Разработка модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия (на примере ОАО «Молоко»)
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Тенденции, проблемы и перспективы развития молочной промышленности 10
1.1 Оценка ситуации, сложившейся на молочном рынке РФ 10
1.2 Оценка развития молочной отрасли Сибирского федерального округа 23
1.3 Позиционирование ОАО «Молоко» на рынке Красноярского края 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 126
1 Тенденции, проблемы и перспективы развития молочной промышленности 10
1.1 Оценка ситуации, сложившейся на молочном рынке РФ 10
1.2 Оценка развития молочной отрасли Сибирского федерального округа 23
1.3 Позиционирование ОАО «Молоко» на рынке Красноярского края 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 126
В последние годы отечественная молочная промышленность, являющаяся одной из ведущих отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, становится все более конкурентоспособной. Несмотря на то, что молочный рынок России претерпевает сейчас серьезные испытания в виде внутренней неустроенности, введения санкций, антисанкций, завышенного курса доллара и евро, он развивается еще быстрее, чем пять лет назад. Казалось бы, перечисленные факторы ставят отрасль на грань выживания, отечественная молочная промышленность не готова удовлетворить потребительский спрос под эгидой импортозамещения. Однако именно сейчас происходит решающий этап развития местных производителей, консолидация всех конструктивных сил каждого отдельно взятого российского молокоперерабатывающего предприятия приведет к еще большему росту товарообмена в целях развития рыночных отношений внутри страны.
В связи с этим перед предприятиями стоит важная задача - адаптироваться к новым условиям и правилам «игры» на рынке. И в данном случае успех предпринимательской деятельности зависит от способности предприятия создавать товары, адекватные потребностям динамично развивающегося рынка. От рационального формирования ассортиментной политики в значительной степени зависят обеспечение необходимого уровня обслуживания потребителей и рост основных экономических показателей фирмы. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ее формировать.
Под ассортиментной политикой необходимо понимать систему мер, обеспечивающих с высокой степенью вероятности экономическую устойчивость функционирования предприятия и определяющих номенклатуру, ассортимент, объемы производимой продукции, время изменений (частичных или радикальных) в существующей номенклатуре.
От ассортиментной политики в значительной степени зависят доля предприятия на рынке, его прибыль, рентабельность и, в конечном счете, успешное функционирование и выживание на рынке. Следовательно, адаптированная к современным экономическим условиям ассортиментная политика - необходимый элемент устойчивого экономического развития предприятия.
В качестве объекта исследования было выбрано открытое акционерное общество «Молоко» (далее - ОАО «Молоко»), действующее на территории Минусинска с 23 января 1992 года и являющееся одним из старейших перерабатывающих предприятий молочной промышленности Красноярского края.
Миссия ОАО «Молоко» состоит в том, чтобы выпускать качественные и полезные продукты из натурального молока. В настоящее время компания производит более 100 наименований продукции в шести ассортиментных группах: молоко, кисломолочная продукция, масло, творог, сыр, сывороточная продукция.
Предмет исследования - процессы и механизмы формирования ассортимента в компании ОАО «Молоко».
В основе формирования ассортиментной политики любого предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия. А для молокоперерабатывающего предприятия грамотная разработка структуры ассортимента особенно важна в связи с тем, что молоко - скоропортящееся сырьё. Чтобы наиболее точно рассчитать необходимый объем производства каждого вида продукции, следует учесть все возможные факторы, влияющие на ее создание и реализацию.
Поэтому целью работы является разработка модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия ОАО «Молоко».
Реализация обозначенной цели предполагает решение следующего комплекса задач:
- анализ тенденций и перспектив развития молочной промышленности в России, Сибирском федеральном округе и Красноярском крае;
- обоснование необходимости разработки модели управления ассортиментом ОАО «Молоко»;
- исследование методик управления ассортиментом предприятия;
- определение факторов, влияющих на формирование ассортимента молокоперерабатывающего предприятия;
- построение модели оптимизации ассортимента продукции ОАО «Молоко»;
- оценка эффективности использования предложенной модели.
Методологической основой исследования в данной работе являются сравнительный анализ, факторный анализ, анализ графических моделей, анализ причинно-следственных связей, обобщение и классификация, экономико¬математическое моделирование, прогнозирование.
