Социальное самочувствие представителя национальной диаспоры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП 8
1.1 Социальное самочувствие: понятие, показатели и способы изучения 8
1.2 Опыт исследования социального самочувствия представителей
национальных групп 14
1.3 Количественные и качественные методы в изучении социального
самочувствия национальной диаспоры 20
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИАСПОРЫ Г. КРАСНОЯРСКА 26
2.1 Характеристика национальной политики в России 26
2.2 Оценка общественного отношения к азербайджанской национальной
группе в г. Красноярске 32
2.3 Характеристика социального самочувствия представителей национальной
Азербайджанской диаспоры в г. Красноярске 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Д
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП 8
1.1 Социальное самочувствие: понятие, показатели и способы изучения 8
1.2 Опыт исследования социального самочувствия представителей
национальных групп 14
1.3 Количественные и качественные методы в изучении социального
самочувствия национальной диаспоры 20
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИАСПОРЫ Г. КРАСНОЯРСКА 26
2.1 Характеристика национальной политики в России 26
2.2 Оценка общественного отношения к азербайджанской национальной
группе в г. Красноярске 32
2.3 Характеристика социального самочувствия представителей национальной
Азербайджанской диаспоры в г. Красноярске 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Д
Исследование социального самочувствия в современном обществе является чрезвычайно важным и актуальным, поскольку он определяет эффективность проводимой государственной и муниципальной политики.
Исследования социального самочувствия в социологии в настоящее время значительно активизировались. Такой интерес обусловлен общественными трансформациями, оказавшими не только позитивное влияние на общество, но и негативное. Социальное положение многих общественных групп заметно ухудшилось. Эта ситуация требует тщательного изучения.
Измерение социального самочувствия - это операция по выявлению его характера на каждом конкретном этапе развития социума и отдельной личности, а также степени проявленности этого характера в социальных мироощущениях. При этом необходимо учитывать как общее состояние социальных настроений, так и конкретные вариации их проявления [9, с. 59].
Современная многонациональная Россия, реализуя национальную политику, должна учитывать социальное самочувствие отдельных этносов. Кроме того, ряд этнических групп обладают важной особенностью - удаленностью от мест традиционного проживания. Такие группы имеют большее количество проблем с адаптацией и интеграцией в общие государственно-политические процессы.
Одной из значительных национальных диаспор, расположенных на территории города Красноярска является Азербайджанская диаспора АНКА. В 2002 году перепись населения зафиксировала на территории Красноярского края почти 19,4 тыс. азербайджанцев, а перепись 2010 г. Только 16341 азербайджанца [52]. В связи с тем, что большая часть диаспоры сформировалась в свое время за счет трудовых мигрантов, в структуре азербайджанских представителей города Красноярска преобладают мужчины, за счет чего увеличивается количество межэтнических браков [52]. Представители диаспоры является активными участниками городской общественной и политической жизни. В связи с этим, оценка социального самочувствия представителей азербайджанской диаспоры является важным фактором укрепления межнациональной интеграции, сотрудничества, преодоления конфликтов на религиозной и национальной почве.
Степень исследованности проблемы.
Социальное самочувствие - сложный термин, носящий обобщенный характер и основанный на чувственном переживании. С ним сопряжено понятие социального настроения. Данные категории находятся на стыке двух наук: социологии и психологии.
Изначально, изучение получило понятие «социальное настроение», которое нашло отражение в работах Г.Лебона, Г. Тарда, Ч. Кули, Э. Дюркгейма, Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареева и других. В отечественной науке можно отметить российских ученых начала XX в. В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Л.Н. Войтоловского и Л.И. Петражицкого, внесших свой вклад в рассмотрение социально-психологических феноменов, в частности, общественного настроения. Вышедшая в середине 60-х годов монография Б.Д. Парыгина «Общественное настроение» до сих пор имеет методологическое значение.
Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых, как Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, которые не только определили сущность социального настроения, но также обозначили структурные компоненты и виды социального настроения.
Впоследствии, на основе социального настроения стало формироваться понятие «социального самочувствия».
В отечественной социологии рассмотрением социального самочувствия различных слоев населения занимается О.В. Лясовская, Г.Л. Воронин, Л.А. Орлова, Л.Е. Петрова, Е.В. Давыдова. В работах Л.И. Михайловой, рассматриваются различные факторы, влияющие на социальное самочувствие населения. Н.В. Дулина выявила зависимость между социальным самочувствием и оценкой деятельности региональной власти.
