Несмотря на то, что практически со времен возникновения ислам фрагментировался на два крыла - умеренное и радикальное, радикальный исламизм конца XX - начала XXI века - это принципиально новое явление. Речь идет о неотвратимой политизации древнего религиозного учения и его извращенном толковании экстремистки настроенными группами.
На своем долгом полуторатысячалетнем пути радикальный исламизм носил «внутрицивилизационный характер», и радикалы являлись проблемой исключительно для умеренных мусульман. Но под воздействием ряда причин с середины ХХ века радикальный исламизм вышел на мировую арену, становясь одним из важнейших факторов мировой политики, и ощутимой угрозой как для умеренных режимов мусульманских стран, так и для стран Запада. В немалой степени радикальный исламизм представляет угрозу и для России, которая непосредственно граничит с исламскими республиками бывшего Советского Союза и мусульманскими государствами Ближнего и Среднего Востока, являясь при этом поликонфессиональной страной, в которой мусульманское население, по численности второе после православно-христианской группы.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что к мусульманскому миру сегодня принадлежит значительная часть человечества. На планете насчитывается более 1 млрд. мусульман, составляющих большинство населения в 35 странах. В Европе и Америке также быстро растет численность мусульманского меньшинства. В России приверженцы ислама, по различным оценкам, составляют от 12 до 15 млн. человек (т.е. 8-10% населения страны). Современный радикальный исламизм набирает силу посредством культивирования образа главного врага в лице иностранных государств, которые, по мнению радикалов, продвигая свои экономические и внешнеполитические интересы, попутно насаждают ценности, чуждые мусульманскому миру, подрывая традиционные аксиологические установки ислама. Под зелеными знаменами ислама и с воинствующими лозунгами, призывающими к «священной войне» против неверных захватчиков, идет
процесс объединения исламистов из разных стран, попутно сопровождаясь пропагандой ценностей агрессивной идеологии и вербовкой в свои ряды иностранцев. Отношения по оси исламский Восток - Запад исламисты расценивают исключительно как некий необратимый «конфликт цивилизаций». Восток, в их понимании, должен воплощать принципы «праведного ислама», а Запад воплощает чуждые идеи и принципы иудейского и христианского начал. Столь серьёзная ценностная и мировоззренческая конфронтация делает невозможным и опасным малейшее игнорирование или недопонимание природы и сущности такого феномена как радикальный исламизм.
На сегодняшний день можно однозначно утверждать, что, хотя в рамках исследования исламисты и объединены под эгидой одного явления — исламского радикализма, на практике в полной мере они не являются сплоченным сообществом. Это, в свою очередь, говорит о том, что феномен радикального ислама — это классификатор некоего надвидового процесса, который имеет свои отличительные подвидовые направления и характеристики.
Также просматривается разновариантная амплитуда деструктивного воздействия радикального исламизма на систему международных отношений и общую культурную глобализацию. С одной стороны, можно проследить влияние фактора радикального исламизма на способность адаптации арабских стран к современным мировым реалиям. С другой, мы видим множество внешних проявлений последствий религиозного экстремизма в качестве реакции на него Запада - исламофобии, ужесточения иммиграционной политики и процедур адаптации мигрантов. Проявляется это в социальнофилософском дискурсе столкновения цивилизаций.
Для экспликации факторов, непосредственно влияющих на радикализацию ислама, мы прибегнем к социально-философскому анализу. История общества складывалась в пространственно-временном поле его бытия в рамках исторических этапов — эпох, культур, цивилизаций, характеризующих сущность и специфику человеческой деятельности. Поэтому анализ становления и функционирования мусульманского общества, его социального бытия и форм, законов и путей развития, типов и видов социальных общностей, сфер жизни общества - поможет выявить факторы, непосредственно влияющие на радикализацию ислама.
Гипотеза. Принято считать, что серьёзные разногласия внутри мусульманского общества, которые приводили к военным конфликтам, являлись причиной становления такого феномена как «радикальный исламизм». Но по нашему мнению, именно существование неких общих и неизменных для всех течений радикального исламизма религиозно-идеологических факторов детерминирует появление расколов в мусульманском обществе приводящих к военным кофликтам.
Объект исследования: радикальный исламизм.
Предмет исследования: религиозно-идеологические факторы, лежащие в основании радикального исламизма.
Цель: выявить факторы, влияющие на радикализацию ислама,рассмотреть сущность, природу и генезис этого феномена.
Задачи:
1. Дать характеристику основным течениям ислама.
2. Выявить основные разногласия между течениями ислама.
3. Выявить степень потенциальной радикализации течений ислама.
4. Эксплицировать религиозно-идеологические факторы, влияющие на радикализацию ислама.
