Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Особенности обучения статистической обработке информации.........5
1.1. Применение статистической обработки информации в профессиональной деятельности............................................................................................................5
1.2. Использование информационных технологий для статистической обработки информации (электронные таблицы, Excel).....................................10
Глава 2. Методика обучения бакалавров методам статистической обработки информации............................................................................................................19
2.1. Методические подходы к обучению бакалавров обработки статистической информации................................................................................19
2.2. Учебный методический комплекс для обучения бакалавров обработки статистической информации (УМК)...................................................................31
Заключение.............................................................................................................61
Список используемой литературы.......................................................................63
Актуальность исследования. Если бы люди знали, что можно сделать методами анализа данных, ошибок и неясностей в нашей жизни стало бы гораздо меньше. К сожалению, ситуация в этой области далека от благополучия.
Однако, для того, чтобы анализировать данные в практических целях, не обязательно свободно владеть математической статистикой и теорией вероятностей. Эту проблему давно уже почувствовали многие английские и американские авторы — названиями типа «Статистика без слез» пестрят книжные полки магазинов, посвященные книгам по анализу данных.
В профессиональной деятельности собирается и накапливается большой объем различных данных. Постоянно возрастающий поток этой информации требует оперативной обработки, своевременного анализа и использование для эффективных управленческих решений в организациях. Для решения поставленных задач необходимо повышать профессионализм работников за счет совершенствования процесса их подготовки, повышения квалификации или переподготовки сотрудников.
Предметом статистической обработки данных является разработка методов регистрации, описания и анализа статистических экспериментальных данных, получаемых в результате наблюдения массовых случайных явлений.
Учеными многих поколений созданы фундаментальные основы статистической обработки информации. Однако на сегодняшний день отсутствуют научные труды, посвященные только теме исследования.
Цель исследования – выявить особенности методики обучения бакалавров методам статистической обработке информации.
На основании поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) рассмотреть применение статистической обработки информации в профессиональной деятельности;
2) рассмотреть использование информационных технологий для статистической обработки информации (электронные таблицы, Excel);
3) дать характеристику методическим подходам к обучению бакалавров обработки статистической информации;
4) разработать учебный методический комплекс для обучения бакалавров обработки статистической информации (УМК).
Методологическую основу исследования составили система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.
Научная значимость исследования. В работе разработан учебный методический комплекс для обучения бакалавров обработки статистической информации.
Практическая значимость исследования. Разработанный учебный методический комплекс для обучения бакалавров обработки статистической информации может быть использован в образовательном процессе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Информационные технологии, используемые в разных предметных областях, можно систематизировать (классифицировать) по: уровню управления, функционирующей информации в различных отраслях, сферам применения и др. По сферам применения их укрупнено можно разделить на информационные технологии, связанные с выполнением деловых, производственных, научно-исследовательских и научно-технических, социальных, учебных, культурно-досуговых и иных информационных процессов.
Среди наиболее важных направлений применения информационных технологий выделяют: ориентированные на активное и эффективное использование информационных ресурсов общества, оптимизацию и автоматизацию информационных процессов, внедрение в производственные и социальные технологии, обеспечение информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки и распространения массовой информации, интеллектуализацию общества, развитие его системы образования и культуры, нацеленные на содействие в решении глобальных проблем человечества.
Обработка текстовой информации ведётся с помощью текстовых редакторов и процессоров, а числовой информации – с помощью табличных редакторов и процессоров.
Обработка статистической информации включает обработку текстовых и числовых данных, поэтому она связана с применением стандартного программного обеспечения общего назначения (например, текстовый редактор Word, табличный редактор Excel и др.). Кроме того, для этих целей применяют и специализированные программы. Специализированные универсальные программы для решения широкого круга профессиональных задач обычно разрабатываются специализированными организациями. Подобные локальные программы разрабатываются сторонней организацией под заказ или непосредственно в организации, где их предполагается применять. Такие программы, как правило, не используются в других ситуациях и организациях.
Статистические информационные системы, как правило, являются разновидностью экономических систем. Главной организацией по сбору и обработке статистической информации в России является Госкомстат. Им определено, что обработка статистической информации включает: сбор и первичную обработку информации; передачу данных внутри системы и хранение информации в центральной базе статистических данных.
