ИМИДЖ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ СФУ
|
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы изучения имиджа 7
1 Основные подходы к изучению имиджа 7
1.2 Структура и функции имиджа 14
2 Имидж военнослужащего в современной России 21
2.1 Имидж Вооруженных сил как социальный феномен 21
2.2 Специфика имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в
современном российском обществе 30
3 Имидж военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ 40
3.1 Анализ имиджа военнослужащего в массовом сознании современной
молодежи 40
3.2 Выводы и рекомендации, разработка стратегии формирования
имиджа 49
Заключение 55
Библиографический список 56
Приложение
1 Теоретико-методологические основы изучения имиджа 7
1 Основные подходы к изучению имиджа 7
1.2 Структура и функции имиджа 14
2 Имидж военнослужащего в современной России 21
2.1 Имидж Вооруженных сил как социальный феномен 21
2.2 Специфика имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в
современном российском обществе 30
3 Имидж военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ 40
3.1 Анализ имиджа военнослужащего в массовом сознании современной
молодежи 40
3.2 Выводы и рекомендации, разработка стратегии формирования
имиджа 49
Заключение 55
Библиографический список 56
Приложение
Словосочетание «массовое сознание», безусловно, сейчас знакомо всем. В последние годы оно получило весьма широкое хождение в газетной и журнальной публицистике, где употребляется на уровне привычной, повседневной, не требующей строгих определений фразеологии. Также встречается оно и в «серьезной» науке - книгах и статьях философов, социологов, социальных психологов, политологов. О «массовом сознании» пишут и занимаются данной проблематикой такие отечественные авторы как Г.Г. Дилигенский, А.К. Уледов, Б.А. Грушин.
В современном российском обществе состояние массового сознания определяется не только ухудшением объективных условий жизни, но и зависит от оказываемого на него деструктивного информационно-психологического воздействия, под влиянием которого у людей теряется объективный взгляд на события и факты, снижается способность отличить истину от лжи, развиваются психические аномалии, что негативным образом влияет на собственную жизнь людей и на их социальную роль в обществе.
Наибольшее проявление эти процессы находят у молодежи. Формирование этой группы шло в условиях, когда обозначилась резкая поляризация различных слоев общества не только по уровню жизни, но и по взглядам на жизнь, по типу политических и идеологических ориентации, отношению к целям и смыслу собственной жизни. Многие исследователи проблем молодежи открыто признают, что произошли значительные деформации сознания молодежи. Они выразились в «крахе идеалов», негативном отношении к истории и традициям российского общества, росте социального нигилизма, стремлении к «независимости» от общества, понятой как вседозволенность. Поэтому сегодня насущной необходимостью является изучение сознания молодежи как большой социальной группы, а также с учетом внутригрупповой дифференциации. Решение этой задачи будет способствовать разработке научных основ молодежной политики, в которых значимую роль должна сыграть социальная философия.
Актуальность работы обусловлена необходимостью коррекции общественного отношения к вооруженным силам и разработки проблемы формирования имиджа военнослужащего ВС РФ. Имидж военнослужащего - это не просто образ, сформированный в психике других людей, но это совокупность ассоциаций, впечатлений и положительных эмоций, полученных в результате прямого или косвенного восприятия деятельности военнослужащего вызывающей аттракцию.
В качестве объекта исследования выступает массовое сознание современной молодежи.
Предмет исследования - имидж военнослужащего в массовом сознании студентов Сибирского федерального университета.
Целью данного исследования является анализ имиджа военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ и выработка рекомендаций по его коррекции.
В соответствии с основной целью исследования, в работе решаются следующие задачи:
1. Определить основные подходы к понятию имиджа.
2. Проанализировать структуру и функции имиджа.
3. Дать обоснование вооруженным силам, как социальному феномену.
4. Определить особенности специфики имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в современном российском обществе.
5. Проанализировать имидж военнослужащего РФ в массовом сознании студентов СФУ.
6. Разработать стратегию формирования имиджа военнослужащего, сделать выводы и написать рекомендации.
Гипотеза: на основании проведенных исследований, мы можем предположить, что имидж военнослужащего Вооруженный сил Российской Федерации в массовом сознании студентов СФУ имеет в целом положительный характер.
При решении вышеизложенных задач в работе использовались следующие методы и приёмы научного исследования: описание, анализ, опрос, анкетирование, математическая статистика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы на лекциях по социологии и имиджелогии, а также рекомендоваться к выполнению отдельным ведомствам Министерства обороны Российской Федерации.
