ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический обзор предприятий питания при гостиницах 5
1.1 Средства размещения: понятие, особенности, виды 5
1.2 Классификация и характеристика предприятий питания при
гостиницах 11
1.3 Служба питания гостиницы. Виды услуг питания и методы
обслуживания в гостиницах 17
1.4 Характеристика состава помещений службы питания при
гостиницах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Индустрия гостеприимства является одним из самых важных элементов социальной сферы. Она играет важную роль в повышении эффективности общественного производства, и соответственно, роста жизненного уровня населения. Важнейшим элементом в гостиничном обслуживании является деятельность предприятия питания.
Для большинства клиентов уровень гостиницы напрямую связан с качеством системы питания. Именно поэтому, так важно организовать грамотное функционирование предприятия питания при гостинице.
С точки зрения коммерческой выгоды, наибольшую прибыль приносит основной вид деятельности гостиниц - сдача номерного фонда. Однако деятельность предприятия питания является одной из тех критических точек, которые позволяют определить категорию гостиницы [38].
Организация питания в гостиницах - очень важный фактор обслуживания посетителей гостиницы, который влияет на количество посетителей и загрузку гостиницы. Предприятия питания в гостиницах способствуют привлечению дополнительных доходов гостиницы. Очень важно правильно организовать деятельность предприятия питания в гостинице, чтобы посетителям было уютно и комфортно, и им снова и снова хотелось прийти и отдохнуть именно в этом предприятии [59].
Актуальность темы обусловлена тем, что совершенствование деятельности предприятия питания при гостинице позволит создать положительный имидж, как гостиницы, так и самого предприятия питания, повысить уровень обслуживания, что приведёт к увеличению количества посетителей и, следовательно, увеличению прибыли гостиницы.
В настоящее время исследованиями деятельности гостиниц и предприятий питания занимаются такие авторы как С. И. Байлик, Л.С. Кучер, Л.М. Скуратова, О. Т. Лойко, А. И. Мглинец, Т. Тимохина, Л. Л. Руденко, М. А. Морозова и другие. При всей значимости трудов вышеперечисленных авторов, в этих исследованиях практически не рассматривается деятельность предприятий питания при гостиницах.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа деятельности предприятия питания при гостинице «Восход - М» комплекса отдыха «Снежная долина» и разработка предложений по совершенствованию деятельности данного предприятия.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- Изучить понятие, особенности и виды современных средств размещения.
- Отразить теоретические аспекты работы службы питания при гостинице, виды услуг питания и методы обслуживания в гостиницах.
- Рассмотреть современную классификацию средств размещений и предприятий питания.
- Дать характеристику состава помещений службы питания при гостиницах.
- Дать общую характеристику комплекса отдыха «Снежная долина».
- Провести анализ общей деятельности ресторана «Михайлов» при гостинице «Восход - М» комплекса отдыха «Снежная долина».
- Провести анализ организации работы производства в ресторане «Михайлов» при гостинице «Восход - М» комплекса отдыха «Снежная долина».
- Разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия питания при гостинице «Восход - М» комплекса отдыха «Снежная долина».
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является деятельность предприятий питания при гостинице.
Предметом исследования является деятельность ресторана «Михайлов» при гостинице «Восход - М» комплекса отдыха «Снежная долина».
Услуги предприятия питания в гостинице являются наиболее востребованными, после услуги предоставления номеров, следовательно, можно отметить, что для успешного функционирования предприятия питания при гостинице, его деятельность обязана соответствовать необходимым требованиям, стандартам и нормам [38].
В процессе исследования предприятия питания при гостинице была достигнута поставленная цель и решены основные задачи работы.
В ходе анализа деятельности ресторана «Михайлов» при гостинице «Восход - М» комплекса «Снежная долина» было выявлено множество факторов, которые положительно влияют на работу и развитие предприятия питания и комплекса отдыха в целом, но существует также ряд недостатков и слабых мест ресторана.
Исходя из результатов анализа, следует сказать, что основные недочёты деятельности ресторана «Михайлов» обнаружены по таким направлениям деятельности как: обслуживание в номерах, PR - менеджмент, меню предприятия, персонал, оснащённость оборудованием и прочие (обновление информации на официальном сайте ресторана «Михайлов», доступность предприятия для людей с ограниченными возможностями, оформление технико - технологических карт).
В данной работе было разработано несколько путей совершенствования деятельности ресторана «Михайлов».
