Технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
|
Введение 3
1 Современные проблемы здоровья молодежи в России 5
1.1 Студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа. 5
1.2 Здоровье, задачи его сохранения и укрепления в молодежной среде 12
2 Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни 20
2.1 Здоровый образ жизни и его составляющие 20
2.2 Современные концепции государственной политики по формированию
здорового образа жизни 26
2.3 Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии здорового образа жизни 30
3 Профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья
обучающихся в вузе (на примере Красноярского института экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики) 35
3.1 Деятельность образовательного учреждения по охране и формированию
здорового образа жизни среди студентов 35
3.2 Рекомендации, направленные на развитие мероприятий по охране и
укреплению здоровья студентов 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
1 Современные проблемы здоровья молодежи в России 5
1.1 Студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа. 5
1.2 Здоровье, задачи его сохранения и укрепления в молодежной среде 12
2 Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни 20
2.1 Здоровый образ жизни и его составляющие 20
2.2 Современные концепции государственной политики по формированию
здорового образа жизни 26
2.3 Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии здорового образа жизни 30
3 Профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья
обучающихся в вузе (на примере Красноярского института экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики) 35
3.1 Деятельность образовательного учреждения по охране и формированию
здорового образа жизни среди студентов 35
3.2 Рекомендации, направленные на развитие мероприятий по охране и
укреплению здоровья студентов 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности систем здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [1]. Поэтому очень важно формировать правильное отношение к здоровью каждого человека.
Здоровье всей нации в определенной степени зависит от поведения конкретных людей. Чем выше уровень здоровья будет у молодого поколения, тем здоровее будут последующие поколения и нация в целом. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Образ жизни включает основную деятельность молодого человека, в том числе трудовую, социальную, психологическую, интеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Актуальность ведения современной студенческой молодежью здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, ухудшения продуктов питания, качества воздуха и воды, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблеме формирования здорового образа жизни уделяют внимание на всех уровнях: от жизненных принципов каждого человека, до политики государства, направленной на увлечение нации в спорт [2]. Развитие физической культуры и спорта в любой стране мира невозможно без целенаправленной пропаганды здорового образа жизни населения. Для вовлечения широких масс в регулярные занятия спортом необходимо, чтобы физическая культура и здоровый образ жизни занимали ведущие позиции в структуре ценностных ориентаций молодежи.
Объектом данной работы является студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа.
Предмет исследования - деятельность Красноярского института экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (Красноярский институт экономики), направленная на формирование здорового образа жизни у обучающихся.
Цель работы - разработка для Красноярского института экономики методических рекомендаций по улучшению охраны и укреплению здоровья студентов.
Задачи работы:
- охарактеризовать студенческую молодежь как особую социально-демографическую группу населения;
- рассмотреть проблему здоровья российской молодежи в контексте задач по его укреплению;
- проанализировать подходы к понятию «здоровой образ жизни»;
- рассмотреть современные концепции российской государственной политики по формированию здорового образа жизни;
- раскрыть содержание здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
- изучить наличные возможности по охране и формированию здорового образа жизни среди студентов Красноярского института экономики в сопоставлении с ведущими вузами страны, расположенными на территории Красноярска (Сибирским федеральным университетом, Красноярским государственным медицинским университетом имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого).
Для решения поставленных задач использовались дополняющие друг друга общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и методика анализа контента веб-сайтов, с помощью которой изучалось содержание текстовых массивов, отражавших участие вузов в работе по формированию и поддержанию здорового образа жизни студентов.
Здоровье всей нации в определенной степени зависит от поведения конкретных людей. Чем выше уровень здоровья будет у молодого поколения, тем здоровее будут последующие поколения и нация в целом. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Образ жизни включает основную деятельность молодого человека, в том числе трудовую, социальную, психологическую, интеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Актуальность ведения современной студенческой молодежью здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, ухудшения продуктов питания, качества воздуха и воды, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблеме формирования здорового образа жизни уделяют внимание на всех уровнях: от жизненных принципов каждого человека, до политики государства, направленной на увлечение нации в спорт [2]. Развитие физической культуры и спорта в любой стране мира невозможно без целенаправленной пропаганды здорового образа жизни населения. Для вовлечения широких масс в регулярные занятия спортом необходимо, чтобы физическая культура и здоровый образ жизни занимали ведущие позиции в структуре ценностных ориентаций молодежи.
Объектом данной работы является студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа.
Предмет исследования - деятельность Красноярского института экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (Красноярский институт экономики), направленная на формирование здорового образа жизни у обучающихся.
Цель работы - разработка для Красноярского института экономики методических рекомендаций по улучшению охраны и укреплению здоровья студентов.
Задачи работы:
- охарактеризовать студенческую молодежь как особую социально-демографическую группу населения;
- рассмотреть проблему здоровья российской молодежи в контексте задач по его укреплению;
- проанализировать подходы к понятию «здоровой образ жизни»;
- рассмотреть современные концепции российской государственной политики по формированию здорового образа жизни;
- раскрыть содержание здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
- изучить наличные возможности по охране и формированию здорового образа жизни среди студентов Красноярского института экономики в сопоставлении с ведущими вузами страны, расположенными на территории Красноярска (Сибирским федеральным университетом, Красноярским государственным медицинским университетом имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого).