При обосновании социологического подхода к социальному настроению и самочувствию, разработке их типологий, анализе их характеристик и релевантных индикаторов мы опирались на работы отечественных социологов Е.В. Давыдовой, Я.Н. Крупец, Л.В. Куликова, Г.М. Андреевой, Л.А. Орловой, Л. Е. Петровой, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко и др.
Проблема диаспор раскрыта в большом количестве исследований. Социология диаспор рассмотрена в работах Дж. Армстронга, А. Ашкенази, М. Дабага, В. Коннора, Р. Мариенстраса, К. Платта, У. Сафрана, Э. Скиннера, Х. Тололяна, Г. Шеффера, М. Эсмана и др.
В российской социологии диаспору как самостоятельный социологический феномен рассмотрели М.А. Аствацатурова, В. Дятлов, З.И. Левин, Ю.В. Попков, В.А. Тишков, Ж.Т. Тощенко, Т. Чаптыкова, М. Членов, В. Шнирельман, В.К. Полуянов и др.
Социальное самочувствие на примере национальной диаспоры в социологии рассматривается в двойном контексте. Во-первых, изучение социального самочувствия группы выделенной по национальному признаку. В таком подходе не выделяются особенности национально-этнических отношений, взаимодействий этноса и социального окружения. Такие исследования проводились Л.М. Дробижевой, Г.Ф. Габдрахмановой, Э.Н. Тужбой и другими авторами. Во-вторых, социальное самочувствие представителей диаспоры рассматривается во взаимосвязи с национальными отношениями в регионе, определяя факторы межэтнического взаимодействия, уровня толерантности, и возможности развития национальной идентичности. Такой подход рассмотрен в работах Р.И. Зинуровой, Ф.Ф. Фатыховой, Н.Р. Напсо, Ю.В. Попковым и других авторов.
Социальное самочувствие азербайджанской диаспоры было рассмотрено в работах Г.С. Гаджигасановой, А.Д. Сулейманова, Б.С.Г. Мусаева, А.Ф. Мельника и другие.
Изучением национальных диаспор на территории Красноярска и Красноярского края посвящены работы В.В. Воног, Н.В. Русиной, И.П. Ивановой, М.Н. Колоткина, К.Ю. Липатовой и т.д.
Объектом исследования является социальное самочувствие национальной диаспоры.
Предмет исследования: состояние и особенности социального самочувствия представителей национальной диаспоры на примере Азербайджанской диаспоры города Красноярска.
Цель исследования: изучить социальное самочувствие представителей национальной диаспоры.
Для этого будут решены следующие задачи:
1) уточнить понятие «социальное самочувствие»;
2) исследовать социологические показатели и способы изучения «социального самочувствия»;
3) проанализировать опыт исследования социального самочувствия представителей национальных групп;
4) рассмотреть количественные и качественные методы исследования национального самочувствия;
5) определить характеристики национальной политики в современной России;
6) выявить оценки общественного отношения к представителям азербайджанской национальной диаспоры у жителей города Красноярска;
7) определить характеристики социального самочувствия представителя национальной Азербайджанской диаспоры в городе Красноярске.
Методология исследования.
Теоретико-методологическим фундаментом изучения социального настроения и самочувствия явилась совокупность концептуальных подходов к этим феноменам, разработанных представителями разных социогуманитарных дисциплин, прежде всего, социологии и социальной психологии. При изучении процессов формирования и структуры данных феноменов использовались системный и синергетический подходы; феноменологический, диалектический и сравнительно-аналитические методы.
В качестве основных методов были использованы эмпирические методы исследования количественные (анкетирование) и качественное: экспертный опрос.
На территории Красноярска было проведено два вида анкетирования: одно - среди представителей Азербайджанской диаспоры; второе - среди населения, не входящих в состав диаспоры АНКА.
Анкетирование проходило среди людей разного пола, возраста, социально-профессионального состава. Для проведения опроса были разработаны анкеты, которую опрашиваемые заполняли по определенным правилам. Анкетирование было организовано методом самозаполнения. Собранные анкеты были подвергнуты статистической обработке.
