ВВЕДЕНИЕ 3
1 Дидактические особенности педагогического сопровождения проектной
деятельности 5
1.1 Виды и особенности учебных проектов 5
1.2 Сравнительный анализ программных средств по сопровождению
проектной деятельности 15
2 Разработка методических рекомендаций по сопровождению проектной
деятельности обучающихся с использованием ProjectLibre 24
2.1 Структура и содержание методических рекомендаций «Работа в программе ProjectLibre» 24
2.2. Апробация методических рекомендаций по сопровождению проектной деятельности с применением программного обеспечения ProjectLibre 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.
Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности обучающихся, в них сочетаются различные виды познавательной деятельности.
В постоянно обновляющейся системе образования требуются образовательные технологии, которые реализуют связь обучения с жизнью и формируют активную, самостоятельную позицию обучающихся [14].
Отдельные вопросы, косвенно или напрямую связанные с педагогическим сопровождением проектной деятельности обучающихся рассматриваются в работах таких авторов как Е. К. Исакова, Л. Л. Розанов, А. В. Сазанова, А. Г. Ивасенко, С. И. Позднеева, Т. В. Кузнецова.
По мнению Е.К. Исаковой, педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [9].
В настоящее время перспективным средством обучения является программное обеспечение, которое способствует автоматизации деятельности обучающихся. Обучение с использованием программного обеспечения ведет к сокращению затрат времени на освоение необходимых знаний, позволяет систематизировать и наглядно иллюстрировать процесс обучения, предоставляет возможность отслеживать действия каждого обучающегося и обеспечивает единый объективный подход к проверке знаний.
Актуальность данной темы является создание методических рекомендаций по сопровождению проектной деятельности обучающихся с применением программного обеспечения ProjectLibre, который призван научить обучающихся планировать, финансировать проект, управлять им на всех стадиях, а также получать отчетную документацию.
Проблема исследования:
- в необходимости внедрения программного обеспечения ProjectLibre в учебную деятельность;
- автоматизация проектов в проектной деятельности обучающихся.
Предмет исследования: методические рекомендации обучающихся с использованием программного обеспечения «ProjectLibre».
Объект исследования: процесс сопровождения обучающихся с использованием программного обеспечения «ProjectLibre».
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по сопровождению проектной деятельности обучающихся с использованием программного обеспечения «ProjectLibre».
Гипотеза исследования: программное обеспечение «ProjectLibre» будет эффективным в работе учителей, если:
- будут разрабатываться методические рекомендации по использованию программного обеспечения «ProjectLibre» для учителей.
- учителя будут следовать методическим рекомендациям и использовать программу «ProjectLibre» в учебном плане.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды и особенности учебных проектов
2. Провести сравнительный анализ программных средств по сопровождению проектной деятельности,
3. Разработка методических рекомендаций по применению программного обеспечения «ProjectLibre»
4. Провести апробацию методических рекомендаций
В бакалаврской работе рассматривалась одна из программ по управлению проектами, для учителей.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования.
Была выдвинута гипотеза, которая заключалась в том, что программное обеспечение «ProjectLibre» будет эффективным в работе учителей, если:
- будут разрабатываться методические рекомендации по использованию программного обеспечения «ProjectLibre» для учителей;
- учителя будут следовать методическим рекомендациям и использовать программу «ProjectLibre» в учебном плане.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи, обозначена методология исследования. Главной целью работы была разработка методических рекомендаций для учителей по использованию программы ProjectLibre.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая литература, которая позволила осветить теоретический аспект о видах и особенностях учебных проектов, а также проанализировать программные средства по сопровождению проектной деятельности
Базой исследования являлось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 10». Участники исследования являлись учителя предметники, которые вели уроки у 8 классов.
Среди учителей было проведено анкетирование по использованию программы ProjectLibre, в качестве экспертов выступили учителя, которые работали в программе ProjectLibre.
Был дан алгоритм работы в программе ProjectLibre.
Результаты анкетирования демонстрируют, что для большинства учителей программа ProjectLibre является полезной, удобной и понятной.
методические рекомендации являлись полезными, следовательно,
выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.
1. Ананьин, В. И. Устойчивость управления ИТ проектами в условиях неопределенности / В. И. Ананьин // Управление проектами. - 2005. - № 1. -
с. 91.
2. Бэгьюли, Ф. Г. Управление проектом: учебное пособие / Ф. Г. Бэгьюли.
- Москва: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 202 с.
3. Бобыкина, И. А. К проблеме развития самообразовательной компетенции учащихся / И. А Бобыкина // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 13. - с. 86 - 99.
4. Борисов, С. А. Анализ проектного подхода в управлении инновационной деятельностью / С. А. Борисов // Российское предпринимательство. - 2009. - № 3. - с. 196 - 205.
