Использование предметно-развивающей среды Лего для развития познавательной активности младших школьников (на примере программы ДО «Основы робототехники»)
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы и средства развития познавательной активности
младших школьников в дополнительном образовании 6
1.1 Возрастные особенности младших школьников 6
1.2 Компьютерные игровые технологии 18
1.3 Возможности использования предметно-развивающей среды Лего в
дополнительном образовании младших школьников 24
2 Разработка и апробация программы дополнительного образования,
основанной на использовании образовательной среды Лего 32
2.1 Описание программы дополнительного образования «Основы
робототехники» 32
2.2 Результаты апробации дополнительной образовательной программы
«Основы робототехники» на базе МБУ ДОЦ «Витязь» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа дополнительного образования «Основы
робототехники»
В последние десятилетие огромную популярность в российской и зарубежной педагогической практике приобретают технологии, основанные на активном обучении школьников, интегрирующие в себе науку, инженерное дело, математику.
В настоящее время в школьном образовании используется широкий спектр возможностей компьютерных технологий.
Несмотря на свою образовательную значимость, игровые компьютерные технологии до сих пор остаются «инновационными» технологиями в обучении младших школьников.
Во многих ведущих странах есть национальные программы по развитию STEM (Science Technology Engineering Mathematics) образования.
Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. Такую стратегию обучения помогает реализовать образовательная среда Лего.
Предметно-развивающая среда Лего объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты Лего, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию [14, с. 137-140].
Лего - конструирование - одна из самых известных и распространённых в настоящее время компьютерных технологий, широко использующая трёхмерные модели реального мира и среду для обучения и развития ребенка. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои замыслы, собирать модели, фантазировать и видеть конечный результат.
Робототехника представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал [24].
Робототехника в образовании - это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, физику, основанные на активном обучении учащихся. Дети лучше учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность-игра- исследование, творческое моделирование, конструирование. Такую стратегию легко реализовать, используя образовательную технологию Lego Mindstrorms в сочетании с конструкторами Lego [3, с. 105-107].
Проблема исследования заключается в реализации широкого спектра возможностей средств игровых компьютерных технологий, в частности предметно-развивающей среды Лего, в процессе обучения младших школьников для повышения познавательной активности.
Гипотеза: использование игровых компьютерных технологий в дополнительном образовании младших школьников повысит познавательную активность если:
- учитывать возрастные особенности младших школьников.
- применять средства предметно-развивающей и практико¬ориентированной среды Лего.
Цель: разработка программы дополнительного образования, основанной на использовании средств предметно-развивающей среды Лего, для развития познавательной активности у младших школьников.
Объект: развитие познавательной активности младших школьников в дополнительном образовании.
Предмет: средства предметно-развивающей среды Лего для развития познавательной активности младших школьников.
Задачи:
1. Выделение возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
2. Анализ литературы по использованию компьютерных игровых технологий в процессе обучения младших школьников.
3. Выявление возможностей предметно-развивающей среды Лего в дополнительном образовании младших школьников.
4. Разработка программы дополнительного образования «Основы робототехники»
5. Апробация разработанной программы в МБУ ДОЦ «Витязь»
В бакалаврской работе рассмотрены возможности использования предметно-развивающей среды, спектра возможностей средств игровых компьютерных технологий, в условиях дополнительного образования младших школьников в частности для повышения познавательной активности.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, предлагаемая гипотеза, которая заключалась в том, что использование игровых компьютерных технологий в дополнительном образовании младших школьников повысит познавательную активность если:
- учитывать возрастные особенности младших школьников.
- применять средства предметно-развивающей и практико¬ориентированной среды Лего.
Для проверки гипотезы, была поставлена цель и определены задачи, методология исследования.
Главной целью работы было разработка программы дополнительного образования для повышения познавательной активности у младших школьников, основанной на использовании средств образовательной среды Лего.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая литература, которая позволила выявить теоретические аспекты формирования познавательной активности у младших школьников, а также методы использования предметно-развивающей среды Лего для повышения познавательной активности.
