Отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 7
1.1 Отношение к людям с ограниченными возможностями как
социологическая проблема 7
1.2 Анализ результатов социологических исследований отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями и обоснование выдвинутой гипотезы 21
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 33
2.1 Методическое обоснование социологического исследования 33
2.2 Основные результаты социологического исследования отношения
студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями 37
Выводы 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 7
1.1 Отношение к людям с ограниченными возможностями как
социологическая проблема 7
1.2 Анализ результатов социологических исследований отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями и обоснование выдвинутой гипотезы 21
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 33
2.1 Методическое обоснование социологического исследования 33
2.2 Основные результаты социологического исследования отношения
студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями 37
Выводы 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
По данным федеральной службы статистики российской федерации в России проживает более 12 миллионов людей с ограниченными возможностями. За последние годы численность таких людей в нашей стране уменьшилась, но не значительно. При этом выросло число детей с ограниченными возможностями и людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста. В связи с этим возникает необходимость инклюзивного образования.
Образование является основным инструментом культурной преемственности поколений, обеспечивает взаимодействие культурного наследия с развивающимся человеком и процессами его стихийной социализации.
Люди с ограниченными возможностями, как и любой здоровый человек, имеют право на образование. Реализация прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики по отношению к инвалидам.
Получение высшего образования является важнейшим элементом комплексной интеграции инвалидов в общество. Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни инвалидов.
Доступность образования понимается как возможность выбора и отсутствие барьеров. Одним из барьеров, возникающих в процессе получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями, является характер складывающихся у них отношений с другими студентами. В 2009 году правительство Российской Федерации разработало программу «Доступная среда» для инвалидов срок реализации этой программы был назначен на период с 2011-2015 года. Повышение уровня толерантности социума к своим членам, имеющим ограниченные жизненные возможности, - одна из главных задач, поставленных в государственной программе "Доступная среда". Таким
образом, возникает особый интерес изучить отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями, так как срок реализации государственной программы «Доступная среда» истек.
Проблема: дефицит данных об отношении студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Объект: студенты СФУ.
Предмет: отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Цель: изучить отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач.
Задачи:
1. Изучит проблему отношения к людям с ограниченными возможностям.
2. Анализ проведенных ранее эмпирических социологических исследований по данной теме и обосновать выдвинутую гипотезу.
3. Разработать методику исследования.
4. Проведение исследование и анализ, полученных результатов.
Гипотеза: большинство студентов СФУ относятся к людям с ограниченными возможностями позитивно.
Операционализация основных понятий:
В декларации о правах инвалидов принятой в 1975 г. Организацией Объединенных Наций сказано, что «инвалид» это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей». В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. [8]
В статье 1 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается следующее определение понятия инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.[34]
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»[24]
Резюмируя можно сказать, что инвалид-это человек, имеющий ограниченные возможности.
Человек с ограниченными возможностями - это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Образование является основным инструментом культурной преемственности поколений, обеспечивает взаимодействие культурного наследия с развивающимся человеком и процессами его стихийной социализации.
Люди с ограниченными возможностями, как и любой здоровый человек, имеют право на образование. Реализация прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики по отношению к инвалидам.
Получение высшего образования является важнейшим элементом комплексной интеграции инвалидов в общество. Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни инвалидов.
Доступность образования понимается как возможность выбора и отсутствие барьеров. Одним из барьеров, возникающих в процессе получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями, является характер складывающихся у них отношений с другими студентами. В 2009 году правительство Российской Федерации разработало программу «Доступная среда» для инвалидов срок реализации этой программы был назначен на период с 2011-2015 года. Повышение уровня толерантности социума к своим членам, имеющим ограниченные жизненные возможности, - одна из главных задач, поставленных в государственной программе "Доступная среда". Таким
образом, возникает особый интерес изучить отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями, так как срок реализации государственной программы «Доступная среда» истек.
Проблема: дефицит данных об отношении студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Объект: студенты СФУ.
Предмет: отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Цель: изучить отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач.
Задачи:
1. Изучит проблему отношения к людям с ограниченными возможностям.
