Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями

Работа №22145

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 7
1.1 Отношение к людям с ограниченными возможностями как
социологическая проблема 7
1.2 Анализ результатов социологических исследований отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями и обоснование выдвинутой гипотезы 21
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 33
2.1 Методическое обоснование социологического исследования 33
2.2 Основные результаты социологического исследования отношения
студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями 37
Выводы 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 65
ПРИЛОЖЕНИЕ


По данным федеральной службы статистики российской федерации в России проживает более 12 миллионов людей с ограниченными возможностями. За последние годы численность таких людей в нашей стране уменьшилась, но не значительно. При этом выросло число детей с ограниченными возможностями и людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста. В связи с этим возникает необходимость инклюзивного образования.
Образование является основным инструментом культурной преемственности поколений, обеспечивает взаимодействие культурного наследия с развивающимся человеком и процессами его стихийной социализации.
Люди с ограниченными возможностями, как и любой здоровый человек, имеют право на образование. Реализация прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики по отношению к инвалидам.
Получение высшего образования является важнейшим элементом комплексной интеграции инвалидов в общество. Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни инвалидов.
Доступность образования понимается как возможность выбора и отсутствие барьеров. Одним из барьеров, возникающих в процессе получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями, является характер складывающихся у них отношений с другими студентами. В 2009 году правительство Российской Федерации разработало программу «Доступная среда» для инвалидов срок реализации этой программы был назначен на период с 2011-2015 года. Повышение уровня толерантности социума к своим членам, имеющим ограниченные жизненные возможности, - одна из главных задач, поставленных в государственной программе "Доступная среда". Таким
образом, возникает особый интерес изучить отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями, так как срок реализации государственной программы «Доступная среда» истек.
Проблема: дефицит данных об отношении студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Объект: студенты СФУ.
Предмет: отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Цель: изучить отношение студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач.
Задачи:
1. Изучит проблему отношения к людям с ограниченными возможностям.
2. Анализ проведенных ранее эмпирических социологических исследований по данной теме и обосновать выдвинутую гипотезу.
3. Разработать методику исследования.
4. Проведение исследование и анализ, полученных результатов.
Гипотеза: большинство студентов СФУ относятся к людям с ограниченными возможностями позитивно.
Операционализация основных понятий:
В декларации о правах инвалидов принятой в 1975 г. Организацией Объединенных Наций сказано, что «инвалид» это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей». В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. [8]
В статье 1 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается следующее определение понятия инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.[34]
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»[24]
Резюмируя можно сказать, что инвалид-это человек, имеющий ограниченные возможности.
Человек с ограниченными возможностями - это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной бакалаврской работе был проведен теоретический и эмпирический анализ отношения студентов СФУ к людям с ограниченными возможностями.
В теоретической части были проанализированы основные барьеры, препятствующие интеграции инвалидов в общество. Данные барьеры можно объединить в две группы "средовые барьеры" и "барьеры отношения". Было выяснено, что особую сложность представляют барьеры отношения, их сложнее всего преодолеть. От преодоления этих барьеров зависят и остальные барьеры. Так как заставить заниматься проблемами инвалидов довольно сложно.
Второй параграф работы был посвящен анализу ранее проведенных социологических исследований: «Отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями». Анализ проведенных ранее исследований позволил сделать вывод о том, что в студенческой молодежной среде присутствует положительное восприятие инвалидов, также было выяснено, что почти все студенты готовы придти на помощь человеку с ограниченными возможностями.
Далее нами было проведено социологическое исследование, результаты этого исследования позволяют сделать вывод о том, что в массовом сознании студентов СФУ сложился позитивный образ инвалидов. Так как многие студенты считают, что инвалиды относятся к обычным людям доброжелательно. Почти все студенты СФУ готовы оказать помощь человеку с ограниченными возможностями. Многие студенты испытывают к инвалидам такие чувства как сочувствие, доброжелательность и жалость. При этом факторный анализ показал, что в массовом сознание студентов присутствует негативное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в целом подтвердилась: студенты Сибирского Федерального Университета относятся положительно к людям с ограниченными возможностями, но при этом факторный анализ показал, что в массовом сознании присутствует негативное отношение к людям с ограниченными возможностями.