Общетеоретической и методологической базой данного исследования явились:
1) теория «массового сознания» (Г.Лебон, У.Макдауголл, В.Вундт, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Поппер, С.Сигелл, Г.Тард, З.Фрейд, В.Франкл,
К.Юнг, Б.Грушин, Г.Дилигенский, А.Назаретян, Д.Ольшанский, Е.Яблоков и другие);
2) базовые положения имиджелогии(В.М. Шепель, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, И.А. Федоров, Е.Б. Перелыгина, И.Л. Викентьев, В.Л. Музыкант, О.А. Феофанов, В.Г. Королько, П. Чисхольм, П. Берд, Ф.А. Кузин, В.П. Веселов, Р.Л. Кричевский, М.А. Шишкина и другие) и управления имиджем (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В.Гришунина, П.С. Гуревич, В.Д. Попов, Б.Г. Ушиков, Н.М. Тимченко, А.В. Хаванова, Н.В. Трошина, О.П. Березкина, И.К. Черемушникова, Е.А. Володарская и другие).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Основные выводы по проведенному исследованию изложены в заключении.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи.
В первой главе систематизируются основные подходы к изучению понятия имиджа и описывается его структура и функции.
Во второй главе анализируется имидж военнослужащего и Вооруженных сил в целом в современной России.
В третьей главе анализируется имидж военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ, проводится анализ данных, полученных в результате исследования. Даются рекомендации и разрабатываются стратегии формирования имиджа на основании полученных выводов.
В заключении излагаются основные результаты проведённой работы и намечаются перспективы возможных исследований.
В современном российском обществе состояние массового сознания определяется не только ухудшением объективных условий жизни, но и зависит от оказываемого на него деструктивного информационно-психологического воздействия, под влиянием которого у людей теряется объективный взгляд на события и факты, снижается способность отличить истину от лжи, развиваются психические аномалии, что негативным образом влияет на собственную жизнь людей и на их социальную роль в обществе.
Наибольшее проявление эти процессы находят у молодежи. Формирование этой группы шло в условиях, когда обозначилась резкая поляризация различных слоев общества не только по уровню жизни, но и по взглядам на жизнь, по типу политических и идеологических ориентации, отношению к целям и смыслу собственной жизни. Многие исследователи проблем молодежи открыто признают, что произошли значительные деформации сознания молодежи. Они выразились в «крахе идеалов», негативном отношении к истории и традициям российского общества, росте социального нигилизма, стремлении к «независимости» от общества, понятой как вседозволенность. Поэтому сегодня насущной необходимостью является изучение сознания молодежи как большой социальной группы, а также с учетом внутригрупповой дифференциации. Решение этой задачи будет способствовать разработке научных основ молодежной политики, в которых значимую роль должна сыграть социальная философия.
Актуальность работы обусловлена необходимостью коррекции общественного отношения к вооруженным силам и разработки проблемы формирования имиджа военнослужащего ВС РФ. Имидж военнослужащего - это не просто образ, сформированный в психике других людей, но это совокупность ассоциаций, впечатлений и положительных эмоций, полученных в результате прямого или косвенного восприятия деятельности военнослужащего вызывающей аттракцию.
В качестве объекта исследования выступает массовое сознание современной молодежи.
Предмет исследования - имидж военнослужащего в массовом сознании студентов Сибирского федерального университета.
Целью данного исследования является анализ имиджа военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ и выработка рекомендаций по его коррекции.
В соответствии с основной целью исследования, в работе решаются следующие задачи:
1. Определить основные подходы к понятию имиджа.
2. Проанализировать структуру и функции имиджа.
3. Дать обоснование вооруженным силам, как социальному феномену.
4. Определить особенности специфики имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в современном российском обществе.
5. Проанализировать имидж военнослужащего РФ в массовом сознании студентов СФУ.
6. Разработать стратегию формирования имиджа военнослужащего, сделать выводы и написать рекомендации.
Гипотеза: на основании проведенных исследований, мы можем предположить, что имидж военнослужащего Вооруженный сил Российской Федерации в массовом сознании студентов СФУ имеет в целом положительный характер.
При решении вышеизложенных задач в работе использовались следующие методы и приёмы научного исследования: описание, анализ, опрос, анкетирование, математическая статистика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы на лекциях по социологии и имиджелогии, а также рекомендоваться к выполнению отдельным ведомствам Министерства обороны Российской Федерации.
