Введение 4
1 Теоретические основы скоростно -силовой подготовки юных конькобежцев 6
1.1 Содержание спортивной тренировки у юных конькобежцев в младшем возрасте 6
1.2 Средства скоростно-силовой подготовки 11
1.3 Методы развития скоростно -силовых способностей 18
1.4 Скоростно-силовые способности и методика их развития с учётом возрастных и гендерных особенностей спортсменов, занимающихся конькобежным спортом 25
2 Методы и организация исследования 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 34
3 Экспериментальная проверка методики скоростно -силовой подготовки юных
конькобежцев 36
3.1 Методика скоростно-силовой подготовки юных конькобежцев 36
3.2 Анализ результатов исследования 36
Заключение 40
Список используемых источников 42
Приложение А-Б 48-50
Актуальность. В последние десятилетия значительно усовершенствовались средства и методы подготовки конькобежцев, используемые для развития силы, быстроты, выносливости и других способностей. Повышение результативности в конькобежном спорте во многом связано с увеличением объема специальной подготовки в общей программе тренировки конькобежцев [17].
Удельный вес специальных упражнений на всём пути спортивного совершенствования от новичков до мастеров спорта международного класса - непрерывно растёт. В общем объёме тренировочных нагрузок повышается объем специализированной физической подготовки в летний - осенний период. Таким образом, подготовка конькобежцев становится всё более унифицированной, учитывающей специфику бега на коньках. За сравнительно короткий срок, по существу, возникает новая система подготовки конькобежцев [48].
Как в настоящем, так и в будущем физическая подготовка вне льда будет являться важной составной частью системы тренировки конькобежцев. Общая и специализированная физическая подготовка, а также развитие координационных способностей в летне-осенний период тренировки, прежде всего, должны обеспечить эффективный и относительно быстрый рост двигательных качеств конькобежцев и способствовать совершенствованию как отдельных элементов, так и в целом всей структуры движений спортсменов в беге на льду.
Выполняемые упражнения должны обеспечить специфическую адаптацию мышц к физической нагрузке, наблюдаемой во время соревновательного бега на коньках. Следовательно, при выборе средств и методов тренировки конькобежцев в летний период необходимо решить, как минимум две задачи. Во -первых, подобрать такие упражнения, которые позволяют более эффективно и разносторонне развивать физические качества и, во-вторых, эти упражнения должны обеспечить неуклонное совершенствование общих и специальных координационных двигательных возможностей.
В настоящее время большинство научных работ по конькобежному спорту посвящено технической подготовке спортсменов. Методическая литература и исследовательские публикации по развитию скоростно-силовых способностей конькобежцев 11-13 лет практически отсутствуют.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику скоростно -силовой подготовки конькобежцев 11-13 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс конькобежцев 11-13 лет.
Предмет исследования: скоростно -силовая подготовка конькобежцев 1113 лет.
Гипотеза: предполагается, что совершенствование методики скоростно - силовой подготовки конькобежцев 11-13 лет, включающей в себя комплексы упражнений общефизической и специально-физической подготовки,положительно скажется на росте скоростно-силовых показателей конькобежцев.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу, затрагивающую вопросы методик развития скоростно-силовых способностей в конькобежном спорте у спортсменов 11-13 лет.
2) Разработать методику скоростно -силовой подготовки юных конькобежцев.
3) Экспериментально проверить эффективность методики скоростно- силовой подготовки конькобежцев 11-13 лет
Методы исследования:
Теоретический анализ научно -методической и специальной литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. В ходе теоретического анализа научно-методической литературы мы раскрыли основы процесса физической подготовки конькобежцев, направленного на развитие скоростно -силовых способностей. Для воспитания скоростно-силовых способностей используют скоростно -силовые упражнения, основными из которых считаются: упражнения с использованием отягощений, прыжковые упражнения, упражнения, связанные с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения. С этой целью используются методы: максимальных усилий, повторных предельных упражнений, динамических усилий, вариативный метод и группа методов, основанных на использовании тонизирующего следового эффекта. Тренировочный процесс будет эффективен, если применять в рациональном соотношении преодолевающего уступающего, удерживающего и комплексного режимов работы.
При скоростно -силовой тренировке нецелесообразно заниматься в состоянии, утомления, т.к. оно вызывает замедление выполняемых движений. Поэтому общий объем скоростно -силовой нагрузки в одном занятии остается незначительным. Число повторений в одном подходе не должно быть большим в целом оно лимитируется началом замедления движения. Количество подходов также определяется фактором снижения скорости движения.
