Введение 3
1 Общая характеристика конституционного правосудия в РФ 7
1.1 Конституционный Суд РФ в системе судебной власти как орган
конституционного правосудия: понятие, сущность, полномочия и функции 7
1.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ 17
1.3 Конституционно-правовой статус судей Конституционного Суда РФ 28
2 Современные проблемы развития конституционного правосудия в Российской Федерации и пути их преодоления 35
2.1 Нормативность и обязательность решений Конституционного Суда РФ 35
2.2 Проблемы учреждения конституционных (уставных) судов субъектов РФ 48
Заключение 57
Список использованных источников 62
Актуальность темы исследования. Основное предназначение судебной власти заключается в осуществлении правосудия. Изучение места и роли судебной власти в общей системе органов государственной власти является традиционным в теории права. Изучение построения и функционирования судебной системы в настоящее время приобретает важное значение, что обуславливается необходимостью совершенствования отправления правосудия, ускорением рассмотрения судебных дел. Первоначально рассмотрение данного вопроса имело больше теоретическое, чем практическое значение, что объясняется возможностью построения механизма функционирования судебной власти на принципах законности и беспристрастности только в демократических государствах.
Начавшееся четверть века назад формирование российского конституционализма сопровождалось учреждением ранее неизвестных отечественной государственно-правовой жизни институтов, направленных на обеспечение развития конституционализма и отдельных его сегментов. Среди создаваемых институтов особое место заняло учреждение конституционного контроля как формы специального государственного контроля за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных субъектов права. Российский Конституционный Суд создан как орган конституционного контроля, деятельность которого должна служить гарантией надлежащего применения положений Конституции РФ как основополагающего нормативного правового акта страны. Согласно статистическим данным за 1995-2015 г.г. Конституционным Судом РФ было вынесено 446 Постановлений, 22 528 Определений в пределах своей компетенции.
В целом необходимо признать, что появление в российском государственном устройстве такого органа, как Конституционный Суд, осуществляющий функции конституционного контроля, не было обеспечено ни четким определением его места в системе государственных органов (высшей конституционно-надзорной инстанции или специализированного суда), ни указанием на место его решений в правовой системе государства, что было необходимо исходя из традиций и особенностей российской правовой системы. В ходе заимствования самого института конституционного контроля с точки зрения, как состава полномочий, так и организации деятельности, а также инструментов реализации компетенции в России была в целом воспринята германская модель, которая, однако, в значительной степени подверглась корректировке исходя из специфики российской правовой системы. Выработка отечественной модели осуществлялась как законодателем, определявшим условия функционирования Конституционного Суда РФ, так и самим Конституционным Судом в процессе реализации его полномочий, наполнившей российскую модель конституционного контроля специфическим содержанием. Таким образом, Российская Федерация сталкивается с трудностями в части построения органа конституционного контроля.
Актуальности темы настоящего исследования способствует также неопределенность самого статуса Конституционного Суда РФ, неоднозначность мнений в вопросе формирования состава Конституционного Суда, вопрос наделения решений Конституционного Суда РФ признаком нормативности, не учреждение конституционных (уставных) судов во всех субъектах РФ и другие. Вместе с тем, ни у кого не вызывает сомнений, что при разрешении спора участники правоотношений в случае неоднозначности правового регулирования отношений ищут его разрешение в судебных решениях.
Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере конституционного контроля в РФ.
Предметом дипломной работы являются нормы российского законодательства, которые регламентируют основы построения, функционирования и деятельности Конституционного Суда РФ как высшего органа конституционного правосудия.
