Введение 5
1 Правовое регулирование градостроительной деятельности.
Теоретико-правовые основы 8
1.1 История развития органов управления России
в градостроительной сфере 8
1.2 Правовое регулирование градостроительной деятельности
в Российской Федерации 14
1.3 Органы государственной власти и органы местного
самоуправления как субъекты градостроительных отношений 19
2 Компетенция органов местного самоуправления в области
градостроительной деятельности 25
2.1 Вопросы местного значения органов местного самоуправления
и полномочия по их решению в области градостроительной деятельности 25
2.2 Перераспределение полномочий между органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления 35
2.3 Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями в области градостроительства 41
3 Правила землепользования и застройки и Генеральный план
как градостроительные документы 44
3.1. Понятие, соотношение, проблемы правоприменения правил
землепользования и застройки и генерального плана 44
3.2. Процедура принятия и изменения генеральных планов и правил
землепользования и застройки 61
Заключение 74
Список сокращений 81
Список использованных источников 82
Приложение А Схема системы органов исполнительной власти,
осуществляющих градостроительную деятельность 98
Приложение Б Полномочия органов местного самоуправления
поселений, муниципальных районов и городских округов, в области градостроительной деятельности, определенные Градостроительным кодексом Российской Федерации
Актуальность темы исследования. Генеральные планы и правила землепользования и застройки - важнейшие документы в градостроительстве. Они оказывают влияние на все сферы деятельности человека.Государственное управление в сфере градостроительства насчитывает много веков истории, сменяющих различные принципы управления в указанной сфере. После череды реформ (административной, бюджетной, федеративной, местного самоуправления), можно констатировать факт создания нормативно-правовой базы, системы органов управления в градостроительной сфере, в которой реализуется разграничение полномочий не только между Федерацией и субъектами, но и муниципальными органами власти. Однако целью градостроительства всегда являлось создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека. Анализируя современную ситуацию в градостроительстве, можно сказать, что проблемы в данной сфере существуют и требуют решения. При разработке отвечающим требованиям законности, логичности и сочетания публичных и частных интересов проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований всегда выявляются проблемы. Для решения таких проблем в работе предлагается внести изменения и дополнения в законодательство и в теорию градостроительного права.
Теоретическую и эмпирическую основы работы составили нормы конституционного, градостроительного, земельного, административного и гражданского права, научные труды по проблематике исследования.
Диссертационное исследование базировалось на использовании таких общенаучных методов познания как: системный анализ, обобщение, сравнение, синтез. Были также использованы понятийно -правовой, исторический, системно-логический, статистический и другие методы научного познания.
Методика проведенной соискателем работы состояла из сбора материала, его научного правового анализа, обобщения полученных данных, выдвижения гипотез и построения на этой основе теоретических выводов и практических рекомендаций, отражающих позицию автора по проблематике диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы и круг источников.
Выполненное диссертационное исследование основывалось на достижениях ведущих правоведов в области государственного управления, таких ученых как: С.А. Авакьян, В.Э. Волков, В.Г. Вишняков, А.Д. Градовский, С.А. Хлебунова и других.
В работе исследованы положения, сформулированные в трудах специалистов в области градорегулирования: Е.М. Бутаева, Н.В. Аракельян, В.В. Владимиров, В.А. Шишканов и других.
Для обоснования положений диссертации большое значение имели работы Д.С. Андреева, С.Н. Братановского, Н.В. Верхотиной, Д.А. Дедух, М.Ю. Дитятковского, А.В. Мадьяровой, Д.С. Савина.
Таким образом, в настоящее время имеется определенное число работ, посвященных полномочиям органов местного самоуправления, некоторое количество работ, посвященных градостроительству и весьма малое число научных исследований, посвященных тем или иным аспектам применения и действия генеральных планов и правил землепользования и застройки.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в процессе принятия, применения и действия генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований органами местного самоуправления.
Предметом исследования явились оценка и анализ эффективности правового регулирования механизма применения и действия генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований, полномочий органов местного самоуправления в данном вопросе.