Общетеоретической и методологической базой данного исследования явились:
1) теория «массового сознания» (Г.Лебон, У.Макдауголл, В.Вундт, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Поппер, С.Сигелл, Г.Тард, З.Фрейд, В.Франкл,
К.Юнг, Б.Грушин, Г.Дилигенский, А.Назаретян, Д.Ольшанский, Е.Яблоков и другие);
2) базовые положения имиджелогии(В.М. Шепель, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, И.А. Федоров, Е.Б. Перелыгина, И.Л. Викентьев, В.Л. Музыкант, О.А. Феофанов, В.Г. Королько, П. Чисхольм, П. Берд, Ф.А. Кузин, В.П. Веселов, Р.Л. Кричевский, М.А. Шишкина и другие) и управления имиджем (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В.Гришунина, П.С. Гуревич, В.Д. Попов, Б.Г. Ушиков, Н.М. Тимченко, А.В. Хаванова, Н.В. Трошина, О.П. Березкина, И.К. Черемушникова, Е.А. Володарская и другие).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Основные выводы по проведенному исследованию изложены в заключении.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи.
В первой главе систематизируются основные подходы к изучению понятия имиджа и описывается его структура и функции.
Во второй главе анализируется имидж военнослужащего и Вооруженных сил в целом в современной России.
В третьей главе анализируется имидж военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ, проводится анализ данных, полученных в результате исследования. Даются рекомендации и разрабатываются стратегии формирования имиджа на основании полученных выводов.
В заключении излагаются основные результаты проведённой работы и намечаются перспективы возможных исследований.
Исследование теоретических основ сущности понятия «имидж» позволило выделить основные подходы к пониманию данной категории.
В результате анализа специальной литературы были выявлены особенности массового сознания молодежи и студенчества в частности.
Для создания имиджа военнослужащего необходимо три составляющих, которые должны быть взаимосвязаны друг с другом. Первое - неповторимый стиль в одежде и внешности. Второе - умение себя вести на публике. И третье - правильное выстраивание отношений со СМИ. При наличии этих трех условий как минимум есть все задатки для создания правильного имиджа, который поможет сделать карьеру не только в Вооруженных силах, но и в бизнесе.
Для формирования положительного имиджа военнослужащего в социуме необходима разработка научно обоснованных технологий, направленных на изменение массового стереотипного мышления, сознания и подсознания человека, путем образовательной, воспитательной, рекламной и пропагандистской деятельности федеральных и региональных структур и ведомств.
В результате проведенного нами исследования, были получены следующие данные. Было замечено, что большая часть опрошенной молодежи видит доход военнослужащего достаточно высоким.Нам удалось выяснить, что лишь (6%) опрашиваемых считает, что образование является помехой для работы в Вооруженных силах. Остальные респонденты проголосовали в пользу того, что образование - является естественной необходимостью и даже составляющей успеха для военного.
Факторный анализ позволяет утверждать, что имидж военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ в целом положительный. В связи с чем, представляется целесообразным разработать стратегию формирования позитивного имиджа военнослужащего, используя следующие модели имиджа: социальная и индивидуальная.
В результате анализа специальной литературы были выявлены особенности массового сознания молодежи и студенчества в частности.
Для создания имиджа военнослужащего необходимо три составляющих, которые должны быть взаимосвязаны друг с другом. Первое - неповторимый стиль в одежде и внешности. Второе - умение себя вести на публике. И третье - правильное выстраивание отношений со СМИ. При наличии этих трех условий как минимум есть все задатки для создания правильного имиджа, который поможет сделать карьеру не только в Вооруженных силах, но и в бизнесе.
Для формирования положительного имиджа военнослужащего в социуме необходима разработка научно обоснованных технологий, направленных на изменение массового стереотипного мышления, сознания и подсознания человека, путем образовательной, воспитательной, рекламной и пропагандистской деятельности федеральных и региональных структур и ведомств.
В результате проведенного нами исследования, были получены следующие данные. Было замечено, что большая часть опрошенной молодежи видит доход военнослужащего достаточно высоким.Нам удалось выяснить, что лишь (6%) опрашиваемых считает, что образование является помехой для работы в Вооруженных силах. Остальные респонденты проголосовали в пользу того, что образование - является естественной необходимостью и даже составляющей успеха для военного.
Факторный анализ позволяет утверждать, что имидж военнослужащего в массовом сознании студентов СФУ в целом положительный. В связи с чем, представляется целесообразным разработать стратегию формирования позитивного имиджа военнослужащего, используя следующие модели имиджа: социальная и индивидуальная.



