Введение
Глава 1. Теоретико-методические аспекты исследования сферы торговли
1.1 Торговля как сфера услуг: понятие, структура, место в экономике
региона
1.2 Тенденции развития сферы торговли на примере Российской Федерации
и Сибирского федерального округа
1.3 Особенности развития сферы торговли Красноярского края
Глава 2. Методология исследования структурных сдвигов потребительского спроса в сфере торговли
2.1 Понятие потребительского спроса, его виды и содержание
2.2 Разработка алгоритма исследования структурных сдвигов
потребительского спроса в сфере торговли Красноярского края
2.3 Разработка системы показателей структурных сдвигов
потребительского спроса
Глава 3. Организационно-экономический механизм управления структурными сдвигами потребительского спроса
3.1 Оценка величины структурных сдвигов спроса в зависимости от
изменения социальных и инфраструктурных параметров на основе факторного анализа
3.2 Организационно-экономический механизм управления
потребительским спросом в сфере торговли
3.3 Разработка комплекса мероприятий по управлению структурными
сдвигами потребления в сфере торговли
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Исследование структурных сдвигов в любой экономической системе на протяжении десятилетий является актуальной проблемой, как у отечественных ученых, так и у зарубежных. Любая перемена, происходящая структуре экономики, ведет за собой цепную реакцию на изменения взаимосвязанных элементов.
Степень удовлетворения потребительского спроса на сегодняшний день является одним из показателей, характеризующим состояние и тенденции развития региональной экономики и качества жизни населения. Используя административные методы воздействия на развитие потребительского спроса, государственные органы власти осуществляют контроль за качеством производимой продукции, ценообразованием на жизненно необходимые товары, объемом экспорта и импорта продукции, что отражается, в первую очередь, на экономических показателях торговли.
Таким образом, актуальность исследования заключается в исследовании структурных сдвигов потребительского спроса и их влияния на параметры развития сферы торговли, а также разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих их взаимосвязанное эффективное функционирование. Необходимость разработки комплекса мер управления спросом в сфере торговли определяется особенностями регионального потребительского рынка в настоящее время и структурой платежного спроса населения.
Тема магистерской диссертации. Исследование влияния структурных сдвигов потребительского спроса на параметры развития сферы торговли Красноярского края.
Целью магистерской диссертации является исследование влияния структурных сдвигов потребительского спроса на параметры развития сферы торговли Красноярского края. Для достижения цели магистерской диссертации были поставлены задачи:
- Исследовать теоретико-методические аспекты формирования сферы торговли и потребительского спроса;
- Разработать алгоритм исследования структурных сдвигов потребительского спроса в сфере торговли Красноярского края;
- Сформировать систему показателей структурных сдвигов потребительского спроса в сфере торговли Красноярского края и провести их оценку;
- Разработать организационно-экономический механизм управления структурными сдвигами в сфере торговли и составить план мероприятий управления.
Объектом магистерской диссертации являются структурные сдвиги потребительского спроса.
Предмет магистерской диссертации - влияние структурных сдвигов потребительского спроса на параметры развития сферы торговли Красноярского края.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующих наиболее значимых результатах исследования:
- сформированы определение структурных сдвигов потребительского спроса в сфере торговли и их значение в торговой отрасли;
- разработана методика исследования структурных сдвигов потребительского спроса в сфере торговли и проведена ее апробация на примере торговой отрасли Красноярского края;
- составлен комплекс мероприятий управления структурными сдвигами в сфере торговли.
