Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЯ «АНТОНИМЫ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК

Работа №22040

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
860
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы изучения антонимов на уроках русского языка
в начальных классах 8
1.1 Антонимы и их типы, использование антонимов в речи 8
1.2 Этапы и методические условия формирования языкового понятия 12
1.3 Характеристика технологии проблемно-диалогического обучения Е.Л.
Мельниковой 18
2 Изучение антонимов на уроках русского языка в начальных классах 25
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы "Школа России" в аспекте работы над антонимами 25
2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 30
Заключение 37
Список использованных источников 39


Актуальность исследования. Школьный курс русского языка предполагает изучение понятий, которые описывают все уровни языка как системы. Младшего школьника необходимо включить в учебную деятельность, специфика которой заключается во взаимодействии обучающегося с понятиями. Чтобы усвоить понятие, необходима активность собственной мысли ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы требования к результатам обучающихся. К этим требованиям относятся личностные, предметные и метапредметные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя овладение обучающимися основными понятиями из курса русского языка. Однако для младших школьников усвоение языкового понятия представляет определенную трудность в силу возрастных особенностей, так как все языковые понятия являются абстрактными. В связи с этим также для младших школьников возникает трудность в освоении понятия «антонимы».
Цель исследования: выявить и апробировать эффективные методы изучения языкового понятия «антонимы», а также упражнения, способствующие осознанию существенных признаков данного понятия младшими школьниками.
Объект исследования: процесс изучения антонимов на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методы, упражнения для работы над понятием «антонимы» на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: если для формирования понятия «антонимы» на уроках русского языка использовать технологию проблемно-диалогического обучения, включающую проблемный метод, а также систематически использовать разнообразные упражнения, то это будет способствовать более осознанному усвоению данного языкового понятия младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «антонимы», рассмотреть их типы и использование в речи.
2. Рассмотреть этапы и методические условия формирования языкового понятия.
3. Охарактеризовать технологию проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельниковой.
4. Произвести обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы "Школа России" в аспекте работы над антонимами.
5. Провести опытно-экспериментальную работу в соответствии c гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы Л.П. Крысина, Л.Г. Бабенко, М.Р. Львова, Е.Л. Мельниковой и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической,психолого-педагогической и учебной литературы; эксперимент; анализ письменных работ учащихся.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа была проведена на базе второго класса МБОУ «СОШ №2» города Лесосибирска.
Практическая значимость исследования: урок открытия нового знания на тему «Антонимы», разработанный в соответствии c технологией проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельниковой, a также предлагаемая система упражнений для работы с антонимами могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке к урокам.
Апробация результатов исследования состоялась в виде выступления с докладом на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспект», состоявшейся в ЛПИ - филиале СФУ в апреле 2016 года, а также в виде публикации статьи в сборнике по материалам VIII международной научно-практической конференции «Современный взгляд на будущее науки», состоявшейся в г. Уфа в мае 2016 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), приложений.
Материалы исследования представлены в 2 таблицах, объем работы составляет 44 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Раскрыли сущность понятия «антонимы», рассмотрели их типы и использование антонимов в речи. Антонимы - слова с соотносительным противопоставлением по самому общему и наиболее существенному для этих слов значению и семантическому признаку. Также мы выяснили, что по своей структуре антонимы делятся на две основные группы - это однокоренные и разнокоренные.
2. Рассмотрели этапы и методические условия формирования языкового понятия и пришли к выводу, что процесс формирования языкового понятия можно разделить на четыре этапа: : анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия; обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей, введение термина); осознание формулировки определения понятия; конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. К методическим условиям, обеспечивающим эффективное усвоение понятия, относятся: активизация умственной деятельности учащихся, осознание существенных и несущественных признаков понятия, включение нового понятия в систему ранее изученных, раскрытие сущности связи определенных языковых категорий, наглядное изучение понятия.
3. Охарактеризовали технологию проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельниковой. Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога, который направляет учащихся, помогает самостоятельно открывать знания. Данная технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать и исследовать. Она включает, c одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), c другой - проблемное учение (сфера деятельности учеников)
4. Произвели обзор методической литературы, проанализировали программу и учебники по русскому языку образовательной системы "Школа России" в аспекте работы над антонимами. В программе не предусматривается выделения часов на изучение темы «Антонимы». Знакомство с ними происходит практически в связи с изучением частей речи. Методисты и учителя предлагают упражнения для закрепления понятия «антонимы».
5. Провели опытно-экспериментальную работу в соответствии c гипотезой исследования и пришли к выводу, что использование проблемного диалога в соответствии с технологией проблемнодиалогического обучения Е.Л. Мельниковой, а также систематическое использование упражнений способствует осознанному усвоению младшими школьниками языкового понятия «антонимы».