Так же использовался экспертный опрос, в форме интервью. В экспертном опросе трое респондентов респондентов, в число которых были включены представитель власти Красноярского края - заместитель начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края Р.Г. Рафиков; представители диаспоры, руководящие ее управлением - Председатель Красноярской Азербайджанской НКА Т.С. Махмудов и его заместитель А.К. Караев.
Гипотезы-основания исследования:
Идентичность представителей Азербайджанской диаспоры с азербайджанским народом в большей мере происходит за счет знания языка, чем за счет вероисповедания и приверженность традициям. В связи с предполагаемым высоким уровнем толерантности красноярцев, оценка социального самочувствия представителей диаспоры будет представлена выше средних показателей, а условия проживания оценены как комфортные.
Исследования социального самочувствия в социологии в настоящее время значительно активизировались. Такой интерес обусловлен общественными трансформациями, оказавшими не только позитивное влияние на общество, но и негативное. Социальное положение многих общественных групп заметно ухудшилось. Эта ситуация требует тщательного изучения.
Измерение социального самочувствия - это операция по выявлению его характера на каждом конкретном этапе развития социума и отдельной личности, а также степени проявленности этого характера в социальных мироощущениях. При этом необходимо учитывать как общее состояние социальных настроений, так и конкретные вариации их проявления [9, с. 59].
Современная многонациональная Россия, реализуя национальную политику, должна учитывать социальное самочувствие отдельных этносов. Кроме того, ряд этнических групп обладают важной особенностью - удаленностью от мест традиционного проживания. Такие группы имеют большее количество проблем с адаптацией и интеграцией в общие государственно-политические процессы.
Одной из значительных национальных диаспор, расположенных на территории города Красноярска является Азербайджанская диаспора АНКА. В 2002 году перепись населения зафиксировала на территории Красноярского края почти 19,4 тыс. азербайджанцев, а перепись 2010 г. Только 16341 азербайджанца [52]. В связи с тем, что большая часть диаспоры сформировалась в свое время за счет трудовых мигрантов, в структуре азербайджанских представителей города Красноярска преобладают мужчины, за счет чего увеличивается количество межэтнических браков [52]. Представители диаспоры является активными участниками городской общественной и политической жизни. В связи с этим, оценка социального самочувствия представителей азербайджанской диаспоры является важным фактором укрепления межнациональной интеграции, сотрудничества, преодоления конфликтов на религиозной и национальной почве.
Степень исследованности проблемы.
Социальное самочувствие - сложный термин, носящий обобщенный характер и основанный на чувственном переживании. С ним сопряжено понятие социального настроения. Данные категории находятся на стыке двух наук: социологии и психологии.
Изначально, изучение получило понятие «социальное настроение», которое нашло отражение в работах Г.Лебона, Г. Тарда, Ч. Кули, Э. Дюркгейма, Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареева и других. В отечественной науке можно отметить российских ученых начала XX в. В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Л.Н. Войтоловского и Л.И. Петражицкого, внесших свой вклад в рассмотрение социально-психологических феноменов, в частности, общественного настроения. Вышедшая в середине 60-х годов монография Б.Д. Парыгина «Общественное настроение» до сих пор имеет методологическое значение.
Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых, как Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, которые не только определили сущность социального настроения, но также обозначили структурные компоненты и виды социального настроения.
Впоследствии, на основе социального настроения стало формироваться понятие «социального самочувствия».
В отечественной социологии рассмотрением социального самочувствия различных слоев населения занимается О.В. Лясовская, Г.Л. Воронин, Л.А. Орлова, Л.Е. Петрова, Е.В. Давыдова. В работах Л.И. Михайловой, рассматриваются различные факторы, влияющие на социальное самочувствие населения. Н.В. Дулина выявила зависимость между социальным самочувствием и оценкой деятельности региональной власти.
При обосновании социологического подхода к социальному настроению и самочувствию, разработке их типологий, анализе их характеристик и релевантных индикаторов мы опирались на работы отечественных социологов Е.В. Давыдовой, Я.Н. Крупец, Л.В. Куликова, Г.М. Андреевой, Л.А. Орловой, Л. Е. Петровой, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко и др.
