Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Работа №22071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
993
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы формирования самостоятельности дошкольников
в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО 8
1.1 Самостоятельность как качество личности дошкольника 8
1.2 Условия формирования самостоятельности детей дошкольного
возраста в организациях дошкольного образован ия 14
1.3 Развитие самостоятельности старших дошкольников в условиях детского сада 25
2. Опытно-экспериментальная работа по изучению условий формирования
самостоятельности старших дошкольников в детском саду 32
2.1 Диагностика сформированности самостоятельности старших
дошкольников 32
2.2 0пытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности старших дошкольников 36
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 1 53
Приложение 2


Актуальность темы обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Задачу формирования активной, самостоятельной, личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. В ФГОС ДО отмечено «Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов»[16].
Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев,
А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности»[11]. Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой, продуктивной, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к
самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения (Н.В. Ветлугина, Д.И. Воробьева, Н.В. Дягилева, В.Н. Зинченко, Г.В. Урадовских).
Цель исследования: Теоретическое и экспериментальное изучение условий формирования самостоятельности у старших дошкольников в детском саду.
Объект исследования: формирования самостоятельности старших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования: условия формирования самостоятельности старших дошкольников в детском саду.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить сущность самостоятельности как качество личности дошкольника.
2. Выявить условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в организациях дошкольного образования.
3. Рассмотреть особенности развития самостоятельности старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению условий формирования самостоятельности старших дошкольников в детском саду.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, при создании условий:
• Организации взаимодействия семьи и ДОУ;
• Создание предметно - развивающей среды в ДОУ;
• Организация игровой и трудовой деятельности старших дошкольников в ДОУ.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №15 города Енисейска. В исследовании приняли участие 25 детей старшей группы.
Практическая значимость работы. В данной работе представлено экспериментальное исследование самостоятельности у старших дошкольников в условиях детского сада, представлены обработки и диагностики результатов. Материал данного исследования может быть использован студентами - будущими дошкольными работниками, практикующими педагогами и их родителями.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (28 наименований), 2 приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 58 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самостоятельность - сложная черта характера. Она касается всех сторон жизни и деятельности человека. Она проявляется в познании, использовании в жизни имеющихся знаний, умений во всех видах деятельности, в поведении, оценках, суждениях, в отношении человека к себе, к своим делам.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника уделено особое место. Нами были выявлены условия формирования самостоятельности дошкольного возраста в организациях дошкольного образования. Одним из условий является взаимодействие семьи и ДОУ. Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получает в непосредственном общении со взрослыми. Одним из источников развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие - это еще одно условие формирования самостоятельности детей.
В настоящее время среда развития ребенка в детском саду - это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Осуществление образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста предполагает рациональную организацию предметно-пространственной среды, отличающейся доступностью и функциональностью материалов и пособий, предназначенных для детей, обеспечение условий для самореализации детей с разным уровнем развития.
Нами были рассмотрены условия формирования самостоятельности старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. В развитии самостоятельности детей посредствам игровой и трудовой деятельности у детей формируются компоненты самостоятельности, такие как инициатива, целеполагание и самоконтроль.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №15 города Енисейска. В исследовании приняли участие 25 детей старшей группы. При сравнении первичной и вторичной диагностики наблюдалась положительная динамика уровней самостоятельности практически у всех дошкольников, достижение детей среднего и высокого уровней самостоятельности. По методике «конструирование» уровень увеличился на 16%, по методике «скульптура» уровень увеличился на 20%, а по методике «Разноцветные шары» уровень увеличился на 20%. Этот рост по всем показателям является еще одним подтверждением важности условий формирования самостоятельности у старших дошкольников в детском саду.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, при создании условий: взаимодействие семьи и ДОУ; предметно - развивающая среда; игровая и трудовая деятельность подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы, разработаны методические рекомендации для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.



1. Абузярова, Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6.
2. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, - Санкт - Петербург, 2009. - 160с.
3. Вольцис, К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда//Дошкольное воспитание. -1972. -№ 1. - С. 13-17.
4. Генецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. / В. И. Генецинский. - Санкт-Петербург, 1992.
5. Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметноигровой среды. / Творчество и педагогика // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - Москва, 2006.
6. Гуськова, П. Н. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 65-72.
7. Гуськова, Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок / Т. В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 60-64.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. — 280 с.
9. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье /
В. П. Дуброва,- Москва : «Просвещение», 2008. - 253 с.
10. Кон, И. С. Психология самостоятельность / И. С. Кон // Педагогика здоровья. - 2009. - № 7. - С. 96-100.
11 .Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. - Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
12. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. - Москва : «Просвещение», 2008. - 156 с.
И.Микляева, Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Н. В. Микляева // Детский сад от А до Я. -2008. -№ 17. - С. 23-30.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 85 с.
15. Неверович, Я. 3. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста // Психология личности и деятельности дошкольника / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - Москва, 1965. - С. 158-189.
16.6 утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155. - Режим доступа: http://273-
фз.рф/aktv minobmauki rossn/prikaz-minobmauki-rf-ot-17102013-no- 1155
П.Осницкий, А. К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. - Москва-Нальчик: Изд. Центр «Эльфа», 2007. - № 12. - С. 173- 178.
18. Платохина, Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края / Н. А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 6. - С. 108-115.
19. Петровский, А. В. Коллектив / А. В. Петровский // Общая психология. -2008. -№ 8. - С. 7-10.
20. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Н. В. Нищева. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. - 128 с.
21. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. / Е. Ф. Рыбалко, - Санкт - Петербург, 2001. — С. 131-132.
22. Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире / Е. О. Смирнова - Москва: Дрофа, 2006. - 157с.
23. Теплюк, С. Истоки самостоятельности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. 2005. - № 32. - С. 67-70.
24. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. Москва. 2004. - С. 61-89.
25.Чехонина, О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада / О. И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2008. - С. 101-107.
26. Шапарь, Б. В. Практическая психология. Инструментарий / Б. В. Шапарь. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2006. - 211с.
27. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 21. - С. 28-29.
28. Якобсон, С. Г. Что, по мнению детей, «хорошо», а что - «плохо» // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С. 46-49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