Для решения поставленных задач использовались дополняющие друг друга общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и методика анализа контента веб-сайтов, с помощью которой изучалось содержание текстовых массивов, отражавших участие вузов в работе по формированию и поддержанию здорового образа жизни студентов.
В результате проведенного исследования был получен ответ, что большую и прогрессивную часть молодежи составляет именно студенческая молодежь, которая представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. В настоящее время студенческая молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. Молодежь является бесценным капиталом, от нее зависит будущее организаций, регионов и целой страны. Именно поэтому важно укреплять и развивать здоровье студенческой молодежи.
Необходимость формирования ЗОЖ у студенческой молодежи определяется ее потенциалом для развития социума, так как здоровье определяет возможности реализации будущих специалистов, способность к созданию семьи и деторождению, к профессиональной, общественно - политической и творческой деятельности. В период обучения в вузе студенты испытывают воздействие целого комплекса факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние их здоровья, это и стрессовые ситуации, связанные с успеваемостью, трудности с материальной обеспеченностью и как следствие необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания.
Здоровый образ жизни включает в себя не только отсутствие вредных привычек, но и культуру сексуального поведения и межличностного общения, выполнение требований санитарии, организацию двигательной активности, полноценный рацион и т. д. Поэтому важен комплексный подход в формировании здорового образа жизни, учитывающий влияние не только семьи, но и различных институтов и малых групп. Государственная политика, кроме мер, направленных напрямую на сокращение алкоголизации, курения и социально-неодобряемых форм досуга, влияет на молодежь косвенно, предлагая различные спортивные и культурно- массовые мероприятия как альтернативу.
ЗОЖ достигается с помощью комплекса технологий, которые можно отнести к здоровьесберегающим и здоровьеформирующим. Под здоровьесберегающими технологиями понимаются - все приемы, методы, формы, средства организации учебного процесса, использование которых обеспечивает безопасные условия пребывания, обучения и работы в общеобразовательном учреждении, идет на пользу здоровья учащихся. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В свою очередь, здоровьеформирующие технологии - это все психолого¬педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Анализ реализации программ формирования ЗОЖ в вузах г. Красноярска показал, что наиболее полно они реализованы в КрасГМУ и СФУ, менее полно - в Красноярском институте экономики. В связи с чем, с учетом опыта и достижений СФУ и КрасГМУ для Красноярского института экономики были разработаны рекомендации, направленные на развитие и усовершенствование официального сайта учреждения, его структуры, меню в столовой, исследованию стиля межличностных отношений между обучающимися и преподавателями, структурных подразделений и программы деятельности института.
Необходимость формирования ЗОЖ у студенческой молодежи определяется ее потенциалом для развития социума, так как здоровье определяет возможности реализации будущих специалистов, способность к созданию семьи и деторождению, к профессиональной, общественно - политической и творческой деятельности. В период обучения в вузе студенты испытывают воздействие целого комплекса факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние их здоровья, это и стрессовые ситуации, связанные с успеваемостью, трудности с материальной обеспеченностью и как следствие необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания.
Здоровый образ жизни включает в себя не только отсутствие вредных привычек, но и культуру сексуального поведения и межличностного общения, выполнение требований санитарии, организацию двигательной активности, полноценный рацион и т. д. Поэтому важен комплексный подход в формировании здорового образа жизни, учитывающий влияние не только семьи, но и различных институтов и малых групп. Государственная политика, кроме мер, направленных напрямую на сокращение алкоголизации, курения и социально-неодобряемых форм досуга, влияет на молодежь косвенно, предлагая различные спортивные и культурно- массовые мероприятия как альтернативу.
ЗОЖ достигается с помощью комплекса технологий, которые можно отнести к здоровьесберегающим и здоровьеформирующим. Под здоровьесберегающими технологиями понимаются - все приемы, методы, формы, средства организации учебного процесса, использование которых обеспечивает безопасные условия пребывания, обучения и работы в общеобразовательном учреждении, идет на пользу здоровья учащихся. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В свою очередь, здоровьеформирующие технологии - это все психолого¬педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Анализ реализации программ формирования ЗОЖ в вузах г. Красноярска показал, что наиболее полно они реализованы в КрасГМУ и СФУ, менее полно - в Красноярском институте экономики. В связи с чем, с учетом опыта и достижений СФУ и КрасГМУ для Красноярского института экономики были разработаны рекомендации, направленные на развитие и усовершенствование официального сайта учреждения, его структуры, меню в столовой, исследованию стиля межличностных отношений между обучающимися и преподавателями, структурных подразделений и программы деятельности института.
Подобные работы
- Технологии проектирования здорового образа жизни студенческой молодежи (Российский государственный университет социальных технологий)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ Г. АСИНО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Формирование здорового образа жизни средствами молодежной политики
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Мода как фактор развития здорового образа жизни современной молодежи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование здорового образа жизни студентов через организацию клуба здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у студентов грамотности в области здоровья через организацию клуба здорового образа жизни
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Психологические условия формирования здорового образа жизни у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



