Введение
1 Теоретико - методологические основы проектной деятельности и
возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе изучения математики
1.1 Обзор понятий «проект» и «метод проектов»
1.2 Типы проектов по математике в начальной школе
1.3 Возможности учебного проекта в самостоятельном
приобретении знаний в процессе изучения математики
2 Экспериментальное изучение уровня самостоятельности учащихся в
проектной деятельности
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичной
диагностики
2.2 Самостоятельное приобретение знаний учащимися посредством
участия в разработке учебного проекта
2.3 Анализ результатов повторного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Опросник для учащихся по методике Г.И. Щукиной.. Приложение Б Результаты деятельности учащихся под руководством учителя на разных этапах проекта
Приложение В Методические рекомендации для учителя: «Правила выбора темы проекта»
Образовательный стандарт первой ступени ставит перед учащимися новые цели. Теперь учащимся должны привить систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Для достижения этих целей необходимо учебный процесс дополнить новой формой деятельности учащихся, требующей думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли и на практике применить все имеющиеся у них знания.
В современном школьном образовании новой формой деятельности учащихся являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Таким образом, метод учебных проектов понимается как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология».
Педагогический потенциал проектной деятельности школьников раскрыт в работах И.К. Баталиной, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, С. Е. Шишова. Этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них охарактеризованы Е.А. Гилевой, Н.А. Мансуровым и др. Особенности учебной проектной деятельности на уроках математики рассмотрены Е.А. Адаричевой, М.В. Игнатьевым, М.В. Крупениной.
В настоящее время в ряде общеобразовательных школ при изучении математики проводится определенная работа по возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе учебной деятельности. Целесообразность такого видения учебного процесса очевидна. Однако, недостаточно освещен вопрос о необходимости формирования у школьников самостоятельных умений, которые развиваются в процессе осуществления учебной проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема дипломного исследования: «Метод учебных проектов, как возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе изучения математики».
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспекте метода учебных проектов и возможность самостоятельного приобретения знаний при изучении математики в начальной школе.
Объект исследования: организация учебной проектной деятельности младших школьников в процессе изучения математики.
Предмет исследования: самостоятельное приобретение знаний учащимися при изучении математики посредством организации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках математики применять метод учебных проектов, то уровень самостоятельного приобретения знаний младших школьников повысится.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психологической и педагогической литературы раскрыть содержательные характеристики понятий «проект» и «метод проектов.
2) рассмотреть метод учебных проектов как возможность самостоятельного приобретения знаний младшими школьниками и изучить роль учителя и учащихся в основных этапах проекта.
3) подобрать диагностический инструментарий и экспериментально изучить уровень самостоятельного приобретения знаний у учащихся.
4) оценить эффективность разработки учебного проекта как возможность самостоятельного приобретения знаний при изучении математики.
Для решения поставленных задач, нами использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, метод сбора эмпирических данных, количественный и качественный анализ результатов.
Методики диагностического исследования: опросник для учащихся по методике Г.И. Щукиной.
Исследование проводилось на базе Лесосибирского МБОУ «Гимназия». Выборка исследования представлена учащимися III класса, в количестве 20 человек.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме возможности самостоятельного приобретения знаний учащимися при организации ученого проекта. Выявлен уровень самостоятельного приобретения знаний у учащихся, на основании результатов первичной диагностики разработан и реализован учебный проект, направленный на самостоятельное приобретение знаний при изучении математики. Доказана эффективность учебного проекта как возможность самостоятельного приобретения знаний у учащихся при изучении математики.
Структура выпускной работы определена целью и логикой исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (50), приложений. Результаты исследования представлены в 3 таблицах, 2 рисунках.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 62 страницы.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Применение метода учебных проектов в работе с младшими школьниками при изучении математики, предполагает получение следующих результатов - дети овладевают исследовательскими, творческими формами мышления - учатся формулировать проблему, осуществлять поиск, строить умозаключения, выносить суждения с помощью разнообразных средств и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе.
С целью выявления уровня самостоятельности учащихся в проектной деятельности, нами было организовано экспериментальное исследование на базе Лесосибирского МБОУ «Гимназия».