5. Проследить генезис радикального исламизма
6. Проанализировать исторические события повлиявшие на радикализацию ислама.
Сама жизнь настоятельно требует систематизировать имеющуюся информацию по данной проблеме для выработки наиболее эффективного подхода к вопросу противодействия угрозам и вызовам, исходящим от исламизма, прежде всего, в форме экстремизма и терроризма. Современной наукой исследуемое явление (радикальный исламизм) рассматривается с различных точек зрения. В отечественной востоковедческой религиозной и политической философии, в частности, в вопросах соотношения религии и политики в исламе, стали формироваться два основных подхода к оценке идеологии и практики современных исламистов.
Часть исследователей склоняется к мысли о необходимости трактовки происходящих в мусульманском мире событий с позиций «возрождения ислама». При таком подходе на первый план выдвигается идея о том, что современный исламский радикализм - это закономерное явление в рамках очередной волны «исламского ренессанса», отражающее стремление части мусульман к возрождению «истинных» исламских ценностей в условиях процесса глобализации и нарастающего «цивилизационного» противостояния. В числе этих исследователей отечественный востоковед Поляков К.И, изучающий данный вопрос на примере зарождения исламского фундаментализма в Судане. Указанный автор использует компаративистский и теоретико-аналитический методы. Суть этих методов заключается в рассмотрении системообразующих компонентов психологии нации, т. е. является методологическим анализом того, что последние представляют собой как явление общественного сознания и того, что входит в их структурное содержание. А.А. Игнатенко, российский исламовед, доктор философских наук, в исследовании вопроса взаимосвязи и взаимовлияния ислама и политики использует методологические установки герменевтики, компаративистский, историко-феноменологический методы.
Как считают другие исследователи, в числе которых один из ведущих российских специалистов по проблемам ислама, востоковед и политолог А.В. Малашенко, причиной активизации исламских движений являются конкретные экономические и политические интересы, детерминированные существующим несправедливым положением в международных отношениях, нерешенностью острых социально-экономических проблем в развивающихся странах. А.В. Малашенко в своих работах опирается на сравнительно-исторический метод, метод анализа. При таком подходе к проблемам «исламского экстремизма» и «исламского терроризма», в ряде случаев, они предстают как отражение экстремальных форм борьбы за равноправное участие в мировой политике, за национальный (или конфессиональный) суверенитет, иногда за сохранение права на социокультурную самобытность. Но чаще всего - как стремление к решению внутренних проблем на путях установления «исламского порядка». Вместе с тем, рассматривая содержание понятий «радикальный исламизм», «исламский экстремизм» и «исламский терроризм», подчеркнем, что нами используется уже сложившаяся в западных и отечественных гуманитарных науках терминология
В последние годы радикальный исламизм стал одним из важнейших и обсуждаемым фактором, непосредственно влияющим на мировой политический процесс. Такие неотъемлемые составляющие радикального исламизма, как экстремизм и терроризм, несут непосредственую угрозу существующему мировому порядку. Более того, мы на своём опыте убедились, что военные компании под эгидой «антитеррористических операций», проводимые ранее США, не принесли ожидаемых результатов по слому международных структур радикалов, а, наоборот, привели мир к границе, за которой лежит новый мировой идеологический конфликт. Несмотря на успехи международной коалиции по разрешению Сирийского конфликта и слому радикальной группировки «Исламское государство» (Организация, запрещенная на территории РФ), случаи террористических атак не уменьшаются, а агитационная работа по вербовке новых членов радикальных исламских группировок только усиливается.
Таким образом, любая недооценка «радикального исламизма» может обернуться для России, которая уже испытала на себе гнет столкновений с исламскими экстремистами, крайне негативными последствиями в плане дестабилизации внутренней политической обстановки в стране, а также внешнеполитическими и экономическими провалами. Для многоконфессиональной и многонациональной России, обострение межконфессиональных и межнациональных противоречий в отдельных регионах может привести к краху всей государственной системы, или, по крайней мере, к её временной парализации.
Стоит понимать, что власть представляет главный интерес для исламского радикализма во всем мире. Именно желание власти рождает основные идеи исламского радикализма: мусульманская умма была введена в заблуждение «неверными», которые насильно привнесли свои ложные ценности в исламское общество. Мусульманская умма под действием «неверных» и мусульман отступников, принявших ложные светские законы и ценности поддалась разврату и отошла от истиных принципов Корана, сунны Пророка. И сегодня весь исламский мир чувствует на себе последствия ухода от законов Корана и обычаев шариата, взращивая на своей земле и в умах своих детей варварские западные ценности «неверных». А единственным верным способом борьбы с этой экспансией Запада является джихад - священная война за веру, которая должна окончиться неизбежной победой над всеми «врагами ислама», сначала в виде объединения всех мусульманских стран под общим флагом, а затем в виде длительной войны исламских стран с «неверными», за право диктовать решение вопросов об устройстве мирового порядка. Иными словами, радикальный исламизм несет в себе определенную коллективистски ориентировунную форму социальной мобилизации, в которой община играет главную роль в ценностном и мировоззренческом ориентировании мусульманина.