Проблема диаспор раскрыта в большом количестве исследований. Социология диаспор рассмотрена в работах Дж. Армстронга, А. Ашкенази, М. Дабага, В. Коннора, Р. Мариенстраса, К. Платта, У. Сафрана, Э. Скиннера, Х. Тололяна, Г. Шеффера, М. Эсмана и др.
В российской социологии диаспору как самостоятельный социологический феномен рассмотрели М.А. Аствацатурова, В. Дятлов, З.И. Левин, Ю.В. Попков, В.А. Тишков, Ж.Т. Тощенко, Т. Чаптыкова, М. Членов, В. Шнирельман, В.К. Полуянов и др.
Социальное самочувствие на примере национальной диаспоры в социологии рассматривается в двойном контексте. Во-первых, изучение социального самочувствия группы выделенной по национальному признаку. В таком подходе не выделяются особенности национально-этнических отношений, взаимодействий этноса и социального окружения. Такие исследования проводились Л.М. Дробижевой, Г.Ф. Габдрахмановой, Э.Н. Тужбой и другими авторами. Во-вторых, социальное самочувствие представителей диаспоры рассматривается во взаимосвязи с национальными отношениями в регионе, определяя факторы межэтнического взаимодействия, уровня толерантности, и возможности развития национальной идентичности. Такой подход рассмотрен в работах Р.И. Зинуровой, Ф.Ф. Фатыховой, Н.Р. Напсо, Ю.В. Попковым и других авторов.
Социальное самочувствие азербайджанской диаспоры было рассмотрено в работах Г.С. Гаджигасановой, А.Д. Сулейманова, Б.С.Г. Мусаева, А.Ф. Мельника и другие.
Изучением национальных диаспор на территории Красноярска и Красноярского края посвящены работы В.В. Воног, Н.В. Русиной, И.П. Ивановой, М.Н. Колоткина, К.Ю. Липатовой и т.д.
Объектом исследования является социальное самочувствие национальной диаспоры.
Предмет исследования: состояние и особенности социального самочувствия представителей национальной диаспоры на примере Азербайджанской диаспоры города Красноярска.
Цель исследования: изучить социальное самочувствие представителей национальной диаспоры.
Для этого будут решены следующие задачи:
1) уточнить понятие «социальное самочувствие»;
2) исследовать социологические показатели и способы изучения «социального самочувствия»;
3) проанализировать опыт исследования социального самочувствия представителей национальных групп;
4) рассмотреть количественные и качественные методы исследования национального самочувствия;
5) определить характеристики национальной политики в современной России;
6) выявить оценки общественного отношения к представителям азербайджанской национальной диаспоры у жителей города Красноярска;
7) определить характеристики социального самочувствия представителя национальной Азербайджанской диаспоры в городе Красноярске.
Методология исследования.
Теоретико-методологическим фундаментом изучения социального настроения и самочувствия явилась совокупность концептуальных подходов к этим феноменам, разработанных представителями разных социогуманитарных дисциплин, прежде всего, социологии и социальной психологии. При изучении процессов формирования и структуры данных феноменов использовались системный и синергетический подходы; феноменологический, диалектический и сравнительно-аналитические методы.
В качестве основных методов были использованы эмпирические методы исследования количественные (анкетирование) и качественное: экспертный опрос.
На территории Красноярска было проведено два вида анкетирования: одно - среди представителей Азербайджанской диаспоры; второе - среди населения, не входящих в состав диаспоры АНКА.
Анкетирование проходило среди людей разного пола, возраста, социально-профессионального состава. Для проведения опроса были разработаны анкеты, которую опрашиваемые заполняли по определенным правилам. Анкетирование было организовано методом самозаполнения. Собранные анкеты были подвергнуты статистической обработке.
Так же использовался экспертный опрос, в форме интервью. В экспертном опросе трое респондентов респондентов, в число которых были включены представитель власти Красноярского края - заместитель начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края Р.Г. Рафиков; представители диаспоры, руководящие ее управлением - Председатель Красноярской Азербайджанской НКА Т.С. Махмудов и его заместитель А.К. Караев.
Гипотезы-основания исследования:
Идентичность представителей Азербайджанской диаспоры с азербайджанским народом в большей мере происходит за счет знания языка, чем за счет вероисповедания и приверженность традициям. В связи с предполагаемым высоким уровнем толерантности красноярцев, оценка социального самочувствия представителей диаспоры будет представлена выше средних показателей, а условия проживания оценены как комфортные.