2. Нами была разработана методика развития скоростно -силовых способностей конькобежцев 11-13 лет. В основу методики составили специальные комплексы упражнений на развитие и совершенствование общей физической подготовки и специальной физической подготовки конькобежцев, направленные на развитие скоростно -силовых способностей.
3. Эффективность методики развития скоростно-силовых способностей юных конькобежцев подтвердилась достоверным приростом результатов всех тестов экспериментальной группы по отношению к контрольной. Наблюдается значительный прирост показателей уровня развития скоростно-силовых способностей у экспериментальной группы юношей по отношению к контрольной после проведенного эксперимента. Так, в тесте «Прыжок в длину с места» прирост результата у контрольной группы составил
3,6 см, а у экспериментальной - 13 см. Так, в тесте «Прыжок в длину с места» прирост результата у контрольной группы составил 3,6 см, а у экспериментальной - 9 см. В тесте «Тройной прыжок с места» прирост результата у контрольной группы составил 5,5 см, а у экспериментальной - 12,9 см. В последнем, третьем тесте «Прыжок вверх с места со взмахом рук» у контрольной группы прирост составил 1,8 см, а у экспериментальной - 4,6 см.
1. Абрамова Т.А., Коньков А.Ф., Озолин Н.Н. Оценка текущей неспецифической адаптационной реакции в циклических видах спорта /Т.А. Абрамова, А.Ф. Коньков, Н.Н. Озолин // Научно-спортивный вестник. - 2007. - № 3. - С. 3-7.
2. Аль Р.Р скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса: дис...канд. пед. наук / Аль Р.Р Волгоградский гос. университет, Волгоград, 2003. - 176с
3. Андреев A.M. Педагогические условия, необходимые для эффективного применения изометрических упражнений, в целях профилактики травматизма / A.M. Андреев // Актуальные проблемы профессиональной деятельности, специалистов в сфере физической культуры и спорта: сборник научных трудов молодых ученых. - СПб.: ВИФК, НИЦ, 2006., - №2. - С. 3-7.
4. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям, - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 200 с.
5. Бондоревский Е. Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис...док-ра пед. наук. - М., 2003. - 37 с
6. Вашляев Б.Ф. Тренировка квалифицированных конькобежцев: теоретические основы / Б.Ф. Вашляев. - Екатеринбург: Издатель Калинина Е.П., 2007. - 174 с.
7. Еелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно -методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Еелецкий, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 112 с.
8. Еелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / В.М. Еелецкий. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с
9. Железняк Ю.Д. Основы научно -методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 264с.
10. Запорожанов В.А. Индивидуализация — важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физической культуры. 2002. - № 7. - С. 62-63.
11. Зеличенок В.Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 240 с.
12. Зеличенок В.Б. Спринтерский и барьерный бег. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике. - М.: РДС, 2006.
13. Иволин П.С. Из опыта работы СДЮШОР им. Скобликовой Л.П. по конькобежному спорту г. Челябинск / П.С. Иволин -Челябинск: Спорт, 2006. - 150.
14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. -701 с.
15. Ильин М.А. Технология применения специально -подготовительных упражнений в спортивной тренировке юных бегунов на короткие дистанции: автореф. дис. канд. пед. наук / Михаил Алексеевич Ильин. -М.: ВНИИФК, 2002. - 27 с.
16. Иссурин В. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса / В. Иссурин, В. Шкляр // Теория и практика физической культуры. 2002. - № 5. - С. 2-5.
17. Кабанова, Т. А. Тестирование в современном образовании: уч. пособие / Кабанова Т. А., Новиков В. А. - М.: Высшая школа, 2010.
18. Качаев С. В. Особенности методики развития компонентов скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов // Теория и практика физической культуры. - 2004 - №8. - С. 32-34.
19. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук / П.В. Квашук. - М.: ВНИИФК, 2003. - 49 с.
20. Конькобежец [электронный ресурс ]. - режим доступа:
http ://speedsk. ucoz. ru/index/0-39.
21. Конькобежный спорт: Журнал // Юнайтет пресс. - 2002. - № 9. - С. 24-25.