В качестве информационной базы исследования в работе используются научные статьи, диссертации и книги отечественных и зарубежных авторов по соответствующей тематике, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерств сельского хозяйства РФ и отдельных субъектов, нормативно-правовая документация, обзоры информационных и аналитических порталов, бухгалтерская отчетность и данные внутреннего учета ОАО «Молоко».
Разработка специальной модели влияния структуры ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия позволит ОАО «Молоко» производить необходимый и достаточный объем каждого вида продукции в ассортиментной линейке, следовательно, избежать многих возможных убытков из-за недо- или перевыпуска отдельных категорий продукции. Это, в свою очередь, послужит фактором повышения основных показателей эффективности деятельности компании.
В связи с этим перед предприятиями стоит важная задача - адаптироваться к новым условиям и правилам «игры» на рынке. И в данном случае успех предпринимательской деятельности зависит от способности предприятия создавать товары, адекватные потребностям динамично развивающегося рынка. От рационального формирования ассортиментной политики в значительной степени зависят обеспечение необходимого уровня обслуживания потребителей и рост основных экономических показателей фирмы. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ее формировать.
Под ассортиментной политикой необходимо понимать систему мер, обеспечивающих с высокой степенью вероятности экономическую устойчивость функционирования предприятия и определяющих номенклатуру, ассортимент, объемы производимой продукции, время изменений (частичных или радикальных) в существующей номенклатуре.
От ассортиментной политики в значительной степени зависят доля предприятия на рынке, его прибыль, рентабельность и, в конечном счете, успешное функционирование и выживание на рынке. Следовательно, адаптированная к современным экономическим условиям ассортиментная политика - необходимый элемент устойчивого экономического развития предприятия.
В качестве объекта исследования было выбрано открытое акционерное общество «Молоко» (далее - ОАО «Молоко»), действующее на территории Минусинска с 23 января 1992 года и являющееся одним из старейших перерабатывающих предприятий молочной промышленности Красноярского края.
Миссия ОАО «Молоко» состоит в том, чтобы выпускать качественные и полезные продукты из натурального молока. В настоящее время компания производит более 100 наименований продукции в шести ассортиментных группах: молоко, кисломолочная продукция, масло, творог, сыр, сывороточная продукция.
Предмет исследования - процессы и механизмы формирования ассортимента в компании ОАО «Молоко».
В основе формирования ассортиментной политики любого предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия. А для молокоперерабатывающего предприятия грамотная разработка структуры ассортимента особенно важна в связи с тем, что молоко - скоропортящееся сырьё. Чтобы наиболее точно рассчитать необходимый объем производства каждого вида продукции, следует учесть все возможные факторы, влияющие на ее создание и реализацию.
Поэтому целью работы является разработка модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия ОАО «Молоко».
Реализация обозначенной цели предполагает решение следующего комплекса задач:
- анализ тенденций и перспектив развития молочной промышленности в России, Сибирском федеральном округе и Красноярском крае;
- обоснование необходимости разработки модели управления ассортиментом ОАО «Молоко»;
- исследование методик управления ассортиментом предприятия;
- определение факторов, влияющих на формирование ассортимента молокоперерабатывающего предприятия;
- построение модели оптимизации ассортимента продукции ОАО «Молоко»;
- оценка эффективности использования предложенной модели.
Методологической основой исследования в данной работе являются сравнительный анализ, факторный анализ, анализ графических моделей, анализ причинно-следственных связей, обобщение и классификация, экономико¬математическое моделирование, прогнозирование.
В качестве информационной базы исследования в работе используются научные статьи, диссертации и книги отечественных и зарубежных авторов по соответствующей тематике, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерств сельского хозяйства РФ и отдельных субъектов, нормативно-правовая документация, обзоры информационных и аналитических порталов, бухгалтерская отчетность и данные внутреннего учета ОАО «Молоко».
Разработка специальной модели влияния структуры ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия позволит ОАО «Молоко» производить необходимый и достаточный объем каждого вида продукции в ассортиментной линейке, следовательно, избежать многих возможных убытков из-за недо- или перевыпуска отдельных категорий продукции. Это, в свою очередь, послужит фактором повышения основных показателей эффективности деятельности компании.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие основные выводы.
Объемы импорта молочной продукции в РФ постепенно снижаются. С одной стороны, это позволяет российским производителям и перерабатывающим предприятиям успешно занимать освободившуюся нишу, с другой - показывает, что в отрасли наметился определенный застой. Уровень обеспеченности населения молоком и молочными продуктами собственного производства в 2015 году составил 78,1% против 82,5% в 2005 году. Цифры говорят и о том, что потребление молочных продуктов в стране снижается. В 2015 году, по разным оценкам, оно составило от 190 до 250 килограммов на душу населения при рекомендуемой врачами физиологической норме в 390 килограммов.
Среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, творог, масло и сливки. Наиболее динамично развивается потребление кисломолочных продуктов, лидер в данном сегменте - йогурты, потребление которых растет ежегодно в среднем на 30-40%.
Молочный рынок РФ является высоко конкурентным, наиболее серьезные игроки: «Вимм Билль-Данн» (35%), зарубежные компании (26%), на долю региональных компаний приходится 39% российского рынка.
Производство молока в Сибирском федеральном округе за последние 30 лет снизилось почти в 3,5 раза, потребление - в 1,5, но при этом уровень самообеспечения населения молоком и молочной продукцией один из самых высоких в России - 93,3%. Лидирующие позиции по производству молока среди сибирских регионов занимает Алтайский край, удельный вес которого составляет около 25% общего производства молока в СФО. В 2015 году производство молока в расчете на душу населения в Алтайском крае составило 601 кг, что в 2,1 раза больше среднего показателя по СФО (290 кг).
На рынке Красноярского края наиболее серьезные риски для ОАО «Молоко» связаны с конкурентной силой поставщиков и покупателей. Следует отметить, что высокая зависимость от сырьевого рынка проявляется не только в отношении цен на сырье, но и в отношении качества поставляемого молока- сырья. Также достаточно серьёзный фактор внешней среды - возможности конкурентов, основными из которых являются ОАО «Саянмолоко», молочный комбинат «Милко», «Назаровское молоко», ООО «Компания «Арта».
ОАО «Молоко» давно зарекомендовало себя на рынке и из года в год подтверждает свой высокий конкурентный статус усовершенствованием ассортимента и качества производимой продукции. В пользу компании в какой- то степени работает и текущая социальная ситуация, создающая серьезные барьеры входа в отрасль и требующая от производителя максимального качества.
Анализ внутренней среды организации показал, что основные стратегические направления развития ОАО «Молоко» лежат в областях модернизации производственной базы и оборудования, увеличения реализации молока и кисломолочной продукции и восстановления положительной динамики основных финансовых показателей, в том числе за счет разработки и внедрения модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия.
В результате анализа производства и реализации продукции ОАО «Молоко» было выявлено, что существует значительное опережение выпуска над потреблением, то есть существенная часть произведенной продукции остается нереализованной, а затем списывается. Это связано с неэффективным планированием производственной программы.
Планирование молокоперерабатывающим предприятием ассортимента выпускаемой продукции определяется двумя факторами: спросом покупателей и сырьевыми ограничениями. Последние связаны с особенностями технологии. Особенный фактор отрасли - сезонность, то есть пики производства и потребления молока приходятся на разные сезоны.
Рассмотренные методические подходы к анализу и планированию ассортимента имеют различные положительные стороны, но в целом пока не адаптированы к специфике ассортиментной программы молокоперерабатывающего предприятия, не учитывают возможные риски формирования того или иного ассортиментного портфеля, не являются комплексными.
Для решения задачи максимизации валовой маржи как основы улучшения финансового состояния предприятия предлагается использовать комплекс из двух моделей, которые отражают наиболее важные грани формирования ассортимента: функцию полезности Неймана-Моргенштерна, описывающую потребительские предпочтения на основе теории полезности и теории вероятности; модель Эрроу-Гурвица, ресурсно-сбытовые ограничения которой обусловлены именно спецификой предприятия. В результате использования комплекса представленных моделей можно определить оптимальную (с точки зрения заложенных именно в нее критериев оптимальности) структуру ассортимента продукции для каждого периода производства.
Экономико-математическая модель максимизации полезности молочной продукции ОАО «Молоко» для потребителя состоит из 6 переменных и 3 ограничений, модель максимизации валовой прибыли - из 6 переменных и 6 ограничений, обе они решаются симплекс-методом. В результате объединения предложенных моделей определяется оптимальная структура ассортимента. Почти в каждом временном отрезке рассчитанной модели объем потребления значительно проигрывает возможному объему производства. И производство продукции без учета тенденций потребительского спроса ведет к большому количеству нереализованной продукции, которая, являясь скоропортящейся, списывается на убыток предприятия.
Пик производства продукции всех видов приходится на летние месяцы, когда стоимость сырого молока минимальна, а его объем максимален.