В данной бакалаврской работе были рассмотрены основные подходы к определению понятия «социальное самочувствие» и его компоненты. Кроме того, был определен подход к определению социального самочувствия представителей национальной диаспоры, и основные индикаторы его определения.
Итак, социальное самочувствие - это системная характеристика, включающая степень удовлетворенности человека своим социальным положением, его реакцию на воздействие социальной среды, и способ функционирования в разных сферах жизнедеятельности.
Анализируя опыт исследования социального самочувствия национальных групп, нами были определены основные индикаторы социального самочувствия представителей национальной диаспоры. К ним относятся: оценка отношений между представителями диаспор и титульным населением; нарушение прав представителей диаспоры (ущемление по этнокультурному признаку); владение языком титульной нации представителями диаспоры; информированность о происходящем в диаспоре; информированность представителей диаспоры о культуре и ценностях своего народа; соблюдение народных традиций; соблюдение религиозных обычаев своего народа; установки людей в отношении к культуре другого народа; причастность к деятельности национально-культурных организаций. Кроме того, для определения социального самочувствия необходимо рассмотреть фактор состояния межнациональных отношений. Индикаторами для этого могут стать: основные черты межнациональных отношений и степень этнической толерантности.
Для определения социального самочувствия представителей национальной диаспоры могут использоваться количественные и качественные методы изучения. Основным количественным методом становится анкетирование. Для изучения социального самочувствия национальной группы, необходимо проведение двух анкетных опросов: один - непосредственно среди представителей национальной группы, второй - среди ее окружения. Кроме того, для определения социального самочувствия национальной группы используется такой качественный метод, как экспертное интервью. Данное интервью должно иметь полустандартизированную форму, а его респонденты обладать достаточной осведомленностью о специфических сторонах изучаемого предмета.
Определяя характеристики национальной политики современной России мы отметили, что к основным признакам реализации национальной политики относятся: гарантия равенства прав и свобод человека независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; сохранении целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации; право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; содействие РФ развитию национальных культур и языков народов России; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов, подразумевая, в том числе, и конфликты на национально¬этнической почве.
Для реализации данных принципов используется ряд механизмов, к которым можно отнести: формирование, развитие и эффективное использование законодательной базы национальной политики; деятельность РФ и ее субъектов по выработке и реализации национальной политики путем: а) разработки федеральных и региональных целевых программ; б) осуществления информационного обеспечения основных направлений национальной политики; в) повышения кадров государственных служащих, работающих в сфере осуществления национальной пролитии; г) согласования целей национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ; финансовое обеспечение национальной политики; обеспечение деятельности различных общественных организаций, в том числе национально-культурных автономий; организация и учет результата мониторинга состояния межнациональных отношений и кризисных ситуаций.
Указанные меры в разном объеме и с разной степенью эффективности реализуются на сегодняшний день в практике Российской Федерации.
При определении социального самочувствия представителей национальной диаспоры было проведено исследование в двух социальных группах: непосредственно в среде национальной диаспоры, и в ее окружении, то есть среди жителей города Красноярска, не принадлежащих к Азербайджанской национальной группе. Нами были определены основные показатели, отражение которых должно определить уровень социального самочувствия представителей национальной диаспоры: 1) для представителей окружения национальной диаспоры - оценка степени вовлеченности в межнациональные отношения, оценка степени осведомленности о жизни национальной диаспоры, оценка степени участия в мероприятиях и праздниках национальной диаспоры; 2) для представителей национальной диаспоры - определение самоидентификации человека со своей национальной группой и национальной диаспорой, определение социальной комфортности представителя диаспоры, оценка социальной интеграции представителей национальной диаспоры; 3) определение общего уровня толерантности, как условия благоприятной социальной среды влияющего на социальное самочувствие.
Выдвигая гипотезу исследования, мы предположили, что оценка социального самочувствия представителей диаспоры будет представлена выше средних показателей, а условия проживания оценены как комфортные.
В ходе исследования, гипотеза нашла подтверждение.