Цель данной дипломной работы заключается в рассмотрении имеющихся теоретических положений об институте конституционного правосудия в РФ, тщательном анализе правовых положений, регулирующих данный вопрос, а также разработке рекомендаций, направленных на преодоление проблемных явлений в построении и функционировании органов конституционного правосудия.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих наиболее важных взаимосвязанных и взаимообусловленных частных задач:
1) определить понятие, сущность, полномочия и функции Конституционного Суда РФ в системе судебной власти как орган конституционного правосудия;
2) изучить структуру и организацию деятельности Конституционного Суда РФ;
3) охарактеризовать конституционно-правовой статус судей Конституционного Суда РФ;
4) исследовать нормативность и обязательность решений Конституционного Суда РФ;
5) выявить проблемы учреждения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Основу методологического подхода в данном исследовании составили исторический метод, методы системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных юридических понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.
Для написания настоящей работы были использованы научные труды таких ученых, как С.А. Авакьян, Д.Н. Бахрах, А.В. Безруков, А.С. Белов, Н.В. Витрук, Н.А. Власенко, И.В. Гранкин, А.В. Гринева, В.Д. Зорькин, К.А. Ишеков, А.Н. Кокотов, М.А. Краснов, О.А. Кудряшова, Л.В. Лазарев, С.А. Татаринов, Ю.Н. Старилов и многих других.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка литературы.
В заключение рассмотрения темы настоящей работы подведем её итоги и сформулируем следующие выводы и предложения:
1. Нет сомнений, что органы судебной власти по своему правовому статусу находятся в одном ряду с органами законодательной и исполнительной власти. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Самостоятельной судебной власти выступает основополагающим принципом организации судебной власти, посредством которого получают свою реализацию и иные принципы судопроизводства (независимости, законности, состязательности, гласности и т.д.). Так, принцип «судья независим и подчиняется только закону» в той или иной форме - по большей части прямо - провозглашен конституциями подавляющего большинства современных государств. Считаем, что учреждение уставных (конституционных) судов должно быть в скорейшем порядке осуществлено во всех субъектах Российской Федерации, в особенности во вновь образованных субъектах РФ (Республике Крым и городе федерального значения Севастополь), чтобы скорейшим образом интегрировать данные субъекты в общее правовое пространство страны.
2. При всей позитивной роли Конституционного Суда в формировании конституционной законности следует констатировать ряд существенных недостатков, устранение которых является одним из приоритетных направлений долгосрочных конституционных реформ. Во-первых, необходимо четкое закрепление правового статуса Конституционного Суда РФ с учетом особенностей его компетенции, роли и места в системе конституционных органов. Во-вторых, требуется определить и закрепить правовую природу и сущность принимаемых данным органом решений. В-третьих, является актуальным развитие компетенции Конституционного Суда за счет расширения механизмов оспаривания конституционности актов, обладающих характером нормативности. Также к числу необходимых реформ следует отнести пересмотр процедуры назначения судей и руководящих органов Конституционного Суда РФ и закрепление за Конституционным Судом РФ возможности самостоятельно инициировать рассмотрение вопроса о несоответствии Конституции РФ тех или иных положений. Наконец, в качестве еще одной из возможных реформ конституционного контроля в РФ следует обозначить активное использование Конституционным Судом института послания. Эти послания могли бы быть посвящены двум проблемам: состоянию нормативного и особенно законодательного регулирования общественных отношений в государстве, необходимости заполнения пробелов в таком регулировании; состоянию правоприменения в государстве. Комплексное и осознанное проведение обозначенных реформ способствовало бы совершенствованию деятельности Конституционного Суда РФ.
3. В результате рассмотрения обязанностей Конституционного Суда РФ и анализа его непосредственной деятельности при осуществлении имеющихся полномочий необходимо признать, что следует закрепить ряд оснований для ответственности данного органа конституционного контроля, о необходимости внесения сдерживающего элемента в деятельность Конституционного Суда РФ свидетельствует немалое количество указаний на выход Конституционного Суда Российской Федерации за пределы имеющихся у него полномочий и иные правонарушения.