1. Бабенко, Л. Г. Лексикология русского языка : учебное пособие / Л. Г. Бабенко. - Екатеринбург : Просвящение, 2008. - 126 с.
2. Бережных, Е. В, Гашкова Н. Л Синонимы и антонимы / Е. В. Бережных, Н. Л. Гашкова // Начальная школа. - 2012. - №3. - С. 90-99.
3. Бугровский, Л. А. Введение в языкознание : учебное пособие / Л. А. Бугровский. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 172 с.
4. Введенская, Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2003. - 544 с.
5. Галкина - Федорук, Е. МС. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология: учебное пособие / Е.М. Галкина- Федорук. - Москва : МГУ, 2009. - 203 с.
6. Горшкова, Н. М. Современный русский язык / Н.М. Горшкова. - Москва : 2012. - 120 с.
7. Зеленина, Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 2 класс : учебник /
- В 2-х частях. - 2-е изд. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - Москва : Просвещение, 2012. - 130 с.
8. Зеленина, Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 2 класс : учебник /
- В 2-х частях. - 2-е изд. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - Москва : Просвещение, 2012. — 136 с.
9. Иванова, В. Н. Антонимия в системе языка / В. Н. Иванова. - Кишинев : 1982. - 316 с.
10. Измайлова, М. Р. Проблемный диалог на уроках обучения грамоте / М.Р. Измайлова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №8. - С. 31-33.
11. Ковалева, Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах / Г.Я. Ковалева // Учительский журнал. - 2012. - № 4. - С. 32-37.
12. Колесников, Н. П. Словарь антонимов русского языка / Н. П. Колесников.- Москва : Просвещение, 1972. - 324 с.
13. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка. / Э. В. Кузнецова. - Москва : Просвящение, 2011. - 215 с.
14. Крысин, Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография / Л.П. Крысин. - Москва : издательский центр "Академия", 2007. - 240 с.
15. Львов, М. Р.Методика преподавания русского языка в школе / М. Р. Львов. - Москва : Директ - Медиа, 2001. - 368 с.
16. Львов, М. Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Р. Львов - Москва : Просвещение, 1987. - 415 с.
17. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М.Р. Львов. -Москва : Просвещение, 1987. - 272 с.
18. Мельникова, Е. Л. Технология проблемно-диалогического обучения (в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Вып.7. / Е.Л. Мельникова - Москва : Баласс, 2003.- С. 19-23.
19. Мельникова, Е. Л. Что такое проблемный диалог /Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 8. - С. 3-8.
20. Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний / Е. Л. Мельникова // Сибирский учитель. - 2011. - № 5. - С.47-52.
21. Песина, С. А. Полисемия в когнитивном аспекте : Монография. / С.А. Песина. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 325 с.
22. Радулова, Е. Н. Создание проблемной ситуации / Е.Н. Радулова // Открытая школа. - 2012. - № 6.
23. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов пед. институтов / Т. Г. Рамзаева, М.Р. Львов.- Москва : Просвещение, 2010. - 431 с.
24. Реформатский, А. А. Введение в языкознание: учебное пособие /
А.А. Реформатский. - Москва : Аспект-Пресс, 2007. - 536 с.
25. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова.- Москва : Айрис-Пресс,2002. - 446 с.
26. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. Москва : 1997.
27. Сапогова, Е. Е Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. - Москва : Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
28. Сарбашева, З. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения / З. М. Сарбашева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 44-47.
29. Сидорова, М. Ю., Савельев В. С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций / М. Ю. Сидорова, В. С. Савельева. - Москва : Айрис- пресс. 2005. - 208 с.
30. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л. А. Новикова. - Москва : Просвящение, 1984.- 318 с.
31. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
32. Современный русский язык: фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, словообразование, морфология : учебное пособие/ под ред. В. Д. Стариченка. - Минск : 1999. - 430с.
33. Фатеева, Н. И Образовательные программы начальной школы : учебник для учреждений высш.проф.образования / Н. И. Фатеева. - Москва : Издательский центр "Академия", 2013. - 176 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - Москва : Просвещение,2009.- 187 с.
35. Федотова, Т. И. Применение элементов исследовательской работы для развития творческих способностей школьников / Т.И. Федотова // Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 106-111.
36. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. - Москва : 2001. - 217 с.
37. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей / Л. В. Черемошкина. - Ярославль : Академия, 1996. - 240 с.
38. Щербаков, А. В. На занятии - проблемные ситуации /
А.В. Щербаков // Учитель. - 2011. - № 6. - С. 82-83.
39. Эльконин, Д. Б Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2012. - 384 с.
40. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л. И. Ягодко // Начальная школа плюс До и После. -2011. - № 1. - С. 36-38.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