Целью настоящей работы является изучение полномочий органов местного самоуправления по вопросу местного значения - утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки, выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- проследить историю становления органов управления в градостроительной сфере;
- определить правовую основу градостроительной деятельности;
- выявить особенности органов местного самоуправления как субъектов градостроительных отношений;
- определить перечень вопросов местного значения органов местного самоуправления в градостроительной сфере;
- выявить проблемы перераспределения полномочий между органами муниципальной власти и проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления, определить пути решения;
- определить особенности и проблемы принятия, применения, изменения и соотношения генеральных планов и правил землепользования и застройки, предложить пути решения.
Апробация результатов исследования. Положения диссертации нашли отражение в 2 публикациях автора, докладывались на городских и региональных конференциях.
Структура работы представлена тремя главами, объединяющими восемь параграфов, заключения, списка литературы и двумя приложениями.
Государственное управление в сфере градостроительства насчитывает много веков истории, сменяющих различные принципы управления в указанной сфере. После череды реформ (административной, бюджетной, федеративной, местного самоуправления), можно констатировать факт создания нормативно-правовой базы, системы органов управления в градостроительной сфере, в которой реализуется разграничение полномочий не только между Федерацией и субъектами РФ, но и муниципальными органами власти. Целью градостроительства всегда являлось создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека. Генеральные планы и правила землепользования и застройки - важнейшие документы в градостроительстве. При разработке отвечающим требованиям законности, логичности и сочетания публичных и частных интересов проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований всегда выявляются проблемы. Проведя анализ основных выводов по работе, автор предлагает положения, выносимые на защиту:
I. Положениями ГрК РФ устанавливаются полномочия по решению вопроса местного значения, относящегося к публичному управлению в сфере градостроительства. Вместе с тем, градостроительное законодательство до сих пор при разграничении полномочий остается в логике дореформенной (до 2014 г.) концепции вопросов местного значения поселений. Так, в ч. 1 ст. 8 ГрК РФ перечень полномочий органов местного самоуправления дан общий и для сельских и для городских поселений. Обратим внимание на тот факт, что указанный перечень, хотя и оформлен с точки зрения юридической техники как закрытый, тем не менее, не является полным. В иных статьях ГрК РФ устанавливаются и другие полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере. Как представляется, возложение федеральным законодателем всего вопроса местного значения в целом (всех публичных прав и обязанностей, предусмотренных п. 20 ч. 1 ст. 14, 131-ФЗ) на муниципальные районы не является продуманным.
Во-первых, в указанном пункте перечислены не все полномочия органов местного самоуправления в области градостроительства. Это создает отсутствие формальной определенности данной нормы. При этом можно утверждать, что все без исключения полномочия, предусмотренные ГрК РФ, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов. С другой стороны, эта норма допускает толкование, согласно которому муниципальные районы осуществляют на территории сельских поселений только те полномочия, что прямо перечислены в п. 20 ч. 1 ст. 14 131-ФЗ.
Во-вторых, в упомянутом пункте поименованы не только градостроительные, но и земельные полномочия, которые регламентируются ЗК РФ, причем также не все.
В-третьих, отдельные полномочия в области градостроительства по своей природе относятся к тем, которые по своей природе не допускают их передачу от поселений к муниципальным районам. Иное влечет выхолащивание самого существа, установленного ГрК РФ права. Речь идет о полномочиях органов местного самоуправления поселений по согласованию размещения объектов муниципального района на территории поселения.
ГрК РФ оставляет также без внимания полномочия внутригородских районов, что объясняется отсутствием системного подхода, непродуманностью действий федерального законодателя при внесении новаций в муниципальное законодательство.
В связи с этим предлагается:
1) внести изменение в ГрК РФ, предусмотрев возможность органов местного самоуправления муниципальных районов утверждать правила землепользования и застройки, выдавать разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях всего муниципального района, если такие полномочия переданы органам муниципального района соглашениями. Дополнить ГрК РФ положением о полномочиях внутригородского района, при осуществлении им полномочий городского округа, касающихся градостроительной деятельности;
2) ограничить перечень передаваемых полномочий от сельских поселений муниципальным районам с целью сохранения двухуровневой системы муниципальной власти;
3) регламентировать основания расторжения межмуниципальных соглашений.