Для России как страны романо-германской правовой системы значение законов как формы (источников) права является главенствующим по сравнению с нетрадиционными источниками права. Законы регулирует наиболее важные общественные отношения в стране, закрепленные в правовых нормах. Федеральный закон обладает таким свойством, как нормативная определенность, он развивает положения Конституции РФ и способствует дальнейшей реализации ее норм. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов. Рассмотрение вопроса о форме (источника) права показало, что данная проблематика имеет не только научное значение, но и большую практическую значимость. Так, выработанные общей теорией права научные концепции и положения уже сегодня способствовали внедрению в правовую систему России таких источников права как судебные решения, которые сегодня активно участвуют в правовом регулировании конституционных отношений. Как представляется, значение и роль данных источников права будет в дальнейшем только увеличиваться. Вместе с тем, исходя из исторических особенностей нашего государства, общего уровня правосознания и правовой культуры приоритетными формами (источниками) права должны оставаться нормативно-правовые акты.
4. Несмотря на достаточно большой массив нормативной и доктринальной базы, на сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно признания решений Конституционного Суда РФ в качестве источника отечественного права как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Как бы то ни было, проблема существования нормативности как одного из юридических свойств решений Конституционного Суда РФ требует, на наш взгляд, более четкого и последовательного правового (предпочтительно законодательного) регулирования. Значимость решений Конституционного Суда РФ и выраженных в них правовых позиций для целей осуществления правосудия и обеспечения единообразия судебной практики, а также необходимость исполнения решений Конституционного Суда РФ обусловливают актуальность вопроса о юридической природе правовых позиций Конституционного Суда РФ и формах их осуществления.
5. Анализ научной литературы показывает, что имеет место дискуссионность о юридической природе правовых позиций Конституционного Суда РФ и, соответственно, о том, являются ли решения Конституционного Суда РФ, а также содержащиеся в них правовые позиции источниками права. Отсутствие единства взглядов по данному аспекту оказывает влияние на судебную практику, поскольку имеют место случаи, когда отдельные постановления нижестоящих судебных инстанций, соответствующие действующим правовым позициям Конституционного Суда РФ или конституционно-правовому смыслу нормы закона, отменяются вышестоящими инстанциями.
В судебной практике стоит активнее прямо применять Конституцию РФ в связке с решениями Конституционного Суда РФ и содержащимися в них правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Прямое действие Конституции РФ является важным ее свойством, закрепленным в ст. 15 Конституции РФ, учитывать которое должны все органы государственной власти, равно как и судьи в своей деятельности и суды в целом, руководствуясь при этом также ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
6. Под влиянием решений Конституционного Суда Россия продвинулась далеко вперед, глубоко изменив свое законодательство, приведя его в соответствие с международными нормами и существенно улучшив судебную практику. Вместе с тем предпринятые ею колоссальные усилия (законотворческие, организационные, финансовые и пр.) оказываются напрасными, если решения высшей судебной власти не исполняются, причем не только органами исполнительной власти, гражданами, но и судами, игнорирующими, а порой и прямо саботирующими решения Конституционного Суда РФ.
7. Необходимо отметить, что Красноярский край является одним из немногих регионов РФ, в котором были созданы правовые основы для функционирования Уставного суд, который является гарантом верховенства основного закона региона, показателем сформированности и «зрелости» региональной власти, сущность которого заключается не только в разрешении возникающих споров между законодательной и исполнительной ветвями власти как роли некого арбитра, но унификации регионального законодательства. Однако, в настоящее время данный орган судебного контроля так и не создан в крае. Проходя через фильтр данного правосудия, законодательство Красноярского края могло бы совершенствоваться, из него могли быть вычленены нормы, противоречащие законодательству, что способствовало бы построению действенной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективность функционирования органов государственной власти на принципах законности и разграничения властей.
Поэтому учреждение уставных (конституционных) судов должно быть в скорейшем порядке осуществлено во всех субъектах Российской Федерации, в особенности во вновь образованных субъектах РФ (Республике Крым и городе федерального значения Севастополь), чтобы скорейшим образом интегрировать данные субъекты в общее правовое пространство страны.