1. Аверина Е. А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. — 2011. — № 1.
2. Амиридзе С. П. Лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде: нравственно ли отношение в обществе к ним?// Научные исследования в образовании № 5/ 2011
3. Баглай В. С. Отношение общества к инвалидам: история и
современность. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/521/3136(дата обращения: 17.02.16).
4. Бочкова Д. Б., Калашникова А. А., Ксенофонтова В. А., Шелудько О.С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 12, 2016, pp. 1544-1545
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В6т. /Гл. ред.А.В.Запорожец. - М.:Педагогика,1983.-Т.5.Основы дефектологии.
6. Герберт С., Синтетическая философия (в сокращенном изложении Коллинза Г.) Киев, «Ника-центр»; «Вист-С», 1997 с.107-108
7. Гринина Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья. // Известия Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Том 4 Вып. 4 (16). - 2015. - С. 37
8. Декларация о правах инвалидов// Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи 9 декабря 1975 года
9. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
10. Домбровская А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZfaktory-sotsialnoy-adaptatsii-invalidov- v-rossii-po-materialam-sotsiologicheskogo-issledovaniya(дата обращения: 17.02.16).
11. Думбаев А. Е., Попова Т. В. Инвалид, общество и право. - Алматы: ТОО «Верена», 2006. - 180 стр.
12. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с.
13. Зак. Г. Г. Зак Д. Я. Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико - практический аспект)//Педагогическое образование в России № 2/ 2012
14. Заляева А. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование)//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены № 2 (125) / 2015
15. Киселев М. И. Понятие «Интеграция» с точки зрения структурного функционализма // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 61-64.
16. Коростелева Н. А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам//Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 8/ 2012
17. Коростелева Н. А. Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 444-446.
18. Мишина И. К 2015 году число инвалидов в России превысит 15
миллионов человек //газета Наша Версия, 2014 г Электронный ресурс. Режим доступа: https://versia.ru/k-2015-godu-chislo-invalidov-v-rossii-prevysit-15-
millionov-chelovek (дата обращения: 20.02.16).
19. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека. От классических к постнеклассическим подходам. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 304 с.
20. Петросян В. А. Интеграция инвалидов в российское общество: автореферат докт. социол. наук-М.,2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/integratsiya-invalidov-v-rossiyskoe-obschestvo(дата обращения: 20.02.16).
21. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 (ред. от11.09.2012) «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. - М.: ООО «Международная Актуарная компания»/2012. - 212 с.
23. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» Электронный ресурс. Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/publications-other- inostranets.shtm
24. Романов П. В.,«Социологическое исследование с целью изучения проблем инвалидов в четырех пилотных регионах»,Саратов, декабрь 2008 г.
25. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.
26. Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. — Уфа 2013. — С. 103-105.
27. Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа// Вестник Адыгейского государственного университета Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология/№ 1 / 2010
28. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с. ISBN 5-238-00130-4
29. Телепередача «Время покажет» выпуск от 12.11.2015 Электронный
ресурс. Режим доступа: http://www.1tv.ru/shows/vremya-
pokazhet/vypuski/vremya-pokazhet-vypusk-ot-12112015 (дата обращения:
20.02.16).
30. Ткаченко В. С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: диссертация докт. социол. наук.- Ставрополь, 2007. С. 52.
31. Топилин М. интервью «Российской газете»: Отношение к людям с инвалидностью постепенно меняется. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/288 (дата обращения: 20.02.16).
32. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/r u/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 22.02.16).
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»/ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года) о детях- инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья.
34. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"// Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности.
35. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 240 с.
36. Шевченко А. И. Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями как объект социально - философского анализа. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view- article.php?id=26&art=3905
37. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с. — (Университетский учебник).
38. Ярская-Смирнова E. P. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38. - (Социальная политика. Социальная структура). - Библиогр.: с. 45
39. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Доступность высшего образования для инвалидов// Университетское управление. 2005. № 1(34). С.
89-99.
40. Facts and figures Disability in the United Kingdom/ 2014 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.papworthtrust.org.uk/sites/default/files/UK%20 Disability%20facts%20and%20figures%20report%202014.pdf
41. Hardeep Aiden and Andrea McCarthy// Current attitudes towards disabled people/ May 2014
42. Wolfensberger, W. (1969a). The origin and nature of our institutional models. In: Kugel, R. and Wlfensberger, W. (Eds.). Changing Patterns in Residential Service sfor the Mentally Retarded. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 59-171.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