В связи с полученными результатами на этапе констатирующего эксперимента были определены направления развивающей работы с учащимися 3 класса: разработан и апробирован учебный проект, направленный на развитие навыков проектной деятельности у младших школьников. Данный учебный проект в большей степени был направлен на развитие у учащихся навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
Однако, были выявлены учащиеся у которых по результатам первичной диагностики выявлено предпочтение работать одному и учащиеся, выполняющие творческие работы с плохим настроением. Для данной группы учащихся был разработан и апробирован учебный проект, целью которого стало обучение основам проектно-исследовательской деятельности.
Оценивая эффективность учебного проекта, нами было проведено повторное исследование со всеми учащимися выборки.
На основании полученных данных и сравнительного анализа результатов проведенного нами исследования, можем считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что применение метода учебных проектов, влияет на уровень самостоятельного приобретения знаний младших школьников.
Таким образом, программа учебного проекта, разработанная и апробированная нами в рамках данной выпускной квалификационной работы, является эффективной для развития навыков проектной деятельности у младших школьников, в частности, в развитии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - Москва: Аркти, 2010.
2. Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. - 2011. - № 3. - С.42-45.
3. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. - Москва: Педагогика, 2012. - Т.2. - 247 с.
4. Бондаренко, А.И. Проект как одна из форм организации образовательно- воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа плюс До и После.- 2014. - №3. - С. 1-5.
5. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. - Москва,2011.
6. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева //Наука и школа. - 2013. - № 4. - С.13-15.
7. Годунова, Л.Н. Проект «Создание задачника по математике» // Начальная школа.- 2009. - №5. - 56 с.
8. Горячев, А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №5. - С.1-6
9. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы.- Москва, 2015.- №6.
10. Джонс Дж. К. Методы проектирования. - Москва, 1986.
11. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. - 2015. - № 9. - С.55-59.
12. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве : Сборник статей ; А.С. Обухова. - Москва: НИИ школьных технологий, 2010.
13. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа. - 2014.- № 2.- С.96-101.
14. Игнатьев, В.В., Крупенина, М.В. На путях к методу проектов / Сборник. - 1930.
15. Каганов, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Санкт -Петербург, 1926.
16. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А. Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 4. - С.21-26.
17. Килпатрик, У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Санкт - Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1925.
18. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. - 2012. - № 1. -С.17-27.
19. Мансуров, Н.А. Новые подходы к управлению проектной деятельностью в школе Текст. // Естествознание в школе. -2015. - № 4. - С.44 -49.
20. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко // - Москва: Вентана-Граф, 2007. - 112 с.
21. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2012.- № 5. - С. 34-38.
22. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Нар. образование. - 2010. - №7.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. - Москва: Академия, 1999. - 224 с.
24. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектноисследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. - 2013. - № 3. - С.28-33.
25. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова //Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 93-96.
26. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2010. - № 1. - С.39-46.
27. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2014. - № 4. - С. 44-49.
28. Полат, Е.С. Как рождается проект. - Москва, 1995.
29. Проектные задачи в начальной школе / под редакцией А.Б.Воронцова. - Москва: Просвещение, 2009. - 176 с.
30. Рагозинская, Н.И. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рагозинская, Т.Колобякина //Учитель. - 2011. - № 3. - С. 23-25.
31. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий / под ред. Е.Н. Ястребцева - Москва: Просвещение, 2012. - 160 с.
32. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. - 2013. - № 7. - С.40-43.
33. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий. -2015. - 288 с.
34. Семенова, Н.А. Развитие исследовательских умений младших школьников: дис. канд. пед. наук. -Томск, 2005.
35. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев.- Москва: АРКТИ, 2011. - 80 с.
36. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения Завуч. - 2013. - №6.
37. Степанова, С.В. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. - 2014. - № 4. - С. 9-11.
38. Степанова, С.В. Организация проектной деятельности в начальной школе [Текст]/С.В.Степанова//Начальная школа. -2010. - №10. - 42с.
39. Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 51-56.
40. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы.- 1998. - №4. - С.7-12 .
41. Чечель, И. Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - №3. - С. 11-17.
42. Цветкова, М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). - 2012. - №20. - С. 1-2.
43. Шацкий, С.Т. Работа для будущего. Лекция №7 «О методе проектов» Текст. / С.Т.Шацкий.- Москва, 2009.
44. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа.- 2008. - №9. - С.34-38. Электронные ресурсы