8. Все приведенные выше высказывания позволяют нам констатировать о достижении поставленной в настоящей работе цели в части изучения теоретического и практического материала, проведения анализа имеющейся практики по разрешению споров в сфере конституционного судопроизводства, выявления проблем правового регулирования и практики деятельности органов конституционного контроля, а также в разработке предложений и рекомендаций по изменению действующего законодательства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета, № 138 - 139, 23.07.1994.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997.
4. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета, № 242, 22.12.1998.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 01.01.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 206, 19.10.1999.
6. Указ Президента РФ от 23.12.2007 г. № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации» // Российская газета, № 291, 27.12.2007
7. Закон Красноярского края от 27.04.1999 № 6-375 «Об Уставном суде Красноярского края» // СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература:
8. Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 20 - 25.
9. Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 6.
10. Алешкова И.А., Власова Т.В. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации: современное понимание // Российский судья. 2012. № 8. С. 5 - 8.
11. Баренбойм П.Д. Путешествие из Москвы в Петербург и судьба российского конституционализма. О переезде Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2006. С.15.
12. Безруков А.В., Казанцев А.О. О необходимости создания и совершенствования компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 2. С. 28 - 34.
13. Белов С.А., Кудряшова О.А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 25 - 38.
14. Бессонова В.В., Макарова Н.С. Реализация принципа гласности гражданского процесса в условиях обеспечения прозрачности судебной деятельности // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 7. С. 25 - 29.
15. Блохин П.Д. Деятельность Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению жалоб граждан и их объединений: проблемы компетенции // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 1. С. 14 - 22.
16. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 33 - 37.
17. Болдырева Е.В. Принцип разделения властей и конституционная ответственность лиц, занимающих государственные должности: российская практика и зарубежный опыт // Юрист. 2014. № 21. С. 40 - 44.
18. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3.
19. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. М., 2010.
20. Витрук Н.В. Новое в конституционном судопроизводстве (к вступлению в силу Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г.) // Российское правосудие. 2011. № 3. С. 10.
21. Гатауллин А.Г. Конституционное правосудие: старые проблемы и новые тенденции // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 37
- 39.
22. Головко Л.В. Необходимость принятия организационных мер по преодолению негативных тенденций развития уголовного и уголовно- процессуального законодательства // Закон. 2012. № 9.
23. Гравина А.А. Акты Конституционного Суда РФ и законодательство о судебной власти // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 47 - 54.
24. Дерюгина Т.В. Теоретические проблемы в сфере осуществления субъективных гражданских прав: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Волгоград, 2011.
25. Еременко В.И. Перспективы развития прецедентного права в России // Адвокат. 2013. № 6.
26. Еремин С.Г. Теоретические подходы к пониманию источников финансового права Российской Федерации // Финансовое право. 2013. № 4. С. 2
- 4.
27. Ермошин Г.Т. Проблемы обеспечения самостоятельности судебной власти // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. М.: Юристъ, 2006.
28. Ершов В.В. Основополагающие общетеоретические и гражданскоправовые принципы права: Моногр. М., 2010. С. 16 - 17.
29. Ершов В.В. Правосудие, правопонимание и правотворчество в условиях глобализации с позиций легизма и «широкого» понимания права // Российское правосудие. 2011. № 12. С. 11.
30. Ефремов А.А. Свободное перемещение финансовых средств в системе конституционной экономики // Реформы и право. 2009. № 2. С. 3 - 16.
31. Зорькин В.Д. Конституционный Суд и развитие гражданского права // Российский судья. 2012. № 3. С. 5 - 13.
32. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2008.
33. Зыкова И.В. Определение полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Российская юстиция. 2012. № 10. С. 44 - 48.
34. Ишеков К.А. Общие принципы организации судебной власти в субъектах Российской Федерации // Проблемы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения. М., 2008.