Таким образом, ликвидируя выявленные недостатки и следуя разработанным рекомендациям, у ресторана «Михайлов» при гостинице «Восход - М» комплекса отдыха «Снежная долина» появляется множество путей для расширения спектра услуг, привлечения ещё большего потока клиентов, улучшения культуры обслуживания и т. д., что в будущем послужит для развития и укрепления позиций ресторана и комплекса отдыха в целом на рынке гостинично-ресторанных услуг города Красноярска.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: всенародное голосование от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.11.1996 №132-ФЗ ред. от 01.11.2012 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru
4. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: федер. закон от 09.01.1996 №2-ФЗ ред. от 13 июля 2015 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
5. О противопожарном режиме (с изменениями на 6 апреля 2016 года) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 25.03.2012 № 390 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru
6. Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями [Электронный ресурс]: приказ Министерство культуры Российской Федерации от 11.06.2014 № 1215 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru
7. ОК 029-2014 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [Электронный ресурс] : приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14- ст (ред. от 17.02.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
8. Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, разделы: «Торговля и общественное питание» [Электронный ресурс]: постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 05.03.2004 № 30 Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru
9. О введении в действие санитарных правил (вместе с «СП 2.3.6.1079-01). 2.3.6 Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 ред. от 31.03.2011 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
10. Об утверждении и введении в действие «Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования» [Электронный ресурс]: приказ Минжилкомхоза РСФСР от 04.08.1981 № 420 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
11. О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011). Технический регламент Таможенного союза. "О безопасности пищевой продукции" [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (ред. от 10.06.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
12. Положение о бракераже пищи в предприятиях общественного питания [Электронный ресурс]: приложение к письму Министерства торговли РСФСР от 21 августа 1963 № 0848 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
13. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. - Введ. 01.01.2016. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 16 с.
14. ГОСТ 30494-2011. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях. - Введ. 01.01.2013. - Москва: Стандартинформ, 2013. - 16 с.
15. ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу. - Введ. 01.01.2016. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 16 с.
16. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения. Ввод. 01.01.2015. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 15 с.
17. ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию. Введ. 01.01.2015. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 17 с.
18. ГОСТ 31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания. - Введ. 01.01.2015. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 14 с.
19. ГОСТ Р 50763-2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия. Взамен ГОСТ Р 50763-95; введ. 01.01.2009. - Москва: Стандартинформ, 2008. - 12 с.
20. ГОСТ Р 53423-2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения. - Введ. 01.07.2010. - Москва: Стандартинформ, 2010. - 15 с.
21. ГОСТ Р 54606-2011 Услуги малых средств размещения. Общие требования. - Введ. 01.07.2012. - Москва: Стандартинформ, 2012. - 14 с.
22. ГОСТ Р 55319-2012 Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения. - Введ. 01.01.2014. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 18 с.
23. ГОСТ Р 55817-2013 Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения. - Введ. 01.09.2015. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 15 с.
24. ГОСТ Р 55889-2013 Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 22000-2007 для индустрии питания. - Введ. 01.09.2015. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 50 с.
25. СНиП 2.04.01-85* (СП 30.13330.2010) Внутренний водопровод и канализация зданий [Электронный ресурс]: постановление Государственного комитета СССР по делам строительства от 4.10.1985 № 189.// Кодекс - профессиональная справочная система. - Режим доступа:http://www.kodeks.ru
26. СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений (с Изменениями № 1, 2). - Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2002. - 25 с.
27. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение (с Изменением № 1). - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2003. - 74 с.
28. СНиП 41-01-2003 (СП 60.13330.2010) Отопление, вентиляция и кондиционирование. [Электронный ресурс]: постановление Госстроя от 26.06.2003 № 115 // Кодекс - профессиональная справочная система. - Режим доступа:http://www.kodeks.ru
29. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.03.2003 № 34 (с изменениями на 15 марта 2010 года) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru
30. СанПиН 2.3.2. 1324-03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. - М.: Минздрав России, 2003. - 24 с.
31. СанПин 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (в редакции СП 2.3.6.1254-03) [Электронный ресурс]: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (с изменениями на 31 марта 2011 года) // Кодекс - профессиональная справочная система. - Режим доступа:http://www.kodeks.ru
32. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) [Электронный ресурс]: приказ Мингистрества Регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://base.consultant.ru
33. МГСН 4.16-98 (ТСН 31-316-99) г. Москвы Московские городские
строительные нормы. Гостиницы. - Введ. 04.08.1998. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 15 с.
34. ПОТ Р М-011-2000 Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании. Введ. 01.07.2000. - Санкт-Петербург: ЦОТПБСП, 2000.
35. Арбузова, Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ю. Арбузова. - Москва: Академия, 2009. - 224 с.
36. Архипов, В. Ресторанное дело: ассортимент, технология и управление качеством в современном ресторане: учебное пособие / В. Архипов, Т. Иванникова, А. Архипова. - Москва: Фирма «ИЙКОС», Центр учебной литературы, 2007. - 382 с.
37. Асанова, И. М. Деятельность службы приема и размещения : учебник для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Асанова, А. А. Жуков. — Москва: Академия, 2011. — 288 с.
38. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство / С. И. Байлик. - Киев: Дакор,2009. - 368 с.
39. Бранч во славу отеля // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2012. - № 12. - С. 33-56.
40. Белова, С. К. Проектирование гостиничных и ресторанных предприятий: учеб. пособие / С. К. Белова, Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - Москва: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009. - 124 с.
41. Балашова, Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса / Е. А. Балашова. - Москва: Вершина, 2005. - 176 с.
42. Брашнов, Д.Г. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие / Д. Г. Брашнов. - Москва: ФЛИНТА, 2013. - 224 с.
43. Бабарицька, В. К. Менеджмент туризма. Туроперейтинга. Понятийно-терминологические основы, сервисное обеспечение турпродукта: учебное пособие / В. К. Бабарицька, О. Ю. Малиновская. - Москва: Альтерпрес, 2004. - 288 с.
44. Велединский, В. Г. Гостиничное дело: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Стандарт 3 -го поколения (ФГОС ВО) / В. Г. Велединский. - Санкт- Петербург: Питер, 2016. - 336 с.
45. Волкова, И. В. Ресторанное дело. Самая полная энциклопедия от Люсьена Оливье до Аркадия Новикова / И. В. Волкова. - Москва: Астрель: Русь Олимп, 2009. - 543 с.
46. Гостиница Снежная Долина Мини Отель [Электронный ресурс] // Бронирование гостиниц, билетов на самолет и железнодорожных билетов. - Режим доступа: http://www.ozon.travel
47. Гридин, А. Охрана труда в сфере гостиничного обслуживания / А. Гридин. - Москва: Альфа-Пресс, 2011. - 80 с.
48. Дизайн и виды меню ресторана [Электронный ресурс] // Мир Ресторатора. Портал ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса. - Режим доступа: http://mir-restoratora.ru/?p=773
49. Завадинська, О. Ю. Организация ресторанного хозяйства за рубежом: учеб. пособие / О. Ю. Завадиньска, Е. Е. Литвиненко. - Киев: Киев. нац. торг.- экон. ун-т, 2003. - 200 с.
50. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 448 с.
51. Кантере, В. М. Система безопасности продуктов питания на основе принципов ХАССП: монография / В. М. Кантере, В. А. Матисон, М. А. Хангажеева. — Москва :Типография РАСХН, 2004. — 462 с.
52. КАРАВАН, г. Красноярск, Красноярский край [Электронный ресурс] // База данных российского бизнеса. - Режим доступа: http://lazycom.ru/view/karavan/3465851
53. Комплекс отдыха «Снежная долина» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sneg-dolina.ru
54. Комплекс отдыха «Снежная долина» [Электронный ресурс] // Удобный поиск мотелей России для авто-путешественников. Бронирование, фото, цены. - Режим доступа: http://www.motels.ru
55. Корнеев, Н. В. Технологии гостиничной деятельности: учебник / Н. В. Корнеев, Ю. В. Корнеева. - Москва: Академия, 2015. - 288 с.
56. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов / Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д. Мейкенз. - Москва: ЮНИТИ, 1998. - 232 с.
57. Культурное наследие и высокий стиль мировой сети отелей St.Regis // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2014. - № 8. - С. 19-37.
58. Кусков, А. С. Гостиничное дело / А. С. Кусков. - Москва: Дашков и Ко, 2009. - 328 с.
59. Кучер, Л. С. Организация обслуживания общественного питания: Учебник / Л. С. Кучер, Л. М. Скуратова. — Москва: Издательский Дом «Деловая литература», 2002. — 544 с.
60. Ловачева, Г. Н. Стандартизация и контроль качества продукции / Г. Н. Ловачева, А. И. Мглинец, Н. О. Успенская. - Москва: Экономика, 1990. - 218 с.
61. Лойко, О. Т. Сервисная деятельность: учеб. пособие для вузов / О. Т. Лойко. - Москва: Академия, 2008. - 304 с.
62. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студентов вузов / М. А. Морозов. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 287 с.
63. Морозов, М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб. для студентов вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - 6-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2008. - 238 с.
64. Мальская, М. П. Организация гостиничного обслуживания: учебник / М. П. Мальская, И. Г. Пандяк, Ю. С. Занько. - Москва: 2011. - 366 с.
65. Медлик, С. Гостиничный бизнес / С. Медлик, Х. Инграм. - Москва: Юнити-Дана, 2012. — 224 с.
66. Мейес, Е. Эффективное внедрение НАССР / Е. Мейес, С. Мортимор — Санкт-Петербург: Профессия, 2005. — 285 с.
67. Михайлов, Ю. Сборник инструкций по охране труда для работников гостиниц и туристско-рекреационных учреждений / Ю. Михайлов. - Москва: Альфа-Пресс, 2011. - 232 с.
