Введение 3
1 Теоретические основы коммерческой деятельности розничных
предприятий 6
1.1 Сущность, принципы и механизм коммерческой деятельности 6
1.2 Функции и механизмы организации коммерческой деятельности 22
1.3 Формы и методы розничной продажи товаров 28
1.4 Оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии 34
Заключение 82
Список использованных источников 85
В настоящий момент коммерческая деятельность представляет собой, одно из самых новых направлений в работе предприятий, которое получило свое развитие за счет формирования рыночных отношений в экономической системе России, что в свою очередь в большей мере определяет интерес, который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров, так как данный интерес напрямую связан с особенностями работы предприятий и чаще всего определяет его дальнейшее существование и развитие.
Необходимость самостоятельного решения вопросов коммерческой деятельности, имеющих ответственный характер, требует, как понимания задач, стоящих перед каждым, кто с ними сталкивается, так и принятия обоснованных решений на основе грамотного подхода, который возможен только через овладение основами коммерческой работы.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Адекватно этому изменяется и тактика коммерческой деятельности на товарном рынке.
Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой сторон за выполнение принятых обязательств.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.
Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Итак, коммерческая деятельность - широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.
Таким образом, актуальность данной темы бакалаврской работы обусловлена тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Предметом исследования в бакалаврской работе является коммерческая деятельность розничного предприятия. Объектом исследования служит розничное предприятие ООО “Инга” магазин «Продукты».
Цель бакалаврской работы - разработать рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия “ООО Инга” магазин «Продукты».
Задачами выполнения бакалаврской работы является:
Г изучение функционального аспекта коммерческой деятельности;
Г изучение теоретических основ розничной торговли;
Г анализ коммерческой деятельности предприятия ООО «Продукты»; Г проведение системного анализа функций коммерческой деятельности;
Г разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «Продукты».
Г экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Теоретической основой бакалаврской работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области коммерческой деятельности; маркетинга, товароведения, экономики, организации торговли, законодательство Российской Федерации и его структур; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций; результаты собственных исследований.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура бакалаврской работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические аспекты коммерческой деятельности розничных предприятий, во второй - провести экономический анализ предприятия; в третьей - проанализировать функции коммерческой деятельности исследуемого предприятия и на основе этого разработать рекомендации по повышению эффективности.
Общий объем работы 93 страниц. Бакалаврская работа иллюстрирована 23 рисунками, 24 таблицами, 3 приложениями. Список использованной литературы включает в себя 43 источников.
Объектом исследования данной работы является “ООО” “Инга” магазин «Продукты» которое занимается торговлей продовольственных товаров.
Предметом исследования является коммерческая деятельность данной торговой организации.
Для совершенствования коммерческой деятельности ООО “Инга” "Продукты" необходимо:
- Наращивать физический объем продаж, путем оптимизации ценовой политики (привести ее в соответствие с возможностями потребителей, для чего необходимо заключать договора с поставщиками, предлагающими наиболее низкий уровень цен),
- Повышать рост производительности труда (за счет стимулирования работников) чтобы оборот розничной торговли увеличивался не только под влиянием роста цен на реализуемые товары.
- В дальнейшем расширять ассортимент реализуемых товаров.
- Продолжать формировать ассортимент товаров с учетом спроса населения, для этого необходимо проводить маркетинговые исследования спроса и предложения на данном рынке.
- Проводить мероприятий по дальнейшему повышению качества торгового обслуживания покупателей (осуществлять стимулирование персонала как материальное, так и психологическое).
- Заключение дополнительных соглашений с указанием средств продвижения продукции поставщика сроком на год - это позволит «отсеять» поставщиков, не планирующих совместную работу на долгосрочную перспективу.
- Обратить внимание на состояние материально-технической базы, навести порядок в помещениях для хранения продукции.
- Стремиться к наиболее полному удовлетворению потребностей населения в реализуемой данным предприятием розничной торговли продукции путем осуществления вышеперечисленных рекомендаций.
- Совершенствование системы снабжения. Для этого необходимо чтобы организация вела дальнейшее систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
- Совершенствование системы безналичных расчетов. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения.
Таким образом, предложенные мероприятия могут быть приняты к исполнению в ближайшем будущем в ООО Инга магазин "Продукты".