2. Анализ проведенных ранее эмпирических социологических исследований по данной теме и обосновать выдвинутую гипотезу.
3. Разработать методику исследования.
4. Проведение исследование и анализ, полученных результатов.
Гипотеза: большинство студентов СФУ относятся к людям с ограниченными возможностями позитивно.
Операционализация основных понятий:
В декларации о правах инвалидов принятой в 1975 г. Организацией Объединенных Наций сказано, что «инвалид» это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей». В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. [8]
В статье 1 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается следующее определение понятия инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.[34]
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»[24]
Резюмируя можно сказать, что инвалид-это человек, имеющий ограниченные возможности.
Человек с ограниченными возможностями - это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
В данной бакалаврской работе был проведен теоретический и эмпирический анализ отношения студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
В теоретической части были проанализированы основные барьеры, препятствующие интеграции инвалидов в общество. Данные барьеры можно объединить в две группы "средовые барьеры" и "барьеры отношения". Было выяснено, что особую сложность представляют барьеры отношения, их сложнее всего преодолеть. От преодоления этих барьеров зависят и остальные барьеры. Так как заставить заниматься проблемами инвалидов довольно сложно.
Второй параграф работы был посвящен анализу ранее проведенных социологических исследований: «Отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями». Анализ проведенных ранее исследований позволил сделать вывод о том, что в студенческой молодежной среде присутствует положительное восприятие инвалидов, также было выяснено, что почти все студенты готовы придти на помощь человеку с ограниченными возможностями.
Далее нами было проведено социологическое исследование, результаты этого исследования позволяют сделать вывод о том, что в массовом сознании студентов СФУ сложился позитивный образ инвалидов. Так как многие студенты считают, что инвалиды относятся к обычным людям доброжелательно. Почти все студенты СФУ готовы оказать помощь человеку с ограниченными возможностями. Многие студенты испытывают к инвалидам такие чувства как сочувствие, доброжелательность и жалость. При этом факторный анализ показал, что в массовом сознание студентов присутствует негативное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в целом подтвердилась: студенты Сибирского Федерального Университета относятся положительно к людям с ограниченными возможностями, но при этом факторный анализ показал, что в массовом сознании присутствует негативное отношение к людям с ограниченными возможностями.
В теоретической части были проанализированы основные барьеры, препятствующие интеграции инвалидов в общество. Данные барьеры можно объединить в две группы "средовые барьеры" и "барьеры отношения". Было выяснено, что особую сложность представляют барьеры отношения, их сложнее всего преодолеть. От преодоления этих барьеров зависят и остальные барьеры. Так как заставить заниматься проблемами инвалидов довольно сложно.
Второй параграф работы был посвящен анализу ранее проведенных социологических исследований: «Отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями». Анализ проведенных ранее исследований позволил сделать вывод о том, что в студенческой молодежной среде присутствует положительное восприятие инвалидов, также было выяснено, что почти все студенты готовы придти на помощь человеку с ограниченными возможностями.
Далее нами было проведено социологическое исследование, результаты этого исследования позволяют сделать вывод о том, что в массовом сознании студентов СФУ сложился позитивный образ инвалидов. Так как многие студенты считают, что инвалиды относятся к обычным людям доброжелательно. Почти все студенты СФУ готовы оказать помощь человеку с ограниченными возможностями. Многие студенты испытывают к инвалидам такие чувства как сочувствие, доброжелательность и жалость. При этом факторный анализ показал, что в массовом сознание студентов присутствует негативное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в целом подтвердилась: студенты Сибирского Федерального Университета относятся положительно к людям с ограниченными возможностями, но при этом факторный анализ показал, что в массовом сознании присутствует негативное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Подобные работы
- APT-ПАТРОНАЖ КАК ФОРМА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Отношение студентов СФУ к организациям общественного питания
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студентов СФУ к потреблению алкоголя
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студентов СФУ к потреблению алкоголя
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2017 - Отношение студентов СФУ к употреблению табачных изделий
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ВИЗУАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КРАСНОЯРСКА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