По нашему мнению, основным фактором радикализации ислама является идеологическая установка, провозглашающая безоговорочное противостояние неверию и тирании кафиров (неверных), это подтверждается многовековой практикой «обновителей» и «реформаторов» от ислама, которая подкреплена серьезными религиозными догматами. Построенные на базе этих установок архетипичные идеологемы в виде образов «священных воинов ислама» и т.п. лежат в основе радикального исламизма, как метода вербовки или мобилизации своих адептов. Эти идеологемы доносятся до потенциального «воина ислама» в виде лозунга или призыва, который провозглашается нормой ислама. Подобные лозунги изначально несут в себе экстремисткие методы борьбы с неверными, в том числе, террористические акции или открытые боевые столкновения, которые они представляют как истиный джихад. Проследив историю идеологической установки направленной на войну с неверными, можно с уверенностью сказать, что именно этот фактор является основопологающим в процессе радикализации ислама, так как несмотря на различия между хариджитами и, например, террористами «Исламского государства»
При этом «радикальный исламизм» как идеологическая доктрина весьма изменчив, и выступает, скорее, в качестве универсального определения, так как может базироваться на разных идейных доктринах от «суннитского салафизма», до «шиитского фундаментализма» и т.д. Тем не менее, он сохраняет внешнюю идентичность, которая выражается в террористической и политической практике.
В последние 15-25 лет деятельность исламских радикалов приобрела интернациональный характер, это отчетливо видно из состава воющих сторон в Сирийском конфликте, сами радикалы выставляют напоказ членов своих группировок, которые пришли на их сторону из стран Запада. За эти годы террористические организации радикальных исламистов укрепили свои международные связи, создали целую инфраструктуру для переброски боевиков, денежных средств или оружия в различные регионы. Вместе с тем они отлично овладели пропагандистскими методами работы через СМИ и, в особенности, с помощью сети Интернет.
Как основную точку отсчета борьбы с радикальным исламизмом можно считать 11 сентября 2001 года, когда все мировое сообщество осознало всю серьёзность угрозы исходящую со стороны радикального ислама и приступило к активным действиям по борьбе с его экстримисткими проявлениями. С того момента прошло уже 15 лет, однако, мы отчетливо видим, что опыт противодействия исламистам посредством лишь военного вмешательства не даёт ожидаемых результатов, более того, за последние несколько лет становится явным полный крах и необоснованность этого способа борьбы, по крайней мере, борьбы без участия всех заинтересованных стран единым фронтом.
Можно с уверенностью сказать, что весь имеющийся мировой опыт борьбы с исламизмом, показывает, что без попыток ликвидировать социальноэкономические проблемы, которые создают благоприятную почву для развития
1. Антес П. Ислам в современном мире (пер. с нем.) //Ислам в Евразии/Под ред. МВ Иордана. М. - 2001. - 256 с.
2. Абдо Мухаммад. Тафсир ал-Кур’ан ал-карим. / - Каир, 1983. - 35 с.
3. Аль-Маудуди А. А. А. Основы ислама //М.: Сатланда. - 1993. - 9 с.
4. Аш-Шахрастани М. А. Книга о религиях и сектах //Аш-Шахрастани МАМ.: Наука. - 1984. - 36 с.
5. Бобровников В. Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - 151 с.
6. Burgat F. L’Islamisme au Maghreb: la voix du Sud // Paris, 1988. - 139 p.
7. Григорян С.Н. Из истории Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.) // - М.: Наука, 1960. - 298 с.
8. Григорян А.Ф Идеологические основы радикальных и фундаменталистах направлений в исламе (ранние радикальные течения в исламе) //Альманах современной науки и образования. - 2007. - 48 с.
9. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины/отв. ред., предисл //ОФ Акимушкина. - 2004. - 112 с.
10. Добаев И. П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения //Центральная Азия и Кавказ. - 2001. - №. 2. - 14 с.
11. Esposito J. L. et al. (ed.). Political Islam: Revolution, Radicalism, Or Reform?. - Boulder and London : Lynne Rienner Publishers, 1997. - 9 p.