2 этап - итоговая диагностика.
Цель диагностики - выявить уровень познавательной активности по итогам обучения по программе «Основы робототехники». На данном этапе проверялась гипотеза исследования.
Результаты 1 этапа диагностики показали, что у детей недостаточно развита познавательная активность.
В ходе исследования была разработана программа работы по повышению познавательной активности у детей младшего школьного возраста с использованием предметно-развивающей среды, опираясь на возрастные особенности детей младшего школьного возраста «Основы робототехники».
С обучающимися проводились занятия, построенные на основе предметно-развивающей среды Лего, в ходе которых ребята создавали как индивидуальные, так и групповые проекты по созданию и программированию роботов.
При выполнении итогового задания по второму этапу был выявлен рост познавательной активности у обучающихся.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, программа была апробирована, результаты диагностики показали повышение познавательной активности.
1. Венгер, А.А. Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников / А. А., Венгер Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
2. Воротников, С.А. Информационные устройства робототехнических систем / С. А. Воротников // МГТУ им. Н. Э. Баумана: — Санкт-Петербург, 2005 г.- 384 с.
3. Гайсина, И. Р. Развитие робототехники в школе [Текст] / И. Р. Гайсина // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 105-107.
4. Галеев, И.Х. Модель управления процессом обучения в ИОС // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society)"- 2010. - V.13. - №3. - C.285-292. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html
5. Головей,Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. / - Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко // СПб.: Речь, 2005.-384 с.
6. Данчук, И. И. Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей / И. И. Данчук // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 01.
7. Дубровина,И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. /И. В. Дубровина// М.: Академия, 2007 -528 с
8. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе // - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 173 с
9. Катаев, А.В., Муха, А.В. Модель визуального описания сценария обучающих компьютерных игр и симуляторов/ А.В. Катаев, А.В. Муха // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2011. - Т. 3, № 10. - С. 64-68.
10. Крайг, П. Психология развития / П. Крайг// - СПб.: Питер, 2010.- 816 с.
11. Кулагина,И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И. Ю. Кулагина, Колюцкий В. Н.// М.: Творческий Центр Сфера, 2006. - с. 278-285.
12. Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника// Психология младшего школьника/ К. П. Мальцева// М.: изд. АПН РСФСР, 2009. - С. 50-93.
13. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - Вып. № 1. - С. 125-129.
14. Михеева, О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. - 2006. - №3. - С.137¬140.
15. Михеева, О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. - 2006. - №6. - С. 54-56.
16. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
17. Овчаров, А.А. Описание детских характеров: 16 типов характера / А.А. Овчаров // Соционика, ментология и психология личности. - 2005, №2.
18. Павлова, М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей [Текст] / М. И. Павлова // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 543-546.
19. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. / Е. Е. Сапогова // М.: Аспект Пресс, 2010. - 460 с
20. Сорокоумова, Е. В. Возрастная психология. Краткий курс. / Е. В Сорокоумова -: СПб Питер, 2006. - С.35-39.
21. Стрекозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. / В. П Стрекозин - М.: Просвещение, 2006. - 260 с
22. Урунтаева, Г. А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А Урунтаева, Афонькина Ю. А. -М.: Просвещение: Владос, 2008. - С. 45-53
23. Усков, В.Л., Усков А.В. Инновационная программа обучения по специальности технологии компьютерных игр/ В.Л. Усков., А.В. Усков // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13, № 1. - С. 348-355.
24. Филипов, С. А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.: Наука,2010. -195 с.
25. Юревич, Е. И. Основы робототехники / Е.И. Юрьевич // 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 416 с.
26. Баритков, И.М., Корнев, А.Н. «Образовательная программа - Робототехника» [Электронный ресурс] / И.М.Баритков, А.Н. Корнев, //Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, 2013 г, Режим доступа:
www.miet.ru/upload/content/abiturient_ru/Departament2013/13.4.pdf
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл): офиц. текст. - Москва, от 6 октября 2009 г.