Пожалуй, можно констатировать, что на сегодняшний день статистика входит в число самых распространенных учебных дисциплин в вузах различных профилей, наряду с математикой, историей и философией.
Следует отметить, что уровень преподавания статистики в отечественных вузах, достаточно высок.
За последние годы издано немало новых учебников по статистике, ориентированных, прежде всего, на применение компьютерных средств для решения статистических задач.
Однако, проблема повышения уровня статистической (стохастической) культуры студентов остаётся актуальной даже к моменту их выпуска из стен вуза.
1. Акулов, О.А., Медведев, Н.В. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – Москва: Омега-Л, 2009. – 557 с.
2. Алексеева И.В. Сборник задач и упражнений по курсу «Информатика». – Обнинск: Обнинский институт атомной энергетики, 2007.
3. Велихов, А.С. Основы информатики и компьютерной техники: учебное пособие / А.С. Велихов. – Москва: СОЛОН-Пресс, 2007. – 539 с.
4. Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы информатики./ Под. Ред. Л.Н. Королева.- М.: Наука, 2008 г.
5. Галатенко, В.А. Основы информационной безопасности [Текст] : учеб.пособие / В.А. Галатенко. – М.: ИНТУИТ.РУ. 2006.-208 с.
6. Гвоздева, В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник / В.А. Гвоздева. – Москва: Форум: Инфра-М, 2011. – 541 с.
7. Годин, А.М. Статистика [Текст]: учеб. для вузов / А.М. Годин. – М.: Дашков и Ко.,2009.- 460 с.
8. Голицына, О.Л. Информационные системы [Текст]: учеб.пособие для вузов / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов.-М.:Форум,2007.-496 с.
9. Гусаров, В.М. Статистика [Текст]: учеб.пособие / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова.- М.:Юнити-Дана,2008.- 479 с.
10. Избачков Ю.С., Петров В.М. Информационные системы: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2006.-656 с.
11. Информатика в экономике: учебное пособие: / [Н. Г. Бубнова и др.]. – Москва: Вузовский учебник, 2011. – 476 с.
12. Информатика.- / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
13. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / [Г. В. Алехина и др.]. – Москва: Московская финансово-промышленная академия: Маркет ДС, 2010. – 730 с.
14. Информатика. Базовый курс: учебное пособие для высших технических учебных заведений / [С. В. Симонович и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 639 с.
15. Информатика: Учебник для вузов.- / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2008.
16. Информатика: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / [Н. В. Макарова и др.]. – Москва: Финансы и статистика, 2009. – 765 c.
17. Информатика: учебное пособие / А. Н. Степанов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2007. – 764 с.
18. Иопа, Н. И. Информатика: (для технических специальностей): учебное пособие / Н. И. Иопа. – Москва: КноРус, 2011. – 469 с.
19. Истомин Е.П. Информатика и программирование: учебник. – СПб.: АИД, 2006.-248 с.
20. Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика. – М.: Вуз и школа, 2009. – 636с.
21. Мельников, В.П. Информационная беззопасность и защита информации [Текст]: учеб.пособие / В.П. Мелиников, С.А. Клеименов, А.М. Петраков; под ред. С.А. Клейменова.-М.:Академия,2009.-336 с.
22. Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Изд. центр "Академия", 2008
23. Основы информатики: учебник / В. Ф. Ляхович, С. О. Крамаров, И. П. Шамараков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 715 с.
24. Основы информатики: учебное пособие / [Г. В. Алехина и др.]. – Москва: Московская финансово-промышленная академия: Маркет ДC, 2009. – 464 с.
25. Основы современных компьютерных технологий [Текст]: учебник / под ред. А.Д. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА принт. 2005.-672 с.
26. Острейковский В.А. Информатика. – м.: Высшая школа, 2007.- 512с.
27. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд. Доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
28. Сальников Ю.Н. Программирование Базовый курс [Текст :учеб.пособие / Ю.Н. Сальников.-М.:Маркет ДС, 2007.-336 с.
29. Семененко, В.А. Информационная безопасность [Текст] :учеб.пособие / В..А. Семененко.-М,2008.-277 с.
30. Симонович, С. В. Общая информатика / С. В. Симонович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 431 с.
31. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. – М.: 2007.
32. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 2008