ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
1.1. Основные понятия и проблемы развития словесного творчества детей дошкольного возраста 12
1.2. Формы и методы работы по развитию словесного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Диагностика уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика развития словесного творчества у старших дошкольников 65
2.3. Динамика уровня сформированности словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………100
Актуальность темы. Творческое начало в человеке, его потребность в общении и созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном возрасте. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. речь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс личностного развития. Речь не передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной педагогической науке. Исследователями накоплен богатый научный опыт, позволяющий достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.
Основная задача речевого воспитания заключается в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умело применял их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рекомендует выстраивать образовательный процесс, основываясь на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы зависит от опыта и творческого подхода педагога, специфики дошкольного учреждения, контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей.
Анализ фактической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении численности дошкольников с низким уровнем речевого развития. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста сегодня встречается довольно редко, поэтому так важно развивать речевые творческие способности дошкольников, своевременно формируя речь детей, ее чистоту и правильность.
Высокообразованный человек в современном мире должен владеть всеми богатствами родного языка. Первым звеном в системе образования дошкольников становится детский сад. Поэтому одной из его главнейших задач выступает формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Психологами и методистами отмечено, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет. Тенденцию к тому, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные, обозначил в свое время великий педагог К.Д. Ушинский [80, с. 569-570].
Об одной из общих задач развития речи детей Е.И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. ... Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова» [68, с. 5-6].
Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей является не только важным условием, но и эффективным средством развития творческой личности. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались А.Г. Арушанов
Актуальность данной работы определяется тем, что детский сад на сегодняшний день является первым звеном в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. При этом анализ фактической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении численности дошкольников с низким уровнем речевого развития. На сегодня образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое, поэтому нужно развивать речевые творческие способности дошкольников, своевременно формируя речь детей, ее чистоту и правильность.
Цель исследования достигнута, задачи решены, основные положения гипотезы подтвердились: процесс формирования словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если организовать предметно-развивающую и дидактическую среду, способствующую речевому и творческому развитию детей старшего дошкольного возраста; систематически и целенаправленно включать малые фольклорные формы в процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста; использовать разнообразные формы и методы работы при формировании словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста; привлекать родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком в процессе развития словесного творчества.
В результате мы пришли к следующим обоснованным выводам:
1. Как показало изучение научных источников основными понятиями и проблемами развития словесного творчества дошкольников является следующее: словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникающая под влиянием впечатлений от окружающего, произведений литературы и искусства, которая выражается
1. Акулова О.В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на развитие выразительности речи старших дошкольников/Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2001. – 45 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.
3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2003. – С. 27-43.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3–7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 272 с.
5. Богатырев П.Г. Язык фольклора// Язык фольклора: Хрестоматия/ Сост. А.Т. Хроленко. – М.: Флинта: Наука, 2005.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
7. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей //Художественное творчество и ребенок. – М., 1972. – С. 24-28.
8. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию// Дошкольное воспитание. – 1978. – № 4. – С. 4-8.
9. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. – Пермь: ПГПИ, 1991. – 165 с.
10. Ворошнина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей 7 года жизни в условиях мотивации их деятельности, Пермь, 1977, с.5-7.
11. Ворошнина Л.В. Творческое рассказывание// Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 28-31.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Комета, 1997. – С. 37—41.