 1 1 -klassov-osnovy-programmirovaniya.html
35. Сравнение Python vs Ruby // Losst.ru. - URL: https://losst.ru/sravnenie- python-vs-ruby(дата обращения: 23.04.2018).
36. Язык программирования Ruby // Internet-Technologies. - URL: http://www.internet-technologies.ru/articles/yazyk-programmirovaniya-ruby.html(дата обращения: 23.04.2018).
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Программирование на Ruby»