Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ

Работа №22768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ 10
1.1 Содержание понятий «тревожность» и «школьная тревожность» в
психологической науке 10
1.2 Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Специфика
проявления школьной тревожности у младших школьников 17
1.3 Психогимнастика как метод коррекции школьной тревожности в
младшем школьном возрасте 22
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЁ КОРРЕКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 26
2.2 Программа коррекции школьной тревожности у младших школьников
с помощью психогимнастики 36
2.3 Сопоставление результатов первичной и повторной диагностики 40
Список использованных источников 53
Приложение А Результаты первичной и повторной диагностики испытуемых 57
Приложение Б Программа коррекции школьной тревожности у младших школьников с помощью психогимнастики

Изучение тревожности является актуальным в современном обществе, так как число тревожных детей стремительно растет. С неудовлетворением возрастных потребностей ребенка связано возникновение и укрепление тревожности. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в юношеском возрасте. До этого времени она будет являться производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «закрытого психологического круга», ведущего к накоплению и увеличению негативного эмоционального опыта, который, в свою очередь, способствует негативным прогностическим оценкам и определяет в значительной степени модальность негативных эмоций, способствуя сохранению тревожности.
А.А. Пургина писала, что «тревожность имеет выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей.
В «возрастные пики тревожности» она выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста » [29].
Согласно взглядам многих представителей психологии, школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Детей с семи до одиннадцати лет больше всего пугает «быть не тем», сделать «не так», не соответствовать общепринятым правилам и нормам, допустить оплошность, получить отрицательную отметку, и если взрослые будет завышать и требовать от ребенка слишком много, то возникает тревожность. Большинство младших школьников переживают даже не из-за отрицательных оценок, а из-за угрозы испортить взаимоотношения с учителями, одноклассниками либо ровесниками, а также неумением налаживать отношения с ними.
Повышенная тревожность может проявляться в заниженной самооценке, неуверенности в себе, боязни не оправдать ожидание взрослых. Иногда чувство тревоги может проявляться в растерянности ребенка, он не находит нужных слов, когда его спрашивают, может говорить тихим дрожащим голосом, могут быть и другие поведенческие признаки: грызть ногти, качаться на стуле, теребить волосы.
Цель работы: изучение в теоретическом и экспериментальном планах школьной тревожности в младшем школьном возрасте и возможностей ее коррекции с помощью психогимнастики.
Объект: школьная тревожность как психологический феномен.
Предмет: школьная тревожность в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции с помощью психогимнастики.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что с помощью коррекционной программы с элементами психогимнастики возможно снизить уровень школьной тревожности младших школьников.
Задачи:
1) Раскрыть содержание понятий «тревожность» и «школьная тревожность» в психологической науке.
2) Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста, выделить специфику проявления школьной тревожности у младших школьников, изучить возможности психогимнастики как метода коррекции школьной тревожности.
3) Спланировать и реализовать на практике экспериментальное исследование школьной тревожности в младшем школьном возрасте, составить на основе результатов экспериментального исследования коррекционную программу, направленную на преодоление школьной тревожности в младшем школьном возрасте с помощью психогимнастики, реализовать ее на практике.
4) Провести повторную диагностику школьной тревожности младших школьников, сделать вывод об эффективности составленной программы.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами Р.С. Немова, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина.
Методы исследования:
1. Анализ психологической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование:
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса;
- Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.
3. Методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования предоставлена МБОУ СОШ №18 г. Лесосибирска. Выборка составила 42 младших школьника в возрасте 8-9 лет.
Этапы исследования:
Этап 1 (сентябрь-октябрь 2016 г.) - изучение в теоретическом аспекте проблемы школьной тревожности в младшем школьном возрасте, рассмотрение возможностей психогимнастики как метода коррекции школьной тревожности у младших школьников.