12. Ислам: Энциклопедический словарь // Москва.: Наука. Гл. ред. вост. лит.,
1991. - 385 с.
13. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе //Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - Т. 2. - №. 8. - 124 с.
14. Исламизм: глобальная угроза?/ Серия: Научные доклады. № 2. Ноябрь 2000 г. - М.: Научно-исследовательский институт социальных систем, 2000.
- 5 с.
15. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России / Научный отчет РИСИ / Под. общ . ред. Е.М.Кожокина.
- М., 1995. - 13 с.
16. Исламизм: глобальная угроза? / Серия: Научные доклады. № 2. Ноябрь 2000 г. - М.: Научно- исследовательский институт социальных систем, 2000.
- 13 с.
17. Идрис Абдуллах. Ваххабизм: история проблемы // Мусульмане, 2000. - 36 с.
18. Йонсон Лена. Политический ислам и конфликты в Евразии // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 4(5). - 56 с.
19. Коран. Сура ал-Баккара (Корова), аят 56.
20. Кутб С. Будущее принадлежит исламу //М.: Сантлада. - 1993.- 104 с.
21. Кутб С. Вехи на пути Аллаха // Махачкала: «Бадр». -1997. - 300 с.
22. Кутб С. Под сенью Корана //М.: Умма. - 2003. - 48 с.
23. Максуд Р. Рукайя Максуд Ислам // М.: «Гранд», 2006. - 41 с.
24. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа // Москва Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2001. -180 с.
25. Малашенко А. В. Религиозный фундаментализм в контексте глобальных перемен //Глобальные социальные и политические перемены в мире: Мат. рос.-амер. семинара (Москва, 23-24 окт. 1996 г.). М. - 1997. - 38 с.
26. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России // Москвский центр Карнеги, 1998. - 45 с.
27. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. // Москвоский центр Карнеги, 2001. - 69 с.
28. Мухаммад Саид аль-Ашмави. Джихад в исламе // Аль-ислам ас-сийяси (Политический ислам). 3-е изд. - Каир, 1992. -116 с.
29. Мохаммадат-Таласи. Кавказ и исламский Халифат // Исламская нация. - Каир, 1998. -38 с.
30. Милованов Е.Ю. Лидерство в малых группах, управлении и политике // Ростов н.д: изд-во РГУ, 1996. - 88 с.
31. Максуд Р. Ислам // - Москва: «Гранд». - 41 с.
32. Полонская Л. Р. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития //Азия и Африка сегодня. - 1994. - №. 11. - 22-29 с.
33. Поляков К. И. Исламский фундаментализм в Судане //Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - 2000. - 15 с.
34. Поздняков Э.А. Философия политики. // Москва., 1994. - 233 с.
35. ПРОЗОРОВ С. М. Хрестоматия по исламу. - Наука, Издательская фирма" Восточная лит-ра", 1994. - 458 с.
36. Прошина Е.М., Добин А.В. Ислам и политика // Ежегодник СЗАГС. - СПб.: «Образование-Культура», 1999. - 170 с.
37. Roy O. Afghanistan, islam et modemitepolitique // Paris: Le Seuil, 1985. - 89 P.
38. Rahman F. Islam and modernity: Transformation of an intellectual tradition // University of Chicago Press, 1984. - 15 p.
39. Степанянц М. Т. Реформаторство как антитеза традиционности/Бог- человек-общество в традиционных культурах Востока/Отв. ред //МТ Степанянц. - 1993. - 222 c.
40. Сажин В. И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах //Ближний Восток и современность. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - 1998. - 207 c.
41. Сиван Э. Радикальный ислам»: причины и последствия
террористического насилия //Internationale Politik. - 1997. - №. 8. - 6-15 c.
42. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура // - М.: Изд- во инст-та гос-ва и права РАН. - 1997. - 12-13, 18 c.
43. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе //- М.: Изд-во АН СССР. - 1963. - 142 с.
44. Умнов А. Ю. Религия возвращения//Ближний Восток и современность //Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - 1996. - 187-188 с.
45. Умнов А.Ю. Исламский фундаментализм на Среднем Востоке // Вести Моск, ун-та. Сер. 13,Востоковедение. - 1994. - № 3. - 46, 50 с.
46. Фрэнсис Ф. Конец истории и последний человек //М. АСТ: Ермак. - 2005. - 108-109 с.
47. Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750-1517 гг.) //М.: АСТ, Восток-Запад. -
2006. - 63 с.
48. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - 1994. - 114 с.
49. Choueiri Youssef. Islamic Fundamentalism // Boston. - 1990. - 11 p.
50. Энциклопедия «Религии мира» //Москва.: Аванта. -1996. - Т . 6, ч. 2. - 538 с.