35. Ишеков К.А. Становление региональной системы разделения властей
в России: начальный этап // «Государственная власть и местное
самоуправление». 2009. № 8. С. 43 - 46.
36. Казанцев А.О. Некоторые вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 63 - 66.
37. Коврякова Е.В. Адогматический характер теории разделения властей // Lex russica. 2015. № 5. С. 65 - 74.
38. Конституционное право и политика: Сборник материалов
Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012.
39. Косов Р.В. Пределы власти (история возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей). Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
40. Кряжков В.А. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: состояние и пути развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 3. С. 5.
41. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М.: Юрист, 2010.
42. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.
43. Митюков М.А. Современные тенденции развития региональной конституционной юстиции (опыт социологического осмысления) // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14. С. 19.
44. Митюков М.А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 32 - 33.
45. Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М., 2008.
46. Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2009.
47. Носков И.Ю. Об особенном и общем в содержании понятий «независимость судебной власти, судьи» и «самостоятельность судебной власти, судьи» // Российский судья. 2013. № 1. С. 39 - 42.
48. Павликов С.Г. О доктрине и перспективах ее развития как источника права // Современный юрист. 2012. № 1. С. 17 - 35.
49. Пашенцев Д.А. Судебный прецедент как источник права в правовой системе России // Современное право. 2011. № 4. С. 77 - 80.
50. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / М.А. Беляев, Е.А. Григорьева, В.А. Дмитриев и др.; под ред. В.А. Дмитриева. М.: ЭлКниги, 2012.
51. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов / Под рук. О.Е. Кутафина. М., 2003.
52. Пряхина Т.М., Розанова Е.В. Решения Европейского суда по правам человека в правовой системе России // Вестн. МГПУ. Серия «Юридические науки». 2010. № 2. С. 83.
53. Сергевнин С.Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 2. С. 9 - 15.
54. Сивицкий В.А. О некоторых аспектах рассмотрения обращений в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке его Секретариатом // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 1. С. 23 - 28.
55. Синцов Г.В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. 32 - 34.
56. Суворов Г.Н. Систематизация источников российского конституционного права // Государственная власть и местное самоуправление.
2013. № 3. С. 3 - 6.
57. Тарибо Е.В. Итоги пятилетнего пребывания Конституционного Суда в Петербурге: исторический контекст // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 4. С. 1 - 4.
58. Терехин В.А. Приоритетные направления судебной реформы в современной России // Российская юстиция. 2008. № 8. С. 11.
59. Трофимова Г.А. Конституционный Суд Российской Федерации как субъект конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 56 - 60.
60. Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации // «Российская юстиция». 2009. № 2.
61. Шевчук Д.А. Теория государства и права: учебник. М., Эксмо, 2009.
62. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. М.: Норма, 2013.
Материалы судебной практики:
63. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета, № 217, 09.11.1995.
64. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Российская газета, № 20, 01.02.1996.
65. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, № 41, 29.02.1996.
66. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // Собрание законодательства РФ, 08.06.1998, № 23, ст. 2626.
67. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2- П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
68. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко» // СПС «КонсультантПлюс».
69. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 г. № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
70. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Российская газета, № 229, 18.11.1999.
71. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт- Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // СПС «КонсультантПлюс».
72. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Российская газета, № 159, 22.07.2005.
73. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа» // Собрание законодательства РФ, 02.04.2007, № 14, ст. 1741.
74. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 № 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.02.2008, № 6, ст. 540.
75. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области»: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П // Собрание законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4470.
76. Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 г. № 103 -О «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 82, 29.04.2003.
77. Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 292-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чугурова Павла Николаевича на нарушение его конституционных прав положением списка I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
78. Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2005 № 341-О «По запросу Сахалинской областной Думы о проверке конституционности пункта 6 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2006.
Интернет-ресурсы:
79. Статистика по решениям Конституционного Суда Российской
Федерации Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Statisticses/Pages/default.aspx (дата обращения 02.03.2016).