Среди ассортиментных групп лидирующую позицию по объему выпуска занимает молоко, наименее затратный с точки зрения сырья и наиболее популярный продукт. Второе место в структуре выпуска стабильно занимает кисломолочная продукция. Далее идут творог и масло, очень ресурсоемкие, но стабильно выпускаемые для решения проблемы «лишнего молока» продукты. Сывороточная продукция охватывает определенный потребительский сегмент и выпускается в сравнительно небольших объёмах. Производство сыра запущено недавно и, несмотря на большие затраты сырья для производства, данная группа приносит значительный доход и имеет отложенный срок реализации.
Разработанная комплексная экономико-математическая модель оптимизации производственно-сбытовой структуры молокоперерабатывающего предприятия является эффективной с точки зрения суммарного маржинального дохода. Все группы, за исключением масла, при оптимизации приносят большую валовую маржу, чем при фактическом объеме производства. Наибольший эффект достигается при оптимизации объемов производства молока и кисломолочной продукции (27268,9 и 17321,15 тыс. руб. соответственно). В целом же эффективность модели составила 44153,1 тыс. руб. в год, то есть оптимальная модель приносит маржинальный доход, практически в 1,5 раза превышающий фактический показатель 2015 года.
Разработанная программа оптимизации ассортимента способствует значительному росту рентабельности. Рентабельность реализованной продукции и производства по прогнозу на 139,37% и 166,04% превышает фактически полученную в 2015 году, а рентабельность продаж и вовсе почти на 200%.
Таким образом, разработанная модель может быть рекомендована к внедрению: она не просто оптимизирует помесячный объем производства каждого вида продукции, но при этом позволяет повысить основные финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия, что благоприятным образом отражается на финансовом состоянии компании, способствует его стабилизации и повышению финансовой устойчивости.
Объемы импорта молочной продукции в РФ постепенно снижаются. С одной стороны, это позволяет российским производителям и перерабатывающим предприятиям успешно занимать освободившуюся нишу, с другой - показывает, что в отрасли наметился определенный застой. Уровень обеспеченности населения молоком и молочными продуктами собственного производства в 2015 году составил 78,1% против 82,5% в 2005 году. Цифры говорят и о том, что потребление молочных продуктов в стране снижается. В 2015 году, по разным оценкам, оно составило от 190 до 250 килограммов на душу населения при рекомендуемой врачами физиологической норме в 390 килограммов.
Среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, творог, масло и сливки. Наиболее динамично развивается потребление кисломолочных продуктов, лидер в данном сегменте - йогурты, потребление которых растет ежегодно в среднем на 30-40%.
Молочный рынок РФ является высоко конкурентным, наиболее серьезные игроки: «Вимм Билль-Данн» (35%), зарубежные компании (26%), на долю региональных компаний приходится 39% российского рынка.
Производство молока в Сибирском федеральном округе за последние 30 лет снизилось почти в 3,5 раза, потребление - в 1,5, но при этом уровень самообеспечения населения молоком и молочной продукцией один из самых высоких в России - 93,3%. Лидирующие позиции по производству молока среди сибирских регионов занимает Алтайский край, удельный вес которого составляет около 25% общего производства молока в СФО. В 2015 году производство молока в расчете на душу населения в Алтайском крае составило 601 кг, что в 2,1 раза больше среднего показателя по СФО (290 кг).
На рынке Красноярского края наиболее серьезные риски для ОАО «Молоко» связаны с конкурентной силой поставщиков и покупателей. Следует отметить, что высокая зависимость от сырьевого рынка проявляется не только в отношении цен на сырье, но и в отношении качества поставляемого молока- сырья. Также достаточно серьёзный фактор внешней среды - возможности конкурентов, основными из которых являются ОАО «Саянмолоко», молочный комбинат «Милко», «Назаровское молоко», ООО «Компания «Арта».
ОАО «Молоко» давно зарекомендовало себя на рынке и из года в год подтверждает свой высокий конкурентный статус усовершенствованием ассортимента и качества производимой продукции. В пользу компании в какой- то степени работает и текущая социальная ситуация, создающая серьезные барьеры входа в отрасль и требующая от производителя максимального качества.
Анализ внутренней среды организации показал, что основные стратегические направления развития ОАО «Молоко» лежат в областях модернизации производственной базы и оборудования, увеличения реализации молока и кисломолочной продукции и восстановления положительной динамики основных финансовых показателей, в том числе за счет разработки и внедрения модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия.
