Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ деятельности НАТО как международной межправительственной организации…………………………………………..10
1.1. Эволюция Североатлантического альянса (НАТО)………………………10
1.2. Операции и миссии НАТО. Оценка эффективности……………………...25
Глава 2. Реформирование НАТО и интересы безопасности России………...38
2.1. Общие принципы интеграционных программ НАТО……………………38
2.2. Политика сдерживания России…………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………....67
Список используемых источников и литературы…………………………….69
Актуальность исследования. В настоящее время современные международные отношения характеризуются динамичным развитием, многообразием различных взаимосвязей и непредсказуемостью. Холодная война и, соответственно, биполярное противостояние ушли в прошлое. Переходный момент от биполярной системы к становлению современной системы международных отношений начинается с 1980-х годов, как раз во время политики М.С. Горбачева, а именно во время «перестройки» и «нового мышления».
Тенденцией современных международных отношений является активная интеграция стран. Глобализация отличается от интеграции между странами отсутствием межгосударственных договоров. Однако, именно глобализация влияет на стимулирование процесса интеграции, так как делает межгосударственные границы прозрачными. Развитие тесного сотрудничества в рамках региональных организаций, активно начавшееся в конце двадцатого века, является очевидным тому доказательством. Обычно на региональном уровне происходит активная интеграция стран именно в экономической сфере, что положительно влияет и на глобальный политический процесс. В то же время процесс глобализации отрицательно влияет на внутреннюю экономику стран, потому что ограничивает возможность национальных государств контролировать свои внутренние экономические процессы.
Активную роль в развитии международных отношений играют межгосударственные организации, а также неправительственные международные организации и транснациональные корпорации (ТНК), кроме того, большое влияние на развитие международных отношений оказывает появление международных финансовых организаций и глобальных торговых сетей, что также является следствием сдвига принципов Вестфаля, где единственным актором международных отношений было именно государство.
Анализ роли НАТО в современных международных отношениях имеет важное значение для понимания того, как обеспечить европейскую и глобальную безопасность и как соотнести эти понятия в целом.
Спустя двадцать пять лет после распада биполярной системы международных отношений Североатлантический альянс снова переживает период неопределенности. Нестабильность международной обстановки требует пересмотра некоторых направлений деятельности НАТО, в частности, ведения масштабных операций по всему миру. Именно на современном этапе формируется новый мировой порядок, и от гибкости альянса зависит сохранение внутри него единства и способности эффективно решать задачи по обеспечению безопасности на североатлантическом и европейском пространстве.
На данный момент самым перспективным является направление сотрудничества НАТО с третьими странами. Процесс, запущенный для сохранения альянса как такового, в ближайшем будущем может не только позволить ему оптимизировать свою деятельность, но и оказать определенное влияние на обороноспособность стран-партнеров.
В этом направлении стратегически важное место могла бы занять Россия, но доверие между ней и НАТО серьезно подорвано, а отношения между США и Россией находятся в наихудшем состоянии в постсоветской истории. От того, в каком качестве НАТО будет воспринимать Россию, во многом зависит система глобальной безопасности.
Столкнувшись с проблемами дальнейшего расширения вследствие отсутствия консенсуса внутри блока и объективной неготовности многих стран к вступлению в альянс, НАТО усовершенствовало действовавшую систему партнерства. На практике многочисленные программы сотрудничества направлены на продвижение сферы влияния евроатлантических структур в восточном и южном направлениях. Взаимодействие НАТО и партнеров осуществляется на двусторонней основе по самому широкому спектру гуманитарных и оборонных проблем. В некоторых случаях достигается полная совместимость вооруженных
Организация Североатлантического договора с момента своего создания стала основой системы коллективной обороны в Атлантике и Европе. Тщательно проработанная система вооружённых сил, структура международного командования, возглавляемая единым центром принятия политических решений, эффективно функционировала в условиях биполярного мира и противостояния двух идеологий. С распадом Советского Союза и блока коммунистических государств альянс столкнулся со сложной задачей определения своей роли и функций в новом мире. Несмотря на предположения о потере целесообразности его существования, НАТО, сумел адаптироваться к новым вызовам, трансформировать свою структуру и механизмы взаимодействия с внешним миром. Главным проводником организации в новом мире стали Соединенные штаты Америки, для которых НАТО является инструментом осуществления внешней политики и контроля над своими европейскими партнерами.
Альянсу удалось преодолеть кризис идентичности и разработать новые стратегические концепции, а также модернизировать военную и политическую структуру. В отсутствие врага в виде конкретного государства или группы государств, НАТО теперь позиционируется как оплот коллективной безопасности перед лицом новых угроз, как правило, нетрадиционных (например, терроризм). Кроме того, альянс официально закрепил за собой право действовать вне своей территории, что фактически означает функционирование в глобальных масштабах.
Для выполнения новых функций НАТО расширило свой инструментарий. С 1994 года в рамках альянса функционирует сеть партнерских программ, которые к сегодняшнему моменту охватили уже больше 40 стран мира, которые не входят в состав организации. Страны-партнеры НАТО являются частью нового принципа организации системы безопасности - «умной обороны», - которая позволяет оптимизировать издержки альянса за счет специализации и усиления дружественных стран.
1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1901862, (дата обращения 20.05.2018).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248, (дата обращения 24.04.2018).
3. Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве. [Электронный ресурс] URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1212, (дата обращения 17.05.2018).
4. Североатлантический договор Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/treaty.htm, (дата обращения 25.05.2018).
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 24.04.2018).
6. Стратегическая концепция Североатлантического союза 1991 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_23847.htm, (дата обращения 19.05.2018).
7. Стратегическая концепция Североатлантического союза 1999 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27433.htm, (дата обращения 19.05.2018).
8. Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора. [Электронный ресурс] URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_56626.html, (дата обращения 25.05.2018).
9. DPC/D(67)23 - 11.5.1967. Decisions of Defence Planning Committee in Ministerial Session. [Electronic resource] - URL: www.nato.int (дата обращения: 06.06.2018).
10. Final Communique issued at the Ministerial Meeting of the North Atlantic Council at NATO Headquarters, Brussels, 01.12.1994. [Electronic resource] - URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/off1cial1texts_2443O.htm5, (дата обращения 25.05.2018).
11. Istanbul Summit Communique issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council, 28.01.2004. [Electronic resource] - URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_21023.html, (дата обращения 25.05.2018 года).
12. Joint declaration by the President of the European Council, the President of the European Commission, and the Secretary General of the North Atlantic Treaty Organization. [Electronic resource]. - URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133163.htm (дата обращения 24.05.2018).
13. London declaration on a transformed North Atlantic Alliance [Electronic resource] - URL: http://www.nato.int/docu/comm/49-95/c900706a.htm, (дата обращения: 21.05.2018).
14. Partnership for peace: framework document [Electronic resource]. - URL: http://www.nato.int/docu/comm/49-95/c940110b.htm, (дата обращения 24.05.2018).
15. The Report of the Committee of Three on Non-Military Cooperation in NATO. [Electronic resource] - URL: http://www.nato.int/docu/stratdoc/eng/intro.pdf, (дата обращения: 22.05.2018).
16. Trabzon Declaration of the Ministers of Foreign Affairs of the Republic of Azerbaijan, Georgia and the Republic of Turkey // Ministry of Foreign Affairs of Turkey. 2012. [Electronic resource] - URL: http://www.mfa.gov.tr/trabzon--declaration-of-the-ministers-offoreign-affairs-of-the-republic-of-azerbaijan_-