Этап 2 (ноябрь - декабрь 2016 г.) - проведение экспериментального исследования школьной тревожности в младшем школьном возрасте, разработка программы коррекции школьной тревожности у младших школьников с помощью психогимнастики.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что получены экспериментальные данные по проблеме школьной тревожности в младшем школьном возрасте, разработана программа коррекции, направленная на преодоление школьной тревожности в младшем школьном возрасте. Эффективность программы доказана экспериментально.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и приложений (2 приложения). В работе содержится 6 таблиц и 11 рисунков. Общий объем работы составляет 56 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности», «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». Различают ситуативную и личностную тревожность. Школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия учащегося с различными компонентами образовательной среды школы. Школьная тревожность бывает связана с процессом обучения, с представлениями о себе и с общением. Младшие школьники с повышенным уровнем тревожности отличаются довольно высоким уровнем обучаемости, неспособностью выделения основного, отказом от дальнейших попыток при первой неудаче.
В центр психического развития младших школьников выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). Младший школьный возраст характеризуется кризисом семи лет, ребенок в этом возрасте эмоционально возбудим, раздражителен. Школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте, вследствие столкновения ребенка с предъявляемыми требованиями к обучению в школе.
С целью изучения школьной тревожности в младшем школьном возрасте нами было проведено экспериментальное исследование МБОУ СОШ №18 г. Лесосибирска. Выборка составила 42 младших школьника в возрасте 8-9 лет.
В рамках нашего исследования было решено использовать следующие методики:
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса.
- Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.
Исходя из полученных данных по проективной методике диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан и по шкале общей тревожности методики диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса, мы разделили всех испытуемых на три группы:
1 группа - младшие школьники с низким уровнем школьной тревожности (9 человек, 21,4%);
2 группа - младшие школьники со средним уровнем школьной тревожности (16 человек, 38,1%);
3 группа - младшие школьники с высоким уровнем школьной тревожности (17 человек, 40,5%).
После разделения выборки на три группы мы проанализировали результаты каждой группы по оставшимся факторам методики диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса. Проведя качественный и количественный анализ всех полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:
- младшие школьники с низким уровнем школьной тревожности практически не подвержены стрессам в обществе и при общении; больше подвержены мотивации к избеганию неудач, чем к достижению успеха; являются активистами в школе; при проверке одних знаний они могут испытывать страх, а вот при проверке других знаний - нет; вообще не задумываются о том, какое впечатление они окажут на окружающих; обладают высокой физиологической сопротивляемостью стрессу, и у них не возникает никаких проблем в отношениях с учителем;
- младшие школьники со средним уровнем школьной тревожности могут показать себя, но могут и воздержаться, они могут быть прекрасными активистами в школе, только им нужен толчок; в большинстве случаев стараются достигать поставленных перед собой целей и не останавливаются перед неудачами; обладают небольшим страхом не соответствовать ожиданиям
- младшие школьники с высоким уровнем школьной тревожности очень сильно подвержены стрессам в социуме при общении; больше подвержены мотивации к избеганию неудач, чем к достижению успеха; боятся показать себя окружающим; наиболее подвержены страху перед проверкой знаний, во время проверок знаний они сильно переживают и испытывают большой страх; сильно переживают о том, какое впечатление они произведут на окружающих своим поведением; сильно подвержены стрессогенным ситуациям, у них практически отсутствует физиологическая сопротивляемость данному явлению; очень сильно подвержены страху в отношениях с учителем, у таких детей постоянно возникают проблемы в отношениях с учителями и воспитателями.
Проанализировав полученные в ходе диагностики данные, мы предлагаем программу коррекции школьной тревожности у младших школьников с помощью психогимнастики.
Цель программы: создание условий для снижения уровня школьной тревожности, закрепления у детей социально-приемлемых навыков поведения, повышения уровня школьной мотивации
Задачи:
1. Способствовать снижению тревожности у младших школьников.
2. Формировать и закреплять у младших школьников социально приемлемые навыки поведения.
3. Повышать уровень эмпатии младших школьников.
4. Повышать уровень школьной мотивации, желание учиться и получать новые знания.