II. Лишь отчасти ГрК РФ решает вопрос о разграничении полномочий «по горизонтали», то есть между представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Большинство полномочий по утверждению градостроительных документов принадлежит именно представительным органам местного самоуправления, лишь документация по планировке территории может утверждаться «органами местного самоуправления». Таким образом, определение органов, которые вправе выполнять последнюю функцию - представительные или исполнительные - остается на усмотрение самого местного сообщества. Распределение полномочий может быть закреплено уставом или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Законодатель также не устанавливает принадлежность полномочий по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, принятия решений о развитии застроенных территорий, ведения информационных систем, осмотров зданий, определяя только, что такие полномочия также осуществляются «органами местного самоуправления». Поскольку указанные полномочия имеют исполнительно-распорядителный характер, они осуществляются исполнительными органами местного самоуправления.
В рамках исследования проанализировано Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 N 593-О , в котором оспариваются положения части 2 статьи 32 ГрК РФ, как не соответствующие статьям 3 (часть 2), 130 (часть 2) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - не допуская возможности отклонения представительным органом местного самоуправления проекта нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, а также внесения изменений в такой проект, нарушает право органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения и тем самым не позволяет населению муниципального образования участвовать в решении вопросов местного значения через органы местного самоуправления.
Позиция Конституционного суда учитывает в том числе, что только комиссия, созданная главой местной администрации, состоящая из специалистов в области градостроительства может грамотно оценить те или иные изменения и последствия изменения ПЗЗ.
Следует согласиться с мнением Конституционного Суда РФ, исходя из того, что представительному органу муниципального образования предоставлена возможность отправлять на доработку проект внесения изменений в ПЗЗ. Тем самым, органы местного самоуправления нацелены на поиск баланса частных и публичных интересов.
III. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные ГрК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке принятия закона субъекта РФ. Таким образом, все полномочия органов местного самоуправления, указанные в ГрК РФ и рассмотренные в работе выше, могут быть переданы органам государственной власти субъекта РФ. Несмотря на то, что такие полномочия призваны решать вопросы местного значения. Согласно ч. 1 ст. 130, Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Такой же принцип закреплен и в 131-ФЗ. Самостоятельность - это основной принцип функционирования местного самоуправления, который используется в определении этого института . В первую очередь, самостоятельность по решению вопросов местного значения, по их правовому регулированию.
Следует иметь в виду проблемы перераспределения полномочий между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Внесение изменений или отмена муниципальных правовых актов могут быть осуществлены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц, внесение изменений допускается органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта. А в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, - уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) (ч. 1 ст. 48, 131-ФЗ). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесение изменений или отмена правовых актов органов местного самоуправления актами органов государственной власти субъектов РФ также не предусмотрено. Проблемы изменения муниципальных правовых актов уже возникли в ряде субъектов РФ, принявших законы о перераспределении полномочий в сфере градостроительства, например, в Приморском крае и Тюменской области.
На взгляд автора работы, вопрос перераспределения полномочий между органами МСУ и органами государственной власти субъектов РФ требует более тщательного регулирования в части внесения изменений в уже принятые муниципальные правовые акты. Нельзя, на наш взгляд, просто разрешить органам государственной власти субъектов РФ изменять и отменять муниципальные правовые акты, поскольку иначе будет нарушено одно из условий самостоятельности местного самоуправления, однако внесение изменений при определенных условиях, например при передаче части полномочий субъектам РФ, будет являться необходимым устранением правовой коллизии. Такое изменение должно быть внесено в федеральное законодательство, потому что именно в нем закреплена невозможность изменения муниципальных правовых актов органами государственной власти.
IV. Исходя из определений и толкования правоприменителей, можно проследить различное назначение документов: Генплан - перспективный документ, а ПЗЗ - фактический. Однако не стоит наивно относить правила землепользования и застройки к документу, фиксирующему реальное положение землепользования. В решениях судов выражается позиция, согласно которой функциональные зоны в ПЗЗ могут не соответствовать реальному положению на территории.
Еще одной проблемой является соотношение генерального плана и правил землепользования и застройки. Дело в том, что в одной статье ГрК РФ (ч.3 ст.31) указывается, что ПЗЗ должны учитывать положения Генплана, а в другой (ч.9 ст.31) - что ПЗЗ должны соответствовать Генплану. В большинстве апелляционных определений Верховного суда, проанализированных автором, указывается, что ПЗЗ должны если не полностью повторять, то очень близко определять территориальные зоны к функциональным зонам, иначе толкуется как противоречие ПЗЗ генеральному плану. Более того, при выявлении случаев нарушения правилами землепользования и застройки интересов граждан, при условии соответствия таких ПЗЗ генеральному плану, кроме изменения ПЗЗ, также в целях устранения данного нарушения, нужно изменять документы территориального планирования. Иначе корректировка ПЗЗ в части, признанной недействующей решением суда, входит в противоречие с Генпланом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017) [Электронный ресурс] // Справочная
правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных
территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 07.03.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О техническом регулировании» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
16. Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
17. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс] Справочная правовая система
«КонсультантПлюс» - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
19. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ «О внесении
изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95481.
20. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172862.
21. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. Постановление ГД ФС РФ от 16.12.2016 n 547-7 ГД «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву «О ситуации, связанной со строительством зданий, нежилые помещения в которых используются для постоянного проживания граждан» // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
24. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации От 09.07.2014 N 390-СФ «О мерах по стимулированию развития жилищного строительства, темпах повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://kremlin-moscow.com/vid/postanovlenie/page289
25. Указ Президента Российской Федерации от 05.11.2014 № 712 «Об особенностях регулирования градостроительной деятельности на территориях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
26. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — №30. — Ст. 3046.
27. Указ Президента РФ от 01.11.2013 N 819 (ред. от 22.05.2015) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2016 г. № 1310 «О защите прав граждан - участников долевого строительства» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
31. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 года N 365 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» (В редакции, введенной в действие приказом Росстандарта от 25 декабря 2015 года N 1650) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
32. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
33. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 N 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
34. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант Плюс». Версия: Проф. Документ опубликован не был.
35. Закон Красноярского края от 06.12.2005 N 16-4166 «О требованиях к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
36. Закон Красноярского края от 08.12.2006 N 20-5479 «О предельной численности лиц, зарегистрированных на части территории населенного пункта, при проведении публичных слушаний по проекту генерального плана поселения, генерального плана городского округа» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
37. Закон Красноярского края от 27.06.2006 N 19-4948 (ред. от
22.12.2016) «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований края, о составе и порядке подготовки планов реализации таких документов» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
38. Закон Красноярского края от 19.10.2006 N 20-5213 (ред. от
07.07.2016) «Об отдельных вопросах правового регулирования подготовки документации по планировке территории в Красноярском крае» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
39. Закон Красноярского края от 21.04.2016 N 10-4449 «О видах объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования муниципальных образований в Красноярском крае» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
40. Закон Тюменской области от 26 декабря 2014 года N 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
41. Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Красноярского края» от 23.12.2014 № 631-п // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
42. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 (ред. от 20.12.2016) «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
43. Решение Дудинского Городского Совета депутатов от 16.09.2015 N 06-0171 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Г ород Дудинка» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
44. Решение Сосновоборского городского Совета депутатов Красноярского края от 23.12.2009 N 312-Р (ред. от 26.11.2014, с изм. от
24.02.2016) «Об утверждении Генерального плана г. Сосновоборска, Правил землепользования и застройки г. Сосновоборска» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
45. Решение Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.11.2009 N 22-533 (ред. от 21.02.2017) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
46. Решение Канского городского Совета депутатов Красноярского края от 16.11.2012 N 43-226 «О Положении об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Канске»
47. Решение Новоангарского сельского Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края от 29.03.2013 N 133 (ред. от 20.03.2015, с изм. от 21.08.2015) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Новоангарск Мотыгинского района Красноярского края» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
48. Решение Думы Мальковского муниципального образования от 30 декабря 2014 года N 97 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования» // СПС «КонсультантПлюс» Региональный выпуск.
49. Решение Думы Мальковского муниципального образования от 22 января 2009 N 11 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Мальковского муниципального образования» // «Красное знамя» - 2012 г. - 7 декабря.
50. СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* [Электронный ресурс] // НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» - Режим доступа: http://base.garant.ru/2305985/.
51. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 г. Москва «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» // Российская газета - 2008 г. - 9 февраля.
Судебные решения и акты правоприменения
52. Constitutional Law, Police power, Delegation of legislative power. Boston. Municipal Corporations. Mandamus. 1907 год, дело «Велч против Свейзи» (193 Mass. 364) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://masscases.com/cases/sjc/193/193mass364.html. - FRANCIS C. WELCH, trustee, vs. GEORGE R. SWASEY & others, 193 Mass. 364, November 13, 1906 - January 1, 1907, Suffolk County, Present: KNOWLTON, C. J., HAMMOND, LORING, SHELDON, & BRALEY, J.T. - (Дата обращения 13.03.2016).
53. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
54. Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 N 593-О // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
55. Определение Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2014 г. N 89-КГПР14-4 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
56. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.04.2013 N ВАС-727/13 по делу N А12-3669/2012
57. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N А56- 7699/2012 // документ предоставлен «КонсультантПлюс».
58. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.05.2012 № 13016/11 по делу № А27-12216/2010 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
59. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского
округа по делу N А43-27284/2005 // документ предоставлен «КонсультантПлюс».
60. Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2012г. № 76-АПГ12-7 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
61. Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 N 56-АПГ16-30 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
62. Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2016 N 64-АПГ16-2 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
63. Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 86-АПГ16-1 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
64. Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2016 N 44-АПГ16-46 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
65. Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2009 N 78-Г09-22 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
66. Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2013 N 78-АПГ13-17 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
67. Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2012 N 78-АПГ12-7 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
68. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.07.2016 N 89-АПГ16-5// Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
69. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 9-АПГ16-45 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
70. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 56-АПГ16-33 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
71. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 56-АПГ16-36 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
72. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 66-АПГ16-20 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
73. Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 31.03.2016 N 32-АПГ16-3 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
74. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.09.2016 N 66-АПГ16-12 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
75. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 50-АПГ16-26 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
76. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 N 33-АПГ16-27 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
77. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 2-АПГ16-28 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
78. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N 35-АПГ16-13 // Документы предоставлены «КонсультантПлюс».
79. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 05.12.2016 N 4-АПГ16-33 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
80. Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 67-АПГ17-2 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
81. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.11.2016 N 75-АПГ16-7 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
82. Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 56-АПГ16-31 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
83. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.06.2016 N 88-АПГ16-2 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
84. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 02.06.2016 N 50-АПГ16-7 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
85. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.10.2016 N 50-АПГ16-13 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
86. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.10.2016 N 44-АПГ16-22 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
87. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 N 66-АПГ16-13 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
88. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 56-АПГ16-28 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
89. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 44-АПГ16-45 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
90. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 N
51-АПГ16-20 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
91. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 71-АПГ16-11 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
92. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.06.2016 N 49-АПГ16-24 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
93. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.09.2016 N 51-АПГ16-9 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
94. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.11.2016 N 41-АПГ16-7 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
95. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 14-АПГ17-1 // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
Учебники, монографии, статистические сборники
96. Авакьян С.А. Муниципальное право России / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин, В.А. Вавицкий, Н.С. Тимофеев. - М., 2011. - С. 163.
97. Аракельян Н.В. Правовое регулирование градостроительной деятельности: дис. ...канд. юрид. наук. / Н.В. Аракельян - Краснодар, 2010. - С. 37;
98. Бутаева Е.М. Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства: дис. .канд. юрид. наук. / Е.М. Бутаева - Хабаровск, 2010.
99. Владимиров В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием: учебник / В.В. Владимиров - М.: Отдел информационно-издательской деятельности РААСН, 2001 г.
100. Волков В.Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. .канд. юрид. наук. / В.Э. Волков - Челябинск, 2007.
101. Вишняков В.Г. Двойное подчинение органов управления народным хозяйством: учебник / В.Г. Вишняков - М., 1984.
102. Градовский А.Д. Начало русского государственного права: учебник / А.Д. Градовский - СПб., 1883 г. - Т. 1-3.
103. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора / А. В. Демин. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т., 1998. - 93 с
104. Ерхов А.В. Управление градостроительным комплексом в Российской Федерации (административно-правовой аспект): дис. ...канд. юрид. наук. / А.В. Ерхов - Тольятти, 2007 г.
105. Капитальное строительство СССР (1988) (Статистический сборник) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://istmat.info/node/25784.
106. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. Кн. 2. / В.О. Ключевский - М., 1993 г.
107. Кокошкин Ф. Русское государственное право: учебник / Ф. Кокошкин - Симферополь, 1918 г.
108. Коркунов Н.М. Русское государственное право.: учебник / Н.М. Коркунов - СПб., 1914 г. - Т. 1-2.
109. Кузнецова С.А. Административно-правовое регулирование в сфере строительства: дис. ... канд. юрид. наук. С.А. Кузнецова - М., 2003.
110. Пирожкова И.Г. Строительное законодательство Российской империи: дис. ... канд. юрид. наук / И.Г. Пирожкова - Тамбов: РГБ ОД, 2006г - 203 с.
111. Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права: учебник / И.Т. Тарасов - М., 1897 г.
112. Шишканов В.А. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства (на примере городов Иркутской области): автореферат дис. ... канд. юрид. наук. / В.А. Шишканов - Иркутск, 2008.
113. Хлебунова С.А. Конституционно-правовые основы развития местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. / С.А. Хлебунова - Челябинск, 2005г.
Статьи и электронные ресурсы
114. Авакьян С.А. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. - 1993. - № 6.
115. Андреев Д.С. Административный договор и правовой акт государственного управления // Договор в публичном праве: сборник статьей / Под ред. Е.В Гриценко, Е.Г. Бабелюк. М., 2009. С. 146-149
116. Братановский С.Н., Ерхов А.В. Управление градостроительным комплексом в России (административно-правовой аспект) [Электронный ресурс] // Электронный журнал modemlib - Режим доступа: http://modemlib.ru
117. Бутаева Е.М. Историко-правовой аспект организации государственного управления в сфере градостроительства в России // Жилищное право. 2010. № 9., с. 50-51
118. Вавакин Л.В. О стратегии Российского градостроительства // Строительная газета. 19.04.2002. №16. С. 8-12.
119. Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта федерации // Документ предоставлен «КонсультантПлюс».
120. Ганеев Р. Р. Правовое регулирование строительной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. №2 (18) С.172-175
121. Гурнак Е.В. Понятие градостроительной деятельности как категории муниципально-правового регулирования // Проблемы права. Международный правовой журнал. 2012. №4. - 0,5 п.л.
122. Дедух Д.А. Основные направления трансформации системы государственного управления строительным комплексом в России [Электронный ресурс] // Наука и образование; хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление - 2015 - сентябрь - Режим доступа: http://www.journal-nio.com
123. Дитятковский М.Ю. О конституционной самостоятельности местного самоуправления // Вестник ОмГУ. Серия. Право - 2012 - №2 (31) - С.49-64
124. Дитятковский М.Ю., Семков И. В. Проблемы участия органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий // Проблемы местного самоуправления в РФ : материалы VI научно-практической конференции. Омск, 26-27 ноября 2008 г. - Омск, 2008. - С. 132-147
125. Елисеев Е.А., Колясников В.А. Теоретические и методические основы регулирования градостроительной деятельности при переходе Челябинска к устойчивому развитию. // Государственная власть и местное самоуправление - Челябинск, 1997.
126. Еркина Т. Н. Сфера муниципальной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 6.;
127. Иванов А. Управление строительной отраслью и государственное регулирование строительной деятельности: единство и дифференциация [Электронный ресурс] // Инвестиции в России - 2010 - №5 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22906635
128. Каримов А.М. Основные принципы градостроительного подхода к развитию крупных городских агломераций в современных экономических условиях // Проблемы градостроительства России. М., 1999. С. 69-73.; Российская архитектурно-строительная энциклопедия / под ред. Е.В. Басина - М.: ВНИИНТПИ, 1996. Т. 4
129. Каштанов С. М. Еще раз о Городовом приказе XVI века [Электронный ресурс] // Вопросы истории - № 11 - Режим доступа: http ://www.russiancity.ru/hbooks/h0 55.htm
130. Мадьярова А.В. Межмуниципальные соглашения о передаче части полномочий: некоторые проблемы теории, законодательного регулирования и практики применения // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 1. С. 29
131. Пропищин А.И. Взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений по вопросам передачи части своих полномочий // Общество и право - 2011 - №5 (37) - С.62-66
132. Савин Д.С., «Правила землепользования и застройки - 6 вопросов на злобу дня» / Д.С. Савин // Аналитический журнал о комплексном развитии территорий «Развитие и стратегии». - 2012. - №2 (26). - С.4-12
133. Суворов И.В. Правовое регулирование независимости и самостоятельности органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности // Административное право и процесс. - 2008. - № 5 - С.25-28.
134. Цветков А.С., «Разрешенное использование земельного участка: актуальные проблемы правового регулирования» / А.С. Цветков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2012. - №2 (12). - С.119- 125.
135. Шишканов В.А. Проблемы законодательства Российской Федерации о градостроительном зонировании // Бизнес в законе. - 2007. - № 4. - С. 54-56. - 0,2 п.л.