5. Гилядов, С. Р. Проектная деятельность как комплексный инструмент учебной деятельности школьников / С. Р. Гилядов // Тенденция развития естественных и гуманитарных наук. - 2015. - № 15. - с. 45 - 49.
6. Грошина, М. Б. Методология проектного управления инновационной деятельностью в системе регионального управления / М. Б. Грошина // Экономика и управление народным хозяйством. - 2011. - № 8. - с 105 - 113.
7. Гейзлер, П. С. Управление проектами: Практическое пособие / П. С. Гейзлер, О. В. Завьялова. - М.: Книжный дом, 2005. - 288 с.
8. Грей, К. Д. Управление проектами: учебное пособие / К. Д. Грей // Пер. с англ. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 608 с.
9. Полат, Е. С. Методология проектирования на основе использования ProjectLibre / Е. С. Полат // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2017. - № 3. - с. 86-95.
10. Розанов, Л. Л. Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России: учебное пособие / Л. Л. Розанов. - М.: «Анаис», 1993. - 191 с.
11. Руководство к своду знаний по управлению проектами [Электронный ресурс]: Портал PMBOK - Режим доступа: https://www.pmi.org/
12. Ивасенко, А. Г. Управление проектами: учебное пособие / А. Г. Ивасенко. - Новосибирск: СГГА, 2007. - 224 с.
13. Информационный портал ProjectLibre [Электронный ресурс]:
Документация по ProjectLibre -
Режим доступа: http://kostigoff.ru/projectlibre.15/index.html
14. Информационный сайт «Основы управления проектами»
[Электронный ресурс]: Сайт ProjectLibre -
Режим доступа http://openplanning.ru/
15. Клычков, А. П. Информационная система поддержки проектной деятельности школьников / А. П. Клычков // Информационные технологии. -
2015. - № 10. - с. 150 - 158.
16. Коряева, А. В. К вопросу о выборе оптимального программного обеспечения для обучения студентов управлению проектами / А. В. Коряева, О. В. Белогур, Д. Н. Кузьмин // Инновационные педагогические технологии. - 2018. - ч. 2. - с. 123 - 125.
17. Лазарев, В. С. Формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности / В. С. Лазарев // Образовательные технологии и общество. - 2008. - № 5. - с. 138 - 144.
18. Павленко, Г. Ф. Усовершенствование метода критического пути для использования в программных приложениях по управлению проектной деятельностью / Г. Ф. Павленко // Инновации в науке. - 2017. - № 8. - с. 4 - 7.
19. Сапиулы, К. М. Проектное управление как инструмент реализации стратегии, реалии и перспективы применения в нефтегазодобывающих предприятиях Республики Казахстан / К. М. Сапиулы // Вестник ВГУИТ. -
2017. - №1. - с. 334-335.
20. Скапцов, Е. В. Этапы эксперимента по управлению проектной деятельностью курсантов военно-инженерных вузов. / Е. В. Скапцов // Новая наука. - 2016. - № 10. - с. 76 - 80.
21. Скапцов, Е. В. Методы диагностики по управлению проектной деятельностью курсантов военно-инженерных вузов. / Е. В. Скапцов // Новая наука. - 2016. - № 11. - с. 74 - 80.
22. Скапцов, Е. В. Структура подготовки к управлению проектной деятельностью курсантов военно-инженерных вузов. / Е. В. Скапцов // Новая наука. - 2016. - № 9. - с. 55 - 68.
23. Свиридкина, Е. В. История и современное состояние подготовки к управлению проектной деятельностью педагогов / Е. В. Свиридкина Наука о человеке. - 2016. - № 9. - с. 55 - 68.
24. Скрипкина, А. Е. Готовность педагогов к управлению проектной деятельностью / А. Е. Скрипкина // Новая наука. - 2013. - № 13. - с. 72 - 80.
25. Рассел, Д. А. Управление высокотехнологичными программами и проектами: Практическое пособие / Д. А. Рассел, Н. А. Бернштейн. - М.: Книжный дом, 2004. - 302 с.
26. Рюмина, Ю. Н. Проектная деятельность как метод социально педагогического сопровождения / Ю. Н. Рюмина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - с. 173 - 193.
27. Чашин, М. О. Совершенствование процедур планирования в системах управления проектами / М. О. Чашин // Научные записи молодых исследователей. - 2014. - № 4. - С. 24-27.
28. Шихерева, Н. А. Проектная деятельность обучающихся по физике в урочной и внеурочной деятельности / Н. А. Шихерева // Вестник ТОГИРРО. - 2014. - № 28. - с. 57 - 58.
29. Шелковникова, И. С Развитие творческих способностей школьников через проектную деятельность / И. С. Шелковникова // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2011. - № 2. - с. 178 - 183.
30. Юсупов, В. 3. Проектно-целевое управление развитием
дополнительного образования в вузе / В. 3. Юсупов // Проблемы педагогики и психологии. - 2014. - № 1. - с. 259-265.