Перечень публикаций. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на конференциях Международной научнопрактической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности» (СФУ 2014, 2015, 2016, 2017 гг.) и «Стратегия предприятия посредством повышения его конкурентоспособности» (Донецкий национальный университет экономики и торговли им.Михаила Туган-Барановского, 2016) посредством публикации статей на тему: «Тенденции потребительского спроса на продовольственные товары в Красноярском крае», «Направления регулирования сферы торговли Красноярского края» и «Инструменты регулирования сферы торговли
Под структурными сдвигами потребительского спроса в сфере торговли следует понимать изменение взаимосвязей и пропорций между элементами торговой отрасли, интегрируемых системой потребностей населения под воздействием внутренних и внешних факторов, приводящим к изменениям количественным (доли и пропорции) и качественным (валовая продукция, выручка, товарооборот, экспорт и импорт и т.д.).
Формирование структурных сдвигов потребительского спроса в сфере торговли происходит в связи со структурными изменениями в сфере производства и товарооборота, а также дифференциацией потребительских предпочтений, приводящих к возникновению новых количественных и качественных характеристик и показателей экономики. Таким образом, структурные сдвиги потребления оказывают влияния на все элементы рыночной системы, что сказывается на параметрах развития сферы торговли.
Оценка величины структурных сдвигов потребительского спроса в зависимости от изменения социальных и инфраструктурных параметров на основе факторного анализа выявила основные показатели влияния структурных сдвигов потребления в торговле: вклад торговой отрасли в ВРП, оборот розничной торговли занятость в отрасли, среднемесячная заработная плата, размер торговых площадей, обеспеченность торговыми площадями на 1000 чел. (кв. м), уровень конкуренции в отрасли и оборот малых предприятий (млн. руб.).
Структурные сдвиги потребительского спроса в сфере торговле являются одним из показателей развития экономической системы региона, относящихся к государственному регулированию. Значение потребительского спроса и его удовлетворенность заключается в производстве необходимой продукции, присутствии на рынке предложения, развитии конкуренции и улучшении социально-экономической составляющей развития региона. Таким образом, государственная политика должна быть направлена на реализацию и поддержание потребительского спроса.
Исходя из данного заключения, наиболее благоприятной политикой управления структурными сдвигами потребительского спроса в сфере торговли выступает государственное регулирование. Автором разработаны основные направления комплекса мероприятий государственного регулирования структурными сдвигами в сфере торговли: финансовое, научно-техническое и инновационное, инфраструктурное, налоговое и социальное.
В рамках реализации предложенных автором мероприятий по управлению структурными сдвигами в сфере торговли Красноярского края, ожидаемы следующие результаты:
- Обеспечение качественной продукцией населения Красноярского края;
- Увеличение уровня удовлетворенности потребительского спроса;
- Развитие инфраструктуры торговой отрасли;
- Стимулирование производства местных производителей и продвижение региональных марок на внешние рынки;
- Совершенствование защиты прав потребителей и развитие социальной ответственности перед населением и т.д.
- Создание условий для более полного удовлетворения спроса населения края на потребительские товары и т. д.
- обеспечение качественных структурных сдвигов в инфраструктуре потребительского рынка и т.д.
Таким образом, эффективное использование предложенных автором алгоритма исследования структурных сдвигов потребления в сфере торговли, их оценка и комплекса мероприятий по управлению структурными сдвигами в торговле окажет положительное влияние на параметры ее развития, а также социально-экономическое положение региона.
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ ред. от 31.12.2014. - Режим доступа : КонсультантПлюс.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ. - Режим доступа : КонсультантПлюс.
3. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ. - Режим доступа : Г арант.
4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ. - Режим доступа : КонсультантПлюс.
5. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 5.07..2010 № 1120-р. - Режим доступа : КонсультантПлюс.
6. О разукрупнении Западносибирского и Восточносибирского краев и образовании новых областей в Сибири [Электронный ресурс] : постановление ВЦИК от 07.12.1934. - Режим доступа : КонсультантПлюс
7. Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края" [Электронный ресурс] : постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 505-п. - Режим доступа : КонсультантПлюс.
8. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на
период до 2020 года: проект от 16.05.2013 [Электронный ресурс] : утв.