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. в 4ч : по состоянию на 01.01.2015. (Ч. 1-4). — Москва: АКАЛИС, 2015. — 408 с.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 ред. от 23 июля 2014 г.— Москва: Омега-Л, 2015. — 48 с.
3. ГОСТ Р 51303 - 99. Торговля. Термины и определения. - введ. 01.01.2000. - Москва: Издательство стандартов, 2000. - 27с.
4. ГОСТ Р 51304-2009. Услуги торговли. Общие требования. - Взамен ГОСТ Р 51304 - 99; введ. 15.12.2009. - Москва: Издательство стандартов, 2010. - 12 с.
5. Абчук В.А. Коммерция: учебник / В.А. Абчук. — Санкт- Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2013. — 475 с.
6. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. - Москва: Велби - Проспект, 2015. - 432 с.
7. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России : монография / Ю.К. Баженов. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 238 с.
8. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. - Красноярск: СФУ, 2014. - 172 с.
9. Брагин Л.А. Организация розничной торговли в сети Интернет : учебное пособие / Л. А. Брагин, Т. В. Панкина. - Москва : ИД Форум ; Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 120 с.
10. Бунеева Р.И. Заготовительная деятельность в потребительской кооперации: организация и технология / Р.И. Бунеева, Г.Н. Кругляков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 398 с.
11. Гуняков Ю.В. Коммерциология: предчувствие перемен. Инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности : монография /
12. Бланк И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк. — Москва: ЭКМОС, 2014. — 189 с.
13. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой деятельности. Том 1 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 232с.
14. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой деятельности. Том 2 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 226с.
15. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2014. — 700 с.
16. Дашков Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 3-е изд, перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2013. - 1011 с.
17. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / Л.П.Дашков, В.К. Памбухчиянц. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2014. — 520 с.
18. Дашков Л. П. Справочник руководителя торгового предприятия / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - Москва: Дашков и К, 2011. - 868 с.
19. Егоров В. Ф. Организация торговли: учебник для вузов / В. Ф. Егоров. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 344 с.
20. Жукова Т.Н. Коммерческая деятельность: учеб. Пособие / Т.Н. Жукова. — Санкт-Петербург: Вектор, 2014. — 256 с.
21. Иванова М.Б. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / М.Б. Иванова, М.Ю. Иванов. — Москва: РИОР, 2013.— 266 с.
22. Казакова, Н. А. Управленческий анализ в различных отраслях : учебное пособие / Н. А. Казакова. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
23. Каплина С.А. Технология торговли : учеб. пособие / С.А. Каплина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 447 с.
24. Каплина С.Л. Организация коммерческой деятельности / С.Л. Каплина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 448 с.
25. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. — 5-е европ. изд. — Москва: Вильямс, 2012. — 944 с.
26. Куимов В.В Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография / В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск : СФУ, 2016. - 204 с.
27. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 800 с.
28. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях. / ред. Д. Ферн, Л. Спаркс. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2014. - 526с.
29. Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров регионов Сибири : монография / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, Л.В. Панкова. - Красноярск : СФУ, 2015. - 268 с.
30. Маслова Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 400 с.
31. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли / В.В. Никишкин.— Москва: Экономика, 2015. — 316 с.
32. Нъюмэн Э. Розничная торговля: организация и управление / Э. Ньюмэн, П. Каллен.— Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 416 с.
33. Организация коммерческой деятельности предприятия: коммерциология. Ч.1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова. -Красноярск : СФУ, 2016.- 112 с.
34. Памбухчиянц О. В. Организация коммерческой деятельности =: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. / О. В. Памбухчиянц. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. Дашков и К, 2013. - 452 с.
35. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2014. — 504 с.
36. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 248 с.
37. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 496 с.
38. Стребкова О. Управление товарными категориями / О. Стребкова // Маркетинг. — 2014. — № 2 (99). — С. 32-41.
39. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под общ. ред. проф. Т.П. Данько. — М : ИНФРА-М, 2014. — 560 с.
40. Фридман A.M. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А.М. Фридман. — Москва: Дашков и К, 2014. — 628 с.
41. Чурюмов Б. Система мотивации, стимулирующая развитие управленческого персонала / Б. Чурюмов, С. Чурюмов // Менеджмент сегодня. - 2015. - N 6. - С.29-34.
42. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А.Н. Соломатина. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 295 с.
43. Яковлев Г.А. Основы коммерции : учебное пособие / Г. А. Яковлев. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 223 с.