Идентичность представителей азербайджанской диаспоры с азербайджанским народом в большей мере происходит за счет языка и в меньшей степени идентичность происходит за счет сохранения традиций и вероисповедания. При этом все признаки национальной идентичности четче прослеживаются у представителей диаспоры старшего поколения, но не теряются и у людей младшего возраста.
Азербайджанцы в большей мере, чем иные жители Красноярска отмечают правовую ущемленность азербайджанцев в Красноярске, при этом, в целом, уровень правового ущемления оценивается как незначительный. Оценка ущемления прав распределилась неравномерно. Наиболее ущемляемыми группами все опрошенные отметили цыган и таджиков.
Представителям диаспоры, чаще, чем другим жителям г. Красноярска случается сталкиваться с национальными и религиозными конфликтами разных уровней. При этом, мы предполагаем, что для молодежи и людей среднего возраста в большей мере свойственно столкновение с конфликтами межнационального межгосударственного характера, а для молодежи - бытового. При этом общий уровень таких конфликтов невысокий. Оценка уровня толерантности у представителей Азербайджанской диаспоры в целом ниже, чем у остальных жителей города Красноярска, что обусловлено большей осознанностью представителей диаспоры процессов религиозного и национального многообразия.
Уровень осведомленности жителей Красноярска о наличии национально-культурных автономий, в том числе азербайджанской, достаточно высокий. Предполагается, что это связано с масштабной инкорпорированностью Национальных Культурных Автономий в политические, социальные и культурные процессы города Красноярска.
В ходе исследования выяснилось, что Новруз, являющийся национальным праздником, в больше степени популярен среди жителей города, чем ряд культурных мероприятий, таких как концерт коллектива «Одлар Юрду» и ВИА «Азери». Возможно, это обусловлено тем, что Новруз распространен не только среди Азербайджанцев, но так же в среде узбеков, кыргызов, казахов, таджиков, туркмен, китайцев и иранцев. Представители некоторых из перечисленных этносов так же участвовали в опросе.
Подтверждая гипотезу исследования, отметим, что исходя из данных фактов, социальное самочувствие представителей Азербайджанской диаспоры в городе Красноярске оценивается выше средних показателей, а условия проживания достаточно комфортные.
Итак, социальное самочувствие - это системная характеристика, включающая степень удовлетворенности человека своим социальным положением, его реакцию на воздействие социальной среды, и способ функционирования в разных сферах жизнедеятельности.
Анализируя опыт исследования социального самочувствия национальных групп, нами были определены основные индикаторы социального самочувствия представителей национальной диаспоры. К ним относятся: оценка отношений между представителями диаспор и титульным населением; нарушение прав представителей диаспоры (ущемление по этнокультурному признаку); владение языком титульной нации представителями диаспоры; информированность о происходящем в диаспоре; информированность представителей диаспоры о культуре и ценностях своего народа; соблюдение народных традиций; соблюдение религиозных обычаев своего народа; установки людей в отношении к культуре другого народа; причастность к деятельности национально-культурных организаций. Кроме того, для определения социального самочувствия необходимо рассмотреть фактор состояния межнациональных отношений. Индикаторами для этого могут стать: основные черты межнациональных отношений и степень этнической толерантности.
Для определения социального самочувствия представителей национальной диаспоры могут использоваться количественные и качественные методы изучения. Основным количественным методом становится анкетирование. Для изучения социального самочувствия национальной группы, необходимо проведение двух анкетных опросов: один - непосредственно среди представителей национальной группы, второй - среди ее окружения. Кроме того, для определения социального самочувствия национальной группы используется такой качественный метод, как экспертное интервью. Данное интервью должно иметь полустандартизированную форму, а его респонденты обладать достаточной осведомленностью о специфических сторонах изучаемого предмета.
Определяя характеристики национальной политики современной России мы отметили, что к основным признакам реализации национальной политики относятся: гарантия равенства прав и свобод человека независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; сохранении целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации; право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; содействие РФ развитию национальных культур и языков народов России; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов, подразумевая, в том числе, и конфликты на национально¬этнической почве.