После реализации программы нами была проведена повторная диагностика младших школьников с целью выявления эффективности



1. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции /
Н.Е. Аракелов, Н.В. Шишкова // Психология. - 2014.- № 1.- С. 8 - 14.
2. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебное пособие / М.Р. Битянова. - Москва: Сфера, 2011. - 128 с.
3. Войтко, В.И. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы: учебное пособие / В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух. Киев: Киев, 2008. - 48 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: в 6 т. / Л.С. Выготский; Под ред. В. В.Давыдова. - Москва: Педагогика, 2012. - 418 с.
5. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей. - Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 688 с
6. Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-i-zdorovie-mladshih-shkolnikov
7. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности: учебное пособие / А.К. Дусавицкий. - Москва: Наука, 2013. - 178 с.
8. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова.- Москва: Академия, 2012. - 98 с.
9. Егорова, Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция состояний тревожности / Т. Е. Егорова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 68 - 76
10. Ермолаева, М. В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 336 с.
11. Иванова, Л.С. Психология развития: учебное пособие / Л.С.Иванова. - Санкт Петербург: Академия, 2010. - 418 с.
12. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2014. - С. 45
- 51.
13. Кузнецова, Н.И. Как снять тревожность / Н.И. Кузнецова // Воспитание школьников. - 2014. - № 3. - С. 47 - 50.
14. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: учебное пособие / Н.Л. Кряжева - Ярославль: Академия развития, 2009 г.
15. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми: учебное пособие / Е.К. Лютова, Б.Г. Монина. - Москва: Генезис, 2010. — 192 с.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: учебное пособие / А.Н.Леонтьев. - Москва: Педагогика, 2009. - 352 с.
17. Малкова, Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 24 - 32
18. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - Москва: Юрайт, 2013.
19. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. - Москва: Гардарики, 2011. - 219 с.
20. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция: учебное пособие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — Санкт Петербург: Речь, 2014. — 248 с.
21. Мэй, Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. Гладкова А.Г. / Р. Мэй. - Москва, 2001. - 350 с.
22. Мухаметова, Р.М. Психология. Занятия с подростками / Р.М. Мухаметова. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2014. - 112 с.
23. Мудрик, A.B. Введение в социальную педагогику: учебное пособие / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 2004. -365 с.
24. Мирошников, В.В. Как избавить школьника от тревожности при выборе профиля / В.В. Мирошников // Директор школы. - 2013. - № 10 . - С. 37 - 39.
25. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. - 2016. - № 1. - С. 24 -35
26. Пилюгина, Е.А. Сущность понятия школьная тревожность применительно к младшим школьникам [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elf.ucoz.net/KONF/IK_mart13/piljugina_e.a-tpp-501.pdf
27. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Москва: Московский психолого¬социальный институт, 2010. — 304 с.
28. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 11 - 17.
29. Пургина, А.А. Коррекция тревожности младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/87/16957/
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - Москва: Педагогика, 2009. - 319 с.
31. Ромицына, Е. Е. Сравнительный анализ тестов тревожности / Е. Е. Ромицына // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2004. - № 20. - С. 120-128.
32. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2011. — 448 с.
33. Слепичева, О.А. Тревожность и ее последствия. - Санкт Петербург: Меридиан, 2013. - 315 с.
34. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина // Психология. - 2015. - № 4. - С. 31 -36
35. Спилбергер, Ч.Д. Методологические проблемы исследования тревоги: учебное пособие / Ч.Д.Спилбергер. - Москва: Альфа-книга, 2011. - 285 с.
36. Уварова, Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf
37. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: учебное пособие / Н.Ю.Хрящева. - Санкт Петербург: Речь, 2002. - 216 с.
38. Хухлаева, О.В. Психологическая поддержка детей со страхами / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. -2014.- №6.- С.12-15
39. Чистякова, М.И. Психогимнастика. - Москва: Просвещение, 2008. - 210 с.
40. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 2009. - 517 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