22. Кубаткин В.П. Спортивная тренировка конькобежца как предмет системного исследования / В.П. Кубаткин. Теория и практика физической культуры: Сб. науч. метод. статей. - М.ВНИИФК. -2008. -С. 28-37.
23. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник О.Ф. Курамшин. - М., 2001. -450с.
24. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей / В.Н. Курысь. - М.: Советский спорт, 2004. -261 с.
25. Лойко Т.В. Коррекция тренировочных нагрузок юных спринтеров на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.В. Лойко. - Минск: БГУФК, 2009. -26 с.
26. Макаров, В. Н. Принципы строения системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 61-64.
27. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов физической культуры - 2-е изд, испр. И доп. - М.: Физическая культура, 2009. -496 с.
28. Матвеев Л.П. Проверка одной гипотезы и комментарии к ней в аспекте теории и практики спорта / Л.П. Матвеев, З.А. Гасанова // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 5. - С. 2-13.
29. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера, наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: Апрель, 2004. - 863 с.
30. Пономарев Г.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях: Автореф. дисс... докт. пед. наук/ Г.Н. Пономарев; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2003. -35 с.
31. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке лёгкоатлета» / В.Б. Попов - М.: 2006. - 200 с.
32. Попов В.Б. Физическая культура в школе, 2002, №2. - С.64.
33. Райгородский ДЯ. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. / Д.Я. Райгородский //Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М. 2000. - 668 с.
34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов -Учебное пособие в 2 книгах. -М.: Владос. -2000. Кн. 1 -384 с. Кн. 2 -480 с.
35. Рунова, М. А. Двигательные качества и методика их развития / М. А. Рунова. - М.: Физкультура и спорт, 2003. -140 с.
36. Рябинин С.П. Скоростно -силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.
37. Сологуб Е.Б. Спортивная генетика / Е.Б. Сологуб, В. А. Таймазов, - М.: Терра-спорт, 2000. -127с.
38. Солодков A.C. Физиология человека: Общая. Спортивная.
Возрастная: Учебник / А. С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-спорт, 2001. - 519с.
39. Струганов С.М. Управление тренировочным процессом квалифицированных бегунов / С.М. Струганов, В.Л. Сивохов // Мат.-лы III Всеросс. науч.-практ. конф.: Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения. - Нальчик: Кабардино -Балкарский НИЦФКиС, 2007. - С. 335-337.
40. Суслов Ф.П. Проблемы детско-юношеского спорта на современном этапе его развития / Ф.П. Суслов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. - .№3. - С. 2-6.
41. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Под ред. Курамшина Ю.Ф. 3-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
42. Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И. А. Тер-Ованесян. - М.: Терра-Спорт, 2000. -128 с.
43. Титулов Р.В. Комплексное развитие и контроль скоростно-силовых способностей у юношей-учащихся средних специальных учебных заведений: дис...канд. пед. наук / Титулов Р.В Адыгейский гос. университет, Майкоп, 2009. - 157с
44. Усков М.А. Специальная подготовки спринтеров на основе управления реализацией двигательных возможностей: автореф. дне. . канд. пед. наук / М.А. Усков. - Волгоград, 2009. - 22 с.
45. Физические качества спортсменов / Зациорский В.М. . - М.: Физкультура и спорт, 2008
46. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / Филин В.П., Фомин НИ.. -М.: Физкультура и спорт, 2010. - 255 с.
47. Фомин H.A. Адаптация: общебиологические и
психофизиологические основы / H.A. Фомин. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 383 с.
48. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
49. Черкашин, В.П. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / В.П. Черкашин. - Волгоград: 2005. - 240 с.
50. Чернышева Е.Н. Управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции на основе учета индивидуальных особенностей / E.H. Чернышева // Теория и практика физической культуры - 2000. №5. - С.3132.
51. Шикота ИИ Физическое развитие и формирование физической подготовленности школьников 11-17 лет посредством дополнительных занятий легкой атлетикой: автореф. дис. канд. пед. наук / И.И. Шикота. - Красноярск: ГКПУ, 2007. - 24 с.
52. Яшанин Я. Биологические основы оптимизации тренировочных нагрузок / Я. Яшанин, Ю. Войнар, А. Скурвидас // Наука в олимпийском спорте. 2002. - № 1. - С. 54-59.
53. SportWiki [Электронный ресурс ]. - Режим доступа:
http://sportwiki.to/pa3BnTne_CKopocTHO-cnaoBbix_cnoco6HOCTefi