68. Мглинец А. И. Справочник работника общественного питания / А. И. Мглинец, Т. В. Шлепская, А. М. Могильный. - Москва: Дели принт, - 2011. - 656 с.
69. Мглинец А. И. Справочник технолога общественного питания / А. И. Мглинец, Г. Н. Ловачева, А. М. Алешина. - Москва: Колос, - 2000. - 416 с.
70. Мглинец, А. И. Технология приготовления ресторанной продукции: Учебное пособие / А. И. Мглинец. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2014. - 206 с.
71. Назаров, О. 33 хитрости ресторанного бизнеса / О. Назаров. - Москва: Ресторанные ведомости, 2008. - 256 с.
72. Никуленкова, Т. Т. Проектирование предприятий общественного питания / Т. Т. Никуленкова, Г. М. Ястина. - Москва: КолосС, 2000. -216 с.
73. Никулина, Е.О. Типы предприятий общественного питания: справ. / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т / Е. О. Никулина, Г. В. Иванова. - Красноярск, 2010. - 70 с.
74. Носач, Н. И. Кулинарная характеристика полуфабрикатов и готовых изделий / Н. И. Носач. - Москва: Высш.шк, 1990. - 225 с.
75. Оборудование для ресторанов, баров, кафе «Деловая Русь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trapeza.ru
76. Оборудование для столовых, кафе, ресторанов «Техкомплект» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tehcomplect.ru
77. ООО ВОСХОД-М, г . Красноярск [Электронный ресурс] // Полный справочник компаний и предприятий России. - Режим доступа:http://www.b2b- project.ru
78. ООО «ВОСХОДМ», Красноярский Край, г. Красноярск [Электронный ресурс] // РусПрофайл - исчерпывающий источник бизнес-информации. - Режим доступа:http://www.rusprofile.ru/id/2847223
79. ООО «КАРАВАН», Красноярский Край, г. Красноярск [Электронный ресурс] // РусПрофайл - исчерпывающий источник бизнес-информации. - Режим доступа: http://www.rusprofile.ru/id/3301483
80. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: отели и рестораны / Г. А. Папирян. - Москва: Экономика, 2000. - 207 с.
81. Пахомова, Д. А. PR-менеджмент в ресторанном бизнесе // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита; 2012. — С. 123-125.
82. Профессиональные стандарты (Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru
83. Ресторан «Михайлов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : 11Пр://рес'гора11-1иайлов.р(ф/т1М1ау1о;.1111111
84. Ресторан «Михайлов» [Электронный ресурс] // Замуж ру. Фото, цены, отзывы. - Режим доступа: http://www.zamugh.ru/catalog
85. Ресторан «Братья Гримм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //ресторан- михайло в.рф/grimm.html
86. Родионова, Н. С. Организация гостиничного дела: учебное пособие / Н. С. Родионова, Е. В. Субботина, Л. Э. Глаголева. - Издательство: - Санкт- Петербург: Троицкий мост, 2014. - 348 с.
87. Руденко, Л.Л. Технологии гостиничной деятельности: учебное пособие для бакалавров / Л. Л. Руденко, Н. П. Овчаренко, А. Б. Косолапов. - Москва: Дашков и К, 2014. - 176 с.
88. Санитарные правила и нормы для предприятий торговли и общественного питания. - Москва: Дашков и К, 2006 - 212 с.
89. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. - Москва: Экономика, 1982. - 702 с.
90. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. - Санкт-Петербург: Профикс, 2003. - 688 с.
91. Сборник рецептурных блюд и кулинарных изделий: Нормативная документация для предприятий общественного питания / Сост. А. В. Румянцев. - Москва: Дело и сервис, 1998. - 864 с.
92. Сорокина, А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие / А. В. Сорокина. - Москва: Альфа-М: ИНФРА- М, 2007. - 304 с.
93. Тимохина, Т. Технологии гостиничной деятельности. Теория и практика. учебник / Т. Тимохина. - Москва: Юрайт, 2016. - 336 с.
94. Уокер, Д. Введение в гостеприимство / Д. Уокер. - Москва: ЮНИТИ, 2002. - 607 с.
95. Черевичко, Т. В. Теоретические основы гостеприимства: учеб. пособие для вузов / Т. В. Черевичко. - Москва: Флинта, 2008. - 285 с.
96. Чудновский, А. Д. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, Ю. М. Белозерова. - Москва: Форум, 2011. - 400 с.
97. Чудновский, А. Д. Туризм и гостиничное хозяйство / А. Д. Чудновский. - Москва: ЮРКНИГА,2005. - 448 с.
98. Чудновский, А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособ. для студ. вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. - Москва: КНОРУС, 2006. - 320 с.
99. Шкуропат, С. Гостиничное дело. учебное пособие / С. Шкуропат, Н. Михеева, Т. Скрипова, Е. Марченко. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 336 с.