Для реализации данных принципов используется ряд механизмов, к которым можно отнести: формирование, развитие и эффективное использование законодательной базы национальной политики; деятельность РФ и ее субъектов по выработке и реализации национальной политики путем: а) разработки федеральных и региональных целевых программ; б) осуществления информационного обеспечения основных направлений национальной политики; в) повышения кадров государственных служащих, работающих в сфере осуществления национальной пролитии; г) согласования целей национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ; финансовое обеспечение национальной политики; обеспечение деятельности различных общественных организаций, в том числе национально-культурных автономий; организация и учет результата мониторинга состояния межнациональных отношений и кризисных ситуаций.
Указанные меры в разном объеме и с разной степенью эффективности реализуются на сегодняшний день в практике Российской Федерации.
При определении социального самочувствия представителей национальной диаспоры было проведено исследование в двух социальных группах: непосредственно в среде национальной диаспоры, и в ее окружении, то есть среди жителей города Красноярска, не принадлежащих к Азербайджанской национальной группе. Нами были определены основные показатели, отражение которых должно определить уровень социального самочувствия представителей национальной диаспоры: 1) для представителей окружения национальной диаспоры - оценка степени вовлеченности в межнациональные отношения, оценка степени осведомленности о жизни национальной диаспоры, оценка степени участия в мероприятиях и праздниках национальной диаспоры; 2) для представителей национальной диаспоры - определение самоидентификации человека со своей национальной группой и национальной диаспорой, определение социальной комфортности представителя диаспоры, оценка социальной интеграции представителей национальной диаспоры; 3) определение общего уровня толерантности, как условия благоприятной социальной среды влияющего на социальное самочувствие.
Выдвигая гипотезу исследования, мы предположили, что оценка социального самочувствия представителей диаспоры будет представлена выше средних показателей, а условия проживания оценены как комфортные.
В ходе исследования, гипотеза нашла подтверждение.
Идентичность представителей азербайджанской диаспоры с азербайджанским народом в большей мере происходит за счет языка и в меньшей степени идентичность происходит за счет сохранения традиций и вероисповедания. При этом все признаки национальной идентичности четче прослеживаются у представителей диаспоры старшего поколения, но не теряются и у людей младшего возраста.
Азербайджанцы в большей мере, чем иные жители Красноярска отмечают правовую ущемленность азербайджанцев в Красноярске, при этом, в целом, уровень правового ущемления оценивается как незначительный. Оценка ущемления прав распределилась неравномерно. Наиболее ущемляемыми группами все опрошенные отметили цыган и таджиков.
Представителям диаспоры, чаще, чем другим жителям г. Красноярска случается сталкиваться с национальными и религиозными конфликтами разных уровней. При этом, мы предполагаем, что для молодежи и людей среднего возраста в большей мере свойственно столкновение с конфликтами межнационального межгосударственного характера, а для молодежи - бытового. При этом общий уровень таких конфликтов невысокий. Оценка уровня толерантности у представителей Азербайджанской диаспоры в целом ниже, чем у остальных жителей города Красноярска, что обусловлено большей осознанностью представителей диаспоры процессов религиозного и национального многообразия.
Уровень осведомленности жителей Красноярска о наличии национально-культурных автономий, в том числе азербайджанской, достаточно высокий. Предполагается, что это связано с масштабной инкорпорированностью Национальных Культурных Автономий в политические, социальные и культурные процессы города Красноярска.
В ходе исследования выяснилось, что Новруз, являющийся национальным праздником, в больше степени популярен среди жителей города, чем ряд культурных мероприятий, таких как концерт коллектива «Одлар Юрду» и ВИА «Азери». Возможно, это обусловлено тем, что Новруз распространен не только среди Азербайджанцев, но так же в среде узбеков, кыргызов, казахов, таджиков, туркмен, китайцев и иранцев. Представители некоторых из перечисленных этносов так же участвовали в опросе.
Подтверждая гипотезу исследования, отметим, что исходя из данных фактов, социальное самочувствие представителей Азербайджанской диаспоры в городе Красноярске оценивается выше средних показателей, а условия проживания достаточно комфортные.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ В СУБЪЕКТАХ РФ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Социальная адаптация детей-мигрантов в учреждениях, выполняющих образовательные функции
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УЗБЕКСКАЯ ОБЩИНА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И МЕХАНИЗМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Форум «Многонациональный Петербург» как репрезентация молодежного этнокультурного движения
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Миграционные процессы в современном Татарстане( на примере национально-культурной автономии Узбеков РТ)
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
( на примере НИУ « БелГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