В результате анализа производства и реализации продукции ОАО «Молоко» было выявлено, что существует значительное опережение выпуска над потреблением, то есть существенная часть произведенной продукции остается нереализованной, а затем списывается. Это связано с неэффективным планированием производственной программы.
Планирование молокоперерабатывающим предприятием ассортимента выпускаемой продукции определяется двумя факторами: спросом покупателей и сырьевыми ограничениями. Последние связаны с особенностями технологии. Особенный фактор отрасли - сезонность, то есть пики производства и потребления молока приходятся на разные сезоны.
Рассмотренные методические подходы к анализу и планированию ассортимента имеют различные положительные стороны, но в целом пока не адаптированы к специфике ассортиментной программы молокоперерабатывающего предприятия, не учитывают возможные риски формирования того или иного ассортиментного портфеля, не являются комплексными.
Для решения задачи максимизации валовой маржи как основы улучшения финансового состояния предприятия предлагается использовать комплекс из двух моделей, которые отражают наиболее важные грани формирования ассортимента: функцию полезности Неймана-Моргенштерна, описывающую потребительские предпочтения на основе теории полезности и теории вероятности; модель Эрроу-Гурвица, ресурсно-сбытовые ограничения которой обусловлены именно спецификой предприятия. В результате использования комплекса представленных моделей можно определить оптимальную (с точки зрения заложенных именно в нее критериев оптимальности) структуру ассортимента продукции для каждого периода производства.
Экономико-математическая модель максимизации полезности молочной продукции ОАО «Молоко» для потребителя состоит из 6 переменных и 3 ограничений, модель максимизации валовой прибыли - из 6 переменных и 6 ограничений, обе они решаются симплекс-методом. В результате объединения предложенных моделей определяется оптимальная структура ассортимента. Почти в каждом временном отрезке рассчитанной модели объем потребления значительно проигрывает возможному объему производства. И производство продукции без учета тенденций потребительского спроса ведет к большому количеству нереализованной продукции, которая, являясь скоропортящейся, списывается на убыток предприятия.
Пик производства продукции всех видов приходится на летние месяцы, когда стоимость сырого молока минимальна, а его объем максимален.
Среди ассортиментных групп лидирующую позицию по объему выпуска занимает молоко, наименее затратный с точки зрения сырья и наиболее популярный продукт. Второе место в структуре выпуска стабильно занимает кисломолочная продукция. Далее идут творог и масло, очень ресурсоемкие, но стабильно выпускаемые для решения проблемы «лишнего молока» продукты. Сывороточная продукция охватывает определенный потребительский сегмент и выпускается в сравнительно небольших объёмах. Производство сыра запущено недавно и, несмотря на большие затраты сырья для производства, данная группа приносит значительный доход и имеет отложенный срок реализации.
Разработанная комплексная экономико-математическая модель оптимизации производственно-сбытовой структуры молокоперерабатывающего предприятия является эффективной с точки зрения суммарного маржинального дохода. Все группы, за исключением масла, при оптимизации приносят большую валовую маржу, чем при фактическом объеме производства. Наибольший эффект достигается при оптимизации объемов производства молока и кисломолочной продукции (27268,9 и 17321,15 тыс. руб. соответственно). В целом же эффективность модели составила 44153,1 тыс. руб. в год, то есть оптимальная модель приносит маржинальный доход, практически в 1,5 раза превышающий фактический показатель 2015 года.
Разработанная программа оптимизации ассортимента способствует значительному росту рентабельности. Рентабельность реализованной продукции и производства по прогнозу на 139,37% и 166,04% превышает фактически полученную в 2015 году, а рентабельность продаж и вовсе почти на 200%.
Таким образом, разработанная модель может быть рекомендована к внедрению: она не просто оптимизирует помесячный объем производства каждого вида продукции, но при этом позволяет повысить основные финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия, что благоприятным образом отражается на финансовом состоянии компании, способствует его стабилизации и повышению финансовой устойчивости.
Подобные работы
- Разработка комплексной программы продвижения на региональном рынке ООО «Молочное объединение «Победа»
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Разработка комплексной программы продвижения на региональном
рынке ООО «Молочное объединение «Победа»
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ИПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УДОБРЕНИЙ И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ (на примере Краснодарского края)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Формирование механизмов конкуренции для развития бизнеса в сфере сетевой розничной торговли
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018