Министерством экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края. - Режим доступа :
http: //www.econ.krskstate.ru/ser kray/strate g
9. Акбердина, В.В. Структурные изменения в экономике Свердловской области: проблемы, тенденции развития [Текст] / В.В. Акбердина // Экономика региона. - 2008. - №2. - с. 149-161.
10. Александров Ю. Л. Изучение и оценка степени удовлетворенности потребителей состоянием и развитием розничной торговли г. Красноярска / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. // Экономика, психология, бизнес. - 2009. - № 18. - 0,9 п.л. (авт. - 0,7 п.л.)
11. Балаева, О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева // Мировая экономика и Международные Отношения. - 2007. - №5. - С. 23-28.
12. Барр, Р. Политическая экономия: В 2-х тт.: Т. 1: Пер. с фр. [Текст] / Р. Барр. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 608 с.
13. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д.Белл. - Москва : Academia, 2004. - 944 с.
14. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б.Борисов - Москва : Книжный мир, 2003. — 895 с.
15. Боткин, О.И. Макроструктурная динамика и структурные циклы в экономике [Текст] / О.И. Боткин, Л.А. Дедов. - Екатеринбург : Уро РАН, 2001. - 60 с.
16. Воронин, П.С. Структурные сдвиги в экономике России и перспективы экономического роста: дисс. на соиск. канд. экон. наук / П.С. Воронин. - М., 2004. - 141 с.
17. Геоэкономика. Модели развития и сектора экономики — через призму
геоэкономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstore/11ea82bb-e33e-47ed-966d- de02b146e5d8/geoecon/index.html
18. Глоян Р.Р., Черней И. Тенденции развития розничной торговли в России. - Управление и экономика в XXI веке. - Сочи, 2016. - №1. - С.4-12.
19. Гусаров, В.М. Статистика [Текст] / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.
20. Дедов, Л.А. Структурно-динамический анализ в экономике: Монография [Текст] / Л.А. Дедов. - Ижевск: Издательство Ижевского государственного технического университета, 1995. - 159 с.
21. Демченко С.К. Структурные изменения в потреблении и накоплении и их влияние на макроэкономическую динамику : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора экон. наук : 08.00.05. / С.К. Демченко. - Красноярск, 2009.
22. Денисов Н.В. Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования. - Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2013. - №9. - С.36-41.
23. Денисов Н.В. «Прогрессивный» потребительский спрос как фактор роста современной российской экономики. - Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2016. - №6. - С.20-24.
24. Жуплей, И.В. Оценка качества структурных сдвигов и их моделирование в сельском хозяйстве РФ [Текст] / И.В. Жуплей, Ю.Д. Шмидт // Аграрный вестник Урала. - 2012. - №9 (101). - с. 74-77.
25. Казинец, Л.С. Темпы роста и структурные сдвиги в экономике / Л.С. Казинец. - Москва : Экономика, 1981. - 184 с.
26. Кархин, Г.И. О методологии измерения структурных сдвигов / Г.И. Кархин, А.С. Чесноков // Экономика и математические методы. - 1983. - т. - выпуск 2 - с. 251-258.
27. Красноярский край в цифрах 2015: Стат.сб./Красноярскстат. - Красноярск, 2016. - 105 с.
28. Красноярский край. Официальный портал [Электронный режим]. - Промышленность, энергетика и торговля / Торговля. - Режим доступа : http: //www.krskstate.ru/promtorg/torg
29. Красильников О.Ю. Структурные сдвиги в экономике: монография / О.Ю. Красильников. - Саратов : Изд-во СГУ, 2001. - 164 с.
30. Коробко, В.И. Экономика городского хозяйства : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В.И. Коробко. - Москва : Академия, 2006. - 160 с.
31. Коссов, В.В. Показатели роста и развития экономики [Текст] / В.В. Коссов // Вопросы экономики. - 1975. - № 12. - с. 34-45
32. Лейбенстайн Х. Теория потребительского поведения и спроса. - Санкт- Петербург : Экономическая школа, 1993. - С. 304-325.
33. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дело, 2003. - 520 с.
34. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг / В.Д.Маркова. - Москва : Финансы и статистика, 1996., с.24.
35. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг : учебник / М.А.Николаева. - Москва : Деловая литература, 2001. - 448 с.
36. Оборот (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) малых предприятий (без микропредприятий) с 2009 г. по 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https: //www.fedstat.ru/indicator/33412
37. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//www.wto.ru
38. Полякова, В.В. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / В.В.Полякова. - Москва, 2008. - 558 с.
39. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения людей: монография /О.С. Посыпанова. - Калуга : КГУ им.К.Э. Циолковского, 2012. - 296 с.
40. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://alfabank.rbc.ru/media/research/file/FMCG %D1%81%D0%BF%D0%B5% D1 %86%D0%B2%D0%B5 %D 1 %80%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %8F.pdf
41. Росстат [Электронный ресурс]. - Розничная торговля, услуги населению,
туризм. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/enterprise/r etail/
42. Ростоу, У.У. Стадии экономического роста: некоммунистический манифест / У.У.Ростоу - Москва, 1960.
43. Рынок розничной торговли продуктами питания 2016 год [Электронный
ресурс]. - Режим доступа :
https: //dcenter.hse.ru/data/2017/01/09/1115460812/%D0%A0%D 1 %8B%D0%B D%D0%BE%D0%BA%20%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D 1 %87%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%B3 %D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0 %B4%D 1 %83%D0%BA%D 1 %82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BF %D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F%202016.pdf
44. Сибирский федеральный округ [Электронный ресурс]. - Социальноэкономическое положение. - Режим доступа : http://vid1.rian.ru/ig/ratings/Siberian FD.pdf
45. Смелик, Н.Л. Трансформация экономической системы: механизм
структурных изменений (аграрная экономика) [Текст] / Н.Л. Смелик // Журнал экономической теории. - 2008. - №3 - с. 69-83.
46. Социально-экономическое положение Красноярского края в январе-апреле
2017 года [Электронный ресурс] : Доклад, №1.37.1. / Красноярскстат,
Федер. служба гос. статистики. - Режим доступа :
http://krasstat.ru/doklad/12/dok.htm
47. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] :
Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016. - Режим
доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b16 14p/Main.htm
48. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Торговля в России - 2015. - Режим доступа :
http://www.gks.ru/bgd/regl/b15 58/Main.htm
49. Филимонова, Н.Г. Концепция структурных преобразований в сельском хозяйстве региона: дисс. на соиск. учен. степ. доктора экон. наук : 08.00.05. / Н.Г. Филимонова. - М., 2011. - 374 с.
50. Филимоненко И.В. Управление локальными рынками в условиях перехода экономики региона к инновационной модели развития : дисс. на соиск. учен. степ. канд. доктора экон. наук : 08.00.05. / И.В. Филимоненко. - Красноярск, 2014. - 404 с.
51. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности / Фишер Пауль; пер.с нем. А.В.Смирнов; В авторской редакции. - Москва : Финансы и статистика, 1999. - 510с.
52. Шмидт Ю.И. Структурные сдвиги в аграрном секторе экономики (на материалах Тверской области) : дисс. на соиск. учен. степ. канд.доктора экон.наук : 08.00.05. / Ю.И. Шмидт. - Москва, 2014.
53. Шнорр Ж.В. Состояние и развитие торговли территории в условиях глобализации: теория, методология, практика : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора экон. наук : 08.00.05. / Ж.В. Шнорр. - Новосибирск, 2004.
54. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - Москва : Дело, 2003.
55. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. - Стабильность социальная. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/
56. Ярмак, О.В. Организация труда в сфере услуг: общее и особенное. - Весник Харьковского национального университета им. В.Н.Карамзина. - 2008. - №802. - С.55-59.
57. Lovelock C. Services marketing. People, Technology, Strategy. New Jersey, 2001.